Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Б. Формальные аспекты конструктов
Терминология а. Диапазон пригодности (Range of convenience). Мы уже отмечали, что теория или система имеет диапазон пригодности, в котором она служит пользователю надежным инструментом в деле пред- 25 Граи (букв.: «старухи») - в греческой мифологии - порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта, сестры Горгон Обитали у сада Гесперид, были седыми от рождения и имели на троих один зуб и один глаз, которым обменивались поочередно. Подробнее см.: Мифы народов мира' Энциклопедия в двух томах. Т 1., М., 1987, с 318. - (Прим. перев). Теория личности сказания событий. Кроме того, в ходе изложения предположений, образующих структуру психологии личных конструктов, мы указывали на то, что и конструкт имеет диапазон пригодности. По-видимому, диапазон пригодности конструкта охватывает все то, к чему пользователь счел его применение полезным. б. Фокус пригодности (Focus of convenience). Конструкт мо в. Элементы (Elements). Вещи или события, которые абстраги г. Контекст (Context). Контекст конструкта состоит из всех тех д. Полюс (Pole). Каждый конструкт имеет два полюса, по одному е. Контраст (Contrast). Отношение между двумя полюсами кон ж. Аспект сходства (Likeness end). Для тех случаев, когда осо з. Аспект контраста (Contrast end). Для тех случаев, когда осо Глава третья. Природа личных конструктов и. Эмердженция (Emergence). Здесь мы заимствуем конструкт Лайела (Lyle). Эмерджентный полюс конструкта - это полюс, который включает большую часть непосредственно воспринимаемого контекста. Например, в утверждении «У Мэри и Алисы мягкий характер, а Джейн агрессивна» мягкость (характера) является эмерджентной, потому что относится к 2 /3 контекста. Часто в явной форме упоминается только эмерджентный полюс, как в том случае, когда кто-то говорит: «У Мэри и Алисы мягкий характер, а у Джейн - нет». к. Имплицитность (Implicitness). И эта мысль позаимствована у Лайела (Lyle). Имплицитный полюс конструкта - это полюс, который противополагается эмерджентному. Его часто не называют «по имени». Иногда у человека нет даже специального символа для обозначения имплицитного полюса конструкта, и он выражается в имплицитной символической форме через эмерджентный термин. 9. Символизм Любой из сходных элементов в контексте конструкта может дать имя или название этому конструкту. Конструкт, образованный в контексте элементов А, В и С, где А и В являются сходными элементами, можно репрезентировать просто через упоминание А. В свою очередь, элемент А сам может быть подлинным конструктом, возникшим в контексте Ав, А6, Ас. Здесь мы указываем не на использование А в этом смысле, а на его употребление в качестве представителя или символа конструкта, сформированного вне контекста, включающего А, В и С. Тогда А может использоваться для репрезентации конструкта, который на самом деле и не А вовсе, но включает А в качестве видового объекта, то есть конструкта высшего порядка, который содержит А только как часть своего контекста. Такова основная сущность символизма. Символика - весьма полезный и удобный инструмент. Понимаемая в свете сказанного выше, символика является не только единственным орудием оформления мысли, но, бесспорно, служит применяемым всеми инструментом широкого назначения. Теория личности Люди изобрели ловкий трюк в пользовании символикой. Мы придумываем звуки и формы и вводим их искусственно в контекст своих конструктов в качестве одного из элементов, а затем позволяем какому-то одному звуку или какой-то одной форме стать символом определенного конструкта. Например, кто-то прибавляет слово 'мягкость' (характера) к живым людям — Мэри и Алисе, так что образуется контекст, который теперь звучит как: 'Мэри, Алиса и мягкость характера в сравнении с Джейн'. С этого момента ''мягкость' (как свойство характера) используется для репрезентации подобия Мэри, Алисы и... слова 'мягкость'. Есть и более простой тип символизма, который не связан с вторжением слов в контекст конструкта. Мы можем позволить Мэри стать символом мягкости, а Джейн — символом привлекательности. Мать может стать символом принадлежности к определенному социальному классу, а отец — символом зрелости. У большинства людей Мать и Отец действительно олицетворяют собой личные конструкты гораздо более высокого порядка, чем тот, которого требуют их собственные идентичности. Этот вид «фигурного» символизма характерен для личных конструктов, формируемых человеком в детстве. Вдобавок, то, что эти конструкты, вероятно, поддерживаются и сохраняются в памяти на основе такого «фигурного» символизма, — важный факт для психотерапевта. Ибо сказать, что некто «интроецирует» своего отца и свою мать, означает упустить главное, по крайней мере, для психотерапевта; скорее, отец и мать этого человека, по всей вероятности, были контекстуальными элементами великого множества личных конструктов, которые он сформировал за свою жизнь, в частности его ролевых конструктов. Родительские фигуры могут использоваться, а могут и не использоваться в настоящее время в качестве символов этих конструктов. Мы только что сказали, что символы-фигуры характерны для символики, используемой для репрезентирования личных конструктов, сформированных в детстве. Можно придать этому факту более общую формулировку. Использование одного из исходных контекстуальных элементов в качестве символа конструкта характерно для ранних стадий формирования и применения любого конструкта. Так, кон- Глава третья. Природа личных конструктов структ ' Мэри-похожа-на-Алису~и-отличается-от-Джейн', вероятно, будет символизироваться в мышлении конкретного человека просто как Мэри или Мэри-стость. По мере добавления в контекст данного конструкта - при условии, что это проницаемый конструкт, - новых элементов, или пытаясь вызвать «мэриподобное» поведение у своих друзей, его обладатель может изобрести для него вербальный символ. Если же конструкт оказывается относительно непроницаемым или трудносообщимым, разве что с помощью самых интимных средств, он продолжает символически репрезентироваться просто одним из элементов своего исходного контекста. Например, если 'мать' является контекстуальным элементом, используемым для репрезентации какого-то относительно непроницаемого личного конструкта - скажем, «Теперь нет таких людей, какой была моя мать», - или если не предпринимается никаких усилий, чтобы сообщить личный конструкт - «Вряд ли кто сейчас способен понять, какой в действительности была моя мать», -тогда 'моя мать', скорее всего, будет сохраняться и как символ, и как один из элементов контекста этого личного конструкта. Почти на всем протяжении нашего обсуждения личных конструктов в качестве примеров их контекстуальных элементов мы приводили людей или «фигуры». Считается, что именно такие конструкты представляют первостепенный интерес для психолога. Однако все нами сказанное справедливо и в отношении личных конструктов, касающихся других вещей. Конструкт 'скорость' может символизироваться автомобилем, так же как и словом. Конструкт 'успокоение' может символизироваться кривой, напоминающей округлость материнской груди; конструкт 'честность (прямота)' -звуком твердого, мужского голоса, а конструкт 'возмужалость' — эрегированным половым членом. Ответы на тест Роршаха по типу «blood and guts» могут, в некоторых случаях, быть символами личного конструкта, взятыми непосредственно из его контекста. При оценивании такого ответа клиницисту важно выяснить, что это за конструкт и каков его уровень обобщенности (то есть порядок подчиняемых им элементов). Теория личности Коммуникация Излагая выше наши представления о символизме, мы заняли определенную позицию и в отношении природы коммуникации. Если символизм - это вопрос предоставления одному из элементов в контексте конструкта выступить в роли представителя всего этого конструкта, тогда коммуникация — это вопрос воспроизведения символического элемента в надежде вызвать более или менее близкую копию данного конструкта у другого человека. Самый лаконичный и ясный способ - воспользоваться словом как символом. Разумеется, он может не сработать, потому что наш слушатель мог не включить это слово в состав того же контекста или не употреблять его в качестве символа того же конструкта. Тогда, возможно, нам придется показать ему другие элементы контекста нашего личного конструкта, — частично в форме слов, частично в форме невербальных актов. При некотором везении мы можем преуспеть в сообщении нашего конструкта, по крайней мере на приблизительном уровне. Клиент, пытающийся сообщить свои личные конструкты терапевту, редко может опереться на простые словесные формулировки при передаче точного личного смысла конструктов. Ему приходится выставлять на обозрение длинный перечень других контекстуальных элементов, прежде чем терапевт сумеет его понять. Наладить канал связи с терапевтом особенно трудно в тех случаях, когда личный конструкт пациента относительно непроницаем и нет никаких относящихся к нынешнему времени элементов, которыми можно было бы легко воспользоваться для пояснения данного контекста. Трудно общаться с терапевтом и тогда, когда он, по-видимому, не понимает субординатных конструктов, которые включает в себя обсуждаемый конструкт. Наконец, известные трудности возникают в том случае, если данный конструкт управляет ролью клиента и его невозможно сообщить терапевту, не искажая того ролевого отношения, которое клиент установил между собой и терапевтом. Со своей стороны терапевт не должен спешить с приложением своих предсуществующих конструктов к символизму и поведению клиента. Сначала ему нужно составить своего рода словарь для об- Глава третья. Природа личных конструктов шения с клиентом. К тому же, ему придется признать возможность того, что отношения клиента с ним будут заметно колебаться по мере того, как клиент будет иллюстрировать, с неприкрытым реализмом, контекстуальные элементы конструктов, управляющих его ролью. Шкалы конструктов Время от времени мы говорили о конструкте так, как если бы он оыл координатной осью или измерением (dimension). Так как мы ввели допущение, что конструкты являются по существу дихотомическими, могло показаться, что тем самым исключается возможность шкал или «континуумов, содержащих более двух делений. Например, Лэндфилд {Landfield), выполнивший с позиции более ранних положений теории чичных конструктов серию интересных исследований угрозы, поначалу разрабатывал шкалы личных конструктов индивидуально для каждого из своих испытуемых. Он, однако, отмечает, что «" димензиональ-яая шкала" ('dimensional scale') может использоваться неправильно, так хак скоро начинает казаться, что многие испытуемые, воспринимавшие людей по степеням, истолковывали их, скажем, не как последовательность различных оттенков серого, а скорее исходя из черного, белого и комбинаций этих двух цветов». Даже если мы представляем себе базисные конструкты, из которых строится наша система, как дихотомические, это не исключает возможности рассмотрения градаций, как это делал Лэндфилд (Landfield), того или иного измерения. Есть несколько способов представить такое понимание конструктов. а. Иерархические шкалы. Так же как бесконечное число градаций величины можно выразить на языке двоичной системы счисления, так и бесконечное число градаций значения можно выразить на языке дихотомической системы истолкования. Можно построить такую шкалу исходя из допущения об иерархии конструктов. Рассмотрим иерархию четырех конструктов в порядке А, В, С и D, каждый из которых имеет два возможных значения: 0 и 1. Из этих четырех кон- Теория личности структов можно построить иерархическую шкалу значений с log ~' 4 или 16 градациями. Значения градаций можно представить в символической форме 16 двоичными числами: ООН ОНО Предположим, что мы строим иерархическую шкалу ''прямодушие-криводушие' из четырех базисных конструктов: ''честность-нечестность', 'искренность-неискренность', 'неустрашимость—пораженчество1 и 'объективность—субъективность''-'. Предположим также, что эти конструкты выстраиваются именно в таком иерархическом порядке. Пусть двоичная цифра 1 представляет первый элемент каждой пары, а двоичная цифра 0 - второй элемент каждой пары. Тогда нечестный, неискренний, пораженец и, к тому же, субъективный человек оказался бы представленным на этой шкале двоичным числом 0000 и находился бы на конце шкалы, соответствующем криводушию. Честный, но неискренний, склонный к пораженчеству и субъективизму человек был бы представлен двоичным числом 1000. Вследствие высокой релевантности честности такому качеству, как прямодушие, этот человек попадает в верхнюю часть шкалы. Тогда как нечестный, неискренний, пораженец, но стремящийся быть объективным человек был бы представлен двоичным числом 0001 и помещался бы ближе к нижнему концу этой шкалы. Глава третья. Природа личных конструктов б. Аддитивные шкалы. Конструктам можно также придавать в. Абстрагированные шкалы. Продвигаясь к более высокому В этом месте нелишне было бы отклониться от нашей главной темы и упомянуть о том затруднении, которое многие из нас испытывают, пытаясь пользоваться системой счисления не на конкретном, а Теория личности на абстрактном уровне. Для ребенка числовая последовательность ~ это конкретное расположение именованных предметов. Становясь старше, он обнаруживает, что его систему счисления можно применить для упорядочивания множества разных классов объектов; тем не менее, используемые числа все еще могут восприниматься им конкретно - как километраж на спидометре или деления шкалы на весах. Позднее, если ему повезет, он может научиться пользоваться своей системой счисления релятивистически; когда он абстрагирует числовое значение четыре, он воспринимает его болъшестъ относительно трех, двух и единицы, и одновременно его меньшесть относительно пяти, шести и семи. г. Шкалы аппроксимации. Этот четвертый тип шкалы представляет собой артефакт стремления людей понять друг друга. Будем называть ее шкалой аппроксимации. Предположим, что экспериментатор имеет собственное представление о 'прямодушии-криводушии', которое является по существу дихотомическим. Он предлагает испытуемому оценить некоторых его знакомых по этой шкале. Испытуемый, не будучи уверенным в том, что его представление о 'прямодушии' совпадает с представлением экспериментатора об этом качестве, скорее всего будет тяготеть к компромиссным оценкам. И только в тех случаях, когда какой-то знакомый ему человек проявляет полный набор характерных черт, который, по всей вероятности, соответствует тому, что имеет в виду экспериментатор, испытуемый отваживается на крайнюю оценку. С этой точки зрения, а фактически с позиции психологии личных конструктов, островершинное распределение оценок на шкале служит ясным указанием на ее аппроксимативный характер. Чем меньше испытуемый уверен в том, что ему понятны представления экспериментатора, тем тверже он будет держаться некоторой точки на шкале, например, ее середины, поскольку она, вероятно, меньше всего будет его компрометировать. Мы можем воспользоваться этой идей для заключения о том, насколько хорошо тот или иной человек понимает шкалу, по которой его просят выставить оценки. Когда наблюдаются часто упоминаемые J- или U-феномены, как в случаях Глава третья. Природа личных конструктов культурного соответствия, можно сделать вывод, что оценщик понимает заданный конструкт достаточно хорошо, чтобы давать дихотомические оценки. д. Кумулятивные шкалы. Есть еще один тип шкалы, связанной е. Другие шкалы. Есть и другие способы концептуализации Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы