Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Беседа Господа Братца Иоанна ЧуриковаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Го мая 1911 года
О разслабленном.
В третье воскресенье после Пасхи, 1 мая, после обычнаго привет-ствия «Здравствуй, дорогой Братец! », слушатели пропели: «Отче наш», а когда «Братец» взошел на кафедру, то они пропели три раза: «Христос воскресе из мертвых». После пения «Братец», стоя на кафедре, сказал: – Христос воскрес! – Воистину воскрес! – воскликнули слушатели, и «Братец» так начал беседу: – Сегодняшнее Евангелие читается из 5-ой главы Евангелия Иоан-на: «Был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Там была у Овечьих ворот купальня, называемая Вифезда (что значит: дом мило-сердия), при которой лежало множество больных, слепых, хромых, из-сохших, ожидающих движения воды; ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по воз-мущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болез-нью». – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Это записано для того, чтобы было, где получить веру для наше-го исцеления. Поэтому Евангелие это читается наипаче тогда, когда мо-лятся об исцелении больных. Но если мы только читаем Евангелие, а не верим и не вникаем в него, то от такого чтения не бывает исцеления. То-гда были больные и теперь они есть. Тогда чаяли исцелений и в настоя-щее время чаем, т. е. ожидаем. – Ожидаем, – говорят слушатели. – Но получают исцеление, – говорит «Братец», – только те, кото-рые веруют в слово Божие и вникают в него. Евангелие для того и напи-сано, чтобы пояснять веру, а вера тогда только укрепляется, когда люди видят больных здоровыми, хромых – ходящими, слепых – видящими, разслабленных – укрепившимися. – Спасибо! – Далее читаем: «Тут был человек, находившийся в разслаблении тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащаго и узнав, что он лежит уже долгое время, сказал ему и доныне говорит каждому из нас: хочешь ли быть здоровым? ». – Хочу, – говорят слушатели. – Этак мы все скажем, – говорит «Братец», – мы все хотим изба-виться от болезней, нужны и несчастий, но мы не имеем такой веры, ка-кая была у того больного. Далее читаем: «Больной отвечал: так, Господи, хочу быть здоро-вым, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи». Мы также больны и разслаблены, но, в отличие от этого больного, не ищем такого человека, который опустил бы нас в купальню, т. е. в ве-ру в слово Божие. Мы ищем только таких человеков, которые опускают нас в какую-нибудь ванну, или в какия-нибудь грязи, но не в слово Бо-жие, потому что мы не верим в слово Божие и иногда даже смеемся над теми, которые крепко веруют в слово Божие. Если бы мы искали такого человека, который посеял бы в нас веру, то мы чрез веру исцелились бы. Тогда много было рек, озер и источников, но прославилась одна только купальня – Вифезда. Тогда много было учителей, но прослави-лись только Христос и апостолы. Много было рек, но прославился толь-ко Иордан, когда Елисей велел больному Нееману погрузиться в Иор-дан семь раз. Больной погрузился и исцелился. Но когда не стало Ели-сея, который сеял веру, тогда прекратились от Иордана исцеления. Гос-подь силен прославить реку, камни, траву только перед теми, которые могут посеять веру в слово Бога. Но у нас мало таких, которые могли бы сеять веру в слово Христа. Издревле были многие красноречивые, кото-рые без веры говорили о Христе, а потому Господь и не засвидетель-ствовал о них чудесами. Но были люди простые и юродивые, которые говорили и молились с верою, и Господь свидетельствовал о них чуде-сами и знамениями. Например, всем известна трава Кузмича. Когда простой крестьянин Кузмич давал ее, то каждый выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Поэтому эта трава и прославилась. Но когда, после смерти Кузмича, стали продавать ее в аптеках и лавках, то уже не слышно, кто бы выздоравливал от нея. Но когда давал ее Кузмич, то все исцелялись. В чем же секрет? Наверное, когда Кузмич давал эту траву, то с верой молился Богу и верил, что Господь исцелит, и давал ее даром; а когда другие стали продавать ее, то исцеления прекратились. В настоящее время нет исцелений еще и потому, что больные, хотя и признают себя больными и разслабленными, но не ищут человека, ко-торый опустил бы их в купальню веры. Разскажу вам такой случай: од-нажды меня пригласили в один дом, где был больной. Я спрашиваю его: хочешь ли ты исцелиться? А он отвечает: «не знаю». Больной не владел одной рукой, но и не чувствовал о ней боли. И, кажется, он даже не хо-тел был здоровым, потому что получал месячное содержание от своих благодетелей, которые и привели меня к нему для того чтобы я помо-лился о его выздоровлении. Благодетели его призвали меня для того, чтобы он исцелился и чтобы им избавиться от ежемесячнаго десятируб-леваго платежа. Благодатели призвали меня из-за своей выгоды, а боль-ной боялся быть здоровым, чтобы не лишиться ежемесячнаго подаяния. Но больше всего у нас таких больных, которые не признают себя больными, но у них разслаблен язык – и они им сквернословят, у них разслаблены руки – и они посягают на чужое, у них разслаблены ноги – и они быстро бегут на преступления, у них слабые глаза – и они завиду-ют и разжигаются на чужое. Они могли бы быть здоровыми, но они не признают себя больными и не ищут человека, который мог бы их исце-лить от разслабления. Но если бы они искали человека, как тот разслаб-ленный, то Господь послал бы им такого человека, который мог бы опу-стить их в купальню веры. Тот больной нуждался в человеке, который исцелил бы его, а эти больные говорят: «я не нуждаюсь, я сам исцелюсь». И таковыми боль-ными без веры в Бога наполнены многия больницы и с ними мучаются доктора и священники. Доктора лечат их, а священники молятся о них, но эти больные не имеют веры в слово Бога и потому не исцеляются от своих болезней. Если бы эти люди признали себя больными и нашли бы верующаго в Бога человека, то в них укрепилась бы вера и по вере у них укрепились бы руки, ноги, глаза и язык. Далее читаем: «И больной тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел». – Спасибо! – Больной услышал слово Иисуса и тотчас же выздоровел. И до-ныне слово Христа укрепляет разслабленных. Спаситель любил ходить на праздник, но не для того, чтобы справ-лять праздник, а для того, чтобы исцелять на празднике больных. Люди приходили на праздник гулять, а Он приходил работать дело Божие. Далее читаем: «Было же это в день субботний. Посему иудеи гово-рили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постель. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». Он как бы так говорил: «я 38 лет не ходил – и вдруг вы меня укоря-ете, что я праздника не справляю». Далее читаем: «Его спросили: кто тот человек, который сказал те-бе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто он; ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте». Христос не отличался от других одеянием, поэтому Ему легко бы-ло скрыться и Его не могли найти. По одежде Он был, как все, но делами своими выделялся. Далее читаем: «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». – Не будем грешить, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Из этого мы видим, что болезни происходят от грехов, но многие не понимают этого. Иной больной лежит и просит у Бога скорей попра-виться, чтобы устроить вечер с танцами, и ради этого Господь не дает ему исцеления. А бывает, что Господь пожалеет такового и исцелит его, тогда он говорит: «теперь я заживу, как хочу, вечерок справлю» – и смотришь – опять заболел. Он исцелился от телесной болезни, но от грехов и поро-ков не исцелился. Он не знает, за что Господь послал ему болезнь, по-тому что не имел такого человека, который напомнил бы ему о покая-нии. А если ему разъяснить, то он будет знать, за что его постигли бо-лезни и несчастия, и он не будет больше грешить. Часто также в народе говорят: «доктор мне сказал, что моя болезнь опять возвратится». Это верно, что возвратится, если ты будешь про-должать делать то же самое дурное, что и раньше делал. Мало того, с тобою случится еще худшее. Но если ты не будешь делать того дурно-го, что раньше делал, то и болезнь твоя не возвратится к тебе. Поэтому Христос и сказал: «иди и впредь не греши, т. е. не делай преступлений, дабы не случилось с тобою худшее». Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели. Далее читаем: «Человек сей пошел и объявил иудеям, что исце-ливший его есть Иисус». – Братец, – говорят слушатели. – Подождите, нет, не Братец, а Христос. Я Христу молюсь и Его прошу вместе с вами. Далее читаем: «И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такия дела в субботу». Иудеи как бы так говорил: «мы субботу почитаем, мы гуляем, а Он нарушает субботу, а за нарушение закона Его надо убить». Далее читаем: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю». В другом месте Христос говорит: «не человек создан для субботы, но суббота для человека (Марк. 2, 27), чтобы исцелять больных в суббо-ту. В течение недели люди заняты житейскими делами, а в субботу они бывают свободны от всяких житейских дел. Вот в это-то время Христос и приходил на праздник и сеял веру в людях, а чрез веру они исцеля-лись. Если же человек и в субботу занят житейскими делами, то он не может исцеляться и других не может исцелять. Сам страдает и других делает страдальцами. Вот к таковым-то Христос и прикладывал слово Божие, как пластырь вытяжно, и они исцелялись, а чрез исцеленных и другие по одному слуху целились. И доныне только стоит подойти ко Христу, т. е. к Его слову, и Он сам взойдет в твое сердце и исцелит тебя. – Спасибо! – Далее читаем: «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». Чем более Христос говорил и делал, тем более злились на него иудеи, хотя Христос и апостолы говорили то, что было написано в Пи-сании. Иудеям не нужно было то, что говорил и делал Христос, им не нужно было исцеляться, им нужно было только провести праздник. По-этому Христос и сказал им: «суббота для человека, а не человек для субботы». Далее читаем: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творя-щаго: ибо что творит Он, то и Сын творит также». Т. е. как в Ветхом Завете Отец творил чудеса, так и в Новом Завете Христос делал: больных исцелял, слепым давал зрение, хромым давал хождение, прокаженных очищал. Каждый здравомыслящий мог прочи-тать Писание и легко верил во Христа, но не знающий Писания судил Его. Далее читаем: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сын; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь». Если Отец в Ветхом Завете творил чудеса чрез пророков, и было удивление, так и Сын творил чудеса чрез апостолов, целил физическия и духовныя болезни, и это, действительно, было всем на удивление. Далее читаем: «Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Как Отец воскрешал в Ветхом Завете, так и Сын воскрешал верую-щих в Новом Завете, но неверующие не воскресали как в Ветхом, так и в Новом Завете. Но кто уверует в слово Божие, тот переродится и из сла-баго сделается крепким языком, руками, ногами и всем телом. Далее читаем: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сы-ну». Христос не был судьею, но своими делами судил всех законников. Поэтому в другом месте Он и говорит: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Иоан. 9, 39). Своими делами Христос производил суд: если кто был больной, то делался здоров, если был беден, то делался богат, был несчастен – и де-лался счастлив. Далее читаем: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшаго Его». Если больной исцелялся, бедный обогащался, несчастный делался счастлив, то все они славили Отца и Сына. Далее читаем: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшаго Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Бо-жия и, услышавши, оживут». – Спасибо! – Как опускавшиеся в купальню, называемую Вифезда, получали исцеление, так и те, которые проникались учением Христа, также исце-лялись, укреплялись, обновлялись и оживлялись, почему Христос и приравнивал Свое учение к воде, говоря: «кто жаждет, приходи ко Мне и пей» (Иоан. 7, 37). Так и мы обязаны разслабленных языком, мыслями и сердцем опускать в купальню слова Божия, погружать, крестить в это учение, и они, услышавши слово Божие, укрепятся и оживут. – Дай, Господи! – Духовные мертвецы услышат живое слово Евангелия и сами сде-лаются живыми и скажут: «Христос воскрес! ». – Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Верую во единаго Бога». После пения «Братец» еще раз читает: – «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Все те, которые слушали, а «Братец» поясняет: – Все те, которые слушали голос Христа, оживали, как физические, так и духовные мертвецы. И по сие время если мы слушаем слова пророков, Христа, апосто-лов и отцов церкви, то и мы также оживаем. И по сие время пророки, Христос, апостолы и отцы церкви живут с нами. И теперь их жизнь при-ности еще больше пользы, чем прежде. Тогда они проповедывали слово Божие, тогда на них гневались, тогда их мучили, но в настоящее время их не могут мучить, потому что теперь тел их нет в живых, и потому ныне они учат еще сильнее, и те, которые услышат их учение, оживут от развратной и мертвой жизни и скажут: «ныне Христос воскрес! ». – Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскресе из мертвых». После пения «Братец» говорит: – Христос воскрес! – Воистину воскрес! – восклицают слушатели. – Ныне воскресение. Слава Тебе, Господи, воскресению Твоему! – говорит «Братец». – Слава тебе, Господи! – восклицают слушатели. – Услышат мертвые пьяницы и оживут! – говорит «Братец». – Спасибо! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых» и «На божественней стражи Богоглаголивый Ав-вакум». После пения «Братец» опять говорит: – Христос воскрес! – Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют опять: «Хри-стос воскресе из мертвых». После пения «Братец» говорит: – Из нынешняго Евангелия мы видим, что Спаситель укрепил раз-слабленного одним Своим словом: «встань, возьми постель твою и хо-ди». – Спасибо! – Если Христос тогда так сказал, и разслабленный укрепился по слову Его, то и в настоящее время Он также говорит чрез Евангелие раз-слабленным, и они также укрепляются, если проникаются Его словом. Но если мы только прочитаем Евангелие о разслабленном, а сами не проникнемся духом этого Евангелия, то хотя бы мы буквально и взя-ли свою физическую постель, нам трудно укрепиться. Для того, чтобы нам укрепиться, мы должны взять духовную постель, т. е. слово о Хри-сте. Но ты не мог понести эту постель и она валялись, потому что у тебя не было веры в слово Божие. Если бы ты хотя сознал себя разслабленным, но ты не признаешь себя больным и учиняешь буйство, и потому тебя нельзя исцелить и укрепить. Ты не сознаешь себя больным и не ищешь человека, который исцелил бы тебя словом Евангелия. Но если ты сознаешь себя больным, то приступай ко Христу, и слово Христа исцелит и укрепит тебя. И как тогда Христос велел разслабленному: «возьми постель и ходи», так и теперь Христос говорит чрез Евангелие: «возьми постель и ходи». Он пошлет тебе такого человека, который будет говорить тебе о Христе, и ты сам укрепишься и других будешь укреплять и скажешь: «Христос воскрес! ». – Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскрес из мертвых». После пения «Братец» говорит: – Вот я напомнил вам Евангелие. – Спасибо! – Напомнил для того, чтобы вы взяли свою постельку и пошли, слава Господа. Еще напомню вам Деяния апостолов. – Напомни. – В 9-ой главе Деяний апостолов мы читаем: «Случилось, что Петр, обходя живущих в Лидде, нашел одного разслабленнаго, именем Егея, который восемь уже лет лежал в постели в разслаблении. Петр сказал ему: «Еней! исцеляет тебя Иисус Христос, встань с постели твоей». И он тотчас встал здоровым». И до сего дня учение Христа исцеляет от всякой слабости и укреп-ляет в справедливости. Из этого мы видим: что делал Иисус, то делали и ученики Его. Если мы и мы учились у Христа, то и мы делали бы то же самое, что делал Христос; но мы учились у разбойников, пьяниц, развратников, балалаечников, и потому, хотя мы и называемся христианами, но дела наши не дела Христа, а дела разбойников, пьяниц и развратников. Хри-стос и апостолы боролись с пороками и преступлениями, но мы отстаи-ваем пороки и преступления. Значит, мы – ученики пороков и преступ-лений, а не Христовы ученики. А апостол Петр был ученик Христа не по одному только названию, но и на самом деле, и потому, когда он сказал разслабленному: «встань и ходи», то больной встал и пошел. И те, которые видели, как Петр исцелил разслабленнаго, вероятно, сказали: «вот он так делает, как делал его Учитель – Христос: как ска-зал, так и сделалось». Поэтому мы и читаем далее, что многие в Лидде и Сарроне обрати-лись к Господу чрез одного исцеленнаго. Люди могут верить только тем, которые подтверждают свое слово чудесами. Точно также и в Иоппии апостол Петр сотворил чудо, о котором мы и читаем: «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит «Серна». Она была исполнена добрых дел и творила много ми-лостынь. Случилось, что она занемогла и умерла. Так как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр исцелил там Енея, послали к нему двух человек просить, чтоб не замедлил придти к ним. Когда Петр пришел туда, то вдовицы со слезами предстали пред ним, показы-вая рубашки и платья, какия делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колена, помолился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидевши Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее и, призвав святых и вдовиц, поставил ее пред ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверо-вали в Господа». Из Евангелия мы знаем, что Христос воскресил Лазаря, а из Деяний апостолов мы видим, что Петр воскресил Тавифу. Хотя Лазарь и Тавифа все-таки умерли, но дела их не умрут во век. Господь дает отсрочку, удлиняя физическую жизнь, но все-таки рано или поздно физическая жизнь каждаго человека прекращается. Но жизнь духовная, справедли-вая никогда не умирает. И эта справедливая жизнь целит все человече-ство. Христос воскрес! – Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых». После пения «Братец» говорит: – Слава Тебе, Господи! ныне воскресение. Но если мы только го-ворим и поем: «Христос воскрес», а мы не воскресаем духовно и у нас больше духовных мертвецов, нежели духовно-живых, то какое же это воскресение? Христос для того и страдал, для того и умер на кресте, для того и воскрес, чтобы и мы научились у Него страдать, умирать для гре-ха и воскресать для добра. Христос для того и дал нам Свое учение, чтобы мы сами опуска-лись в него, как в купальню, и других опускали и погружали в него и чтобы мы сами воскресали и других воскрешали духовно. Но если мы не увидим духовнаго воскресения ни своего, ни других людей, то наш праздник воскресения будет тот же иудейский праздник, на котором иудеи гнали Иисуса и искали убить Его за то, что Он творил чудеса в субботу. Тогда евреи гнали Христа и Его учеников, а ныне мы не принимаем Его учения. Хотя мы и называемся христианами, но мы на самом деле не верим словам Христа. Но те, которые верят во Христа и проникаются Его учением, про-славляют Его своими исцелениями и до конца века будут прославлять Христа. – Будем прославлять, – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя». После пения «Братец» говорит: – Еще напомню вам книгу пророка Исаии, главу 38-ую и 39-ую: «В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился ли-цем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я хо-дил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угод-ное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь Бог Дави-да, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет». – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Из этого мы видим, что и в те времена, во дни пророка Исаии, Господь давал отсрочки и исцелял больных. Господь всегда делал и всегда делает отсрочки тем, которые приносят плоды покаяния и ищут слова Божия. Писание для того и написано, чтобы мы знали, где получать нам отсрочку в жизни. Далее читаем: «И сказал Исаия Езекии: «вот тебе знамение от Гос-пода, что Господь исполнит слово, которое Он изрек Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней, по которым оно сходило». Вот молитва и покаяние Езекии, царя иудейскаго, когда он был бо-лен и выздоровел: «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Я ждал до утра. Подобно льву, Он сокрушал все кости мои. День и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Как журавль, как ласточка, издавал я звуки, тосковал, как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Госпо-ди! тесно мне; спаси меня. Что скажу я? Он сказал мне, – Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей. Господи! так живут, и во всем этом – жизнь моего духа. Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем». Так молился царь Езекия. У царя Езекия была, как видим, своя молитва, им самим в скорби сочиненная. Как всякий человек, приходя к какому-нибудь господину, говорит, как умеет, так и царь Езекия молился Богу не по заученной мо-литве, а как умел и как пришло ему на ум и на сердце, изливая душу в скорби. Скорбь формальности не требует. Езекия как бы так молился: «исцели меня Господи! и я живой буду прослав-лять Тебя и не буду делать дурного того, что раньше делал». – Не будем, – восклицают слушатели, а «Братец» поясняет: – Если и мы ничего дурного не будем делать, то Господь и нам даст отсрочку. Далее читаем: «И сказал Исаия: пусть принесут пласт смоков и об-ложат им нарыв; и он выздоровеет. А Езекия сказал: какое знамение, что я буду ходить в дом Господень? ». Езекия как бы так говорил: «раньше я не ходил в дом Господень, а теперь буду ходить». – Буду, – говорят многие слушатели, а «Братец» поясняет: – Езекия раскаялся, и Господь, ради этого покаяния, прибавил ему жизни. Исаия нарезал смокв и велел приложить их Езекии к нарыву. В те времена пророки мазали больных маслом, но, за неимением масла, при-кладывали смоквы. И во время апостолов употреблялось масло при бо-лезнях, как это видно из послания Иакова, который говорит: «болен ли кто из вас – пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго» (Иак. 5, 14, 15). И в настоящее время мы употребляем масло, как символ исцеления от болезней. Но многие только мажутся маслом, а нарывы их не проры-ваются, потому что не прикладывают елейнего покаяния, и их сердеч-ные нарывы, т. е. дурныя привычки не прорываются. – Прости! – А если мы скоро покаемся, то скоро и поправимся как духовно, так и телесно. – Спасибо! – Когда царь Езекия исцелился от смертной болезни, то царь вави-лонский Валадан, узнав об этом, послал ему письмо и дары. Хотя царь Валадан был и язычник, но и он обрадовался, когда услышал, что царь Езекия исцелился молитвою Исаии. Далее читаем: «И обрадовался посланным Езекия и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы и драгоценныя масти, весь оружейный свой дом, и все, что находилось в сокровищницах его, – ни-чего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем». Езекия после исцеления сделался простым, откровенным и довер-чивым, как ребенок, и он доверился даже своему бывшему врагу – царю вавилонскому, Валадану. Царь Езекия говорил себе: «если Господь ис-целил меня от болезни, то Он силен сохранить меня и от вавилонскаго царя». В свою очередь и царь вавилонский, Валадан, видя, что царь Езе-кия после исцеления сделался простым и кротким, тоже перестал боять-ся его. Он думал: если Езекия покаялся и Бог его исцелил, то он не сде-лает мне зла. Из этого мы видим, что если кто кается и исцеляется по вере и мо-литве, то таковой делается кротким и доверчивым и в других вызывает к себе доверие и кроткое обращение. Если же кто покается и по вере исцелится, а потом опять впадает в прежние грехи, пороки и преступления, то таковой наказывается вдвое и с ним случается худшее, как Христос сказал разслабленному. – Прости! Далее читаем: «И пришел пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона. И сказал Исаия: что видели они в доме твоем? Езекия сказал: видели все, что есть в доме моем; ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не пока-зал бы им. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Гос-подь. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, – и они будут евнухами во дворце царя вавилонскаго. И ска-зал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что мир и благостояние пребудут во дня мои». Значит, когда дети царя Езекии забудут Бога и Его слово, то они будут наказаны, будут отведены в плен в Вавилон и их сделают там ев-нухами царя вавилонскаго. И исполнилось пророчество Исаии: отца Господь помиловал от плена, потому что в нем чрез исцеление был страх Божий, а детей его, Господь наказал, предав в плен вавилонский, потому что они забыли страх Божий и забыли, как отец их исцелился молитвою Исаии. Для чего это написано? Для того, чтобы мы узнали, что Господь милостив и дает нам просимое, если мы просим с верою. Так евреи в пу-стыне просили хлеба – и Господь дал им манну, просили мяса – и Гос-подь послал им перепелов, просили воды – и Господь дал им воду из камня. Но в то же время из этого же Писания мы должны понять, что Господь и справедлив и строго наказывает нас, если мы нарушаем Его слово. Так он наказал евреев за их неверие сначала пленом вавилон-ским, а ныне они разсеяны по всему лицу земному за то, что не приняли слова Христа. Но и все эти наказания Господь посылал и посылает для того, чтобы привести людей к покаянию и ко Христу. Поэтому все пророки грозили евреям наказаниями для того, чтобы привести их к покаянию. Но евреи не любили этих угроз и предавали пророков на мучение. Так пророк Исаия был перепилен деревянной пи-лой, а пророк Иеремия был брошен в колодезь. Иеремия грозил евреям пленом вавилонским для того, чтобы привести их к покаянию, а его за это бросили в колодезь. Но нашелся один князь, который вытащил его из колодезя, и Господь избавил князя от руки вавилонскаго царя. Се пророки проповедывали покаяние во грехах и сеяли веру в лю-дях для того, чтобы предупредить и избавить их от плена и чтобы они были свободными. Но мы никак не можем освободиться от грехов и потому всегда по-падаем в плен пьянства и разврата и делаемся рабами греха. Для того и написано Писание, чтобы опускать нас в купальню – в веру в слово Божие, а чрез веру даровать нам исцеления, а чрез исцеле-ния вызывать в нас страх к грехам и делать нас кроткими и доверчивы-ми, как царь Езекия. Для того и написаны все пророчества, чтобы умножилось в нас ведение, а чрез ведение – вера, а чрез веру мы получим от Бога про-симое. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Бого-родице». После пения «Братец» говорит: – Еще напомню вам житие святого Доната, празднуемого 30-го ап-реля. Сказав это, «Братец» стал читать и пояснять из книги «Жития свя-тых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовска-го», за апрель, начиная с 478-ой страницы, следующее: – «Святой Донат жил в царствование императора Феодосия Вели-каго и был епископом в городе Эврии, находившемся в древнем Эпире. Близь сего города находился источник воды; если кто-либо пил воду из этого источника, то тотчас умирал в жестоких мучениях. Святой Донат, узнав об этом, пошел к тому источнику со своими клириками. Донат пошел туда потому, что народ умирал, когда пил воду из этого источника, а ему было жаль народа. – Спасибо! – Далее читаем: «Когда святой был уже около источника, то по-слышался сильный гром и из источника вышел большой и страшный змей. Змей направился к святому Донату и старался своим хвостом уда-рить по ногам мула, на котором ехал святитель. Тогда епископ Донат ударил приближающагося змея бичем по хребту, которым погонял сво-его мула, и тотчас змей умер. Бывшие же при епископе клирики и народ, увидав такое чудо, собрали дрова и, разложив большой костер, сожгли на нем змея, чтобы его труп не стал гнить и не отравил бы воздух ядом, тем более, что змей тот был весьма велик; но воды из того источника все же никто не осмеливался пить. Тога святой Донат, помолившись, благо-словил источник и сначала сам почерпнул воду и выпил ее, а затем и всем повелел пить ее без опасения. Все люди, после сего, пили воду, не сделав себе никакого вреда и, прославив Бога, возвратились в жилища свои». Все, которые любили Бога, искал пользы другим, а не себе, и Гос-подь не оставил их. А потому и мы обязаны иметь ревность для пользы человеков; и Господь и нас не оставит. Далее читаем: «Однажды святому Донату случилось быть в одном каменистом и безводном месте, и он видя, что находившиеся около него люди от сильнаго зноя изнемогали от жажды, выкопал небольшой ров своими руками и помолился к Богу о ниспослании воды. Тотчас потек источник воды, и доныне источающий обильную воду». Потому и сказано Христом и всеми святыми: «кто жаждет, приходи и пей». «В другой раз святой Донат молитвою своею низвел воду с неба. Во время бездождия и сильной от того засухи, он помолился ко Госпо-ду, и тотчас пошел сильный дождь, который и напитал землю, так что в том году был обильный урожай плодов, по молитвам святого" » Мы тоже все просим и молимся, но не получаем. Почему? Потому что мы только просим, но сами не каемся и людей не приводим в покая-ние. Мы просим Бога избавить нас от болезней и несчастий, но не про-сим Бога избавить нас от преступлений. Но если мы будем просить Бога избавить нас от пороков и преступлений, то Господь не откажет нам как в духовном, так и в материальном. Далее читаем: «Еще случилось, что дочь императора Феодосия весьма сильно заболела, будучи мучими нечистым духом. Царь и цари-ца была в сильной печали по причине болезни своей дочери, так как она была у них единственною дочерью. В это время они узнали о том, что епископ Донат творит чудеса. Тотчас император послал в Эпир повеле-ние, чтобы к нему пришли все епископы той страны для благословения его. Когда эпирские епископы прибыли в Константинополь, царь с че-стью и ласкою принял их и спросил: «кто из вас епископ Донат, который бичем умертвил змея, извел из каменистой почвы воду и спросил у Бога дождь с неба? ». Царю указали на святого Доната. Прочитав это, «Братец» поясняет: – Много тогда было священников и епископов, но царь выбрал только Доната. который умертвил змея, дал воду в пустыне и низвел дождь с неба. Потом Братец сова читает: – «Царь облабызал Доната и повел к царице, и они оба, припав к ногам святого, умоляли его помочь им говоря: «Божий угодник! окажи нам милость». – Окажи! – говорят и слушатели, а «Братец» поясняет: – Кажется, ближе бы Бога было просить, нежели Доната, но царь и царица просили Доната. Почему? Потому что, если бы они просили Бо-га, то у них не было бы покаяния. А когда они попросили Доната, то он привел их в покаяние, сказав, что дочь их страдает за грехи. И когда они покаялись, то дочь их поправилась. Поэтому Бог всегда посылал ревни-телей, которые пробуждали к покаянию даже целыя государства. Далее читаем: «Царь и царица сказали Донату: «мы имеем одну дочь, а она жестоко страдает, мучимая бесом. Мы сильно скорбим о ней; приводили к ней многих врачей и священников, и никто не мог по-мочь ей». – Никто, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Царь и царица много просили и священников и врачей об исцеле-нии своей дочери, но они не могли исцелить ее, потому что не могли привести ее и ея родителей к покаянию. А раз они не могли привести их к покаянию, то она не могла и исцелиться. Далее читаем: «Царь и царица сказали Донату: «поэтому мы, услышал о великой благодати Божией, обитающей в тебе, осмелились просить тебя придти сюда, дабы ты изгнал из нашей дочери беса молит-вами твоими действенными пред Богом. Если ты исцелишь нашу дочь, то получишь себе половину ея имущества». «И привели они Доната к отроковице. Тотчас бес, не стерпев при-сутствия угодника Божия, вскричал и, повергнув отроковицу на землю, вышел из нея; с этого времени отроковица стала здоровою. Царь и цари-ца, весьма обрадовавшись выздоровлению дочери, предлагали святому большие дары, но он не пожелал ничего взять из предложеннаго ему. Видя же благонравие и благоверие царя и царицы, молил их, чтобы ему было отдано в его епископии одно место, на котором бы он мог постро-ить церковь. Царь тотчас исполнил просьбу святого и закрепил свой дар своею царскою грамотою». У святого Доната была вера, а чрез веру подавались исцеления, а чрез исцеления прилагалось ему все остальное. И все пророки, апостолы и отцы церкви по ревности к слову Божию достигали веры, а чрез веру достигали исцелений и они сами укрепля-лись и других укрепляли, – и на таковых и исполнялось Писание: «ищи-те прежде всего Царства Евангелия, а остальное все приложится вам». Из нынешняго Писания мы и видим, что всем ревнителям Еванге-лия все приложилось. Если и мы будем искать также, то и нам все приложится.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы