Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОЛИМПИАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ Д.И. ФОНВИЗИНА
Игровые уроки по Фонвизину Сегодня для многих школьников чтение «Недоросля» подобно путешествию по тому маршруту, который за них выбрали взрослые, причём выбрали, руководствуясь старой традицией, а не пожеланиями самих юных туристов. Однако язвительная, наивная и мудрая комедия Дениса Фонвизина так ярко отражает свою эпоху, создаёт такой колоритный образ России XVIII столетия, что наши путешественники, поначалу зевающие и недоумевающие, начинают внимательно вглядываться в обступивший их мир и с удивлением убеждаются, что им здесь интересно. Да, интересно, несмотря на устаревший язык героев и их пространные нравоучения, выслушать которые молодёжь во все времена “не охотница”. Нам же, учителям-“экскурсоводам”, стоит позаботиться о том, чтобы подопечные вернулись из этого путешествия не только с багажом знаний о крепостном праве или знаменитых трёх единствах. Пьеса даёт прекрасную возможность учить получать удовольствие — удовольствие от анализа комического текста, от чтения по ролям, от создания оригинальных творческих работ. Уроки по Фонвизину можно сделать уроками “благородного увеселения”, что немаловажно в наши дни, когда сами слова “увеселение” и “благородство” многими воспринимаются как антонимы. В нашей практике традиционное занятие дополняется игровым. Его форма зависит от выбора программы, интересов учащихся, уровня их подготовки, умения работать самостоятельно и т.д. Бывает так, что восьмиклассники в первой четверти только-только входят в рабочий ритм, тогда первый урок по Фонвизину вместе с учителем проводят два-три увлечённых литературой и историей выпускника. Это “путешественники” — либо дворянин-крепостник и гуманный, но наивный “книгочей”, либо чиновник, никогда прежде не покидавший столицы, а может, гости из XXI века. Их везут мимо усадеб Простаковой и Скотинина, поясняя то, что “открывается взорам”. Поясняет ямщик, местный житель, или же дворянин — родственник, случайный попутчик. Кто сочиняет тексты ролей — преподаватель или сами ученики, — зависит опять-таки от уровня подготовки и загруженности школьников. Как правило, ребята выписывают наиболее яркие цитаты, а затем уже вместе со словесником составляют весь сценарий и делают по нему презентацию (пейзажи, избы, портреты персонажей и т.п.).
В.О. Массалитинова в роли Простаковой. 1923 г. Кстати, такое путешествие целесообразно и в XI классе для быстрого и эффективного повторения. Оно дополняется “посещением” спектакля Вольного российского театра с участием актёров Её Императорского Величества Дмитревского и Шумского. Просвещённый дворянин, приведший своих друзей посмотреть “славную пиесу г-на Фон-Визина”, расскажет им о русском театре XVIII столетия — его традициях, репертуаре, законах сцены и, конечно, о самой комедии и судьбе её создателя. Главное, чтобы эта “товарищеская беседа” была не только содержательной, но и живой, естественной. Она организуется как мини-спектакль и требует от участников не только знания материала, но и умения входить в образ, а также работать “от партнёра”. В хорошо подготовленных классах возможно проведение олимпиады по творчеству Фонвизина. Работа организуется как проектная деятельность. Создаются творческие группы, каждая из которых разыскивает материал о драматурге и его эпохе, пишет сцену, которая могла бы происходить в доме Простаковой (эти стилизации вывешиваются за три дня до итогового занятия). Кроме того, группа готовит две роли — двух персонажей Фонвизина, которые придут на встречу со школьниками XXI века, чтобы побеседовать о том, как воспитывать детей, как обеспечить благосостояние своей семьи, как исполнять государеву службу и т.п. Защитой проекта становится сама олимпиада. Такие мероприятия хорошо проводить между классами-параллелями — в актовом зале, в костюмах, с использованием эффектов освещения и большого экрана. Однако даёт результат и камерная постановка. Сил и времени она отнимает совсем немного: за неделю до итогового занятия назначаются ответственные за роли Простаковой, Митрофанушки, Скотинина, Вральмана, Стародума и Софьи. Учитель знакомит их с примерными вопросами, и школьники вместе с выбранными ими помощниками делают подборку цитат, готовят ответы, создают сценические костюмы. На итоговом уроке они, как люди всем известные, дают учителю интервью, а могут усесться за самоваром и повести со спрашивающим их преподавателем непринуждённый разговор. Надо сказать, что даже слабые и неактивные классы очень живо реагируют на эту милую беседу, начинают дополнять, уточнять ответы, а в результате весьма неплохо усваивают содержание и проблематику комедии. Во всяком случае, какой бы вариант работы ни был избран, выполняя её, школьники творчески растут и привыкают интересоваться классикой. ПУТЕШЕСТВИЕ Александр. Ах, дядюшка, сколь приятно путешествовать по дорогам отечества нашего! Какой простор взору! Дядюшка (проснувшись от изрядного толчка на рытвине). Какие синяки бокам! Александр. А что за деревня вон там, впереди? (Дядюшка уже погрузился в дрёму, и вопрос обращается к кучеру.) Эй, любезный, что за деревня? Кучер. Тарасовка. Барина Скотинина деревенька. (Коляска въезжает в деревню, и на лице Александра появляются изумление и тревога.) Александр. Дядюшка! (Тот мычит во сне. Кучеру.). А скажи-ка, братец, этот помещик, наверное, разорён и пребывает в несчастии? Какие ветхие избы!.. Кучер. Так это, барин, крестьяне его разорены, а не он сам. Уж такой мастер оброк собирать — по всей округе славится. Александр. Какая странная слава... Кучер. Да ить ещё что делает. С соседями-то, сами знаете, всяко бывает. Так он в суд не жалится, а всякий убыток сдерёт со своих же мужиков, да и дело с концом. Александр. Однако погоди, погоди... (Кучер притормаживает.) Вон там я вижу крепкие, добротные строения... Дядюшка (просыпаясь и потягиваясь). Что, засмотрелся? Да, у Тараса скотный двор — чудо. Обожает он своих свиней... Александр (перебивая). Погодите, дядюшка... Что за ужасные крики? Кому-то надо срочно подать помощь!.. Дядюшка. Чудак ты! Это же на конюшне кого-нибудь из людишек порют. (Пауза.) Ну вот и дом Тарасов. Сейчас заедем, поболтаем по-приятельски да закусим. Уж такой свинины ни у кого не отведаешь! Александр. Знаете, дядюшка, у меня что-то нет аппетита. Поедемте дальше. Поедемте, прошу вас! (Дядюшка, пожав плечами, опять засыпает. Какое-то время едут молча.) Александр (кучеру). Эй, ямщик, а кому принадлежит во-он та деревня? Ямщик. Принадлежать-то она принадлежит барину Простакову, да только правит здесь всем не он. Александр. А кто же? Кучер. Его хозяйка — родная сестрица его благородию Скотинину. Целый день то бранится, то дерётся — на том, говорит, и дом держится. Бывает, и самому муженьку колотушки перепадают. Александр. Каково же тут жить холопам... Кучер. О том, барин, не спрашивай. Еремеевне, няньке, что барского сынка выкормила да вырастила, и то достаётся по пяти рублей на год да по пяти пощёчин на день. Александр. Почему же сын не объяснит матери, что сие поведение бесчеловечно?! (Дядюшка просыпается от очередного толчка на ухабе и начинает с неудовольствием вслушиваться в слова юноши.) Почему не читает он ей философов наших... Дядюшка (перебивая пылкую речь племянника). Эк куда хватил! Не читает ей сын философов... Митрофан псалтырь — и ту по складам еле-еле за год разбирать выучился. Зато знает, как с холопами управляться! Чуть что — матушке нажалуется, а уж она... Александр. Науки говорят на это... Дядюшка (перебивая его). Науки, науки... Начитался... Хозяйку здешнюю лучше послушай. Она всегда говорит: без наук люди живут и жили. Батюшка вон её грамоте не умел, а умел достаточек нажить и сохранить. Пятнадцать лет воеводою был! Челобитчиков принимал, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь да положит. Александр. Так было, дядюшка, во времена дикие, непросвещённые! С царствования же великого государя нашего Петра Алексеевича... Дядюшка. Не к ночи он будь помянут... Александр. Теперь все дворянские дети, к службе готовясь, учиться обязаны! Дядюшка. Ну, слава Богу, от службы этой нас закон ещё в 62-м году освободил. Сей указ ещё покойный Пётр III подписал, а государыня при восшествии на престол его подтвердила — понимала, матушка, чего подданные ждут. Александр. Послушайте, дядюшка, указ этот толкуете вы неправильно! Он не снимает обязанности служить отечеству! Он просто принудительную службу заменил обязанностью нравственною. Дядюшка. Чего-чего? Александр. Нравственною обязанностью каждого просвещённого дворянина. Дядюшка. Молод ты ещё, племянничек, вот что я тебе скажу. Раз не прописано за неявку плетей да палок — значит, можем мы спокойно сидеть в именье своём да за порядком надзирать — вот как хозяйка здешняя делает. И ты, друг мой, не книжки читай, а нас, умных людей, слушай. Учись-ка ты лучше не философии своей, а умению денежки копить да людишек в страхе держать. Тогда и порядок, и достаток, и уважение от других — всё у тебя будет. (Довольный собой, дядюшка устраивается поудобнее, сладко зевает и засыпает.) Александр (сам себе). Боже мой, как странно... И как страшно! Где же искать друга честных людей? Неужели нет в отечестве нашем опоры человеколюбию? Учитель (подходя к нему). А вот, сударь, извольте с этими книгами и с журналом ознакомиться. (На экране изображения книг: «Придворная грамматика», «Бригадир», «Недоросль»; журнала «Друг честных людей, или Стародум».) Много пользы душе своей найдёте, много. Уж вы мне поверьте. Первый тур Блицтурнир Вопросы адресуются всем участникам. За каждый правильный ответ команде начисляется по одному баллу. Второй тур Проверка домашнего задания Каждая команда готовит ответ на один из вопросов. Максимальная оценка за ответ — 4 балла. Расскажите в трёх предложениях: — о русском театре XVIII века; — о проблематике пьес Фонвизина; — о сатирических приёмах Фонвизина-драматурга. Третий тур Команда может использовать косметику, грим, просить помощь у зала. Максимальное количество баллов — 3. Четвёртый тур Вопросы госпоже Простаковой
Вопросы Стародуму
Вопросы Митрофанушке
Вопросы Софье
Вопросы Скотинину
Вопросы Вральману
Пятый тур Вопросы задаются всему залу. Отвечает первый поднявший руку. Вот уже двести с лишним лет школьники комментируют высказывания персонажей «Недоросля». Сегодня они поменяются ролями: герои Фонвизина прокомментируют фразы из сочинений и ответов наших учеников.
Заключение Инсценировка из «Недоросля» Инсценировка делается одна, общими силами. По окончании её жюри объявляет итоги состязания.
Игровые уроки по Фонвизину Сегодня для многих школьников чтение «Недоросля» подобно путешествию по тому маршруту, который за них выбрали взрослые, причём выбрали, руководствуясь старой традицией, а не пожеланиями самих юных туристов. Однако язвительная, наивная и мудрая комедия Дениса Фонвизина так ярко отражает свою эпоху, создаёт такой колоритный образ России XVIII столетия, что наши путешественники, поначалу зевающие и недоумевающие, начинают внимательно вглядываться в обступивший их мир и с удивлением убеждаются, что им здесь интересно. Да, интересно, несмотря на устаревший язык героев и их пространные нравоучения, выслушать которые молодёжь во все времена “не охотница”. Нам же, учителям-“экскурсоводам”, стоит позаботиться о том, чтобы подопечные вернулись из этого путешествия не только с багажом знаний о крепостном праве или знаменитых трёх единствах. Пьеса даёт прекрасную возможность учить получать удовольствие — удовольствие от анализа комического текста, от чтения по ролям, от создания оригинальных творческих работ. Уроки по Фонвизину можно сделать уроками “благородного увеселения”, что немаловажно в наши дни, когда сами слова “увеселение” и “благородство” многими воспринимаются как антонимы. В нашей практике традиционное занятие дополняется игровым. Его форма зависит от выбора программы, интересов учащихся, уровня их подготовки, умения работать самостоятельно и т.д. Бывает так, что восьмиклассники в первой четверти только-только входят в рабочий ритм, тогда первый урок по Фонвизину вместе с учителем проводят два-три увлечённых литературой и историей выпускника. Это “путешественники” — либо дворянин-крепостник и гуманный, но наивный “книгочей”, либо чиновник, никогда прежде не покидавший столицы, а может, гости из XXI века. Их везут мимо усадеб Простаковой и Скотинина, поясняя то, что “открывается взорам”. Поясняет ямщик, местный житель, или же дворянин — родственник, случайный попутчик. Кто сочиняет тексты ролей — преподаватель или сами ученики, — зависит опять-таки от уровня подготовки и загруженности школьников. Как правило, ребята выписывают наиболее яркие цитаты, а затем уже вместе со словесником составляют весь сценарий и делают по нему презентацию (пейзажи, избы, портреты персонажей и т.п.).
В.О. Массалитинова в роли Простаковой. 1923 г. Кстати, такое путешествие целесообразно и в XI классе для быстрого и эффективного повторения. Оно дополняется “посещением” спектакля Вольного российского театра с участием актёров Её Императорского Величества Дмитревского и Шумского. Просвещённый дворянин, приведший своих друзей посмотреть “славную пиесу г-на Фон-Визина”, расскажет им о русском театре XVIII столетия — его традициях, репертуаре, законах сцены и, конечно, о самой комедии и судьбе её создателя. Главное, чтобы эта “товарищеская беседа” была не только содержательной, но и живой, естественной. Она организуется как мини-спектакль и требует от участников не только знания материала, но и умения входить в образ, а также работать “от партнёра”. В хорошо подготовленных классах возможно проведение олимпиады по творчеству Фонвизина. Работа организуется как проектная деятельность. Создаются творческие группы, каждая из которых разыскивает материал о драматурге и его эпохе, пишет сцену, которая могла бы происходить в доме Простаковой (эти стилизации вывешиваются за три дня до итогового занятия). Кроме того, группа готовит две роли — двух персонажей Фонвизина, которые придут на встречу со школьниками XXI века, чтобы побеседовать о том, как воспитывать детей, как обеспечить благосостояние своей семьи, как исполнять государеву службу и т.п. Защитой проекта становится сама олимпиада. Такие мероприятия хорошо проводить между классами-параллелями — в актовом зале, в костюмах, с использованием эффектов освещения и большого экрана. Однако даёт результат и камерная постановка. Сил и времени она отнимает совсем немного: за неделю до итогового занятия назначаются ответственные за роли Простаковой, Митрофанушки, Скотинина, Вральмана, Стародума и Софьи. Учитель знакомит их с примерными вопросами, и школьники вместе с выбранными ими помощниками делают подборку цитат, готовят ответы, создают сценические костюмы. На итоговом уроке они, как люди всем известные, дают учителю интервью, а могут усесться за самоваром и повести со спрашивающим их преподавателем непринуждённый разговор. Надо сказать, что даже слабые и неактивные классы очень живо реагируют на эту милую беседу, начинают дополнять, уточнять ответы, а в результате весьма неплохо усваивают содержание и проблематику комедии. Во всяком случае, какой бы вариант работы ни был избран, выполняя её, школьники творчески растут и привыкают интересоваться классикой. ПУТЕШЕСТВИЕ Александр. Ах, дядюшка, сколь приятно путешествовать по дорогам отечества нашего! Какой простор взору! Дядюшка (проснувшись от изрядного толчка на рытвине). Какие синяки бокам! Александр. А что за деревня вон там, впереди? (Дядюшка уже погрузился в дрёму, и вопрос обращается к кучеру.) Эй, любезный, что за деревня? Кучер. Тарасовка. Барина Скотинина деревенька. (Коляска въезжает в деревню, и на лице Александра появляются изумление и тревога.) Александр. Дядюшка! (Тот мычит во сне. Кучеру.). А скажи-ка, братец, этот помещик, наверное, разорён и пребывает в несчастии? Какие ветхие избы!.. Кучер. Так это, барин, крестьяне его разорены, а не он сам. Уж такой мастер оброк собирать — по всей округе славится. Александр. Какая странная слава... Кучер. Да ить ещё что делает. С соседями-то, сами знаете, всяко бывает. Так он в суд не жалится, а всякий убыток сдерёт со своих же мужиков, да и дело с концом. Александр. Однако погоди, погоди... (Кучер притормаживает.) Вон там я вижу крепкие, добротные строения... Дядюшка (просыпаясь и потягиваясь). Что, засмотрелся? Да, у Тараса скотный двор — чудо. Обожает он своих свиней... Александр (перебивая). Погодите, дядюшка... Что за ужасные крики? Кому-то надо срочно подать помощь!.. Дядюшка. Чудак ты! Это же на конюшне кого-нибудь из людишек порют. (Пауза.) Ну вот и дом Тарасов. Сейчас заедем, поболтаем по-приятельски да закусим. Уж такой свинины ни у кого не отведаешь! Александр. Знаете, дядюшка, у меня что-то нет аппетита. Поедемте дальше. Поедемте, прошу вас! (Дядюшка, пожав плечами, опять засыпает. Какое-то время едут молча.) Александр (кучеру). Эй, ямщик, а кому принадлежит во-он та деревня? Ямщик. Принадлежать-то она принадлежит барину Простакову, да только правит здесь всем не он. Александр. А кто же? Кучер. Его хозяйка — родная сестрица его благородию Скотинину. Целый день то бранится, то дерётся — на том, говорит, и дом держится. Бывает, и самому муженьку колотушки перепадают. Александр. Каково же тут жить холопам... Кучер. О том, барин, не спрашивай. Еремеевне, няньке, что барского сынка выкормила да вырастила, и то достаётся по пяти рублей на год да по пяти пощёчин на день. Александр. Почему же сын не объяснит матери, что сие поведение бесчеловечно?! (Дядюшка просыпается от очередного толчка на ухабе и начинает с неудовольствием вслушиваться в слова юноши.) Почему не читает он ей философов наших... Дядюшка (перебивая пылкую речь племянника). Эк куда хватил! Не читает ей сын философов... Митрофан псалтырь — и ту по складам еле-еле за год разбирать выучился. Зато знает, как с холопами управляться! Чуть что — матушке нажалуется, а уж она... Александр. Науки говорят на это... Дядюшка (перебивая его). Науки, науки... Начитался... Хозяйку здешнюю лучше послушай. Она всегда говорит: без наук люди живут и жили. Батюшка вон её грамоте не умел, а умел достаточек нажить и сохранить. Пятнадцать лет воеводою был! Челобитчиков принимал, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь да положит. Александр. Так было, дядюшка, во времена дикие, непросвещённые! С царствования же великого государя нашего Петра Алексеевича... Дядюшка. Не к ночи он будь помянут... Александр. Теперь все дворянские дети, к службе готовясь, учиться обязаны! Дядюшка. Ну, слава Богу, от службы этой нас закон ещё в 62-м году освободил. Сей указ ещё покойный Пётр III подписал, а государыня при восшествии на престол его подтвердила — понимала, матушка, чего подданные ждут. Александр. Послушайте, дядюшка, указ этот толкуете вы неправильно! Он не снимает обязанности служить отечеству! Он просто принудительную службу заменил обязанностью нравственною. Дядюшка. Чего-чего? Александр. Нравственною обязанностью каждого просвещённого дворянина. Дядюшка. Молод ты ещё, племянничек, вот что я тебе скажу. Раз не прописано за неявку плетей да палок — значит, можем мы спокойно сидеть в именье своём да за порядком надзирать — вот как хозяйка здешняя делает. И ты, друг мой, не книжки читай, а нас, умных людей, слушай. Учись-ка ты лучше не философии своей, а умению денежки копить да людишек в страхе держать. Тогда и порядок, и достаток, и уважение от других — всё у тебя будет. (Довольный собой, дядюшка устраивается поудобнее, сладко зевает и засыпает.) Александр (сам себе). Боже мой, как странно... И как страшно! Где же искать друга честных людей? Неужели нет в отечестве нашем опоры человеколюбию? Учитель (подходя к нему). А вот, сударь, извольте с этими книгами и с журналом ознакомиться. (На экране изображения книг: «Придворная грамматика», «Бригадир», «Недоросль»; журнала «Друг честных людей, или Стародум».) Много пользы душе своей найдёте, много. Уж вы мне поверьте. ОЛИМПИАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ Д.И. ФОНВИЗИНА Первый тур Блицтурнир Вопросы адресуются всем участникам. За каждый правильный ответ команде начисляется по одному баллу. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы