Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возрастные особенности детей 10-12 лет



Несмотря на быстрый рост силовые способности детей этого возраста еще недостаточно развиты, поэтому организм еще не подготовлен к длительным силовым напряжениям, односторонним нагрузкам. Заметно улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость и выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление свои телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию и более длительные по времени.

Происходят изменения и в психике детей. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между командами. Между играми мальчиков и девочек нет существенной разницы.

Особое место у детей этого возраста занимают командные игры с элементами единоборства,

взаимовыручки, борьбы за мяч, бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а также игры на местности. Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх постепенно увеличивается. Более строгими становятся правила, замечания и объяснения руководителя становятся более лаконичными, судейство - более строгим, чаще используются полюбившиеся игры. В связи с акселерацией к концу указанного возрастного периода отмечается у девочек более раннее половое созревание, что вызывает

дисгармонию физиологических функций нервной и сердечно-сосудистой систем. Отмечается нарушение функций вегетативной нервной системы (головокружение, серцебиение, повышенная чувствительность к звукам, запахам и др.). Все это отражается на играх детей. Мальчики начинают приобретать некоторое преимущество перед девочками в играх с бегом на скорость, элементами борьбы, сопротивления, с метанием на дальность. Руководителю необходимо учитывать различия между мальчиками и девочками. Он должен следить, чтобы в командных играх с бегом было равное количество мальчиков и девочек, а в играх на выносливость и с сопротивлением делить команды по полу и проводить игры отдельно.

Девочек начинают интересовать игры с элементами художественной гимнастики под музыкальное сопровождение. Мальчиков - силовые, на выносливость, на скорость бега.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр на уроках физкультуры в 4-6 классах:

Ø развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости;

Ø закрепление и совершенствование спортивных элементов;

Ø воспитание смелости, воли, упорства, настойчивости;

Ø развитие функциональных систем организма.

Игры учащихся 4-6 классов заметно отличаются от игр младших школьников. Основным критерием при подборе подвижных игр в среднем школьном возрасте является программный материал, который определяет двигательное содержание и развивающее воздействие в каждый период учебно-воспитательного процесса. По-прежнему, распределяя учебный игровой материал в структуре урока, следует учитывать интенсивность воздействия игры на организм школьника и требуемые временные затраты.

«Рыбаки»

Содержание: выбирается водящий. Он «Рыбак». Остальные встают вокруг «Рыбака» на расстоянии длины скакалки. «Рыбак», вращая скакалку по кругу на высоте 30-35 см, «ловит» рыбок, которые должны прыжками избегать касания скакалкой. Того, кого поймали, становится водящим.

Варианты игры: 1. Игроки находятся в упоре присев. 2. Игроки находятся в положении упора лежа.

Методические указания: не разрешается вращать скакалку выше установленной высоты. Развивает прыгучесть, ловкость и координацию движений.

«Сторож и зайцы»

Содержание: скамейки становятся таким образом, чтобы образовался квадрат - «огород». Из числа играющих выбирается водящий -«сторож». Остальные - «зайцы». «Сторож» заходит в середину квадрата -«огород». По сигналу «зайцы» могут впрыгивать в «огород», но так, чтобы «сторож» не осалил их. В этом случае «сторожем» становится осаленный.

Вариант игры: можно проводить игру с заданием, например, передвигаться только прыжками на двух ногах.

Методические указания: нельзя бегать по скамейке и вести пассивную игру. Заходить в «огород» и выходить из него необходимо прыжком, не наступая на скамейку. Развивает прыгучесть, координацию движений, ловкость.

«Кузнечики»

Содержание: игра проводится между двумя командами, которые выстраиваются в параллельные колонны на линии старта. Перед ними определяется линия( предмет), до которой нужно добежать (10-15 м). В руках у первого номера команды гимнастическая палка. По команде первые игроки команды бегут до линии (предмета) и возвращаются обратно. Держа палку за один конец, каждый из них проносит ее вдоль колонны под ногами (на уровне коленей) играющих, которые, не сходя с места перепрыгивают через нее. Оказавшись в конце колонны, они передают палку впереди стоящему игроку, тот дальше, пока она не дойдет до головы колонны. Следующий игрок повторяет задание. Заканчивается игра, когда задание выполнят все игроки. Побеждает команда, быстрее закончившая задание.

Вариант игры: тоже можно выполнять, только со скакалкой.

Методические указания: если задели палку или не перепрыгнули через нее, команде дается штрафное очко. Развивает прыгучесть, ловкость и координацию движений.

«Перепрыгни-проползи»

Содержание: игроки рассчитываются на первый-второй и двигаются медленно бегом вокруг ковра, соблюдая дистанцию 4-5шагов.По сигналу, например, один хлопок в ладоши или по свистку первые номера становятся в положение широкой стойки ноги врозь, руки в стороны, а вторые номера проползают у них между ногами. По другому сигналу (2 хлопка) вторые номера становятся в положение упора стоя согнувшись, а первые номера перепрыгивают через них с опорой руками о спину и толчком двух ног. Ошибившийся игрок получает штрафное очко. Игра продолжается 4-5 минут. Выигрывает игрок с меньшим количеством штрафных очков.

Варианты игры: можно использовать гимнастические маты или ковер.

Методические указания: сигналы, по которым играющие выполняют задание, могут быть разными. Можно условиться о 2-х, 3-х сигналах, по которым игроки под первым или вторым номером выполнят задание. Можно придумать другое задание для игроков под разными номерами (например: первые номера - упор присев, вторые прыгают через них ноги врозь без опоры и т.д.). Развивает координацию движений, ловкость, быстроту.

«Белые медведи»

Содержание: площадка отмечается линиями 12x12 м. В стороне площадки ограничивают небольшое место - «льдину». Выбирают двух водящих — «белых медведей», которые становятся «на льдину». Остальные «медвежата» размещаются произвольно по всей площадке. По сигналу руководителя белые медведи, взявшись за руки, выбегают со льдины и начинают ловить медвежат. Догнав кого-либо, белые медведи стараются соединить свободные руки так, чтобы настигнутый игрок очутился между ними. Пойманного игрока белые медведи отводят на льдину, а сами идут опять на ловлю. Поймав таким образом еще одного медвежонка, белые медведи отводят его на льдину. Когда на льдине окажется двое пойманных, они также берутся за руки и начинают ловить медвежат. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все медвежата. Игрок, пойманный последним, считается самым ловким и становится в следующий раз белым медведем, выбирая себе в пару любого из игроков.

Методические указания: игрокам не разрешается прятаться за снаряды, влезать на них и т.д.Убегающих игроков нельзя хватать за одежду, руки, разрешается только окружать их. Игроки, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными и идут на льдину. Вырываться из рук медвежатам не разрешается.

Развивает ловкость и координацию движений, быстроту.

«Пустое место»

Содержание: выбирают одного водящего. Играющие, за исключением водящего, становятся в круг на расстоянии не более полушага один от другого, руки за спиной. Водящий становится за кругом. Водящий бежит по кругу, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать около круга в ту или другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит около круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Оставшийся без места водит.

Варианты игры:

1. Обегая круг и встречаясь на пути, оба игрока подают друг другу правую руку или приседают.

2. Встречаясь на пути, поворачиваются кругом, садятся на пол, встают, хлопают в ладоши.

Задания могут быть самые разнообразные. Тот, кто не выполнит задание, становится водящим.

Методические указания: водящий имеет право коснуться рукой только того игрока, которого он вызывает на соревнование в беге. Когда играющие обегают круг, никто не должен мешать им. Обегая круг, играющие не имеют право задевать стоящих по кругу. При встрече играющие должны держаться правой стороны.

Развивает координацию движений, ловкость, быстроту реакции.

«Невод»

Содержание: учащиеся выбирают двоих водящих - «рыбаков», остальные играющие - «рыбы». Если игра проводится на площадке, то ее необходимо ограничить. На одном конце площадки отмечается линия «дома» рыбаков. Играющие размещаются по площадке произвольно. Рыбаки стоят за линией дома. По сигналу руководителя рыбы начинают бегать по площадке. Рыбаки, взявшись за руки, выходят на ловлю. Они догоняют убегающих рыб и стараются окружить их, соединив руки. Пойманный становится между рыбаками, образуя сеть. Они берутся за руки и начинают ловить рыб, окружая их. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены. Две пойманные последними рыбы при повторении игры становятся рыбаками.

Методические указания:

1. Рыбы могут находиться только в пределах ограниченной площадки, если рыба выбежит за границу площадки, она считается пойманной.

2. Играющие, образующие сеть, не имеют права ловить рыб руками, для того чтобы поймать рыбу, надо замкнуть сеть.

3. Рыбы могут выбегать из сети до тех пор, пока сеть не замкнулась; вырываться силой или вылезать из-под рук нельзя.

4. Рыболовам не разрешается ловить рыб с «порванной» сетью.

Развивает ловкость, быстроту реакции, скоростно-силовые качества.

«Бездомный заяц»

Содержание: играющие выбирают двоих водящих - «зайца» и «волка». Остальные играющие, стоя в одной шеренге, рассчитываются по два. Первые номера поворачиваются кругом и берутся за руки со вторыми, образуя «заячьи норки», которые размещаются произвольно по всей площадке. По команде преподавателя начинают игру. Волк ловит убегающего зайца. Заяц, чтобы спастись от волка, вбегает в любую норку. Если волку удается поймать зайца, они меняются ролями. Если заяц успеет вбежать в норку, встать перед одним из игроков спиной к нему и взяться с другим за руки, то игрок, который очутился за спиной вбежавшего зайца, становится «бездомным зайцем» и спасается от волка. Игра продолжается в течение установленного времени ( например, 3-4 м ).

Вариант игры:

Если заяц встает перед одним из игроков спиной к нему и лицом к другому игроку, то последний игрок становится «бездомным зайцем» и спасается от волка.

Методические указания:

1. Убегающему зайцу не разрешается долго бегать, он должен по возможности скорее попасть в норку.

2. В норку вбегать разрешается только под руками. Не разрешается разрывать руки.

3. Вбежав в норку, надо встать к одному игроку спиной, к другому лицом и последнего взять за руки.

4. Заяц и волк, бегая, не имеют права задевать руками стоящих игроков.

5. Не разрешается пробегать зайцам через норки.

Развивает ловкость, быстроту реакции, скоростно-силовые качества.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1433; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь