Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Национальная система управления.
В Казахском ханстве была сформирована своя национальная система управления. В этой системе прочно сохранялись родоплеменные традиции. Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней. 1. Аул - это первая общественная ячейка казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей или нескольких семей. Главу каждого аула называли аулбасы. 2. Ата аймак (отцовский край) состоял из людей нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Ата аймаком управлял аксакал (старейшина). 3. Род в основном состоял из десяти или пятнадцати аймаков. Руководил родом рубасы (глава рода). 4. Арыс состоял из нескольких родов, которыми управлял бий. 5. Улус включал в себя несколько арысов. Правитель улуса назывался султаном. Султанами обычно являлись выходцы из династий ханов и «белой кости» - знати. В большинстве случаев ханы назначали своих сыновей и родных султанами улусов. Султаны избирали хана, непосредственно осуществляли с ним связи. 6. Жуз состоял из нескольких улусов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз - аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз — 12 племен родового объединения байулы (адай, алшыны, жаппасы, алаша). Каждый жуз избирал своего хана. 7. Ханство состояло из трех жузов. Верховным повелителем ханства являлся великий хан всех ханов. Избрание ханов из представителей знати - «белой кости» было многовековой традицией казахского народа. Важнейшие вопросы в жизни казахов решались на созывавшихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди. Казахский хан. По сложившейся в казахском обществе традиции, в XVI веке ханская власть не всегда передавалась по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только после этого они разъезжались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»). Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право жить за счет народа. Немного времени спустя главы родов пригоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом. На ханский титул имели право претендовать лишь потомки Чингисхана. Потомки Чингисхана избирались ханами в зависимости от их возраста и близости по родству. Казахский хан не только правил страной, но и командовал войсками. От его имени с населения собирали налоги (дары, согым, байгазы, штрафы и др.). У хана имелись свои небольшие военные отряды. Члены этих вооруженных отрядов вместе с ханом отправлялись в походы, пасли его скот и помогали в домашнем хозяйстве. Их называли толенгитами или караша. У казахского хана не было регулярного войска. В необходимых случаях собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. В мирное время перекочевка без согласия хана не разрешалась. Нарушители такого порядка наказывались или платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными перед ханом. Иногда властители родов и племен, недовольные ханом, отделившись, переходили под власть другого хана. При таких обстоятельствах ханская власть слабела, разгорались феодальные распри и междоусобицы. Бии и батыры часто нарушали клятву, данную своему хану. В результате разделения казахского народа на три жуза в каждом из них избирался свой хан. Их власть распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между владениями этих ханов не было четких границ. По распоряжениям вождей родов и племен население в тяжелые времена (засуха, истощение пастбищ и т.д.) снималось с обжитых мест в поисках новых пастбищ. Социальный состав Казахского ханства. В XVI-XVII веках социальный состав населения Казахского ханства представлял собой классовую структуру феодального общества. Казахское ханство в основном делилось на два класса - класс феодалов (белая кость) и класс крестьян - шаруа (черная кость). Класс феодалов состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним примыкали другие представители патриархально-феодальной знати - эмиры или беки, баи (богачи), батыры. Высшая иерархия мусульманских религиозных служителей - ишаны, имамы, хаджи - тоже принадлежали к господствующему классу. Они также пользовались привилегиями. Одной из форм классовой борьбы народных масс были перекочевки или побеги. ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА В XVI-XVII ВЕКАХ На зимние пастбища кочевые аулы откочевывали глубокой осенью. Для кочующих зимой казахских аулов основную угрозу представлял джут (массовый падеж скота). Весеннее кочевье совпадало со временем окота, что создавало немало забот скотоводам. Перед кочевкой на жайляу массивные, крупногабаритные грузы закапывали в землю. Аулы обычно находились на жайляу полтора-два месяца. На жайляу проходили празднества, справлялись свадьбы, устраивались поминки, на которых проводились конные скачки, борцовские состязания, выступления музыкантов, певцов и сказителей, айтысы акынов. С наступлением холодов пастухи с жайляу перекочевывали на кузеу - в места осенних стоянок. Отрар (Фараб) - один из среднеазиатских крупных городов средневековья. В исторических письменных источниках он был известен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также называли Турарбанд, Турар, Фараб. В V-XV веках город являлся центром торговли с кочевыми племенами. Отрар находился на торговом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия, когда город был разрушен, Отрар возродился и просуществовал до XVII века. При правлении ханов Белой Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей Арыстан-Баба, духовного наставника Йасауи. КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА Знаменитые казахские акыны и жырау (поэты-импровизаторы) XVI- XVII веков - Жиембет, Маргаска, Ак-тамберды, Умбетей, Бухар-жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против внешних врагов. Салы и сери не только импровизированно создавали песни, но и одновременно сочиняли к ним музыку. В песнях салов воспевались любовь, мужество и высокие душевные качества, в них часто звучали шутливые мотивы, розыгрыши. Песни сери отличались своей высокой эмоциональностью и строгим сохранением ритма. Язык и письменность. В XV веке казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык. По сведениям ученых-литературоведов, такие эпосы, как «Едиге» и «Ер Саин» среди народа распространились через алшынов. Дастаны «Ерлокше», «Базар-батыр» оыли созданы на керейском языке, родственном, как и другие племенные языки, единому казахскому языку, «Таласские памятники» - на языке дулатов-уйсунов, «Нахжи аль-Фарадис» создан на кердеринском и «Кодекс Куманикус» - на кыпчакском языках. Среди всех языков основным являлся древний кыпчакский язык. В XV-XVII веках древний кыпчакский язык в период Золотой Орды и Белой Орды употреблялся как официальный литературный язык. В XVI-XVII веках стали появляться исторические произведения на казахском языке. Образцом письменной литературы является «Джами ат-тауа-рих» («Сборник летописей»). Автором этой книги был Кадыргали Жалаири. В ней он излагает историческую летопись казахских правителей до султана Ураз-Мухаммеда, повествует о его происхождении. Сборник написан арабским алфавитом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы