Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возрастные особенности подростков 13 — 15 лет.



Этот возраст характерен периодом бурного роста и развития организма детей. Вес тела увеличивается на 4-5 кг, рост на 4-8 см, окружность грудной клетки - на 2-5 см в год. Происходит завершение образования костей, интенсивное срастание костей таза, формирование изгибов позвоночника, уменьшается хрящевое кольцо межпозвоночных суставов. Особенно быстро растут кости рук и ног, за счет чего несколько нарушается координация движений подростка. Вес тела возрастает не только вследствие изменения его длины, но во многом и в результате увеличения мышечной массы. При этом у мальчиков развиваются преимущественно мышцы верхних конечностей, у девочек - туловища. У девочек относительная сила уменьшается, так как изменение веса тела оказывается более значительным, чем сила мышц. Вот почему школьницы этого возраста с трудом осваивают упражнения в висах и упорах, лазании и прыжках. У подростков увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем сердца, несколько уменьшается частота пульса, а развитие вегетативной нервной системы и регуляторных функций приводит к снижению частоты дыхания. Организм детей этого возраста отличается способностью быстро настраиваться на предстоящую работу, что объясняется большой подвижностью нервных процессов.

В подростковом периоде возможны нарушения в выполнении координированных движений, угловатость действий. Объясняется это тем, что рост костей опережает развитие мышц, и перестройкой механизмов

управления движениями удлинившихся частей тела. Недостаток координации часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма. Наблюдающееся повышение возбудимости центральной нервной системы проходит с ростом силы тормозных процессов и функциональным созреванием головного мозга.

Это находит свое отражение в психике подростков, поведение которых отличается неустойчивостью, резкой сменой настроений, внезапностью принимаемых решений. Они стремятся приобщиться к жизни взрослых, перенимают их внешние манеры, претендуют на то, чтобы пользоваться теми же правами, что и взрослые. Стремление походить на взрослых естественно. В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Постоянное стремление к соревнованию объясняет то предпочтение, которое подростки отдают спортивным играм и играм, близким к ним по своему содержанию. В этом возрасте мальчики и девочки по-прежнему часто играют вместе, однако в их игровой деятельности резко обозначаются отличия. Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности движений, и особенно с танцами и хороводами. А мальчиков интересуют сложные эстафеты с преодолением препятствий (где способ действия выбирают сами участники), с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью.

Интенсивность и продолжительность игр подростков гораздо больше, чем младших школьников. Поэтому в играх с большим нервным и физическим напряжением нужно с особой тщательностью следить за поведением играющих, не допускать перевозбуждения и усталости.

Подростки любят строгое, объективное судейство и стремятся честно соблюдать правила игры.

Для подростков становится доступной тактика командных подвижных игр, которые составляют основу всего игрового материала на уроке физкультуры в среднем школьном возрасте.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр на уроках физкультуры в 7-9 классах:

Ø развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости;

Ø закрепление и совершенствование спортивных элементов;

Ø воспитание смелости, воли, упорства, настойчивости;

Ø развитие функциональных систем организма.

 

«Второй лишний»

Содержание: играющие строятся по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Выбирают двух водящих -убегающего и догоняющего. Водящие становятся за кругом. По сигналу руководителя убегающий бежит, а догоняющий старается поймать его - коснуться рукой. Чтобы не быть пойманным, убегающий становится впереди кого-либо из игроков, стоящих по кругу. Тогда игрок, оказавшийся сзади прибежавшего игрока, становится «вторым лишним» и должен убегать от водящего. Если убегающий будет настигнут, они меняются ролями.

Варианты игры:

Играющие строятся по кругу парами, и эта игра называется «Третий лишний».

Методические указания: обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков, стоящих по кругу. Водящим не разрешается долго бегать - убегающий должен по возможности быстрее встать впереди к любому игроку. Водящим разрешается бегать только вне круга и вблизи его. Как только убегающий вбежит в круг, он должен сейчас же встать к кому-нибудь. Игрок, нарушивший это правило, становится догоняющим.

Развивает координацию движений, быстроту.

«Сороконожка»

Содержание: играющие делятся на 2-4 команды, которые выстраиваются в колонну по одному за линией старта. Напротив каждой команды на расстоянии 15 м от линии старта устанавливаются чурки, городки или другие предметы. Руководитель назначает судей.

По сигналу руководителя играющие обеих команд соединяют руки и цепочкой бегут к своей чурке, обегают ее с правой (левой) стороны, бегут обратно и становятся в первоначальное построение за линией старта. Побеждает команда, первой закончившая бег.

Варианты игры:

1. Игроки кладут друг другу руки на плечи.

2. Игроки ставят друг другу руки на пояс.

3. Тоже, но выполняют все играющие одновременно прыжки на двух ногах, только на правой или левой ноге.

Методические указания: во время бега не разрешается разъединять руки. Команда, игроки которой отпустят руки, считается побежденной. развивает выносливость, быстроту, силу, ловкость.

«Салки обыкновенные»

Содержание: выбирают водящего, играющие размещаются свободно по всей площадке, водящий - на середине площадке. По установленному заранее сигналу руководителя водящий поднимает руку вверх и громко говорит: «Я салка! » После этих слов играющие разбегаются по площадке, а водящий старается догнать и коснуться кого-нибудь рукой. Игрок, которого водящий коснулся рукой, становится салкой.

Варианты игры:

1. Игра «Салки с приседаниями» аналогична выше указанной, только салке нельзя касаться рукой того игрока, который присел. Игрокам не разрешается долго оставаться в положении приседа, а салке - долго стоять у присевшего игрока.

2. Игра «Салки «Давай руку! »» аналогична предыдущим, только, спасаясь от салки, игрок подбегает к любому другому и берет его за руку, становясь к нему лицом. Сделать это убегающий может только в тот момент, когда ему грозит опасность. Как только салка удалилась, игроки разъединяют руки и продолжают бегать.

Необходимо научить играющих действовать так, чтобы они помогали друг другу в момент опасности быть пойманными, то есть если салка преследует одного из играющих, то другие обязаны подбежать к нему и сцепить с ним руки. Эта игра воспитывает взаимопомощь и выручку.

3. Игра «Салки с прыжками на одной ноге» аналогична предыдущим, только играющие и салка не бегают, а прыгают на одной ноге. Разрешается отдыхать, стоя на обеих ногах, но увертываться от салки можно только прыгая на одной ноге.

4. Игра «Салки «Елочки»» аналогична игре «Салки обыкновенные», только салке не разрешается пятнать убегающих, если они станут по два спиной друг к другу и соединят руки в положении в сторону - вниз.

Методические указания: игрок, которого коснулся водящий, должен перед тем, как догнать других игроков, поднять руку вверх и громко произнести слова: «Я салка! » Новой салке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего. При учете результатов игры роль первой салки в расчет не принимается.

Развивает быстроту, ловкость, координацию движений.

«Салки – ноги от земли»

Содержание: снаряды для игры: гимнастическая или обыкновенная скамейка, гимнастическая стенка или лестница, козел, конь - можно расставить по залу. Выбирают водящего — «салку». Играющие свободно размещаются по залу. По сигналу руководителя играющие бегают по площадке, увертываясь от салки. Спасаясь от салки, играющие могут занять такое положение, чтобы их ноги не касались земли — встать на скамейку, повиснуть на гимнастической стенке, сесть на пол, подняв ноги и т.д. В таком положении их нельзя салить. Как только салка удалится, игроки слезают со снарядов и продолжают бегать. Если водящий осалит кого-либо, они меняются ролями. Новый водящий поднимает руку и говорит: «Я салка».

Варианты игры:

1. Игра «Салки с выручкой» аналогична вышеуказанной, если между убегающим и водящим пробежит кто-нибудь из игроков, то салка должна бежать за пересекшим дорогу.

2. Игра «Салка в висе» аналогична игре «Салки - ноги от земли», но не разрешается салить убегающего, если он примет положение виса спиной на гимнастической стенке с широким хватом рук (при неправильном положении салить разрешается).

Методические указания: салке не разрешается стоять долго около игрока, ноги которого не касаются земли. Не разрешается высоко залезать на снаряды. Развивает быстроту, скоростно-силовые способности.

«День и ночь»

Содержание: по середине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1, 5-2 м одна от другой. По обе стороны от средних линий на расстоянии 15-20 м параллельно или с отступом 2 м от стен чертят линии «домов». Играющие делятся на две равные команды, которые становятся у своей средней линии в одну шеренгу, лицом к своим домам. Одна команда по жребию получает название «День», другая «Ночь». Назначают двоих судей для подсчета очков. Руководитель становится на одной стороне площадки между средними линиями и вызывает одну или другую команду, например «День». Команда «Ночь» убегает в свой дом, а команда «День» догоняет, стараясь запятнать. Пойманные подсчитываются и отпускаются к игрокам своей команды, судьи отмечают их число. Затем обе команды выстраиваются у средней линии, и игра повторяется. Она проводится несколько раз с одинаковым количеством вызова команд. Побеждает команда с большим количеством пойманных.

Варианты игры:

1. Игроки обеих команд стоят (лицом или боком друг к другу); сидят

(спиной, боком, лицом друг к другу); в стойке на коленях; в приседе; лежа (на животе и спине).

2. Игроки выполняют задание по команде руководителя (различные движения руками, ногами, двигаются шагом, боком).

3.«Вороны и воробьи» - все так же, как в вышеописанной игре, только одна команда получает название «Вороны», другая - «Воробьи».

Методические указания: играющие в шеренге стоят так, чтобы высокие игроки стояли против высоких, а маленькие - против маленьких. Запрещается убегать в дом раньше, чем руководитель скажет: «День! » («Ночь»). Ловить убегающих можно лишь до черты дома. Пойманные игроки после подсчета снова участвуют в игре. Количество вызовов должно быть одинаковым для обеих команд. Развивает быстроту реакции.

«Лабиринт в кругу»

Содержание: руководитель выбирает двоих водящих. Участники игры, в зависимости от количества играющих и ширины помещения, строятся в колонны по 4-6 человек и соединяют руки по шеренгам, образуя «улицу». Один из водящих - убегающий, другой - догоняющий. По сигналу руководителя догоняющий начинает ловить убегающего. Убегающий и догоняющий имеют право бегать только по улицам. По свистку играющие разъединяют руки, быстро поворачиваются вправо и влево (по договоренности) и опять берутся за руки, образуя улицы в другом направлении. Если догоняющему удалось запятнать убегающего, то они оба выбирают водящими других игроков, а сами становятся на их место. В конце игры руководитель сигналом изменяет направление улиц, тем самым, помогая или мешая догоняющему поймать убегающего.

Вариант игры: играющие становятся по кругу на расстоянии 2-4 шагов друг от друга.. У ног играющих чертят окружность, на расстоянии двух шагов от первой чертят вторую окружность. Во внутреннем кругу проводят два диаметра перпендикулярно один другому. На расстоянии одного шага от диаметра проводят с обеих сторон линии. Таким образом получают четыре прохода, соединяющиеся собой и с кругом. Играющие размещаются произвольно между кругами. Водящий становится в центре круга. По сигналу водящий, бегая по проходам и между кругами, догоняет убегающих и старается кого-либо из них запятнать. Играющие, спасаясь от водящего, бегают между кругами по проходам. Если водящему удается запятнать кого-либо, они меняются ролями.

Методические указания:

1. Водящие не имеют права подлезть под руки или рвать их, они могут бегать только по улицам. Если догоняющий нарушил это правило, и ему удалось догнать убегающего, то это считается недействительным. Если убегающий нарушил данное правило, то он считается пойманным.

2. Играющие, стоящие в шеренгах и образующие улицы, не имеют права препятствовать водящему.

3. Если догоняющий не может догнать убегающего, выбирают новых водящих.

4. Играющим, образующим улицы, разрешается шагать на месте, приседать и вставать.

5. Водящих назначают по порядку.

«Пятнашки маршем»

Содержание: играющие делятся на две команды, которые выстраиваются в шеренги на своем конце площадки, за линией старта, лицом друг к другу. Руководитель назначает двух судей для подсчета очков. По сигналу руководителя игроки одной команды маршируют, равняясь в шеренге, через всю площадку к линии старта другой команды. Когда игроки марширующей команды находятся на расстоянии 3-5 м от линии старта противника, учитель внезапно дает сигнал, после которого игроки марширующей команды догоняют убегающих, стараясь их запятнать. Запятнанные игроки возвращаются на свои места. Игра продолжается, но теперь марширует вторая команда. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Варианты игры:

1. Команды маршируют в шеренге, взявшись за руки внизу или крест-накрест, после сигнала разъединяют руки, поворачиваются кругом и бегут за линию старта.

2. Марширующая команда может передвигаться под музыку танцевальным шагом.

Методические указания: игрокам марширующей команды не разрешается останавливаться до сигнала руководителя. Игрокам догоняющей команды не разрешается переходить линию старта до сигнала руководителя. Игрок, выбежавший за пределы площадки, считается пойманным. Пятнать убегающих игроков разрешается только до линии старта. Каждая команда марширует одинаковое количество раз. Маршируя в шеренге, нужно соблюдать равнение. Если играющих много, можно их построить за линией старта в две шеренги. Развивает быстроту, координацию движений.

«Колесо»

Содержание: играющие делятся на несколько групп по 6-8 человек в каждой и выбирают водящего. На площадки чертят круг диаметром 2 метра. Каждая группа выстраивается по одному в затылок друг другу. Группы становятся лучеобразно, как спицы в колесе, лицом к центру круга, на одинаковом расстоянии друг от друга. Первый игрок в каждой цепочке стоит на линии круга. Водящий становится в стороне и бежит вокруг колеса, становится в затылок последнему игроку в какой-либо спице и салит его. Тот касанием передает эстафету стоящему перед ним и т.д. Когда первый в спице получает эстафету, он кричит «Есть! », бежит вдоль своей колонны, выбегает за колесо, обегает его снаружи и возвращается на свое место. Все игроки его спицы (и водящий) бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшийся в спице последним, становится водящим.

Методические указания: водящий и все игроки обегают «колесо» по внешнему кругу, в круг вбегать нельзя. Развивает быстроту, ловкость, координацию движений.

«Кто обгонит»

Содержание: играющие делятся на 2-3 команды, которые выстраиваются в колонну по одному, параллельно одна другой. Расстояние между ними 2-3 см. У первых игроков положение «руки на пояс», остальные играющие кладут левую руку стоящему впереди на левое плечо, правой рукой они держат за голеностопный сустав согнутую правую ногу стоящего впереди игрока. После сигнала руководителя «Внимание — марш! » играющие прыжками на левой ноге двигаются за линию, находящуюся на противоположном конце площадки. Команда, которая первой достигнет линии финиша и встанет за ней в таком же порядке, как в начале игры, считается победившей.

Вариант игры: все тоже, но ногу не назад сгибают, а вперед поднимают, чтобы впереди стоящий партнер ее взял за голеностопный сустав.

Методические указания: игрокам не разрешается отпускать руки до линии финиша. Во время прыжка не менять ноги. Повторяя игру, прыжки выполняют на другой ноге. Развивает прыжковую выносливость, координацию движений, быстроту, силу.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1904; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь