Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Беседа на вечерне, в первый день Пасхи



 

Христос воскресе! (Ин. 20; 19-25).

Евангельская повесть, братие, вами сейчас слышанная, довольно вразумительна сама по себе, и не требует пространных изъяснений. Но вы слышали ее по сказанию евангелиста Иоанна; а она есть и у еванге­листа Луки, с некоторыми прибавлениями, весьма поучительными. Притом, чтобы совершенно уразуметь дух события, вами слышанного, весьма полезно знать, что ему предшествовало и что за ним последова­ло. Посему вы не соскучитесь, братие, если услышите от меня повторе­ние повести Евангельской, со всеми обстоятельствами. На что лучше и употребить настоящие минуты, как не на подобное собеседование? Гос­подь весь конец настоящего дня беседовал с учениками; а мы, ученики Его, хотя в настоящий час, побеседуем о Нем Самом. Если Он обещал­ся присутствовать всякий раз там, где соберутся два, или три во имя Его (Мф. 18; 20); то тем паче не может не быть теперь в нашем, столь многочисленном, собрании. Посему будем беседовать так, как бы Вос­кресший Сам невидимо взирал теперь здесь и на проповедующего и на слушающих; то есть, будем беседовать в духе живой веры и любви к Нему, нашему Спасителю и Господу.

Я сказал, братие, что для уразумения настоящего явления Господа апостолам, нужно знать предшествующие обстоятельства. Что же пред­шествовало ему? Во-первых, двукратное явление Господа поутру женам Мироносицам, из коих одно последовало среди самого вертограда погре­бального, а другое невдалеке от него, как то мы видели в утреннем на­шем собеседовании: - предшествовало потом явление Господа апостолу Петру, о коем мы ничего не знаем из Евангелия, кроме того, что оно было и должно произойти в Иерусалиме, среди нынешнего дня (Лк. 24; 34); предшествовало, наконец, явление Господа, под конец дня, двум учени­кам, шедшим в Эммаус, кои, не узнав Его на пути и, наконец, познав в Эммаусе - в преломлении хлеба, тотчас возвратились в Иерусалим с ве­стью о том апостолам. - Всеми сими явлениями, однако же, не много про­изведено веры для настоящего явления. Касательно вести жен благочестивых о воскресении, евангелист прямо говорит, что пред учениками явишася яко лжа глаголы их (Лк. 24; 11). Возбужденные слезами Магдали­ны, Иоанн с Петром сходили на гроб Иисусов; там не нашед тела Учите­ля, странным положением одежды Его они приведены были к различным чувствованиям, - Иоанн к вере, Петр к удивлению (Лк. 24; 12. Ин. 20; 8). Когда Петр сам среди дня увидел воскресшего Учителя, то в нем уже не могло оставаться сомнения: но прочие ученики все еще продолжали ко­лебаться между страхом и радостью, так что когда Эммаусские странни­ки вошли в собрание апостолов с вестью о явлении им Господа: то хотя от некоторых тотчас услышали, яко воистину воста Господь и явися Си­мону (Лк. 24; 34); но другие, по свидетельству евангелиста Марка, ни тема веры яша (Мк. 16; 13). - Маловерие удивительное в тех, кои, по-видимому, скорее всех должны были поверить утешительной вести о вос­кресении! Но не должно забывать, братие, что есть маловерие от нерас­положенности и холодности, и есть маловерие от любви и радости. Чего крайне желают, тому верят иногда слишком скоро, а иногда слишком не скоро; - смотря по тому, как представляют себе ожидаемое, - трудным, или легким. А что могло казаться труднее, как восстание из гроба, после таких мучений и такой смерти? - Мы ныне вовсе не в таких трудных обстоятельствах, в каких находились первые ученики Евангелия, а как иногда бывает слаба вера наша, и как мало упование! - Притом нам дол­жно не сетовать, а радоваться, замечая медленность апостолов при вере в воскресение Учителя; ибо сия медленность сильно заграждает теперь уста врагам нашей веры, показывая, что в первых провозвестниках ее не было ни тени легковерия. - Но время начать самую повесть.

Среди всех недоумений и препятствий радостная весть о воскресе­нии Учителя, в продолжение дня, успела, однако же, достигнуть каждого из учеников; и, несмотря на их рассеяние по Иерусалиму, к вечеру они, кроме одного, были уже все вместе. Собственное сердце говорило каж­дому, что возлюбленный Учитель не замедлит обрадовать всех их явле­нием Своим, или новой, несомненной вестью о Своем воскресении; и вот, несмотря на глубокий мрак, вдруг, Сам Иисус прииде и ста посреде! Двери были крепко заключены страха ради иудейска; и, однако же, Он - ста посреде: ибо пречистое тело Его было уже превыше законов нашего телесного бытия. - Взор на возлюбленного Учителя, Который еще за день висел на кресте, среди злодеев, пред лицом всего Иерусалима, а теперь явился совершенно живым, тотчас исполнил всех небесной радостью: Возрадовавшася ученицы, видевше Господа! - Но радость сия невольно растворялась чувством, похожим на страх. Тело Господа было так духообразно, а вид Его так небесен, - при всей простоте явления, Его окружа­ло такое Божественное величие, самый образ явления, дверем заключен­ным, был так чудесен, что в учениках невольно родилась мысль: точно ли это их воскресший Учитель с Своей плотью? Не дух ли только Его, пришедший с неба посетить их на время? А при мысли о явлении из дру­гого мира, сердце невольно трепетало от страха. Убоявгиеся и пристрашни бывше, мняху дух видети (Лк. 24; 37). Мир вам, - сказал Господь, - не столько по обычаю приветствия, сколько для успокоения учеников. Но, в сомнении не знали, что отвечать на сей мир, - и молчали. Мир вам, -повторил Он, желая утишить их душевное волнение. Что смущены есте... почто помышления входят в сердца ваши? (Лк. 24; 38). Но, смущение было так велико, что одними словами нельзя было скоро рассеять его. Видите руце Мои и нозе Мои, - продолжал Господь, - яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк. 24; 39). Сказав сие, Господь показал ученикам пречи­стые руце и нозе Свои, с их язвами, кои оставались на воскресшем теле, как знамения недавно одержанной победы над смертью.

Такое доказательство было превыше всех сомнений. Но сердце чело­веческое, братие, следует нередко другим законам, нежели рассудок; ино­гда предупреждает его в вере, а иногда и отстает от него, волнуясь подоб­но морю и тогда, как уже нет ветра сомнений. В учениках не могло быть теперь неверия, но не было и полной спокойной уверенности, - прежде от печали, а теперь от самой радости. Осязать тело Господа казалось дерз­новением, а с другой стороны, взор продолжал говорить, что тело сие гораздо духовнее прежнего, и что двери продолжали быть заключенны­ми. Все, в чем могли соединиться недоумение с верой, было не более, как радостное удивление: состояние духа, может быть, еще сладостнейшее определенной радости, но которое теперь не могло продолжаться без вреда для истины. Любовь Воскресшего нашла средство положить конец сей нерешимости. Еще же неверующым им от радости и чудящымся, рече им: иматели что снедно зде? (Лк. 24; 41). Это долженствовало служить уже решительным признаком, что видимое тело Учителя было не воз­душное и не один призрак, а то самое, которое висело на кресте и лежало в гробе. Ученики подали часть печеной рыбы и сотового меда — остаток, вероятно, собственной вечери; - Господь вкусил того и другого, - вкушением, может быть, подобным тому, коим избранные Божий будут не­когда питаться от плодов древа животного и от манны сокровенныя (Опер. 2; 7, 17).

После сего страх и недоумения учеников кончились; но цель явле­ния была сим достигнута только вполовину. Надлежало не убедить ток­мо учеников в действительности воскресения, но и рассеять их мрачные мысли о прошедших событиях, - удалить в глазах их соблазн от креста: -посему за трапезой чувственной, устроенной для Господа сомнением учеников Его, началась трапеза духовная, которую Он Сам устроил для нас Своей любовью.

Главный предмет собеседования, как я сказал, братие, долженство­вал быть прошедший крест, - удаление от него соблазна. К сему было два способа: во-первых, раскрытие пред учениками тех причин и целей, для коих страдал Господь, - показание нужды искупления грехов мира кровью Сына_Божия. Способ сей, при всей твердости своей, не мог быть теперь избран. Тайну искупления во всей подробности апостолы могли принять достойно и сохранить не прежде, как по сошествии на них Святаго Духа, - когда они, оставив прежние предрассудки, соделались в пол­ном смысле органами истины, сосудами всемирной благодати. Теперь для успокоения волнующихся умов и сердец, достаточно было показать из пророков, что все происшедшее, несмотря на ужасность свою, соверши­лось точно так, как предсказано было некогда; и, следовательно, произо­шло не по прихоти какого-либо Каиафы, а по воле Отца Небесного. - Сей-то последний способ и был употреблен теперь.

Сия суть словеса, яже глаголах к вам еще сый с вами, - так начал Господь вразумлять учеников. Что произошло такого, о чем бы вы не были предуведомлены? - Не говорил ли Я вам многократно, - яко подо­бает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о Мне? (Лк. 24; 44). Таковых предсказаний Спасителя о будущих со­бытиях, особенно о Кресте Его, подлинно было весьма много: ибо мы немало имеем их и теперь в Евангелии, хотя оно содержит токмо одну часть бесед и деяний Его. Посему при живом напоминании, в памяти учеников должны были ожить теперь многие случаи, при коих они слы­шали предсказания о смерти Учителя. Что касается до указания на про­роков и псалмы, то хотя прежде и они делаемы были неоднократно, и без сомнения с изъяснением пророческих мест; но по самой обширности и трудности сего предмета, не могли быть так удобно сохранены в памяти.

Посему Господь восполнил теперь сей недостаток новым, подробным приложением к смерти и воскресению Своему важнейших пророчеств Ветхого Завета.

Такая беседа, по самому существу своему, долженствовала быть од­ной из самых величественных и поучительных. Кто мог лучше пропове­довать о необходимости креста, как не Сам Великий Крестоносец? И от­куда виднее вся широта и глубина пророчеств о кресте, как не с самой высоты крестной, с коей недавно сошел Он? Но настоящее поучение о кресте было произнесено для самих всемирных учителей креста; посему и осталось в них одних. Мы, ученики их, можем теперь слышать одни отголоски его в тех местах их писаний, где они приводят разные проро­чества Ветхого Завета о смерти и воскресении своего Учителя.

Уже одно слышание такого Учителя, в такое время не могло не вве­сти апостолов в дух ветхозаветных пророчеств о страданиях Сына Божия, и в дух самых страданий. Но к довершению дела, - для большого вразумления учеников, Господь, по сказанию евангелиста Луки, употре­бил еще одно такое средство, которое совершенно понятно могло быть токмо тем, над коими оно употреблено; а именно отверз ученикам ум, разумети Писания самим (Лк. 24; 45). Евангелист не сказывает, в чем состояло сие таинственное отверзение: но самое выражение показывает, что в сем случае произошло нечто чудесное. Без сомнения, тайным дей­ствием силы Христовой, умы учеников приведены в такое состояние, что сами сделались способными видеть в Писании, чего прежде не видели -понимать ясно, что прежде казалось темным. Как ни чудесно такое собы­тие, братие, но некоторые опыты свидетельствуют для самых неверу­ющих, что ум наш способен быть чуждой силой, так сказать, приподни­маем и отверзаем для истины.

При таких и естественных и сверхъестественных пособиях к уразу­мению Креста Христова из Писания, не удивительно, если ученики, по свидетельству евангелиста, ясно увидели, после беседы с Господом, яко тако писано есть в Писании, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых (Лк. 24; 46), а вместе с тем уразумели и дру­гую, столь же важную истину, яко подобает проповедатися во имя Вос­кресшего покаянию, и отпущению грехов, не в одной уже Иудеи, а во всех языцех, только наченше от Иерусалима (Лк. 24; 47).

Вы, - сказал Господь ученикам в заключение Своей беседы с ни­ми, - должны быть свидетелями и провозвестниками сих событий и истин. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы (Ин. 20; 21), - для обраще­ния на путь спасения всего мира. При сих чрезвычайно важных словах, -ибо ими передавалось ученикам всемирное, Божественное посольство, -Господь дунул на них, и сказал: приимите Дух свят! Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20; 22-23). Уче­ники окрестятся духом всецело от Самого Духа в день Пятидесятницы: а теперь сделано начало и положено основание к тому. В продолжение страшных дней смерти возлюбленного Учителя, на них столько веяло духов злобы и сомнений, что предварительное одушевление их дыхани­ем из собственных уст Его было необходимым врачевством.

Евангелисты не сказывают, как отошел за сим Господь из среды уче­ников. По всей вероятности, так же, как и в других явлениях, то есть невидим бысть им (Лк. 24; 31).

Сами видите, братие, что слова и действия, коими заключилось на­стоящее явление Господа, таковы, что его можно было почесть за послед­нее свидание с учениками. Назначение и должность указаны; предмет труда и проповеди назначен; дары и силы даны и приняты; оставалось, по-видимому, только начать действовать во имя Распятого. Между тем, апостолам еще предстояли новые явления в Иерусалиме и Галилеи, еще ожидали их другие, вероятно, пространнейшие беседы о Царствии Божием (Деяш 1; 3); еще имели они принять Духа в огненных языках; - и тогда уже изыти на всемирное служение. Такая неопределенность поло­жения допущена, как догадываются отцы Церкви, с особенным намере­нием, - чтобы апостолы, не имея в земном виду Учителя, и не ожидая от Него прежнего руководства, начали заранее действовать своим умом, и как можно скорее развили в своих поступках и жизни то учение и те пра­вила, кои надлежало им передать потом всему миру.

Когда для учеников от радости о явлении их Учителя и принятии от Него Святаго Духа, самая ночь сделалась яснее дня; для одного из них, Фомы, все последующие дни обратились в темную ночь. Видимой при­чиной сего несчастья было то, что, во время настоящего явления, Фома не был вместе с прочими учениками, и потому не видел Господа. Неизве­стно, от чего произошло сие отсутствие в такое время, когда все должен­ствовало соединять учеников. Недостаток усердия всего менее может быть предполагаем в сем случае; но могла быть неосмотрительность любви, пропустившая драгоценный случай, и потому претерпевшая осьмидневное наказание лишения. На других, с более спокойным воображением и тихим сердцем, такой случай не оказал бы неблагоприятного действия: доверенность к десяти ученикам легко могла заменить свидетельство собственных чувств. Но Дидим был не таков. Во всех случаях, где он является в истории евангельской (Ин. 11; 16.14; 5), мы видим в нем силь­ную стремительность чувства и взыскательность рассудка. Тем сильнее выразилось то и другое теперь. На радостные слова учеников: видехом Господа, - он решительно отвечал, - аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин. 20; 25). Не неверие свидетельству соучени­ков хотел, без сомнения, выразить сими словами будущий апостол Ин­дии (ибо можно ли было разумно сомневаться в истине свидетельства? ), а желание прочнейшего уверения в действительности явления, - особен­но в том, что тело явившегося Учителя не было - призрак. - К такому требованию мог подать повод самый рассказ прочих учеников о том, как они подумали сначала, что Явившийся есть дух, и как Господь предлагал им осязать Его. Фоме, не видевшему явления, казалось, что это именно и надлежало сделать для полной уверенности; поелику же сего не сделано, то явление, думал он, еще не имеет всей достоверности. А/Между тем, в основании сего умствования лежала тайная скорбь о потере радости от присутствия при явлении Учителя. Скорбь горькая! Ибо тогда как другие не видали следующих дней от радости, Фома должен был сильно стра­дать всем существом, доколе, по прошествии осьми дней, не явился Гос­подь паки, и не извлек его из произвольного ада сомнений.

Таким образом, при первом свидании Воскресшего с учениками Свои­ми, оправдалось уже во всей силе замечание, коим Он еще при разлуке с ними, предостерегал их от духа тьмы, говоря, что сей человекоубийца просит позволения сеять их, яко пшеницу (Лк. 22; 31). Фома со своими сомнениями и возражениями явно был близок к тому, чтобы выпасть из мирного круга соучеников и сделаться предметом ужасного сеяния. Но мудрая любовь Учителя найдет средство отвратить сию опасность: Фома увидит язвы гвоздинные, и забудет желание осязать их; пламенное вос­клицание: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20; 28), - вознаградит хладные слова: аще не увижу, — аще не вложу руку мою; — окончившись непоколе­бимой уверенностью, кратковременное неверие апостола подтвердит на­всегда истину не только Воскресения Христова, но и всей веры христиан­ской. Посему-то Святая Церковь в песнопениях своих не обинуясь име­нует неверие Фомы " добрым неверием" (Стихира 4, на веч. в нем. Фом.).

Такова, братие, Евангельская повесть, ныне вами слышанная, во всей ее подробности. Может быть, некоторые черты ее показались вам не слиш­ком занимательными для воображения, но, тем не менее, они должны быть драгоценны для нашего сердца. Ах, мы читаем многие повести вы­мышленные и не скучаем их подробностями, хотя предметы их нисколь­ко не имеют отношения к нашему благу, часто даже вредят чистоте ду­шевной! Ужели повесть о явлениях воскресшего Спасителя нашего не стоит того, чтобы знать ее всю и всецело! - Что было бы с нами, если бы апостолы не вышли на всемирную проповедь? Но они не вышли бы на сие дело, когда бы не уверились в воскресении своего Учителя, и не уве­рились бы, если бы Воскресший не явился им таким образом, как мы видели. Посему история Его явления есть история нашего спасения: ее ли не слушать и не читать со вниманием?

Что же заслуживает в ней особенного внимания? - Все, если будешь размышлять, как должно. Смотри, как Господь деятелен для твоего спа­сения! - Едва Он исшел из гроба, уже сколько явлений в один первый день! - Поутру два: в вертограде и близ его - женам-мироносицам; среди дня одно - Петру; под вечер опять одно, на пути в Эммаус двум учени­кам; и наконец ночью в Иерусалиме - десяти апостолам. Только величай­шая любовь к присным Своим могла расположить Того, Кому уже дана всякая власть на небе и на земле, провести почти весь день - и какой день! В бедном вертограде! На пути! За трапезой! Не узнанным, облича­ющим и даже обличаемым! - Кто действует таким образом, Тот имел право сказать: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю! (Ин. 5; 17).

Приметь далее, как тверды основания веры нашей! Апостолы не бро­саются на первую весть о Воскресении; не верят в сем отношении и друг другу; вовсе не полагаются на чужие свидетельства; не вдруг верят даже собственным глазам. Зато, когда увидели, уверились, уверовали; то уже ничто не могло их ни смутить, ни устрашить; они шли спокойно не во весь токмо, но и на весь мир: с радостью все умерли за Того, Кто умер и воскрес за всех.

Приметь, наконец, как неосновательны и опасны сомнения в вере! Фоме еще можно было усомниться, когда о воскресении свидетельство­вали несколько человек; когда на Голгофе еще, может быть, стоял обли­тый кровью крест, а в вертограде лежал камень надгробный, когда вера христианская заключена была в одной горнице, а неверие обнимало всю Иудею и весь мир: но можно ли разумно сомневаться в истинах веры христианской ныне, когда она победила весь мир: образовала из людей сонмы Ангелов, распространила везде и на все благословение и благо­дать: когда все наше существо сроднилось с верой так, что мы невольно веруем душой и тогда, когда язык произносит возражения? Впрочем, если бы кто и теперь имел несчастье, подобно Фоме, потерпеть затмение веры (враг никогда не дремлет, сея плевелы): то пусть не отчаивается: язвы Господа целы, цела и любовь Его ко всем грешникам. Пусть тольшбез-пристрастно вникнет в деяния Господа, в дух Его учения, а паче в Его любовь к человечеству, - в Его смерть за всех нас на кресте: быть не мо­жет, чтобы при сем самое хладное сердце не согрелось огнем святой любви к Распятому, и не признало истинного Спасителя мира в Том, Кто предла­гает спасение не на словах красных, а в Крови и Смерти Своей.

 

Столько предметов настоящая Евангельская история представляет, братие, вниманию слушающего ее! А еще более представит вниманию читающего. С намерением упоминаю о чтении: ибо, думаю, что ничем лучше не могу заключить настоящего собеседования с вами, как пригла­шением всех, умеющих читать, к тому, чтобы они, в следующие дни, сами посвятили несколько времени на чтение евангельских сказаний о воскре­сении Господа и Его явлениях апостолам. Ибо, сколько бы мы ни говори­ли с сего места, никогда не можем сказать вам всего, что содержится в Евангелии. Что наши слова? Малые ручьи, а там - море. Посему надобно читать самим, кто может. И на что лучше употребить время праздничное, как не на это чтение, которое и весьма сладостно и весьма поучительно? Чтобы умножить сладость сей духовной трапезы, пригласи к ней твоих домочадцев; пусть они из твоих уст услышат о воскресении общего всех Владыки и Господа. Таким образом ты соделаешься для них Ангелом благовестником, и твой дом уподобится той горнице, в коей ныне был Господь с учениками. Видя усердие твое, Он Сам невидимо станет по­среди твоего семейства, осенит его пречистыми язвами Своими, изречет тебе мир и подаст благодать Духа, еже буди всем нам! Аминь.

 

Слово в день Святой Пасхи

 

Христос воскресе!

Повествуя о явлении Ангелов при гробе воскресшего Спасителя, свя­тые евангелисты замечают, что у одного из них было одеяние бело яко снег (Мф. 28; 3), а у двух других - " ризы блестящие" (Лк. 24; 4). Если и для Ангелов, послуживших воскресшему Господу, при их явлении лю­дям, нужно было такое одеяние и такие ризы; то кольми паче необходимо приличное облачение для служителей алтаря Христова. Ибо что мы в сравнении с Ангелами? Между тем, предмет служения нашего выше Ангельского. Ангелы должны были только возвестить о Воскресении Господа, а мы должны не только возвещать о сем воскресении, но и низ­водить благодать Воскресшего в души и сердца ваши, преподавать вам самое Тело и самую Кровь Его. Кто, - скажем словами апостола, - к сим кто доволен? (2 Кор. 2; 16).

Посему-то еще при первом учреждении чина священнического, Сам Бог через Моисея не только дал устав Богослужения, но и начертал во всей подробности правила касательно вида, состава и употребления одежд священных. Божественный Основатель Церкви новозаветной не начер­тал подобных правил для одежд Своих служителей; ибо собственные одежды Его были совлечены с Него и достались в удел распинателям; но когда явился потом возлюбленному ученику Своему в виде Великого Первосвященника Церкви новозаветной, то явился облеченным в подир и препоясанным поясом златым (Откр. 1; 13); и когда показал ему, в ви­дении, стоящих пред престолом славы Его; то показал облеченными в ризы белы, и финицы в руках их (Откр. 7; 9). Имея в виду сие, Церковь новозаветная, хотя и преимуществует перед ветхозаветной Церковью благодатью, духом и истиной, но, подобно ей, никогда не пренебрегала и не пренебрегает и внешним благолепием Богослужения и священных облачений. Особенно настоящий день, яко праздников праздник и торже­ство из торжеств, всегда отличался особенной торжественностью не толь­ко служения, но и священного облачения служителей алтаря Христова.

И, вот к сему-то благоименитому дню приспел благознаменитый дар августейшего покровителя и защитника Церкви! Принадлежа, по само­му сану своему, к высокому кругу боговенчанных Константинов, Феодосиев, Иустинианов, он возревновал святой ревностью быть и в числе бо­гоизбранных Иосифов Аримафейских и Никодимов. Князь иудейский, приходивший прежде ко Иисусу нощию, и благообразный советник, иже от Аримафеа (Ин. 19; 39. Мк. 15; 43), принесли Спасителю смирну, алой и плащаницу на собственную потребу Его, яко мертва и погребаема; а наш Боговенчанный самодержец Ему же, но яко воскресшему и потому не имеющему ни в чем нужды, приносит облачение для служителей Его, подобное облачению Ангельскому.

Кто из вас, братие, не радовался уже святой радостью при одном ус-лышании о сем даре царевом? - Кто из всех сынов Церкви Православной не возрадуется и не возблагодарит в сердце своем благочестивейшего помазанника, услышав о сем знаке царственного внимания его к тому святому месту, которое для всего православного Отечества нашего есть, яко новый Иерусалим и Сион отечественный? Но мзда такой любви к благолепию церкви, не у людей, а у Всевышнего (Прем. 5; 15). Не до­вольствуясь нашими благодарственными молитвами ко Господу о благо­денствии августейшего даятеля, святые угодники Божий, зде почива­ющие нетленными телесами своими, сами пойдут к престолу Воскрес­шего Господа, явят пред Ним дар веры и любви благочестивого царя и испросят для него благодать воз благодать (Ин. 1; 16).

Для полноты торжества нашего желалось бы одного, - видеть ныне среди нас Христолюбивого архипастыря нашего, самого воздевающим в новом облачении преподобные руки свои к престолу Царя царей. Но, быв столько раз свидетелями его умилительного служения в сем храме, мы уверены, что он, отстоя от нас плотью, духом теперь с нами, что руки и сердце его воздеты теперь в благодарственных молитвах к Господу за благочестивейшего монарха, за отечество и за паству свою.

Итак, ничто да не препятствует радости нашей: сей день, егоже со­твори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь! (Пс. 117; 24). Возраду­емся о Царе Небесном, Который, яко жених от чертога, исшел ныне от гроба Своего. Возвеселимся о царе земном, который, подобясь верному другу женихову, поспешил ознаменовать сие исшествие даром веры и любви своей.

Но радуясь сей сугубой радостью, не забудем, братие, что есть одно царственное облачение, в которое надобно облещись уже не одним слу­жителям алтаря, а всем верующим во имя распятого и воскресшего Гос­пода, Который всех истинных последователей Своих, по свидетельству Тайновидца, сотворил есть иереи Богу (Откр. 5; 10). Это те драгоценные ризы, о коих написано: побеждали... облечется в ризы белыя... и исповем имя его пред Отцем Моим и пред Ангелы Его (Откр. 3; 5). Есть цар­ское облачение, коим каждый истинно верующий украшен уже и здесь, в продолжение земного странствования. Это оное божественное облаче­ние, о котором ныне в слух ваш возглашала Святая Церковь: елицы... во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3; 27). Блажен бдяй, и блюдый сии ризы своя, да не наг ходит (Откр. 16; 15). Блажен, кто, и не соблюдши первой чистоты, умел покаянием и верой убелить их паки в Крови Агнчи! (Откр. 7; 14). Но стократ несчастен тот, кто не умел ни со­хранить, ни возвратить благолепного одеяния души своея. Таковый обрящется наг в тот великий день всеобщего воскресения, когда надобно будет начать праздновать Пасху уже не временную, а вечную.

Да сохранит Господь от сей ужасной наготы всех нас благодатью своею и молитвами святых угодников, зде нетленно почивающих! Аминь.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь