Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


XII. РОЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЛЕЧЕНИИ




Если психическая энергия есть сила, направляющая и преображающая всю жизнь, то ее рост должен иметь решающее значение в борьбе человеческого организма с болезнями.

Уже само сознание, что такая энергия в человеке существует, может вызвать преображение и новый ритм человеческого мышления и, вместе с тем, всех функций организма. Вспоминаю слова, сказанные мне одной знакомой: "Раньше я была пессимисткой, много страдала и болела, потом подошла к науке Востока, узнала о психической энергии, стремилась всегда думать о ней и стала здоровой".

Процессу преобразования, вызванному огненной энергией в человеческом организме, можно дать следующее научное объяснение. Нагнетение психической энергии поднимает, прежде всего, жизненную энергию в человеке, пробуждает сопротивление и волю к борьбе против вредителей. Она также очищает секреции организма. При сознательном напряжении психической энергии ее кристаллы, находящиеся в нервных центрах, выводят из организма вредные элементы.

Поэтому Агни-Йога подчеркивает большое профилактическое значение психической энергии. Если ее называют заградительной сетью, которая, как огненный панцирь, окружает человека, если напряжение сердечной энергии делает его неуязвимым – охраняет от неожиданных бед и опасностей, то тем более можно рассматривать ее как защитную силу против многих болезней.

Так еще раз подтвердим, что ярко, гармонично развитая психическая энергия есть подлинная основа иммунитета. Он находится в духовном центре человеческого сердца, которое можно назвать динамо психической энергии.

Зороастр говорил, что люди из каждой поры кожи могут вызывать огненные лучи, которые истребляют всех вредителей, или инфекции, и тем самым стать неуязвимыми: "Окружись Огнем и стань невредим". Так сердце в своем напряжении "становится как солнце, испепеляющее всех микробов" (Мир Огненный, ч. I, 15, 17).

Иммунитет тесно связан с состоянием нервной системы. Несомненно, психическая энергия в первую очередь укрепляет нервы и вместе с тем весь организм. В моменты нервного подъема, проявления сильного чувства любви или восторга, человек может приобрести иммунитет – на него не влияют возбудители болезни или условия, которые благоприятствуют ее развитию. Поэтому состояние радости и восторга Агни-Йога считает лучшей профилактикой. Она говорит, что познавший духовную радость уже оградился от многих опасностей.

Напротив, внезапное нервное потрясение, или волнение, или ослабление жизненного тонуса могут вызвать отлив психической энергии и сделать человека беззащитным.

Итак, вне всякого сомнения, причина большинства болезней лежит в психике человека. Именно угнетенное, подавленное душевное состояние, ослабление энергии или даже потеря ее, вообще какое-либо омрачение сознания может легко пробить брешь в заградительной сети для зачатков болезни. Признают это и некоторые современные врачи, по их мнению, если человек переживает тяжелую психическую травму, он неизбежно заболеет той или иной болезнью. В свою очередь, сердце, которое при духовном напряжении излучает мощную энергию, дезинфицирует, очищает и обновляет организм.

"Небрежение психической энергией является источником многих болезней. Можно сказать, что не только телесные и психические заболевания, но одержания всецело зависят от состояния психической энергии. Человек, утерявший иммунитет, будет утратившим и запас психической энергии. Человек, нарушивший равновесие нравственности, уже докажет распущенность своей психической энергии. <...> Каждый понимает, что расстройство психической энергии есть порождение многих бедствий как для себя, так и для других. Человек редко воздерживается для себя, но пусть для себя он научится признать значение психической энергии" (Аум, 599).

"Многие заболевания предотвращаются психической энергией. Можно слышать о том. что некоторые организмы расположены или не расположены к известным болезням. Но в чем заключается эта защита или слабость, никто не может сказать положительно. Между тем наблюдения за психической энергией дали бы лучшие ответы" (Агни-Йога, 609).



Каждый, наверное, наблюдал, как в оптимистическом, бодром душевном состоянии человек может жить среди заразных больных, ухаживать за ними и все же оставаться здоровым. Это особенно относится к врачам и вообще к медицинскому персоналу, который принужден находиться в палате инфекционных больных. И объясняется это не санитарными мерами предосторожности. Главное то, что врач не боится. Это значит, что он владеет своей психической энергией. Страх всегда подавляет психическую энергию человека, делает его беззащитным перед пагубными влияниями и бациллами. Врач выполняет свои обязанности с сердечным устремлением и готовностью жертвовать собой, с состраданием и верой в успех; это держит его организм в постоянном напряжении. Бывает и так, что физические условия ложатся на плечи человека непомерным грузом, но он не заболевает, если светильник его энергии горит светло, или, заболевая, очень быстро справляется со своим недугом.

Вот почему Агни-Йога ищет главную причину многих заболеваний в состоянии человеческой психики. Она указывает, что самое ужасное заболевание современности – злокачественная опухоль, или рак. угроза которого продолжает возрастать, – наступает в момент израсходования психической энергии либо при нарушении равновесия нервных центров человека.

Иногда удивляются, почему раком легких обычно заболевают курящие, тогда как некоторые потребители никотина достигают глубокой старости. Ответ простой: если человек живет беспорядочной жизнью, то в отравленных никотином легких через определенное время могут возникнуть благоприятные условия для возникновения болезни.

Влияние на раковые заболевания оказывают и ядерные взрывы. Установлено, что в Хиросиме и Нагасаки, где следствия ядерных излучений продолжают ощущаться, больных раком, особенно раком легких, значительно больше, чем в других городах.

В самом начале болезни опухоль можно уничтожить силой сознания или мощным подъемом психической энергии, т. е. укреплением равновесия и высоким духовным напряжением, при этом больному может помочь вовремя примененное внушение врача. Медицина Востока указывает, что бациллы рака могут быть сожжены огнем сердца. Конечно, это не исключает возможности применения облучения в начале заболевания, разбития опухоли ультразвуком и других физических приемов, но после выздоровления весь жизненный уклад больного должен подвергнуться радикальному переустройству, должны быть устранены причины, вызвавшие заболевание. Поэтому следует посоветовать людям прежде всего заботиться о противораковой профилактике: содержать в чистоте свою психическую энергию, не употреблять мясо, вино, табак и наркотические средства, иногда подвергаться молочной диете и т. д., но главное – вести здоровый, естественный образ жизни. Пока человек живет беспорядочной жизнью, как же возможно охранить его от самых страшных бедствий!

Также Агни-Йога считает психическую энергию, или огонь сердца, лучшей панацеей не только против рака, но и против туберкулеза, болезней печени, селезенки, кишечных и многих других заболеваний.

Например, анемия, которая обычно считается злокачественным малокровием, есть не что иное, как следствие отлива психической энергии, и вместо того чтобы лечить больного сырым мясом или кровью, надо прежде всего позаботиться о повышении его основной энергии.

Также и при лечении нервов прежде всего следует содержать в чистоте психическую энергию, неусыпно следить за ее состоянием, заботиться о гармонии сознания, дисциплинировать себя возвышенным эволюционным мировоззрением. Но самый лучший бальзам для нервов, говорит Агни-Йога, — это устремление к Высочайшему Принципу Бытия, жизнь в гармонии с ним и постоянный контроль над созвучием своего сознания и поведения с этим Космическим Законом. "Почему Земля находится в состоянии заболевания? Потому что лучи планет не могут проникать через загрязненную ауру. Во что превратится человек, если прекратит общение с высшим сознанием и погрузится в низкое невежество? <...> Утеряв представление о великих мирах, люди отошли от сознания о совершенствовании" (Агни-Йога, 245).

В наши дни так много различных нервных, мозговых и психических заболеваний, случаев эпилепсии, ибо люди живут недисциплинированной, противоестественной, даже аморальной жизнью, не думают об упорядочении своих мыслей и психической энергии, повсюду на первое место ставят свой эгоистический интерес, и главное – они разобщились с высшим законом эволюции и нередко даже сознательно противятся ему, отрицают и тем самым открывают доступ волнам хаоса в свое сознание и организм.

В этом отношении Агни-Йога согласуется с тибетской и древней китайской медициной, которые тесно связывают врачевание и лечебные средства с требованием возвышенного мировоззрения. Каждая болезнь, по представлению древних китайцев, есть следствие преступления против мирового закона. Цель лечения – вновь включить человека в мировой порядок, деятельность его организма привести в равновесие с высшими мировыми процессами. Медицина Востока считает неоспоримым фактом, что достичь восстановления здоровья возможно лишь очищением мышления (М. Piasek. Die chinesische Heilkunde. Urania-Universum. Bd. III.)

Также Парацельс в прологе своего трактата "Парамирум" говорит: "Есть только один-единственный источник всего бытия и единственная первичная сила, от которой происходят все силы... и единственную причину болезни надо искать в непослушании высшему закону!"

"Не проказа, не старая форма чумы, не холера страшны, к ним имеются предохранительные меры, — но следует задуматься над новыми врагами, созданными современной жизнью. Нельзя к ним применять старые средства, но новый подход создастся расширением сознания.

Можно проследить, как в течение тысячи лет шли волны болезней. По этим знакам можно составить любопытную таблицу человеческих уклонов, ибо болезни естественно показывают негатив нашего существования".

"Откуда необъяснимые эпидемии, иссушающие легкие, гортань и сердце? Поверх всех причин есть еще нечто, не предусмотренное врачами. Не условия жизни, но нечто извне косит толпы" (Агни-Йога. 492, 441).

Можно сказать, что в настоящее время наблюдается эпидемия сердечных заболеваний. Поражает, что много болеет сердцем молодежь. Бессонные ночи, неуравновешенная жизнь, нерегулярное питание, быстрый нервный прием пищи, изнурительное напряжение и волнения на работе, чрезмерное увлечение спортом, отравленный воздух, значительные химические примеси к пище и медикаментам, алкоголь, курение, к тому же еще недисциплинированное мышление, половая распущенность и яды – все это рано или поздно разрушает сердце.

Медицина не уделяет достаточного внимания и очень распространенному в настоящее время явлению, когда даже при здоровом сердце иногда ощущается внезапная боль, сердцебиение, ибо сердце так утонченно, что на этот чуткий орган воздействуют многие, чаще всего неизвестные, внешние причины.

Сердце, особенно на первой стадии заболевания, можно оздоровить следующими мерами:

1. Глубоким дыханием, воспринимая находящуюся в чистом свежем воздухе жизненную энергию (прану), действие которой усиливается, если человек вдыхает ее сознательно; при этом огненная энергия воздуха превращается в нашу психическую энергию. Гуляя, особенно по утрам, можно сделать глубокий вдох для укрепления нервов и "бронирования" сердца; но не следует увлекаться специальными, теперь такими популярными, йогическими упражнениями, которые в отравленном городском воздухе и при неуравновешенном состоянии сознания могут причинить большой вред. Также опасен для сердца спертый воздух спален, поэтому помещения надо не только хорошо проветривать, но и по возможности спать при открытом окне.

2. Светлыми, возвышенными мыслями, осознавая, что каждое мысленное возбуждение или хаотическое состояние губительно для сердца. При сильном волнении надо дать мысли другое направление либо обратиться к новому занятию. "...Перемена мыслей может действовать, как мускус, утверждая течение нервного вещества" (Сердце, 540).

3. Доброжелательными, полными энтузиазма чувствами, оптимистическим настроением, вызывающем трепет в источнике психической энергии – в нашем сердце; иными словами, сердце можно лечить любовью, понимая это слово в самом широком, одухотворенном смысле.

4. Сознательным усилием психической энергии, желанием повысить жизнерадостность, и занимаясь по утрам и вечерам самовнушением.

5. Ритмической, радостной работой, деятельностью и движением, широкими и глубокими интересами, вообще гармоническим, активным образом жизни. Даже тяжело больному советуется какое-либо занятие, которое отвлекло бы его от болезни, предоставляя организму самому справиться с нею.

6. Постепенной закалкой: свежий воздух, обтирание, купание, утренняя зарядка, прогулка.

7. Глубоким здоровым сном, который дает нашей нервной системе новую энергию.

8. Естественной растительно-молочной диетой, которая содержит наибольшее количество компонентов, необходимых для обновления организма.

9. Химические, особенно наркотические препараты при длительном употреблении могут быть вредными для сердца. Медицина Востока советует употреблять для оздоровления нервов и сердца те природные продукты, в которых содержатся ингредиенты огненных энергий, а именно: валериан, смолы, соду, для сердца изредка строфант.

Еще раз подчеркнем первое условие в начале каждого заболевания: пробудить в больном жизненную силу, его всеначальную энергию. Ибо, бесспорно, течение любой болезни зависит от состояния психической энергии.

"Хвалите врачей, которые в начале каждой болезни дают сильное тоническое средство. <...> ...Влить новые силы для борьбы с нею есть задача врача..." (Сердце, 123).

Необходимо также вдохнуть в больного веру в свои собственные силы, чтобы огненная энергия человека была сознательно активизирована и постепенно освободила организм от причин, вызвавших болезнь.

Известно немало случаев, когда люди, вспоминая о своей психической энергии и усиливая сопротивляемость воли, избегали многих опаснейших болезней. Бывало, что человек всей своей огненной волей восставал против приговора врача, осудившего его на смерть, и удивительным образом возвращал себе здоровье. Иногда врачи поражались: их диагноз неопровержимо показывал туберкулезную каверну в легких или злокачественную опухоль, но через некоторое время все симптомы исчезали. Такие случаи встречаются редко, но все же они существуют.

Поэтому каждому больному надо подумать о состоянии своей психической энергии, и стремиться всеми силами приложить ее к делу. С другой стороны, решающее значение в течении болезни может иметь гуманный подход врача к душе больного, его дружеское, целительное слово.

"...Сознательное восприятие приведет в действие всю психическую энергию организма..." (Надземное, 144).

__________________

XIII. ПСИХОТЕРАПИЯ

Современная медицина все больше расширяет понятие врачебной профессии. Задачей врача, по существу, не является лечение только медикаментами или другими физиотерапевтическими средствами, но, наряду с этим, – помощь больным своим личным психическим воздействием, психотерапия, уже ставшая особой специализацией.

Прекрасно выразился о роли психотерапии в лечении выдающийся русский психиатр С. Корсаков: "При лечении различных болезней влияние врача играет огромную роль, и способность использовать психические факторы в медицине всегда было одним из важнейших качеств выдающихся врачей всех эпох".

Современная медицинская наука уже не может отрицать, что психотерапевтические элементы должны входить, как составная часть, в любую лечебную систему, что врач каждой специальности в своих отношениях с больными не может обойтись без применения психотерапевтического принципа, даже хирург, который в основном занимается человеческим телом, должен ознакомиться с душевным состоянием больного и улучшить его. В этом проявляется полная ответственность, гуманизм, этика и возвышенная красота сердца врача.

Мы знаем, что тяжело больные чаще всего находятся в мрачном, депрессивном состоянии духа, они особенно впечатлительны ко всему, что касается недуга, и ждут врача, как своего спасителя. Во время обострения болезни каждое ободряющее, вселяющее надежду слово, моральная поддержка, даже оптимистический намек могут не только успокоить больного, но поднять его дух, пробудить бодрость – необходимую для борьбы психическую энергию, и тем самым способствовать выздоровлению. Первые слова врача, которые он говорит больному при оказании помощи, – забудьте о болезни.

Верь в себя, и скоро станешь здоровым. Человек может сам помочь своему организму, внушая себе выздоровление. Но увы, если врач, вместо эликсира жизни или луча света, произнесет грубое, необдуманное слово или намек, который Агни-Йога называет "гробовым гвоздем". Например – "болезнь совершенно неизлечима", и тем самым не оставит в душе больного хоть немного надежды на чудо. Может быть, это "немного" пробудило бы его волю к жизни, дало приток новых сил и действительно оживило больного, или, по крайней мере, помогло легче приспособиться к новым условиям жизни и сообщило душевное равновесие. Ибо не каждая душа так сильна и подготовлена, чтобы смело смотреть в глаза самым тяжелым обстоятельствам.

Мы знаем, что слово может воздействовать на человека не только психически, но и физиологически – ускорить пульс, повысить кровяное давление, лишить сна, что для гипертоников может окончиться приступом. Истинно, задача врача – внести солнечный луч не только в душу больного, но в каждую клеточку его организма.

Вот почему современная медицина советует каждому врачу выработать свои психотерапевтические принципы и бережно применять их, подходя к каждому больному индивидуально, сообразуясь с особенностями болезни и его состоянием.

Поэтому не следует удивляться утверждению Агни-Йоги: "Насколько меньше потребуется лекарств, когда врачи смогут применить психическое лечение" (Аум, 226).

Мы видим, что врачи все еще, к сожалению, мало замечают, что одно ободряющее, сказанное по сознанию слово может иногда больше помочь, чем назначенные тинктуры и препараты.

Каждый выдающийся, одаренный запасом психической энергии врач излечивает не только психотерапией, но часто одним своим присутствием, оптимизмом, энергией, своими излучениями, дружеским пожатием руки, – иногда даже через бланк рецепта и лекарство он передает больному свою сердечную энергию. С точки зрения логики, если возможно намагничивать воду, почему тогда искра психомагнита, так нужная больному, не может присутствовать и в медикаментах выдающегося врача?

Агни-Йога говорит, что "все лекарства являются лишь средствами вспомогательными. Без всеначальной энергии никакое лекарство не окажет должного действия" (Братство, 11).

Также "хорошее внушение полезно даже при самых лучших медикаментах" (Сердце, 137).

Истинно, не только психотерапевтические слова, но эманация сердечного тепла, которая излучается добрым взглядом целителя, уже приносит облегчение. Подъем жизненной силы и процесс обновления организма иногда происходят немедленно, как только нервная энергия больного соприкасается с другой, более сильной энергией, которая вливает новый жизненный флюид в его нервные каналы. Поэтому пациенты выходят из кабинета некоторых врачей обновленными. Врач не только прописал им лекарство, но и снял тяжесть, лежавшую на сердце.

Это объясняет, почему два врача, выписывающие больным одни и те же медикаменты, достигают различных результатов.

Вот почему профессию врача, как и учителя, нельзя считать ремеслом, они должны быть настоящими талантами, вдохновленными высокой самоотверженной жизненной задачей. Врач должен быть готовым жертвовать собой, отдавать часть своей энергии на благо больному.

Или, как сказал Парацельс, огненный дух, пришедший очистить и восстановить медицинскую науку: первое условие врачебной помощи — подходить к больному с любовью. Ибо обязанность врача — приносить всем без исключения дар радости, быть по отношению к каждому справедливым и приветливым.

Не случайно Агни-Йога одним из высших качеств психической энергии называет способность охранить не только носителя этой энергии, но и многих других, для которых она является настоящей панацеей. Врач ведь сам не знает, кому он щедро раздает свою животворную силу, кому становится лучше и кто выздоравливает от его присутствия. Настоящий врач не раздумывает, в котором сердце будет жить луч его доброжелательства, дающий нервам страждущего целительную теплоту.

"Хочешь ли проявить себя целителем? Прежде всего спроси себя, достанет ли в тебе силы выдачи на помощь ближнему? Именно себя спроси – можешь ли давать, не сожалея о себе? Прежде всех лекарств докажи, что твоя сила может нести исцеление. Не имеем в виду усилий воли и внушения, ибо всеначальная энергия самодеятельна" (Братство, 553).

Конечно, чрезмерная выдача психической энергии может быть опасна. "Можно выдать половину запаса, даже две трети, но три четверти уже поставят врача в опасное положение. В таком обнажении врач примет на себя болезнь и может лишиться жизни. Потому так твердо сказано о пути золотом; все в меру, все в гармонии – запомним" (Аум, 594).

Агни-Йога вновь и вновь призывает помнить истинную миссию врача – быть высоко и разносторонне образованным другом человечества, культурным духом, который неустанно стремится повышать свой уровень и усовершенствовать черты характера. Или. как призывал Парацельс: врач должен быть лучшим знатоком всех областей философии, физики и алхимии. Среди людей он лучший знаток и ученик природы, помогающий больному в лечении. Он должен стать истинным помощником человечества не только в лечении физического тела, но и в духовном восхождении. Врач сам должен обладать культурным одухотворенным сердцем, способным просветить и сознание, и сердце другого. Именно, высока задача врача: наряду с целением тела, пробуждать и обновлять сознание больного и совершенствовать его восприятие мира и мировоззрение.

Но гуманная миссия врача еще значительнее: точно так же, как он вносит гармонию, светлое настроение и мир, вместо дисгармонии и хаоса, в тело и психику, – так, вместо несогласия и ненависти, которые процветают в семьях и в более крупных коллективах, он должен стремиться внести чувства братства и единения. Так врач является и борцом за мир и дружбу во всем мире.

Может быть, на врача, и так перегруженного обязанностями, возлагаются слишком высокие, невыполнимые требования? Конечно же нет, если мы на самом деле верим в духовный прогресс человечества, который поднимет уровень интеллигентности руководящих лиц и понимания возложенных на них задач.

Мы знаем, что уже Гиппократ (V век до нашей эры), именуемый отцом медицины, принес торжественную клятву врача: "Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство". Разве и сегодня это не является основным законом для врачей (как и для всех воспитателей человечества), значение которого со временем будет только возрастать?

Агни-Йога указывает, что психическая энергия в руках одаренного, культурного врача может быть мощным универсальным орудием. Прежде всего, каждый врач должен осознать психическую энергию и понять, что она "будет фактором скорейшего выздоровления" (Братство, 11).

Психической энергией, при сознательном применении, можно лечить почти все болезни, особенно в начальной стадии. Агни-Йога говорит, что даже эпидемию инфлуэнции можно предупредить психической энергией. Огненная энергия врача может помочь ему установить диагноз, а также прогноз болезни. Есть врачи, которые, напрягая энергию, сразу "чувствуют", точно или приблизительно, какая болезнь у пациента, и затем их чувствознание подтверждается обследованием или анализами. В особенности долгий опыт выдающихся врачей, кристаллизовавшийся в чувствознании или интуиции, может довольно часто помочь установить диагноз. Но психическая энергия врача в нынешних земных условиях не может постоянно находиться в активном состоянии, поэтому медицинская наука должна продолжать поиски все более точных диагностических методов. Такие методы были найдены некоторыми одаренными врачами, только, к сожалению, не стали общепризнанными и не нашли широкого применения. Сказанное можно отнести и к диагностике окулиста Феликса Лукина.

Агни-Йога упоминает, что в будущем знающий врач не забудет применить астрологию, – научно составленный гороскоп поможет определить болезнь и все сопутствующие обстоятельства. Также в будущем, когда возможно будет фиксировать человеческие излучения на фотопленке, перед медициной откроется еще один путь точной диагностики, ибо неуловимые симптомы болезни будут четко отражаться на излучениях. Конечно, трудно определить болезнь в зачатке, только исследование выделений и картина излучений дадут такую возможность. Если выделения могут иногда вводить в заблуждение относительно истинной причины, то иероглиф излучений установит основу болезни. Каждая особенность деятельности организма даст свой знак и цвет. Можно производить наблюдения в каждой больнице, врачу нужно научиться читать знаки излучений глазами своей психической энергии.

Тибетская медицина знает и другие, более или менее верные приемы диагностики. Многие причины болезней она ищет в диссонансах психики, или в "тонком теле". Интересна китайская диагностика по пульсу – при помощи исследования пульса больного. Открытие этого вида диагностики приписывают выдающемуся целителю древности Бян Цао, о котором рассказывали, что он исцелял все болезни и считал, что пульс является отражением всего организма, поэтому по пульсу можно определить все, что в нем происходит. Тщательное исследование пульса каждой руки помогает китайским врачам понять характер болезни и особенности больного, при установлении прогноза и вида лечения. Следует отметить, что при обследовании пациента китайский врач уделяет большое внимание особому оттенку голоса больного.*

Возвращаясь к затронутой в этой главе теме – к психотерапевтическим методам, следует отметить, что уже существуют санатории, где большое внимание уделяют созданию оптимистического настроя больного, признавая, что радостное настроение содействует улучшению самочувствия и ускоряет процесс выздоровления. Конечно, попытки "лечить смехом", т. е. развлекательными представлениями и эстрадными концертами, как это происходит в некоторых наших санаториях, приводят к нежелательным моральным последствиям – нужно предостеречь от примитивизации сознания зрителей.

Краткое, иногда даже мгновенное психическое воздействие на сознание больного, или внушение, насколько бы оно ни было сильным, редко бывает успешным. Поэтому советуется специальное, длительное лечение внушением. Врачу надо чаще встречаться с больным, чтобы установить контакт сознаний. Такое лечение уже есть сотрудничество двух воль: врач сознательно передает от своего сердца сердцу больного часть своей огненной энергии, и длительное применение внушения восстанавливает организм больного.

Каждое слово внушения, каждая подробность, говорит Агни-Йога, имеет огненное значение. Лечить можно наложением рук, или взглядом, или приказом мысли. Главное для внушения – ясная мысль и ритм сердца.

Можно также, как учит восточная медицина и о чем уже была речь, лечить на расстоянии, посылая доброжелательными мыслями сердечный ток, или психическую энергию, отсутствующему лицу. В психотерапии медицины будущего этому виду лечения будет уделено особое внимание, ибо посылкой своей энергии целитель может действовать непосредственно на больной орган, укрепляя организм.

"Целители разделяются на две группы: одна являет исцеление наложением рук или непосредственным взглядом; другая на расстоянии посылает сердечный ток. Конечно, для будущих построений второй способ имеет преимущество. При сердечном излучении не нужно поражать многие центры больного, но, не отягощая его внимания, можно лишь действовать на больную часть, поддерживая организм в борьбе за равновесие".

"Внушение бывает мысленное, или звуковое, или посредством взгляда, или усиленное глубоким вдыханием. <...> Можно проследить, насколько вдыхание усиливает звук и эманации глаз. <...> Можно рядом опытов уследить, насколько далеко действуют излучения глаз; при этом поучительно следить за комбинацией силы мысли с физической эманацией глаз".

"...Можно делать внушение на любом языке; таким образом наглядно доказывается смысл и сущность понимания без условных наречий".

"При внушении гипнотизер Запада употребляет волю, напрягая центры конечностей и глаз; но эта эманация не только скоро исчерпывается, но и приносит утомление, и, главное, действует на очень незначительном расстоянии. <...> Но сердце Востока не нуждается в напряжении конечностей, не нагнетает без нужды энергию, но шлет свои мысли без ограничения места. Сердечное внушение, как естественный канал сообщения, не наносит вреда внушающему и принимающему".

"Главным условием применения сердечной энергии будет понимание, что физическое усилие при этом излишне. При мозговом, волевом приказе действуют также и физические нервные центры, но сердечная посылка совершается без напряжения внешнего. Сердце может действовать лишь при духовном освобождении от физических напряжений. <...>

Целение посредством сердца хотя и предусматривает прикосновение рук, но не руки и не глаза, но эманации сердца дают облегчение. <...> Чистое мышление, постоянство, доброжелательство приводят в действие сердечную энергию" (Сердце, 100, 28, 26, 74, 596).

Все это пока еще кажется невероятным, но медицинской науке пора обратить серьезное внимание на методы психотерапевтического лечения и поощрять врачей применять их, пробуждать и исследовать свою собственную энергию.

Поэтому каждому врачу, независимо от специализации, необходимо познать психическую энергию, ее сущность, развить в себе эту вдохновляющую силу, ознакомиться с методами ее воспитания.

Агни-Йога говорит, что "мудрый врач, прежде всего, озаботится узнать, как стоит условие психической энергии" (Мир Огненный, ч. II, 194). Поэтому он тщательно обследует пациента с точки зрения основной энергии, и при лечении постарается ее применить. Он расскажет больному об энергии, в нем живущей, и о том, как ее сознательно усиливать. Вместо лекарства, врач может иногда предписать строгий режим или занятие, которое напрягало бы сознание и отвлекало от мысли о болезни, интересовало и увлекало человека, и таким образом пробудило его огненную энергию, которая помогла бы организму самому успешно справиться с болезнью. Так "можно внушением не только предотвратить боль, но и дать иное направление всему заболеванию" (Братство, 71).

"Опытный правитель нередко положит руку свою на плечо или на руку собеседника. Некоторые сделают это сознательно, но большинство бессознательно. Но даже сознательные не всегда знают, как пользоваться этим методом. Они полагают, что рука уже достаточна, что ладонь уже передаст мощь мысли; но очень редко люди сознают, что концы пальцев излучают сильнее. <...> Сколько скрыто возможностей в каждом действии! Только нужно применить их сознательно" (Сердце, 507).

Агни-Йога предвидит, что в недалеком будущем самые разнообразные болезни будут исцеляться психическим воздействием.

Внушение уже начали применять в разных больницах, особенно при хирургических операциях, иногда соединяя его с гипнозом. Жаль, что эту мощную человеческую силу, кроме хирургии, применяют нечасто, к тому же лишь при болезнях, более или менее связанных с воспалением нервной системы, параличом и т. п., не распространяя этот метод на другие заболевания. Здесь были бы бесспорные достижения, если бы только врач был истинным знатоком своего дела и понимал значение психической энергии.

Агни-Йога советует лечение рака и туберкулеза начинать с внушения. Интересно, что сказали бы врачи, лишенные суггестивной способности, услыхав, что также "болезни печени, желудка, почек, десен и ревматизма много зависят от состояния сознания и прежде всего нуждаются во внушении". "Даже менингит поддается внушению. Такое, казалось бы, непоправимое повреждение уступает силе Огня. Ведь внушение, прежде всего, – огненная концентрация. Человек, причиняя огненное воздействие, тем вызывает напряжение пострадавших органов, потому сила внушения должна быть очень развиваема, но и над ней должен быть государственный контроль" (Мир Огненный, ч. II, 173, 40).

"<Опытный врач> не только усыпит рефлекс боли, но проследит течение заболевания и внушит соответственным органам нормальную деятельность" (Мир Огненный, ч. I, 293).

Агни-Йога утверждает, что не только пьянство и другие пороки, но и преступность можно излечить приказом воли или внушением. Разумеется, лечение такого человека требует, чтобы он был занят интенсивным систематическим трудом. Преступники морально больны и ослаблены, поэтому наказывать и уничтожать их не надо, им нужно помочь, их нужно перевоспитать. Такой исключительно педагогический подход к преступнику, как мы знаем, приносит большие, удивительные успехи. Не только у Макаренко были поразительные достижения, ведь и во многих тюрьмах устроены школы, где перевоспитывают заключенных, дают им возможность забыть прошлое.

Наряду с внушением, одним из самых эффективных врачебных методов является гипноз, когда врач ритмом своих слов, или мыслями, или волевым усилием усыпляет пациента и тот в состоянии сна воспринимает мысль врача и выполняет его приказы, которые благоприятно действуют на нервную систему больного. Гипноз применяли и древние народы, более всего индийские мудрецы и йоги. Как классический пример гипнотического внушения, палийские "Комментарии на Дхаммападу" упоминают ученика Будды Чуллапантхаку, к которому Будда послал вестника, чтобы пригласить его к себе. Прибыв в общину, посланный увидел триста учеников, всех одного вида. На его вопрос, который из них Чуллапантхака, все триста ответили: Чуллапантхака". Растерявшийся посланный вернулся и рассказал Будде о случившемся. Будда велел ему вернуться и, если подобное повторится, схватить первую фигуру за руку и привести к нему. Будда понял, что молодой Архат внушил его посланному иллюзорное изображение самого себя. Из европейских целителей гипноз применяли Парацельс. Месмер и многие другие. Из русских отметим Бехтерева, который уделял психотерапии много внимания, лечил гипнозом, при чтении своих лекций демонстрировал массовое внушение. Интересно отметить, что Бехтерев применял также лечение музыкой. В настоящее время гипноз все шире используется в медицинской практике. Конечно, основой гипноза является воздействие психической энергии врача.

Печально, если гипноз применяет гипнотизер-невежда, который, не разбираясь в условиях и причинах болезни, грубым образом пользуется своей огненной энергией и, вместо излечения, причиняет больному вред.

С другой стороны, не все психические диссонансы поддаются гипнозу. Не каждую неуравновешенность, вызванную страстью, можно пресечь приказом и принуждением. Ее нужно ликвидировать естественным путем. Врач должен помочь больному осознать причину его страстей и понять их нецелесообразность. Чтобы человек мог успешно справиться с ними, нужно пробудить в нем устремление к утончению сознания и к применению своей воли.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.) Главная | Обратная связь