Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Инвестиции в Сукук предпочтительны для инвесторов, кто относит критерии этичности и социальной ответственности бизнеса к важным параметрам инвестиционного решения.




Норвежский государственный пенсионный фонд

 

 

Общий объем накоплений достиг $ 900 млд.

 

В 2004 г. правительство приняло правила, которые запрещают вкладывать деньги фонда в компании, которые могут преследовать «неэтичные» и «аморальные» цели.

 

«Аморальные» компании: «Lockheed Martin», «WTK Holdings Berhad», «Ta Ann Holdings Berhad», «Zijin Mining Group» и «Volcan Compañ ia Minera».

 

Исламские финансы


 

• Исламские налоги, их классификация

 

• Особенности формирования налоговых систем в исламских странах


Мусульманские исламские налоги

 

 

это различные формы платежей или иных податей, взимаемых с населения мусульманских государств, сложившиеся в ходе арабских завоеваний VII-VIII вв. и формирования финансовой системы Халифата. Никакие налоги в исламских странах не могут быть установлены, если они не утверждены шариатом.


 

 

Рисунок 1. Классификация исламских налогов


На рисунке 1 представлена классификация исламских налогов. Установленные мусульманским правом налоги классифицируются следующим образом:

 

закят -этот налог должны ежегодно уплачивать всесовершеннолетние дееспособные мусульмане в пользу нуждающихся единоверцев;

 

ушр -налог или сбор в размере1/10, десятина, налог спродуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые по праву завоевания, дарения халифом не подлежат обложению хараджем;

 

Ø хумс -отчисления с различных видов добычи в размере

 

1/5.

 

Ø джизия -подушная подать с иноверцев в мусульманскихгосударствах, рассматривавшаяся правоведами как выкуп за сохранение жизни при завоевании;

 

Ø харадж —поземельный пропорциональный налог.


Первоначально одни налоги иноверцев (джизья, харадж), другие ушр). В современных концепциях


взимались только с - с мусульман (закят, исламской экономики


 

мусульманским налогам отводится важная роль как средству обеспечения социальной справедливости путем перераспределения доходов в обществе. В некоторых мусульманских странах (например, Пакистан) закят и ушр введены в качестве государственных налогов.

 

На протяжении истории развития мусульманского права некоторыми правителями неоднократно предпринимались попытки ввести новые налоги и сборы, являющиеся косвенными по отношению к мусульманским. Например, макс

 

— сбор с мусульман сверх закята. Но даже в экстраординарных случаях, когда государство особо нуждалось в финансовых ресурсах, подобные налоги не могли считаться законно установленными и вскоре отменялись.


Закят

 

 

Закят не считается налогом в общепринятом значении этого термина, его в большей степени следует относить к религиозной обязанности. Являясь одним из пяти «столпов» ислама, закят не обременяет верующего. Теоретически закят должен распределяться среди бедных и неимущих членов мусульманской общины, т.е. нуждающихся. Богатство не может считается законным, если сосед терпит нужду.

 

Богословы трактуют закят как «очищение от грехов». Но при этом должна быть четко указана цель закята. Средства не должны идти на общественные нужды. Принято считать, что закят должны выплачивать богатые в пользу бедных. И даже, если в обществе нет нуждающихся, закят следует собирать. Государство при сборе и распределении закята выступает в роли посредника между плательщиком данного очистительного налога и его получателем. Оно не имеет права тратить собранные средства по своему усмотрению, не учитывая интересы верующих. Закят - форма обязательного платежа и одна из основных обязанностей каждого мусульманина.

 

Собирать и распределять закят должно государство. Закят — форма обязательного налога. Они должны храниться в государственной казне - байт-ал-мал и использоваться в соответствии с его планами.


Отмечаются следующие условия, позволяющие вводить дополнительные налоги:

 

— Действительная потребность государства и общества в дополнительных средствах;

 

— Справедливое распределение налогового бремени;

 

— Новые налоги должны приносить пользу обществу;

 

— Решение о введении новых налогов должно приниматься на основе консультаций с авторитетными богословами и правоведами (принцип шура).


Очевидно, что в налоговой системе мусульманской страны неприемлемы налоги, которые:

 

 

● полностью или частично дублируют закят (например, подоходный налог);

 

● противоречат базовым принципам закята (например, налог на инвестиции);

 

● могут быть заменены иными источниками финансирования.

 

Некоторые специалисты по исламскому праву считают, что с закятом ассоциируется налоговая система мусульманского государства.


Существуют следующие различия между закятом и налогом:

 

закят - это религиозная обязанность и акт поклонения, выраженные в финансовых терминах. А налог - это экономическое и финансовое обязательство;

 

закят взимается только с мусульман, а налог - со всех граждан;

 

неуплата налога может быть прощена, а неуплата закята - нет;

 

● ставка, способ выплаты закята в отличие от аналогичных понятий для налога неизменны;

 

● плательщик закята не может претендовать на средства от данного очистительного налога. В случае с налогом получение налогоплательщиком средств от уплаченного им налога возможно и др.


 

Если сравнивать закят и налог не с точки зрения экономических понятий, а с позиции юридической категории, то можно выявить сходства и отличия между ними (таблицу 1).

 

Анализируя указанные признаки по таблице, следует обратить внимание на значительное сходство закята и налога. Решение вопроса о форме взимания очистительного налога полностью находится в компетенции государства, которое объявило закят обязательным платежом.

 

Проведённая аналогия между налогом и закятом является схематичной и в некоторой степени условной: ибо закят, в первую очередь - религиозная обязанность каждого мусульманина, а уже во вторую - один из государственных целевых налогов.


Таблица 1 — Сходства и различия между закятом и налогом

 

Признаки Закят Налог Сходства (+) Отличия  
      (-)  
  Взимается только с Взимается со всех, если    
Обязательность определенней есть объект нет  
категории граждан- налогообложения  
     
  мусульман      
  Взимается с имущества Взимается с имущества    
Индивидуальная принадлежащего (дохода) принадлежащего есть  
безвозмездность конкретному человеку. конкретному  
   
  Плательщик закята налогоплательщику.    
Безвозвратность Безвозвратный Безвозвратный есть  
  платеж платеж    
Форма взимания В виде денежных В виде денежных средств есть, нет  
средств или натурой    
       
         

Ø таблице 1 выделены три основных признака, позволяющие отличить налог от других платежей, взимаемых государством - пошлин, сборов, штрафов и др.: обязательность, индивидуальная безвозмездность и безвозвратность.

 

1) Обязательность. В отдельных современных мусульманских странах закят был установлен в качестве обязательного платежа, взимаемого государством с определенной категории граждан - мусульман. Государство, как известно, вправе придать любому предписанию характер обязательной для всех правовой нормы.

 

Ø наши дни некоторые правоведы сходятся во мнении о том, что с немусульман в мусульманских странах необходимо взимать так называемый налог на социальную солидарность, поступления от которого могут использоваться на те же цели, что и поступления от закята, но применительно к немусульманскому населению. Важной отличительной чертой закята, как было отмечено выше, является то, что государство не может освободить от его уплаты. Юридическая обязательность уплаты закята подкреплена моральной стороной: закят является одной из обязанностей каждого дееспособного мусульманина.

 

• Индивидуальная безвозмездность. Закят взимается с имущества, принадлежащего конкретному человеку. Плательщик закята ничего не получает взамен.

 

• Безвозвратность. Закят, как и любой налог, является безвозвратным платежом. Лицо, выплачивающее закят, не может претендовать на возврат всей уплаченной суммы или ее части.


Надо отметить, что государство при сборе и распределении закята выступает лишь как эффективный посредник между плательщиками данного очистительного налога и его получателями. Оно не имеет права использовать полученные средства по своему усмотрению без учета интересов верующих. Существуют сомнения в целесообразности исполнения государством роли посредника в вопросах закята.

 

Необходимо различать закят как религиозную обязанность каждого мусульманина и закят как один из государственных целевых налогов. Имеются определенные несущественные различия между закятом - государственным налогом и закятом - религиозной обязанностью это - неизбежная плата за возможность максимально широкого использования очистительного налога в налоговой системе современного государства.


Другим видом исламских налогов является «джизъя»

 

- это налог, который рассматривается как наказание для немусульман, проживающих в исламских странах. С немусульман в мусульманских странах взимается налог - алъ-джизъя. Его обязаны платить все за исключением женщин и детей. Существует следующая причина установления налога джизъя. Немусульмане должны платить за свое неверие, так как они пользуются защитой и покровительством мусульманского государства. Зато немусульмане не обязаны нести воинскую повинность, поскольку защита страны это религиозный долг каждого мусульманина. Разрешая немусульманам не выплачивать закят, религиозный закон требует, чтобы они вносили свой вклад, равный по сумме исламскому налогу.

 

Установлены размеры джизьи в зависимости от платежеспособности человека. Подразделяя немусульман на три группы: бедняков, средний класс и богатых, налог взимается по регрессивной ставке: с богатых не более 0, 5% их состояния, со среднего класса - 12%, а с бедных - еще большей суммы.


Следующий вид исламских налогов - харадж, который называется «нейтральным» налогом. Он не зависит от вероисповедания, взимается и с мусульман и с немусульман - в зависимости от статуса их земли. Освобождение от обложения хараджем имеет исконно арабская земля: с нее взимается другой вид исламских налогов ушр - десятина. Размер ушра варьирует от 5 до 10% в зависимости от плодородности земли.


 

Следует различать две части хараджа: основывающийся на налоге на имущество, Величина дохода на имущество зависит от


 

поземельный налог, и налог на доход. площади земельной


 

собственности, системы ее орошения, числа деревьев и т.д. Подоходный налог - пропорциональный, размер его может достигать от 20 до 50%, в зависимости от рыночных цен, величины урожая.


Большое практическое значение среди мусульманских налогов имеет другой вид исламских налогов - хумс.

 

Называют четыре значения хумса:

 

Ø Доля добычи (ганима), отчисляемая в распоряжение халифа или главы государства;

 

Ø Налог с добытых продуктов моря (жемчуг, драгоценные камни, амбра);

 

Ø Отчисления доли найденного клада;

 

Ø Пошлина государству при продаже мусульманином земли немусульманину.


В настоящее время хумс выполняет функции основного мусульманского налога в среде шиитов. Часто хумс дублирует и подменяет собой закят.

 

Изначально хумс представлял собой одну пятую часть военной добычи, которая полагалась Пророку Мухаммаду как руководителю войска. Хумсу предшествовала так называемая четвертина, т.е. одна четвертая часть захваченных у врага трофеев, передававшаяся главе племени у древних арабов.

 

Хумс также являлся налогом с сокровищ. Впоследствии хумс превратился в полноценный налог (пятину) с продуктов моря (прежде всего драгоценных камней, жемчуга), найденного клада, полезных ископаемых и рассматривался некоторыми суннитскими авторами как разновидность закята. Под хумсом также понимается пошлина, выплачиваемая при продаже мусульманином земли немусульманину.


В современном мире хумс выполняет функции главного мусульманского налога, зачастую дублируя и подменяя собой закят. Хумсом в наши дни облагаются:

 

Ø прибыль, или избыточный доход;

 

Ø богатство, приобретенное законно, смешанное с богатством, приобретенным незаконным способом;

 

Ø шахты и полезные ископаемые;

 

Ø драгоценные камни, добываемые со дна моря;

 

Ø сокровища;

 

Ø земля, которую зиммий покупает у мусульманина;

 

Ø военная добыча.


В настоящее время пять долей хумса делятся на две части: одна (так называемая доля имама) полагается имаму - благочестивому руководителю шиитской общины, другая (доля сейидов) — полагается сиротам, нуждающимся и путешественникам, оставшимся без средств.

 

Надо отметить, что современные исламские налоги зачастую выполняют функции, которые не были свойственны им в раннем исламе. Так, закят ал-фитр не считался в халифате таким же по значимости налогом, как и закят, в то время как в ряде стран он давно выполняет функции одного из основных налогов (Малайзия, Йемен). А шиитский налог хумс, в настоящее время фактически подменяющий собой закят, во времена Пророка представлял собой пятую часть военной добычи, полагавшуюся Мухаммаду как руководителю войска.


Также существует другая классификация исламских налогов. Налоги стран с исламской экономикой могут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются те налоги, которые взимаются с конкретного юридического или физического лица. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги. Они не зависят от размера имущества или величины доходов и включаются в цену товара, услуги. Косвенными налогами облагаются зрелищные, транспортные услуги, сфера бытового обслуживания. К косвенным налогам относятся акцизы, фискальные монополии и таможенные пошлины. Они составляют большой удельный вес в доходах бюджета. Косвенное обложение во многих странах достигает 60-70% всех налоговых поступлений. В налоговых системах стран с исламской экономикой имеются также местные налоги, которые уплачиваются гражданами и юридическими лицами и поступают в местные бюджеты. Эти налоги очень разнообразны. К ним относятся подушный, поимущественный, земельный, промысловый, а также косвенные налоги на товары и услуги.


прямом налогообложении исламских стран наиболее распространённым выступает подоходный налог. Он взимается как с граждан, так и с компаний. В разных странах он имеет различные наименования: налог на торгово-промышленную прибыль, налог на заработную плату, налог с компаний и так далее. В каждой стране по этому налогу принимается поправки и изменения, неоднократно трансформируются условия действия данного налога, но основные признаки его остаются неизменными.

 

некоторых исламских государствах применяется смешанная система исламского налогообложения, когда отдельные виды доходов облагаются самостоятельно, а другие объединяются в общую группу. В этом случае налогоплательщики обязаны составлять декларации. В Алжире подоходный налог выступает в виде налога с заработной платы и дополнительного налога на доход в целом. Первый уплачивается только гражданами, второй - физическими и юридическими лицами. Плательщиками подоходного налога

 

Ø Египте признаются лица, получающие доходы на территории данной страны, независимо от места постоянного проживания. Ставка налога зависит от размеров дохода, семейного положения плательщика, а также количества иждивенцев.


Особенности формирования налоговых систем в исламских странах

 

Мусульманские страны - это страны Азии и Африки, большая часть населения которых исповедует ислам. В настоящее время насчитывается 35 мусульманских стран, в 28 из них ислам признан официальной религией.

 

Налоговая система в странах Азии и Африки, где на протяжении веков господствующей религией был ислам, складывалась в колониальный период. Первые нормативные акты, устанавливающие налоги, принимали либо колониальные власти, либо законодательные органы метрополий. Вводились налоги специальными ордонансами. На рубеже ХІХ-ХХ веков были установлены первые такие налоги. Колониальные власти Британии в 1896 году ввели налог на жилище в Сьерра-Леоне. В Кении аналогичный налог был установлен в 1901 году. Каждое жилище местных жителей облагалось налогом в твёрдой сумме. В последующие годы был введён подушный налог. Выполняя не только фискальную, а в большей степени важную социальную роль, налоги служили средством привлечения местного населения к работам на плантациях колонизаторов. Эти были прямые реальные налоги, исчисляемые по твёрдым ставкам.

 

Позднее метрополии устанавливали в своих колониях так называемые прямые личные налоги. Так, в 1940 году в Нигерии был принят первый Закон «О подоходном налоге»


Законы о налогах принимают высшие органы государственной власти. Это положение закреплено в конституциях освободившихся стран. В некоторых франкоязычных странах Африки налоги устанавливаются налоговыми кодексами. Кодексы регулируют, как правило, группу налогов, или все налоги. В Алжире налоговое законодательство состоит из кодексов, которые объединяют группу налогов, принятых в 1976 году. К ним относятся: Кодекс прямых налогов и приравненных к ним платежей, Кодекс регистрационных сборов, Кодекс платежей на товарооборот, Кодекс гербовых сборов. Кроме того, бюджет Алжира на каждый год утверждается финансовым законом, который также является источником налогового законодательства. В Республике Мали в 1986 году был принят Общий налоговый кодекс, включающий в себя как материальные, так и процессуальные налогово-правовые нормы.


Определенные трудности в подоходном налогообложении наблюдаются в Афганистане. По закону в Афганистане с марта 2005 года сотрудники всех учреждений, как правительственных, так и неправительственных, должны платить подоходный налог. По закону, зарплата менее 12500 афгани не подлежит налогообложению. От зарплаты, превышающей 12500 афгани, отчисляется 10% подоходного налога. Из 6000 зарегистрированных компаний, действующих на территории страны, подоходный налог платили лишь 800. Некоторые из зарегистрированных компаний не функционировали, а другие выплачивали недостаточные размеры зарплаты, чтобы эти компании можно было облагать налогом. Кроме того, была создана межведомственная комиссия, в которую вошли представители министерств финансов, экономики и внутренних дел, для выявления компаний, не соблюдающих налоговые нормативы, и применения по отношению к ним дисциплинарных мер. Наказанием за невыполнение является закрытие компании, штраф в размере 2500 афгани и тюремное заключение сроком на 2 года. Компаниям придется заплатить штраф в случае неуплаты налогов в течение 10 дней.

 

В то же время эксперты считают, что суммы налогов, поступившие от разных организаций, очень малы по сравнению с количеством самих организаций. Большое количество сотрудников различных неправительственных организаций(НПО) получают привлекательные зарплаты, но правительство слишком слабо, чтобы получить с них налоги. Афганские власти в феврале 2007 года решили закрыть более 1600 неправительственных зарубежных и местных организаций. Большинство из этих организаций прекратили свою деятельность по причине отказа в их перерегистрации или продления им лицензии, а другая часть закрылась с формулировкой «нецелевое расходование средств» Основной функцией неправительственных организаций в Афганистане является распределение выделяемых международным сообществом финансовых средств на восстановление страны. Большая доля финансовой помощи попадает на счета этих организаций, которые, по словам афганских чиновников, бесконтрольно распоряжаются ею.


 

Как уже было сказано в предыдущих параграфах, в мусульманских странах широко распространена система исламских налогов. В целом они относятся к числу религиозных. Эти налоги предназначены для оказания помощи бедным, ведения религиозных войн. Они взимаются в целях обеспечения нужд мусульманской общины. Центральное место среди исламских налогов занимает налог с собственности (хумс). Он взимается в денежной или натуральной форме с семи видов собственности и прибыли: драгоценностей, добытых со дна моря и других ценностей. Среди исламских налогов особое место занимает закят.


Саудовская Аравия

 

В Саудовской Аравии закят был установлен как государственный налог в

 

1950г. с целью оказания помощи верующим в выполнении одной из главных

 

вероисповедальных обязанностей в исламе, а также установления эффективной системы распределения закята. Первоначально ставка налога составляла 2, 5%, но уже на следующий год её понизили до 1, 25%. Разницу (1, 25%) налогоплательщики имели возможность передать тем, кто, по их усмотрению, в этом больше нуждался. Таким образом, половина суммы, которую нужно было выплатить в качестве закята, превращалась в садаку - добровольную милостыню. Но уже в 1963 году пришлось вернуться к прежней ставке закята в 2, 5%.

 

До 1956г. только подданные королевства платили закят. Позднее этот

 

налог обязали уплачивать жителей Бахрейна, Кувейта и Катара, являющихся в то время частью Королевства Саудовская Аравия. Закятом облагались не только продукты земледелия, скот, товары и другие активы, но и доходы врачей, адвокатов, агентов недвижимости. Государственные органы отвечали за сбор и распределение очистительного налога. Так, взимание закята осуществляло Агентство по закяту и налогам при Министерстве финансов, а, распределение закята контролировало Министерство труда и социального обеспечения.


Йеменская Арабская Республика

 

 

- Йеменской Арабской Республике взимание закята не прекращалось со времен пророка Мухаммада до настоящего времени. В VIII веке этот платеж имел название садака (аналог - закят). В раннем исламе садака и закят были одинаковыми по значению налогами.

 

Сегодня закят обязаны платить все мусульмане, если они получают доход или владеют активами в стране вне зависимости от гражданства. Объектом обложения закятом являются: продукты земледелия, скот, товары и деньги. В государственном бюджете установлены статьи расходов из средств, полученных от сбора закята.

 

- Йемене государственным налогом считается также закят ал-фитр - обязательный налог по окончании поста в месяц рамадан. Йемен является единственной страной, где взимание закята фактически не прерывалось с давних времен до наших дней.

 

- Йемене государство собирает также закят ал-фитр - обязательный налог по окончании поста в месяц рамадан.


Пакистан

 

● Пакистане введение закята и ушра в качестве обязательных государственных налогов было связано с проведением политики исламизации.

 

Значительная часть граждан Пакистана введение закята восприняли негативно. Тем более, когда выяснилось, что очистительный налог будет взиматься одновременно со всеми прежними налогами. Сильное недовольство разных слоев населения было вызвано тем, что обложению закятом подлежали банковские депозиты, счета, ценные бумаги, акции, продукция горнодобывающей промышленности. Противниками установления закята в качестве обязательного налога выступили представители различных шиитских течений. Они считали, что собранные в их общинах средства будут использованы в интересах суннитского большинства и призывали к решительным действиям. Шииты заставляли членов общины изымать денежные средства из банков и бойкотировать работу правительственных структур по исполнению шариатских законов. Не доверяя государству, шииты потребовали, чтобы закят в их общине собирался представителями духовенства.

 

● результате принятие ордонанса «О закяте и ушре» не состоялось. После длительных переговоров и консультаций в данный нормативно-правовой акт были внесены изменения, разрешающие шиитам и другим (несуннитским) течениям выплату налогов в соответствии с их религиозной традицией. Органом, контролирующим сбор, распределение закята в Пакистане, является Центральный совет по закяту. Его возглавляет судья Верховного суда Пакистана [54, с.390].

 

Кроме закята в Пакистане был введен в качестве обязательного исламский налог - ушр.

 

Ушром в Пакистане облагается 5% продукции земледелия независимо от ее качества. Не облагаются ушром лица, получающие средства из фонда закята или собирающие с земли менее 948 кг. пшеницы или ее зернового эквивалента (нисаб) [54, с.390].

 

Подобно закяту, введение ушра также не приветствовалось гражданами страны. Возмущение проявляли не только мелкие и средние земельные собственники, и арендаторы, но и крупные землевладельцы. Налогоплательщики требовали установить более справедливую, по их мнению, прогрессивную шкалу налогообложения, учитывающую размеры земельных наделов. Недовольство населения введением ушра имело определенные последствия. В результате в первый год после введения ушра (1983-1984 гг) бюджет потерял 40% средств. Да и в последующие годы размеры собранного налога оказывались незначительными.


Ливия


 

 

В Ливии в отличие от Пакистана банковские депозиты и другие финансовые активы не облагаются закятом. В соответствии с Законом о закяте 1971г. обложению закятом подлежат продукты земледелия и продукция животноводства, начиная с 1975г. Сбор и распределение очистительного налога осуществляют разные структуры. В законе четко указано, в каких пропорциях собранный закят должен распределяться и на какие цели. Так, например, Всемирная организация исламского призыва, которая занимается распространением ислама и знаний о нем за пределами Ливии, имеет право на получение 30% от закята, собранного в стране


Судан

 

В Судане закят был установлен как обязательный государственный налог в соответствии с законом 1984г. Одновременно с закятом были установлены и другие налоги, в том числе специальный налог, взимаемый с местных немусульман, а также иностранных граждан, которые постоянно проживают в Судане.

 

Не смотря на это, достаточно долгое время закон не исполнялся по причине внутренних разногласий в стране. Поскольку, на юге Судана с 1983г. возобновилась гражданская война, полноценный сбор очистительного налога не осуществлялся несколько лет.

 

Вопросами сбора и распределения закята в стране, занимается Палата по закяту. Этот орган имеет право оказывать фермерам финансовую помощь. Палата по закяту может выдавать беспроцентные кредиты из фонда закята, которые фермеры обязаны вернуть после сбора урожая.


Малайзия

 

 

соответствии с Конституцией Малайзии, все вопросы, связанные с религиозными делами находятся в компетенции штатов. В подавляющем большинстве штатов Малайзии действующее законодательство, рассматривает закят как один из обязательных налогов. В каждом штате вопросы закята решаются местными исламскими религиозными советами. Федеральными властями проводится активная работа по осуществлению политики унификации законодательства, связанного с закятом. Но, не смотря на это, имеются различия в механизмах сбора и распределения очистительного налога в различных штатах.

 

Всю работу по унификации законов о закяте, стандартизации процедуры и информатизации процессов налогообложения (относительно закята) возглавляет Отдел координации байт ал- мал при Департаменте исламского развития Малайзии.

 

Малайзии закятом облагаются продукты земледелия, товарные запасы, сбережения, другие материальные ценности, а также заработная плата. Реальные доходы от сбора закята небольшие, так как лица, отвечающие за сбор закята, лишены возможности доступа к информации об имуществе и доходах налогоплательщиков. Имеются особенности и в распределении закята. Лишь 6 из 8 категорий, названных в Коране, могут получать средства от закята. Невольники

 

• должники не состоят в списке получателей закята. В тоже время сборщики закята финансируются из собранных средств.


Считается, что лицо, отвечающее за сбор закята, имеет право на вознаграждение своего труда за счет части собранных средств, если он отвечает таким требованиям:

 

 

• является дееспособным мужчиной-мусульманином;

 

• знаком с предписаниями шариата относительно закята;

 

• является годным для подобной работы.

 

Кроме закята в Малайзии уже давно установлен в качестве обязательного налога закят ал-фитр, который представляет собой разновидность закята с видимого имущества. Закят ал-фитр обязан платить не только глава семьи, но и каждый взрослый ее член, имеющий определённый достаток. Следует различать, что закятом ал-фитр облагаются люди, а не богатство или доход. В Малайзии и Йемене, государство полностью отвечает за сбор и распределение закята ал-фитр. Причем в разных штатах ставки этого налога отличаются.


Иран

 

В Иране религиозные налоги после исламской революции не были включены в состав государственных налогов.

 

Религиозные налоги (хумс у шиитов — доля имама, составляющая одну пятую дохода, и закят - пожертвование для бедных), вносятся в мечети, либо в один из исламских фондов. Но, несмотря на то, что религиозные налоги, не являются официально установленными, объемы их значительны, тем более в сопоставлении с невысокой в Иране планкой налогообложения.


Налоговые системы стран с исламской экономикой формировались под воздействием определенных характерных особенностей экономик этих государств. Большая часть из них имеет сильную зависимость от внешней торговли, характеризуется отсталым сельским хозяйством и слабо развитой промышленностью и инфраструктурой.

 

Справедливости ради, следует отметить положительную динамику в сторону увеличения удельного веса подоходного налога за счёт снижения доли налогов на собственность, обозначившуюся в последнее десятилетие. Наблюдается рост доли акцизов и налога на продажи при уменьшении доли налогов на внешнюю торговлю. Можно сделать предположение, что по мере развития экономики в этих странах будет возрастать значение прямого налогообложения - подоходного и корпорационного налогов. Все выше сказанное, подтверждает тот факт, что налоговые системы стран с исламской экономикой ещё до конца не сформированы, требуют корректировки и дальнейшего развития.


Следует отметить некоторые особенности налогообложения, характерные для стран с экономиками обслуживающего типа и экономиками от добывающих отраслей. В странах, где ВВП формируется в основном за счет предоставления услуг, аграрному и промышленному секторам (обслуживающий тип экономики), налогам, как источнику бюджетных доходов отводится второстепенное место. В этом случае основные налоговые поступления образуются за счет подоходного налога и таможенных пошлин на ввозимые товары, в то же время доля налогов на товары и услуги отечественного производства, а также доходы промышленных компаний снижаются.

 

В государствах, которые получают свои основные доходы от добывающих отраслей, налоговые поступления формируются преимущественно, именно за счет этих секторов экономики.

 

Например, в Султанате Оман доходы от нефтедобывающей отрасли промышленности обеспечивают 95% всех налоговых поступлений. Налоговые поступления от нефтедобычи иногда могут даже превышать потребности государства в финансовых ресурсах, в результате чего, оно может отказываться от налогообложения других сфер деятельности.


Надо отметить, что национальные налоговые системы стран Востока не отличаются высокой эффективностью, поскольку они не могут в достаточной степени поддерживать государственные расходы на экономическое развитие и социальные нужды за счет собственных налоговых источников.

 

Для решения указанных проблем им необходимо расширять собственную налоговую базу, изыскивая новые формы налогообложения доходов населения, совершенствовать налоговое законодательство и налоговые механизмы, а также минимизировать расходы по взиманию налогов.

 

Однако во всех без исключения мусульманских странах исламские налоги (прежде всего закят) не являются стержнем налоговой системы. Возможности широкого применения закята в современных экономических отношениях во многом ограничены тем, что закят - это прежде всего третий столп ислама.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.102 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь