Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возрастные аспекты одиночества



Одиночество почти всегда воспринимается нами как трагедия. И мы бежим с его вершины вниз, не в силах вынести общение с собственным Я.

Но бегство от одиночества есть бегство от самого се­бя. Ибо только в одиночестве мы можем понять свое су­ществование как нечто нужное близким и заслуживаю­щее небезразличия и общения. Только пройдя врата одиночества, человек становится личностью, которая мо­жет заинтересовать мир. Лишь так женщина обретает достоинства женщины, а мужчина достоинство мужчины. Ибо одиночество — это ось, пронизывающая нашу жизнь. Вокруг нее вращается детство, молодость, зрелость и старость. По сути дела, человеческая жизнь есть бесконечное разрушение одиночества и углубление в него...

Одиночество есть прозрение. В его безжалостном све­те замирает обыденность и проступает все самое главное в жизни. Одиночество останавливает время и обнажает нас.

Анализируя одиночество мы всегда распахиваем перед собой двери бездны. В одиночестве мы встречаемся с Богом или дьяволом, обретаем себя или падаем вниз. Поэтому тема одиночества является запретной для нашего сознания.

Сделаем попытку анализа самого очевидного – отношения к одиночеству женщин и мужчин.

Самым сензитивным периодом для осознания и овладения одиночеством является юность. Через переживание одиночества в юности проходят практически все. Одиночество есть врата из подросткового бесполого бытия в жизнь юноши и девушки. Благодаря одиночеству в юности происходит осознание пола и вра­стание в него. Перед девушкой и юношей проступает их неповторимость как женщины и мужчины, и они пытают­ся войти в нее. Это попытка найти стиль женщины и мужчины.

Одиночество в юности есть стремление к уединению, столь непостижимое для предшествующего подросткового возраста. Уединение позволяет подготовиться к будущим чувствам влюбленности и любви, которые могут воспри­ниматься только наедине с собой.

Одиночество есть тайна юности. Из него вырастает трагическое чувство самопознания. Одиночество раздвига­ет материю социальных инстинктов, окружающих нас с рождения.

Одиночество в юности многофункционально, это и способ верификации ценности сложившихся отношений, и проба самостоятельности, путь и средство самопознания, и одновременно с этим – очень глубокое переживание. Д. Рассел показал, что с возрастом одиночество убывает.

А. Садлер и Т. Джонсон определяют одиночество следующим образом: «Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [26, с. 27].

Чувство это чрезвычайно остро переживается именно в юношеском возрасте. Вот что пишет в своем дневнике 14-летняя девочка: «Днем я такая же как все: хожу в школу, общаюсь с друзьями, строю какие-то приемлемые отношения со взрослыми – в общем как все. Одиночество приходит ночью. Чувствую себя как раздавленная посреди дороги собака. Лежу посреди дороги, а мимо несутся люди. Наступают мне на лапы, на шею, не грудь, кричат о чем-то, и никто друг друга не слышит и не хочет понять а я все лежу и лежу…» [цит. по 10, 369].

Литературных источников, которые бы адресно были посвящены проблеме одиночества мужчины недостаточно. Считается, что женщина всегда тяжелее переносит одиночество. Одиночество для нее — та оскалившаяся реальность, которой она стремится избе­жать. Именно поэтому тема одиночества для женщины всегда нечто более очевидное, чем для мужчины. Девушка созревает значительно раньше и в большей мере несет в юности черты самодостаточной личности. Этот самодостаточный харак­тер подарен ей всей эволюцией вида «гомо сапиенс»; юный же мужчина достигает самодостаточности благодаря индивидуальному волевому порыву. Такой порыв в значительно большей степени предполагает одиночество, более того, требует его. Видимо, этим и объясняется недостаток литературы по проблеме мужского одиночества.

Одиночество избавляет юношу от чувства вины перед родителями, которым обладает любой ребенок. Но это не простое чувство вины за преждевременные сексуальные фантазии, сжавшиеся перед догадками взрослых (как считают психоаналитики). Чувство вины гораздо глубже к связано с самим фактом рождения, который расстраивает любовную пару родителей. Одиночество юноши как само­познание и самотворение помогает ему выйти из прост­ранства вины за пределы родительской семьи, стать из привязавшегося существа самодостаточной личностью. Юноша овладевает стихией одиночества, «преобразует ее в уединение, и тем самым создает внутри себя космос и зажигает в этом космосе свет» [27, c. 66].

По некоторым данным, количество юношей и девушек, испытывающих состояние одиночества, примерно одинаково. Мужчинам сложнее, т.к. у большинства юношей практически отсутствует опыт проговаривания своих эмоциональных переживаний в присутствии других. Мужчины склонны чаще уходить в себя, они осознают свои чувства, но не пытаются проанализировать их.

Некоторые исследователи проблемы одиночества считают, что девушки не нуждаются в одиночестве так, как юноши. К одиночеству может стремиться только необычная, страннаядевушка. Речь идет не об одиночестве девушки-изгоя, не сумевшей вписаться в общность сверстников и страдающей от этого, а об одиночестве добровольно и сво­бодно принятом, одиночестве-отстраненности.

Уединение и отстраненность девушки, — так же, юноши, — проявляется через мечты. И если мечты одино­кого юноши могут находить воплощение в роде, то мечты странной девушки всегда выходят за его границы. Девушка, прошедшая испытание одиночеством, способ­на к абсолютно неповторимому взгляду на мир. Такова, например, Елена Блаватская, «развернувшая свою девичью странность до странной картины Вселеннойи развившая одинокую софийность юности до теософии, утвердившей­ся в мире мужчин».

В отличие от Н.В. Халитова Н.В., который вводит понятие «странной девушки», кандидат психологических наук Н.В. Самоукина смотрит на эту проблему несколько иначе, как она сама отмечает «по-современному».

«В последние годы меняется отношение к одиночеству, особенно у женщин. Если раньше оно было только негативным, то сейчас оно стало раз­ным, не только отрицательным, но и положитель­ным» [27, c. 67].

Экономическая независимость делает совре­менную женщину свободной. Она получила воз­можность сравнивать и выбирать ту жизнь, кото­рая кажется ей лучше и удобнее. Современная за­мужняя женщина стала чаще принимать решение в пользу одиночества, если ее брак оказался не­удачным и приносит ей и детям тяжелые пере­живания.

Одиночество и старость.

Характеристика психологических особенностей людей пенсионного возраста [25, c.480].

В когнитивной сфере происходит ухудшение сенсорных функций, хорошо развито мышление. Динамика характеристик когнитивной сферы зависит от субъективных факторов.

В эмоциональной сфере – тенденция к эксцентричности, уменьшение чуткости, погружение в себя, снижение адаптивных способностей, пассивность мужчин, агрессивность женщин, мысли о смерти. Пожилые люди склонны к негативным эмоциям, в основе которых лежат физиологические и социально-экономические факторы. Эти реакции порождают стресс и, следовательно, соматические заболевания, которые усиливают степень психической дезадаптации. Эмоциональные реакции на стрессовые обстоятельства жизни проявляются в виде депрессии, которую люди могут даже отрицать.

В пожилом возрасте круг социальных связей человека сужается до отношений с семьей, главным образом с супругой, детьми и внуками и, возможно, также с братьями и сестрами, и отношения эти оказывают огромное воздействие на качество жизни и ее оценку. Возможность принимать участие в жизни семьи, хотя бы регулярно встречаться с ней, оказывать взаимную помощь и разного рода услуги вызывают у старого отца или матери не только естественное удовлетворение от проявления своей сердечности, но и чувство безопасности и признания своей роли в семье и обществе.

В большинстве случаев имеет место усиление внутрисемейной деятельности, которое соответствует ориентациям, установкам и ожиданиям пожилого человека. В тоже время довольно значительная часть пенсионеров сталкиваются с трудностями в адаптации к новым семейным ролям и возрастанию объема некоторых своих функций.

Социально-психологический анализ современной пожилой семьи подробно представлен в работе Г.А. Парахонской [19]. По данным автора в браке состоит около 50% пожилых людей. С увеличением возраста доля состоящих в браке резко падает после 70-летнего рубежа. Большое различие в брачности наблюдается между полами. 71% мужчин состоит в браке, тогда как среди женщин имеют супруга только 29, 9%. Такое положение наблюдается во всех возрастных группах.

Низкий уровень брачности среди женщин в старших возрастах объясняется значительными потерями мужского населения в годы Великой Отечественной войны, а также более низкой продолжительностью жизни мужчин по сравнению с женщинами. Многие женщины не имели возможности создать семью, а вышедшие замуж чаще становились вдовами, чем мужчины – вдовцами. Свою роль играет и то, что вдовцы гораздо чаще женятся повторно.

Основная масса пожилых детей имеют детей. Не имеющие детей мужчины встречаются гораздо реже, чем бездетные женщины. Эта закономерность характерна для всех возрастных групп.

В качестве одного из факторов, влияющих на социальное самочувствие пожилого человека, рассматривается фактор условий проживания (одинокое или в семье). По данным Г.А. Парахонской одиноко проживают 40, 9% респондентов. Особенно много проживающих одиноко среди перешедших 70-летний рубеж (52, 2%, в более молодых возрастных когортах 33-35%). Менее пятой части тех, кто не состоит в браке, живут с семьей [19].

В основе семейных связей лежат три критерия:

- брачный статус,

- наличия детей или отсутствия детей;

- условия проживания.

Исходя из этих критериев можно выделить три группы пожилых людей, которые представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Семейные связи пожилых людей

1.Группа А пожилые люди, не состоящие в браке, бездетны, проживают одиноко
2. Группа Б пожилые люди, не состоящие в браке, имеющие детей и проживающие одиноко
3. Группа В пожилые люди, не состоящие в браке, имеющие детей и проживающие с семьей
4. Группа С пожилые люди, состоящие в браке, имеющие детей и проживающие с семьей

Исследование О.В. Лазарянц показало, что люди пожилого возраста, так же как и молодые, дорожат уединением и независимостью, и рассматривают жизнь в одиночку как преимущество, а не как отвержение. Проживание в одиночку старых людей не приводит обычно к одиночеству или социально-изолированной жизни – 80% из них регулярно общаются с людьми, когда прогуливаются в парках или сидят на скамейках. Общаются с соседями из дома, в котором живут. Контакты с друзьями приносят больше удовлетворения, чем с родственниками [13, c. 102].

Самопризнание в одиночестве не носит черты всеобщности для людей старших возрастных категорий, только меньшая часть обследованных страдает от полного или длительного одиночества [13, c. 102].

Необходимо добавить, что к одиночеству стремятся люди с определенными чертами характера:

-они чувствуют свою обособленность от других и говорят примерно такие слова: «Я не такой, как все! »;

- пассивными они бывают чаще, чем активными;

- бывают медлительными, заторможенными, долго думают, медленно за­поминают;

--бывают упрямыми;

- хорошо успокаиваются и отдыхают в одиночестве, когда их никто не беспокоит;

- любят уединение;

- имеют свои увлечения и хобби, не связанные с интенсивным общением с людьми (например, коллекционирование бабочек или блуждание по компь­ютерной сети);

- часто испытывают психологическую усталость от людей.

Следовательно, существуют определенные черты характера, располагающие к тому, что человек выбирает либо одинокую жизнь, либо ту жизнь, в которой будет минимальное количество людей и в которой общение с ними будет занимать немного времени. Это чаще всего люди самоуглубленные, ма­лообщительные, медлительные. И наоборот, одиночество стремятся преодолеть люди активные, подвижные и общительные, любящие разнообразные контакты и интенсивное общение.

Психологи пытаются сделать попытку определить позитивные стороны одиночества:

- возможность построения своей жизни так, как хочется, без обязательно­го учета интересов и желаний партнера;

- возможность дома расслабиться, побыть «самим собой» и отдохнуть;

- присутствие в доме тишины и спокойствия;

- отсутствие необходимости «разрываться» между работой и семьей;

- отсутствие отрицательных переживаний из-за разочарования в своем партнере;

- возможность жить культурной жизнью: ходить на выставки, в театры, музеи, путешествовать, иметь хобби и увлечения;

- возможность свободного общения с подругами и друзьями (по телефо­ну или реально).

Как видим, на сегодняшний день еще не совсем ясно соотношение одиночества и пола. В ряде работ, посвященных данному вопросу, среди считающих себя одинокими выявлено больше женщин, чем мужчин. Различие такого соотношения, подмеченное в этих работах, небольшое, но оно постоянно прослежи­вается по разным демографическим группам. Однако некоторыми исследователями, в частности Э. Пепло и Расселу не удалось установить никакого расхождения меж­ду полами в связи с одиночеством [12]. Разница в полу­ченных данных может быть обусловлена несхожестью исследованных групп населения или примененных ме­тодов изучения. Тенденция здесь такова, что сущест­венный разброс обнаруживается при изучении больших групп населения, а отсутствие различий – при изу­чении специфических групп, например студентов; но исследований проведено недостаточно, чтобы было возможным сделать точные выводы.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Психологические исследования выделяют такие основные причины одиночества: низкое самоуважение, социальная тревожность, неразвитость коммуникативных навыков, недоверие к людям, страх быть отвергнутым, страх перед эмоциональной близостью, нереалистические притязания (все или ничего, выбор по образцу).

Более склонна к одиночеству личность интровертного типа, которая сосредоточена на реальности собственного внутреннего мира. Человек склонный к одиночеству, застенчив и испытывает определенное недоверие к внешнему миру, он проявляет нерешительность и некоторые трудности в социальной адаптации.

Одиночество имеет возрастные особенности: одиночество в юности есть стремление к уединению, позволяющее подготовиться к будущим чувствам влюбленности и любви. Одиночество является спутником пожилого возраста, когда нарушаются привычные социальные связи, пожилой человек ощущает разобщенность с социумом, покинутость, эмоциональную отчужденность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, обобщив теоретические представления об одиночестве, можно сделать следующие выводы:

Определение одиночества дано Р. Вейсом как «эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения». Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. Одиночество – это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми.

Представители психодинамического подхода к одиночествуисходят главным образом из их клинической практики и склонны рассматривать одиночество как патологию. Представители феноменологического направления причину одиночества находят внутри индивида, в феноменологических несоответствиях представлений индивида о собственном «Я», интеракционисты считают, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

В качестве основных причин одиночества указывают на низкое самоуважение, социальную тревожность, неразвитость коммуникативных навыков, недоверие к людям, страх быть отвергнутым, страх перед эмоциональной близостью, нереалистические притязания (все или ничего, выбор по образцу).

Одиночество имеет возрастные особенности: одиночество в юности есть стремление к уединению, позволяющее подготовиться к будущим чувствам влюбленности и любви. Одиночество является спутником пожилого возраста, когда нарушаются привычные социальные связи, пожилой человек ощущает разобщенность с социумом, покинутость, эмоциональную отчужденность.

Такимобразом, осуществленный теоретический анализ проблемы одиночествапозволяет считать доказанной гипотезу исследования: одиночество представляет собой сложный социально-психологический феномен, имеющий свои причины, механизмы, возрастные особенности.

Психологическая помощь при одиночестве заключается в предоставлении человеку возможностей личностного роста и совершенствования, актуализации процессов самопознания и рефлексии, развитии ответственности, формировании навыков саморегуляции, образовании новых конструктов сознания, в т.ч. в осмыслении истоков, причин своего одиночества и осознании возможностей его преодоления или конструктивного его использования.


Поделиться:



Популярное:

  1. А сейчас у Вас есть желание вернуться в эту область? Тогда это было всё гораздо сложнее технически: и монтаж, и сбор информации, и другие аспекты.
  2. Б 17. Психофизиологические аспекты принятия решения.
  3. Б. Формальные аспекты конструктов
  4. Биологические и социальные аспекты генетической экспертизы
  5. Биомеханические аспекты переломов надколенника
  6. Видовые и возрастные особенности лимфатических узлов у различных видов убойных животных. Характер патологоанатомических изменений в лимфоузлах при инфекционных болезнях.
  7. Возрастные и методические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста
  8. Возрастные и методические основы физического воспитания детей старшего школьного возраста
  9. Возрастные особенности детей 10-12 лет
  10. Возрастные особенности количества и состава крови
  11. Возрастные особенности подростков 13 — 15 лет.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь