Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Критерии оценки созависимости
Оценка созависимости (по Potter-Efron P.T., Potter-Efron P.S., 1989). Созависимость распознается, когда человек длительное время находится в высоко стрессовом семейном окружении, включающем алкоголизм одного из членов. Индивид сообщает или у него наблюдается не менее 5 из следующих 8 характеристик. Страх. Распознается по наличию следующих признаков. 1. Постоянная концентрация на проблемах других. 2. Непроходящая тревога, опасения и чувство страха. 3. Избегание риска в межличностных отношениях, включая недоверие к людям. 4. Контролирующее поведение – повторяющееся, привычное. 5. Сверхответственность. 6. Попытка манипулировать другими, изменять их поведение. Стыд, вина. Распознаются по наличию следующих признаков. 1. Постоянное чувство стыда как по отношению к собственному поведению, так и к поведению других. 2. Постоянное чувство вины в связи с проблемами других. 3. Изоляция от окружающих, чтобы скрыть стыд за себя или за семью. 4. Ненависть к себе. 5. Проявление надменности и превосходства, что связано с низкой самооценкой. Затянувшееся отчаяние. Распознается по наличию следующих признаков. 1. Отчаяние и безнадежность относительно изменения существующей ситуации. 2. Пессимистический взгляд на мир. 3. Низкая самооценка и чувство поражения (я – неудачник), что не соответствует реальным достижениям. Гнев. Распознается последующим признакам. 1. Постоянный гнев, направленный на пьющего, семью или себя. 2. Страх потерять контроль в гневе. 3. Гнев, касающийся духовной сферы, в том числе гнев на Бога. 4. Пассивно-агрессивное поведение, особенно в отношении пьющего. Отрицание. Распознается последующим признакам. 1. Постоянное отрицание источника семейной беды. 2. Постоянное преуменьшение тяжести проблемы. 3. Использование оправданий для зашиты пьющего от негативных последствий. Ригидность. Распознается последующим признакам. 1. Когнитивная негибкость. 2. Поведенческая ригидность, включая ригидность ролей. 3. Моральная и духовная негибкость, окостенелость. 4. Аффективная негибкость – преобладание одного и того же чувства – вины, жалости, гнева. Нарушение идентификации своего " Я". Распознается последующим признакам. 1. Неумение выставлять свои требования или заботиться о своих нуждах. 2. Трудности определения границ своего " Я", трудно отделить себя от других, свою боль от боли других. 3. Зависимость от других личностей – потребность получать от других подтверждение своей самоценности, навязчивое беспокойство о том, как выглядишь в глазах других. Смущение, замешательство. Распознается по следующим признакам. 1. Постоянная неуверенность в том, что же является нормой. 2. Постоянная неуверенность в том, что же реально. 3. Постоянная неуверенность в чувствах, включая тенденцию неверно определять все чувства одним знаком. 4. Легковерность. 5. Нерешительность. Если вы находите у себя признаки в 5 и более из 8 перечисленных областей, то вы относитесь к созависимым личностям и вам следует читать эту книгу дальше.
Ниже приведу тест, широко распространенный в группах самопомощи.
Тест на созависимость 1. Беспокоит ли вас то, что ваш близкий много пьет? 2. Испытываете ли вы денежные затруднения из-за того, что ваш близкий пьет? 3. Приходилось ли вам лгать, чтобы покрыть его пьянство? 4. Появилось ли у вас чувство, что спиртное для него важнее, чем вы? 5. Считаете ли вы, что в выпивках виноваты его друзья? 6. Часто ли нарушаются семейные планы из-за того, что ваш муж (сын, дочь) не приходит вовремя домой (" внезапно" встретил друга, " посидел" с партнером по бизнесу и т.д.)? 7. Угрожаете ли вы мужу таким образом: " Если ты не перестанешь пить, я брошу тебя"? 8. Целуете ли вы его на пороге с тайной мыслью уловить запах алкоголя? 9. Боитесь ли вы прямо сказать ему о чем-то неприятном, опасаясь, что у него начнется запой? 10. Приходилось ли вам страдать или стыдиться его поведения? 11. Кажется ли вам, что каждый праздник, каждый отпуск испорчен из-за его пьянок? 12. Разыскиваете ли вы спрятанные им бутылки спиртного? 13. Есть ли у вас такое чувство: если бы он меня любил, то бросил бы пить? 14. Отказываетесь ли вы от встреч со своими друзьями, опасаясь, что в нетрезвом состоянии муж поставит вас в неловкое положение? 15. Предполагали ли вы когда-нибудь вызвать милицию из-за его пьяного поведения? 16. Чувствуете ли вы себя иногда виноватой в том, что не можете удержать его от пьянства? 17. Думаете ли вы, что если он бросит пить, то все ваши проблемы будут разрешены? 18. Угрожали ли вы когда-нибудь покончить с собой, разрушить дом и т.п., чтобы напугать его и услышать от него: " Я прошу прощения"? 19. Относились ли вы когда-нибудь к окружающим – детям, родителям, сотрудникам – несправедливо только потому, что вы были злы на мужа за его пьянство? 20. Есть ли у вас чувство, что никто не понимает ваших проблем? Если вы отвечаете " да" на 3 и более вопросов, то ваше состояние может иметь признаки созависимости. Дочитайте книгу до конца, знайте, что группы самопомощи типа " Ал-Анон" существуют для вас, ищите профессиональную помощь для себя.
Шкала созависимости 1. Мне трудно принимать решения. 2. Мне трудно сказать " нет". 3. Мне трудно принимать комплименты как что-то заслуженное. 4. Иногда я почти скучаю, если нет проблем, на которых следует сосредоточиться. 5. Я обычно не делаю для других то, что они сами могут для себя сделать. 6. Если я делаю для себя что-то приятное, то испытываю чувство вины. 7. Я не тревожусь слишком много. 8. Я говорю себе, что все у меня будет лучше, когда окружающие меня близкие изменятся, перестанут делать то, что сейчас делают. 9. Похоже, что в моих взаимоотношениях я всегда все делаю для других, а они редко что-нибудь делают для меня. 10. Иногда я фокусируюсь на другом человеке до такой степени, что предаю забвению другие взаимоотношения и то, за что мне следовало бы отвечать. 11. Похоже, что я часто оказываюсь вовлеченной во взаимоотношения, которые мне причиняют боль. 12. Свои истинные чувства я скрываю от окружающих. 13. Когда меня кто-то обидит, я долго ношу это в себе, а потом однажды могу взорваться. 14. Чтобы избежать конфликтов, я могу заходить как угодно далеко. 15. У меня часто возникает страх или чувство грозящей беды. 16. Я часто потребности других ставлю выше своих собственных. Прочитайте вышеприведенные утверждения и поставьте перед каждым пунктом то число, которое отражает ваше восприятие данного утверждения: 1. Совершенно не согласна. 2. Умеренно не согласна. 3. Слегка не согласна. 4. Слегка согласна. 5. Умеренно согласна. 6. Полностью согласна. Ятя получения суммы баллов переверните значения баллов для пунктов 5 и 7 и затем суммируйте. Суммы балов: 16-32 – норма, 33-60 – умеренно выраженная созависимость, 61-96 – резко выраженная созависимость.
Источник: Fischer J.L., Spann L., Crawford D., 1991.
Можно поработать с тестом под названием " Оценим свой образ мыслей".
Тест " Оценим свой образ мыслей" 1 – никогда со мной так не бывало; 2 – редко так со мной бывало; 3 – часто так со мной бывает; 4 – всегда так. Поставьте ту цифру напротив утверждения, которая соответствует вам. 1. Я боюсь позволить другим узнать меня поближе. 2. Я боюсь неожиданностей. 3. Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций. 4. Я чувствую, что недостойна любви. 5. Я чувствую, что я хуже других людей. 6. У меня есть склонность к трудоголизму, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других одурманивающих веществ. 7. Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других. 8. Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких как гнев, страх, стыд, печаль. 9. Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям. 10. Я слишком серьезна, и мне трудно поиграть, подурачиться. 11. У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов и " самосжигания". 12. У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю. 13. Я испытываю трудности в выражении своих чувств. 14. Я не люблю себя. 15. У меня в жизни часты кризисные ситуации. 16. Мне представляется, что я стала жертвой тяжелых обстоятельств. 17. Боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю. 18. Я ожидаю худшего и большинстве ситуаций. 19. Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчемным человеком. 20. Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях. 21. Я живу воспоминаниями. 22. Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела. 23. Я длительное время бываю расстроенной или злюсь из-за неприятностей. 24. Я чувствую себя одинокой и в изоляции, даже если окружена людьми. _____Сумма балов. 25-54 – норма 55-69 – легкое смешение в сторону созависимости 70-96 – необходимо избавляться от созависимости.
Лики созависимости Созависимые жены позволяют подчинить себя различными путями. В супружеской жизни они могут брать на себя следующие роли: избиваемая жена, жена-мамочка, жертва, бедная больная женщина, жена-угодница, жена-девочка, стерва. Все это – лики созависимости.
Избиваемая жена Послушаем ее исповедь. Исповедь длинная, и я не перебиваю. Противоядием для созависимости является ГОВОРИ. И Галина, избиваемая жена, говорит: – Мы женаты три года. Ему 40, мне 28 лет. Пьет он лет с 15, пьет его отец, видимо, пил и дед, бабка пила. Выходя замуж, я не представляла, что меня ждет, хотя и знала, что он лечился от алкоголизма. Детей у нас нет. Он проверялся. Оказывается, у него сперматозоиды все мертвые. Но сейчас я думаю, слава Тебе, Господи, что нет ребят. Пьяница-отец и задерганная мать – несчастное детство обеспечено. Никто, кроме меня, не знает, какой он агрессивный. У него прямо какая-то жизненная потребность – оскорбить и показать свою физическую силу. Ему, как мне кажется, очень надо убелить себя и высказать мне, что я – последняя дрянь, что у меня мерзкая репутация. И все это делается для того, чтобы доказать, что не только у него есть недостатки. Ему необходимо, чтобы я была сволочью. Покоя ему не дают моя медаль после школы, мой институт, моя работа, которая оплачивается выше, чем его, и т.д. и т.п. Он ревнивый до ужаса, любой взгляд в мою сторону, любая улыбка, задержка с работы на три минуты вызывают придирки, нелепые подозрения. И до синяков, до разбитых губ доходит. Я видела, как он пьяный бил собаку. Он гонит меня из дому. Он уже не помнит, как мы сходились, когда я ему даже белье покупала, он был просто неимущий. Все мои сбережения потрачены на его одежду, на бытовые приборы. Он четыре месяца после свадьбы не работал... В конце беседы женщина спрашивает: " Как мне себя вести, чтобы погасить его агрессию, когда он приходит пьяный? А что лучше ему приготовить из еды? " Теперь я спрошу вас, уважаемые читатели, где кончается терпение таких жен, как эта 28-летняя женщина, умная, с высшим образованием, экономически независимая, все правильно понимающая о том, что у мужа имеется патологическая потребность унижать ее, чтобы самому возвыситься, понимающая и то, что его ревность основана на собственной мужской несостоятельности и что все это вряд ли когда-нибудь кончится? Что еще необходимо сделать ее мужу, чтобы эта женщина сказала себе: " Вот этого я уже больше терпеть не буду"? Почему они не разводятся? (См. выше соответствующий раздел). По моему мнению, эта избиваемая жена на грани гибели, даже физической. Где гарантия, что ее пьяный муж однажды не изобьет ее до смерти? Духовно она также на грани гибели, поскольку ни минуты не может посвятить себе, своим потребностям. Здоровым потребностям. У нее есть патологическая потребность страдать, унижаться, позволять другим распоряжаться ее временем, деньгами, ее жизнью. Вот это болезненное преломление того положения, которое часто женщины выражают такими словами: " А нас учили, что только для других жить хорошо, а если живешь для себя, то это – эгоизм". Бездонное долготерпение избиваемых жен – это знак беды для обоих – и для нес, и для него. Когда они выходили замуж, они не думали, что смогут вынести побои. За время жизни с мужем-алкоголиком у жен происходит рост выносливости к эмоциональной боли. Это напоминает симптом алкоголизма – рост толерантности, т.е. переносимости количества алкоголя. Чем выше переносимая доза, тем дальше зашла болезнь. Избиваемая жена живет в мире иллюзий. Она закрывает глаза на страшную реальность и верит в то, во что ей хочется верить, – в то, что однажды он бросит пить. Для этого, думает она, ей нужно быть еще более терпеливой, еще более преданной женой. И тогда однажды он очнется от наваждения и сиенит ее подвиг... Надежда на чудо. Это одна из типичных иллюзий созависимых.
Жена-мамочка Послушаем ее исповедь: – Когда я выходила за него замуж, я знала, что он не трезвенник. Запои начались сразу после свадьбы, благо вино осталось. Когда его привозили и сваливали, я сидела около него часами, молча смотрела. Потом у меня начались истерики, упреки. Я лихорадочно искала выход. Делала вырезки из журналов и газет и давала ему читать. Даже плакат повесила " Пьянству – бой! " Он или смеялся или злился. Родилась дочь. Стало еще тяжелее, раньше я бегала за ним одна, а теперь с коляской, искала его, плакала, умоляла. Денег он давал очень мало, а то и вовсе не приносил. Как-то от обиды порвала те гроши, которые он принес. Потом собирала и склеивала. Дочка родилась с врожденным вывихом бедра. Надо было ездить в другие города к врачам, нужны были средства. А он то пропьет, то потеряет. На грани развода прожили года 3-4. Потом я устроила дочь в садик и пошла работать. Как-то я успокоилась. Совсем перестала на него надеяться, надеялась только на себя. Вот тогда мой муж стал моим сыном. Ну, пришел пьяный, ну и ладно. Раздела его, накормила из ложки, уложила спать, спокойней как-то стало. Не принес денег, ну и ладно. Посчитаю, сколько осталось, куплю вермишели, яиц, неделю перебиваюсь. Делать его ничего не заставляю, не треплю ему нервы и себе тоже. Потом пришлось уволиться, дочь часто болела. Пошла работать уборщицей в подъезд. Хорошо, дома можно было успокоиться и не суетиться. Родилась вторая дочь. Когда я гуляла с коляской, меня спрашивали, есть ли у нас папа и почему он никогда не гуляет с ребенком. Он приходил домой в основном по ночам, периодически вообще не бывал дома по два-три дня. Ночью лежу, прислушиваюсь, не привезли ли. Иногда мне кажется, что кто-то придет и скажет, что он лежит бездыханный. Тогда сердце сжимается. Трезвый он обычно хмурый и неразговорчивый. Пьяный иногда говорит: " Как ты со мной живешь, сколько в тебе терпения? " А мне для радости немного нужно. Мне бы только видеть, как он слушает старшую дочь, когда она в клубе на пианино играет, да как с маленькой строит из кубиков домик. Мне бы только самой не впадать в депрессию, не отчаиваться, да чтобы мама поправилась. Мне бы еще чуть-чуть чуда. Я – неисправимая мечтательница. Он хорошо разбирается в машинах. Как-то он сказал: " Была бы у меня машина..." Я подумала, может быть, он столько бы не пил, я даже уверена в этом. И я стала играть в " Спринт", покупать лотерейные билеты. Пока безуспешно. Написала в журнал просьбу, может, кто из другой страны пришлет машину из-под пресса. Даже представила, как загорелись бы у него глаза, как он стал бы ее восстанавливать. Сомневаюсь, что муж этой женщины перестал бы пить даже в том случае, если бы ему подарили " Мерседес". Обратим внимание на то, как точно она определила свою роль в жизни мужа – она назвала мужа своим сыном, а сама, следовательно, играет роль заботливой матери. И, как мать, показывает свое опять же бездонное долготерпение, ничего не требуя взамен. Ее психологическая выгода – в радости материнства. Мужчины-алкоголики имеют тенденцию играть роль маленького мальчика, безответственного, несчастного. Такие мужчины привлекают к себе женщин, готовых быть матерью любому взрослому, заботиться и о взрослых детях, и о сослуживцах, но больше всего о мужьях. Зачем мужу становиться равноправным партнером в браке, если жена взвалила на себя всю ответственность и " тянет" две работы, нянчится и с мужем, и с детьми? Нянчиться с человеком, ухаживать за ним как за маленьким можно в трех случаях: в раннем детском возрасте, в глубокой старости или во время острой болезни. Алкоголизм к таким болезням не относится, это хроническое пожизненное заболевание. Ответственность за выздоровление лежит на самом больном, в противном случае выздоровление не достигается. Обычно женщинам, склонным быть мамочкой своему мужу, я говорю: " Последите за своим маммизмом. И откажитесь от него. Это – самопораженческая роль". Нормальные супружеские взаимоотношения предполагают партнерство, справедливое разделение ответственности за общий дом и умение каждого из супругов самостоятельно отвечать за себя. Отрицательные последствия " маммизма" заключаются в том, что подобные взаимоотношения убивают любовь и дружбу. В глубине души никому не нравится, чтобы его считали неспособным к выполнению простых вещей. Тогда опекаемый чувствует себя некомпетентным, глупым, слабым. Когда кто-то просит помощи, это другое дело. Но " мамочки" не ждут, пока их попросят. Они всегда готовы служить. Роль жены-матери почти неизбежно сопровождается тем, что она пилит своего мужа. " А ты уже сделал..." " Сколько раз тебе говорить...". В ответ на это муж скоро научается быть " глухим" к любым обращениям к нему. Он не слышит жену, что ей очень обидно. Маммизм подрывает самооценку мужа (и без того низкую при алкоголизме) и разрушает всякие взаимоотношения. Постоянно выполняя обязанности мужа, жена лишает его возможности учиться на своих ошибках. Маммизм лишает свободы и жену, и мужа. Кто-то один должен прекратить эти нездоровые взаимоотношения. Либо " маленький мальчик" взбунтуется и освободится от чрезмерной опеки, иногда сбрасывая с себя иго вместе с женой. Либо жена перестанет играть эту роль и вспомнит, что она выходила замуж, чтобы иметь мужа, а не ребенка № 1.
Жертва-великомученица Жена больного алкоголизмом думает, что она – жертва алкоголизма. Жертва, по В.И. Далю, есть нечто " пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. // Приношенье от усердия божеству: животных, плодов...// отречение от выгод или утех своих подолгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь". Жертву можно узнать по таким высказываниям: " Ах, я бедняжка" (точно такие слова могут не произноситься, но подразумевается их смысл), " Если бы только он(и)...", " А мне все равно (вздыхает)", " Это неважно, как я себя чувствую (вздыхает)", " Лишь бы ему было хорошо, а я – дело десятое". Жертвы выучили эти роли от своих матерей. Матери этими высказываниями манипулировали другими людьми, добивались желаемого, " собирали цветы всеобщего сочувствия", как выразилась одна жена алкоголика, не лишенная самоиронии. Чтобы привлечь к себе внимание и заслужить одобрение, в трудной ситуации женщины берут на себя эту роль выживания – слабой, беспомощной жертвы. " Неужели никто не видит, как я страдаю! " Жертвы считают, что если они покажут, как трудна и неуправляема их жизнь, то окружающие будут сочувствовать, симпатизировать и поддерживать их. Они представляют дело так, будто другие (муж) управляют ими и заставляют их страдать, мучиться. На самом деле это жертвы управляют другими, поскольку распространяют вокруг себя чувство вины. Жертва еще в детстве сама испытана на себе это чувство со стороны матери. В зрелом возрасте жертва набрасывает ту же удавку на шею мужу, детям. Но если в детстве человек в силу возраста действительно является слабым и беспомощным, то в зрелом возрасте совсем не обязательно сбрасывать с себя ответственность за свое благополучие и перекладывать ее на других. Все, что случается с жертвами и великомученицами, по их мысли, это чья-то вина, чья-то ошибка. Очень удобная позиция, избавление от бремени ответственности, а это всегда тяжелая ноша. Поэтому обвинять других и легче, чем отвечать за себя. Помогать жертвам – почти бессмысленное занятие. На любое позитивное предложение она отвечает: " Да, но..." Если ей сказать, что для улучшения собственного имиджа ей необходимо перестать следить за мужем и пойти на работу, она скажет: " Да, но в нашем городе нет работы по моей специальности". Скажешь: есть другая работа. " Да, но у меня нет навыков той работы". На групповой терапии были случаи, когда 20 человек высказывали жертве свои предложения по улучшению качества ее жизни, и всякое предложение было встречено этим непробиваемым " Да, но..." Лучше начать с избавления от психологии жертвы, чем пытаться помогать ей. Я пытаюсь показать женам алкоголиков истоки этой роли – они в родительской семье, в естественной слабости детского возраста, которую культивировали родители подавлением инициативы ребенка, гиперопекой, поведением с отказом от собственных интересов. Из рассказа о собственном детстве жены больного алкоголизмом: " Мама обычно отдавала нам лучшие куски. Она за жизнь не износила ни одного шелкового платья. Она могла бы сделать хорошую карьеру, но отказалась от нее, выбрав работу поблизости от дома из-за нас, детей". На вопрос, хорошо ли тогда себя чувствовала рассказчица, был ответ: " Лучше бы мама всего этого не делала, те куски в горле застревали". Мнимые выгоды из роли жертвы очевидны. Приятно сознавать, что я – великомученица (значит, близка к святости), что я – благородная, все терплю, что я – долгострадающая, верю, мне воздастся. Негативные последствия в жизни жертв неизбежны, так как это одна из самопораженческих ролей (Toele S.P., 1991). Негативные последствия состоят в том, что жертва рано или поздно столкнется с одиночеством. Люди избегают общества страдалиц, поскольку они распространяют вокруг себя чувство вины, а это тягостно для других. У алкоголиков чувство вины является поводом для новой выпивки. Нагнетать вину алкоголику – это ускорять новый запой. Жертвы-великомученицы создают те ситуации, которых боятся. Это ситуации отвержения, утраты любви, изоляции. Кому понравится постоянно слышать, что вы, окружающие, ответственны за мое счастье, за мою самооценку, за мое здоровье? Вы отвечаете за это и не преуспели в том, чтобы я была счастлива, достойна и здорова. Окружающие, по мысли жертв, должны читать их сокровенные желания. А если нет, то им же, окружающим, хуже. " Дети никогда не звонят мне (вздыхает)". – " А вы им звоните? " – " О, я отдала ему лучшие годы, а теперь посмотрите, что он мне сделал в ответ". Жертвы не бескорыстны. Когда-нибудь будет сказано: " Я вам все отдала, а вы..." Жертвы – злы. Жертвы рождают жертв. Эти роли усваиваются детьми. Единственный выход – это отказаться от роли жертвы. Сколько ни страдай, от этого муж пить не перестанет. Необходимо научиться ответственности за то, чтобы сообщить другим о своих истинных желаниях и потребностях. И не наказывать других чувством вины. Нам, женщинам, не надо быть беспомощными и страдающими, чтобы обратить на себя внимание и завоевать любовь, которую мы себе желаем. Мы можем найти любовь, только овладев своей силой, своей энергией, всей мощностью своей личности. Нам необходимо научиться прочно стоять на своих ногах даже тогда, когда хочется на кого-то опереться. Те, на которых нам хочется опереться, нас не держат. Они стоят сами по себе, а мы сами по себе. Мы лучше справимся со своими трудностями, если будем следовать психологии ответственности, а не психологии жертвы.
Практическое задание Многим женам больных алкоголизмом помогла избавиться от психологии жертвы следующая медитация. Ее можно повторять несколько раз вдень. Господи, помоги мне избавиться от моей потребности быть жертвой. Помоги мне оставить заблуждение, что я должна стать жертвой, чтобы завоевать внимание и любовь к себе. Окружи меня людьми, которые любят меня тогда, когда я владею своей силой и энергией. Помоги мне иметь счастливые дни и наслаждаться ими.
Бедная больная женщина Жены больных алкоголизмом часто болеют как психически – неврозы, депрессии, бессонница, раздражение, так и физически – боли в позвоночнике (на языке психосоматики это означает отсутствие поддержки), головные боли и др. Я, как врач, с уважением отношусь к этим недугам, лечу их. Но параллельно лечу от психологии вхождения в роль бедной больной женщины. Скорее неосознанно, чем осознанно женщина использует свою болезнь – реальную или мнимую – для того, чтобы манипулировать другими, в первую очередь мужем, и добиваться желаемого. Как уже говорилось выше, в семьях больных алкоголизмом идет постоянная война. В этой войне роль больной женщины иногда удобна. Кто же будет бороться и пытаться победить больную женщину, может быть, даже прикованную к постели? Уж теперь-то никто не откажет ей в удовлетворении ее потребностей и желаний, ведь она так больна, что не может о себе позаботиться. Да, быть больной – это великая сила. Но за это надо заплатить свободой. В болезни свобода очень ограничена. Войдешь в роль инвалида, инвалидом и окажешься. Демонстрировать свою слабость через усиление болезни – тоже самопораженческая роль (Thoele S.P., 1991). Отрицательные последствия те же, что и у психологии жертвы. У одной женщины, муж которой болен алкоголизмом, перед праздниками буквально подкашивались ноги, она не могла ходить. Все равно муж продолжал выпивать. Длительное время она лечила коленки массажами и мазями, пока не попала ко мне на прием и начала лечиться по психологической программе. Теперь ноги резво бегают – они оказались здоровыми.
Жена-угодница Вы знаете, уважаемые читатели, этих женщин, которые угождают во всем своим мужьям, детям, всегда и во всем. Они встают рано, чтобы приготовить завтрак. Они несут на вытянутых руках выглаженную рубашечку. Если муж в опьянении разбил вазу, жена подберет осколки. (А мне кажется, что она подбирает осколки своей разбитой жизни). Если случится, что он обмочился или сделал что-то еще худшее, жена постирает одежду и простыни. Да стоит ему только нахмуриться, как жена напряженно старается догадаться: что не так? Чем я не угодила? А что в этом плохого? Плохо то, что это тоже самопораженческая роль. Это не добровольное взятие на себя обязательств, а средство, чтобы выжить в трудных обстоятельствах. Жены-угодницы делают свои добрые дела в угоду мужьям даже тогда, когда это противоречит интересам жен. Вот своими интересами как раз и не нужно поступаться. Если жена работала допоздна и утром рано не встанет приготовить ему завтрак, кто се осудит? Разве муж – беспомощный маленький мальчик? В стремлении угождать многие женщины делают то, что не хотели делать, и даже то, что считают неразумным. Например, они финансируют пьянство своего мужа, уступают в требованиях тогда, когда эти требования идут вразрез с лучшими интересами женщин. Что стоит за угодническим поведением? Желание мира и благополучия в семье любой пеной. Когда мы готовы платить за что-то любую цену, то почему-то именно желаемого мы и не достигаем. Наверное, любой ценой не надо платить. Всему есть своя разумная цена. Подкладка у этих действительно добрых дел, которые выполняют угождающие жены, не совсем светлая. Там можно обнаружить недовольство мужем, ненависть и злость на него, возмущение и негодование. Дома она готовит эти ранние завтраки и потакает любому желанию мужа и уже подрастающего сына, а у меня на приеме жалуется: " Устала я. Чувствую себя выпотрошенной, выжатым лимоном". Значит, вот она – истинная плата за мир любой ценой, за желание, чтобы никто не остался недовольным. Угодническое поведение вытекает из потребности женщин в эмоциональной привязанности. Быть привязанным к кому-то, принадлежать кому-либо – коллективу, группе, нации – это насущная потребность человека, так мы все чувствуем себя безопаснее, надежнее. У женщин эта потребность выражена больше, чем у мужчин. Женщины до смерти боятся эмоциональной разобщенности. Страх лежит в основе угоднического поведения. Страх отвержения, страх неодобрения, страх одиночества. Отсюда и страх конфронтации. Страх возникает всякий раз, когда женщина не согласна в чем-то с мужем. Из-за страха эмоциональной изоляции жен-шины легко поступаются своей независимостью. Еще в детстве нас, женщин, учили быть хорошими девочками, чтобы угождать другим, нравиться родителям. Неодобрение родителей тогда воспринималось как угроза нашей жизни. Вот с тех пор и страшно, если, не дай Бог, мы не понравимся другим. Когда только другие определяют смысл нашего существования, то это уже отказ от себя. Это уже созависимость. Угодническое поведение неизбежно ведет к низкой самооценке и к недостатку внутреннею мира и покоя. Вот цена за стремление к миру во что бы то ни стало. Сознательно или бессознательно, но женщины обучают других, как можно с ними, с женщинами, обращаться. Если жена не ценит свой покой, если отказывается от права отдохнуть, то и муж будет соответственно относиться к ее покою и отдыху. Я надеюсь, что когда женщина осознает самопредательскую практику своего угодничества, то она прекратит эту практику. Отказаться от этой привычки нелегко. Необходимо четко представить себе: почему я угождаю? Если женщина научится говорить себе: " Хорошо, на какое-то время я остаюсь одна. Как я могу позаботиться о себе наилучшим образом? ", то произойдет разрыв той цепочки, которой она была прикована к приверженности помогать только другим, но не себе. Как только произошло узнавание своей потребности угождать, так необходимо срочно установить некоторую дистанцию между женой-угодницей и мужем. Инициатором в этом деле должна быть жена. Имеется в виду эмоциональная дистанция, для этого не надо разводиться. Что можно сделать срочно для укрепления чувства самоценности? Позвонить подруге. Пойти в кино, на выставку, туда, где когда-то нравилось бывать. Пообщаться с природой. Написать страничку дневника. Поговорить мягко с собой. Увидеть свой страх. Сделать попытку остановить свое разрушающее поведение. Уверяю вас, никто после этого не умрет. Угодница выживет. Возможно, после этого она сделает свой выбор в сторону изменения своего поведения. Период перемен в нашей жизни полон парадоксов. Это трудный период. И страшно и волнующе, люди начинают чувствовать вкус свободы, освобождения от эмоциональной зависимости. Когда женщина начинает практиковать спокойное отстаивание себя, поведение, соответствующее ее высокому чувству собственного достоинства, тогда она чувствует себя равной во взаимоотношениях с партнером и эмоционально зрелой личностью. Раньше угождающая жена чувствовала себя навеки перепуганной маленькой беззащитной девочкой. Изучайте страхи, которые держат вас в капкане угодничества. Тогда страхи исчезнут. Страхи – это выученная эмоция. Следовательно, путем нового научения можно от них избавиться.
Жена-девочка Среди жен алкоголиков этот тип встречается реже, чем, скажем, жена-мамочка, но отдельные свойства незрелой девочки можно обнаружить у многих эмоционально зависимых, т.е. созависимых лиц. Девочка нуждается в отце, в заботе, в защите и в том, чтобы ей всегда говорили, что делать. Может быть, у этих женщин были родители, которые так излишне их опекали, что у дочек глубоко врезалась мысль о неспособности заботиться о себе. Возможно, родители не давали дочерям совершать ошибки и учиться принимать собственные решения. Тогда дочери входят во взрослую жизнь с идеей, что лучше найти кого-то, кто бы о них заботился. Они приходят к выводу, что их нельзя любить, пока они не станут " меньше, чем тот, кто рядом". Жена-девочка отдает свою зрелость в обмен на любовь мужа. Она боится, она чувствует себя покоренной и завоеванной, но она не созрела для роли жены. Муж в таких парах тоже испытывает нелегкое бремя двух ролей – быть одновременно и мужем, и родителем своей жены.
Жена-стерва Многие назовут женщину стервозной, если она умеет говорить в свою защиту и резко отстаивает свое мнение. Но настоящие стервы те, кто изживает на близких, в первую очередь мужьях, свои фрустрации, т.е. разочарования и неудачи. Стервозность – это почти всегда результат неотреагированной ярости. Может быть, ярость возникла еще до супружества, возможно, позднее. Необходимо глубоко проанализировать судьбу жен-шины, чтобы докопаться до истоков. Меньше всего может быть повинен муж. Стервы пилят мужей, используют язвительный юмор, критикуют, зажимают другим рот, не дают слова сказать. Подобная тактика не позволяет разрешить трудности в долгосрочном плане, поскольку разъедает самооценку и отделяет " стерву" от других людей. Негативные последствия те же, что и у других типов самопораженческого поведения: одиночество, горькое чувство оставленности. Выход из положения: вычислите, что привело вас в состояние фрустрации. Как вы позволили другим завоевать вас? Вы все отдали другим и ничего не оставили себе из своей жизни? Стервозные женщины – не плохие женщины, они напуганы, обижены и отчаянно хотят улучшить свою судьбу. Они просто не знают, как наладить честные и взаимно независимые отношения.
Что общего во всех ликах созависимости? Как бы ни вела себя созависимая женщина, ее поведение есть самопредательство, отказ от себя, неумение распознавать свои интересы. У всех созависимых, описанных выше, критически низкая самооценка. У всех есть свойство, которое я называю отказ от себя, жизнь для других. Они – женщины – сами у себя не в фокусе сознания. Девиз созависимых людей: " Я тебе нужна? Возьми меня". И отдают все – от зарплаты до собственного здоровья. Ей в голову не приходит спросить себя: " Мне нужен такой муж? Может ли он удовлетворить мои потребности? " Причем меньше всего здесь надо думать о материальных потребностях. Главное, не упускать из виду то, что требуется нашей душе.
Практическое задание Есть кто-либо в вашем ближайшем окружении, кто существенно влияет на вашу жизнь и кого вам все время хочется изменить? Кто это? Напишите несколько абзацев себе в дневник об этом человеке и своих взаимоотношениях. Прочитайте написанное. Каковы ваши чувства?
Типичные ошибки жен Чтобы изменить поведение и отказаться от самопораженческих ролей, жена больного алкоголизмом может бесстрашно проанализировать свои ошибки. Типичные ошибки состоят в следующем. Жена старается: • выискивать причины, извиняющие пьянство мужа; • следить за его внешностью; • вовремя будить на работу; • оправдывать перед начальством его прогулы; • скрывать пьянство от соседей; • удерживать пьяного дома, не допуская появления на людях; • как можно чаще бывать с ним вместе, чтобы удерживать от пьянства. Жена часто: • делает ту работу, которую должен выполнять глава семьи; • старается побольше заработать, чтобы поддержать семью; • покупает вещи, необходимые для дома; • контролирует семейный бюджет единолично; • устраивает мужа на работу, удерживает его от увольнения. Жена может: • выпивать вместе с ним, чтобы не дать ему слишком опьянеть; • уговаривать его выпить дома, чтобы избежать неприятностей; Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы