Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эмблему некоторых организаций розенкрейцеров.



 

устанавливает равновесие между ними. Части человеческого тела соотносились с этими тремя буквами как микрокосмические отражения макрокосма. Алеф (А) управляет грудной клеткой (т. е. дыханием), Мем (М) — животом, а Шин (Sh) — головой (огонь, интеллект). Эта три основные элементар­ные буквы также связаны с временем: Алеф представляет такие времена года, как весна и осень, время равноденствия; Шин символизирует лето, а Мем — зимнее время. В древне­еврейском алфавите буквы подразделяются на три класса: придыхательные согласные буквы, немые и шипящие. Три " материнские" буквы считаются ключевыми символами к каждому из этих классов. Первая буква — Алеф — произно­сится со спокойным выдыханием потока воздуха как приды­хательный звук, символизируя, таким образом, стихию возду­ха. Мем считается немым звуком, который воспроизводится смыканием губ, а Шин, как шипящий звук, имеет большую связь с древнееврейским словом " Эш", т. е. " огонь".

Концепция возникновения вселенной из трех " материн­ских" букв присутствует также в традиции бардов Уэльса. В древнееврейском алфавите после этих трех " материнских" букв наиболее важными считаются семь " двойных". Они получили такое название по аналогии с парами противопо­ложностей, которые составляют существование; они символи­зируют два фонетических качества: твердость и мягкость. Этими звуками являются: Бет (Б), Гимел (Г), Далет (Д), Каф (К), Пи (П), Реш (Р), Тау (Т). Бет обозначает противопо­ложности жизнь-смерть, Гимел — согласие-конфликт, Далет - знание-невежество, Каф — обилие-недостаток, Пи — достоинство-грех, Реш — плодородие-бесплодность, Тау — могущество-бессилие. Кроме этой специфической двойствен­ности качеств, они обозначают также семь направлений света: четыре географических — север, восток, запад, юг и три астрономических — верх, низ и центр. Пи обозначает север, Далет — восток, Реш указывает на юг, Каф — на запад, Бет — вверх, Гимел — вниз, а Тау — в центр. Согласно " Сефер Йецира", из этих букв Бог сотворил также семь планет и семь дней недели. На уровне микрокосма семь " врат души", соот­ветствующие семи планетам, произошли от этих букв. Врата­ми являются рот, оба глаза, оба уха и обе ноздри.

Остальные 12 букв древнееврейского алфавита — " прос­тые" буквы. Они соответствуют знакам Зодиака и в опреде­ленной степени присутствуют в человеческом теле. Хи (" h" ), Овен, ассоциируется со зрением, Bay (" у" и " в" ), Телец, ассоциируется со способностью слуха, Заин (" з" ), Близнецы, — с чувством обоняния, Хет (" х" ), Рак, — с даром речи, Тет (" th" ), Лев, — со вкусом, Йод (" и" ), Дева, — с сексуаль­ностью, Ламед (" л" ), Весы, — со способностью к труду, Нун (" н" ), Скорпион, — с даром движения, Самех (" с" ), Стре­лец, и Айн (" о" ), Козерог, — с гневливостью и юмором соответственно, Цади (" ц" ), Водолей, — с силой воображе ния, Коф (" q" ), Рыбы, — со способностью спать. Эти знаки употребляются также для определения направлений на розет­ке компаса, но, в отличие от семи " двойных" букв, они наносятся только на одну плоскость. Указание направлений " простыми" буквами выполняется в двух плоскостях: внут­ренней и внешней. Внутренняя плоскость, состоящая из четырех символов, представляет собой кардинальные направ­ления: Йод, Хет, Коф и Айн. Внешняя плоскость, состоящая из восьми букв, представляет кардинальные и внутрикардинальные направления: Тет, Хи, Заин, Bay, Цади, Ламед, Самех и Нун. Во внутренней зоне север обозначается при помощи Йод, восток — Хет, юг — Коф и запад — Айн. Во внешней зоне: северо-восток — Хи, восток — Заин, юго-восток — Bay, юг — Цади, юго-запад — Ламед, запад — Самех и северо-за­пад — Нун.

Рис. 5. Семь " двойных" букв древнееврейского алфавита и тесно связанные с ними семь направлений света, которые, по преданию, ими сформированы.

 

ЗНАЧЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ БУКВ

Некоторые алфавиты, обладающие эзотерической основой, отмечены общим характерным качеством, когда каждому отдельному начертанию присвоено имя, особое предназначе­ние или качество. Такая концепция подхода к буквам достигла очень высокого и совершенного уровня в древнегреческом языке, кельтских огамах и самым ярким образом выражена в северных рунах. В глубинах сознания человеческого существа все эти начертания букв связаны с фундаментальными нейрофизиологическими структурами человека, с биологическими способностями, которые дают толкование нашему восприятию вселенной. На уровне культуры эту концепцию, пожалуй, можно увязать с гипотезой о древнеегипетском происхож­дении фонетического письма. Точно так же эти буквы могли возникнуть в результате ассимиляции более ранних пиктог­рамм некой определенной системой фонетического алфавита. К сожалению, финикийский алфавит 3000-летней давности, являясь исходным пунктом всех западных алфавитов, не оста­вил нам сведений о значении своих отдельных букв. Каждая буква в древнееврейском алфавите названа по имени соответ­ствующего объекта. Алфавитный порядок в древнееврейском языке примерно такой же, как в хорошо знакомом нам русском алфавите, которым набрана эта книга. Первая буква А, вторая Б и т. д. Как и в древнегреческом, огамском и гаэльском алфавитах, так и в древнееврейском языке каждая буква имеет свой цифровой эквивалент.

Первая буква еврейского алфавита — Алеф — является эквивалентом латинской буквы " А". Экзотерически эта буква обладает значением " рогатый скот" или " бык", а эзотерически — " богатство". Можно предположить, что форма буквы взята из пиктограммы, изображавшей рогатую голову коровы или быка. Заняв первое место в алфавите, она как бы отразила заинтересованность пастушеских сообществ в своем главном источнике богатства — крупном поголовье. В традиционном

Рис. 6. Каббалистическая интерпретация буквы Алеф из " Oedipus Aegiptiacum" Афанасия Кирхсра, 1652 г.

обществе корова была животным, от которого зависели все люди, так как она есть источник молока, рогов, кожи и мяса. Эзотерическое значение Алеф, таким образом, — абсолютная независимость от других, самостоятельность, удовлетворенность собой, одновременно это и осознание, что такие условия существования находятся в равновесии с обитанием окружающей среды, как на материальном, так и на духовном уров­нях. Вот поэтому Алеф принимается как выражение гермети­ческого принципа: " Как вверху, так и внизу". Эзотерически, в качестве первой буквы, она символизирует отца, главу семьи, в патриархальном обществе, таком, как древний Израиль. Цифровое значение Алеф равно 1, т. е. Ахад, что обозначает " единство". Астрологически Алеф соответствует Тельцу и созвездию Орион.

Бет — вторая еврейская буква, которая читается как " Б". Она обозначает " дом", а ее форма ясно указывает на происхождение от пиктограммы с изображением дома. Дом — это творение человеческих рук, в котором отражена воля к поселению и намерение остаться в нем. Это — выражение стабильности, собственности и продолжения человеческого рода на одном месте. Бет это владение наследственной собственностью. Находясь в зените, Бет означает замкнутость пространства, т, е. крышу, как неотъемлемое и определяющее качество дома. Она также обозначает семью, деторождение и потомство, преемственность по кровной линии рода. В этом аспекте она уподобляется матери. На более высоком уровне буква Бет подобна Эль, т. е. " дому Бога". Здесь в этой функции она — буква творения, первая буква Книги Бытия. Бет обозначена цифрой 2, Шинай, та, которая повторяет, — сущность творения. Астрономически Бет связана с созвездием Кассиопеи.

Гимел — третья буква. Она читается как " Г"; ее значение — " верблюд". В пустыне верблюд является надежным средс­твом передвижения. Он легко переносит жару и безводье, перевозит людей и товары на значительные расстояния. Та­ким образом, верблюд воплощает в себе способность к успеш­ному преодолению необжитых мест и неблагоприятных вре­мен. Он символизирует уверенность в себе и внутреннюю силу, поскольку находится в гармонии с преобладающими условиями окружающей среды. Отсюда эзотерическое толко­вание буквы Гимел — " природа", которая без вмешательства человека всегда остается саморегулирующейся системой. Цифровое значение Гимел — 3, т. е. Шалош, т. е. триада. Астрологически буква связана с созвездием Девы.

Далет, т. е. " дверь", — четвертая буква алфавита, обозна­чает звук " Д". Дверь, в отличие от стен дома или города, всегда предоставляет доступ. Но это — выборочный доступ. Дверь не пропускает тех, кому не следует входить, и принимает тех, кто может или должен. В зависимости от того, закрыта она или нет, находится результат. Следовательно, по этой причи­не, доступ или его отсутствие, — аспект компетенции Далет. Эзотерически Далет представляет " власть". Интересно отме­тить, что и в огамском, и в руническом алфавитах буквы, обозначающие звук " Д", (Duir и Dag) обладают тождествен­ным значением. В качестве " двойной" буквы. Далет представляет знание и невежество, которые хорошо выражены симво­ликой открывания и закрывания двери. Цифровой эквивалент Далет — 4, Арба, с геометрической формой — прямоуголь­ником.

Хи, " h", — пятый знак алфавита, обозначающий " окно", т. е. то, что пропускает свет в дом или здание. В отличие от двери, принимающей людей и символически представленной Далет, окно дает доступ только свету и воздуху. Оно является тем местом, которое связывает внутренний мир дома с внеш­ним миром, окружающим его. Подобным образом, согласно книге " Сефер Иецира", в человеческом теле Хи служит " ос­новой зрения". Зрение соединяет внутренний мир отдельной личности с внешним миром, окружающим его или ее, осущес­твляя контроль отношений. Эта буква, таким образом, явля­ется соединяющим звеном внутреннего мира с внешним, т. е. тем, что приносит просветление. Эзотерически Хи — " рели­гия", связывающая людей друг с другом, это то, что объеди­няет их с божественным началом, которое существует вне самого человека. Цифровой эквивалент Хи — 5, Хомеш, т. е. " вооруженный". Астрологически Хи связывается с Овном.

Bay — это шестая буква алфавита с фонетическим значе­нием " В"; она представляет гвоздь, шарообразную ручку двери или маленький крючок. Яркая шляпка гвоздя напоминает о дневном свете. Традиционно гвозди использовали при гадани­ях; ответы давались на любой поставленный вопрос по узору отраженных от шляпки гвоздя солнечных зайчиков, интерп­ретируемых как буква или буквы. Гвоздь одновременно — и символ оси, вокруг которой вращаются небеса, и Bay, таким образом, взаимосвязана с делением суток на 24 часа, т. е. временем. По отношению к человеку Bay связана со слухом, а эзотерически имеет значение " свобода". В этом смысле ссылка на дверную ручку очень уместна, т. к. последняя открывает дверь. Цифровое значение Bay — 6, т. е. Шеш, что подразумевает " белый цвет или яркий оттенок".

Заин — седьмая буква алфавита, ее значение — " меч", а в более обобщенном смысле — " оружие" или " декорирован­ный жезл". Обычно она истолковывается как " меч в ножнах", т. е. на отдыхе. Таким образом, Заин символизирует мир и прощение под руководством власти. Эзотерически она обозначает " собственность", то, что нуждается в защите. Это соотносится со всевозможными мифами о мече, воинствен­ностью античного мира, и вместе с тем — с рыцарской доблестью в Европе. Ее фонетическое значение — " 3". Число­вой эквивалент Заин — 7, т..е. Шебай, что подразумевает " на отдыхе".

Восьмой буквой является Хет. Эта буква читается как " X" и имеет значение " забор" или " плетень". Забор — это то, что отделяет внутреннее содержимое от внешнего. Это перего­родка, которая служит собственнику. Она оберегает те вещи, которые собственник считает нужным хранить и отделяет их от тех, которые должно убрать прочь. Таким образом, эта буква подразумевает различие и отделение стоящих вещей от непригодных. Другая близкая интерпретация буквы Хет — изобилие и энергия, главная характеристика того, что отделя­ет живое от мертвого. Эзотерически Хет обозначает " распре­деление", как первостепенную функцию энергии. Цифровой эквивалент буквы — 8, т.е. Шмонэ или плодородие; ее астрологическое место находится в созвездии Весы.

Девятая буква Тет читается как " Т", а ее значение — змея. Тет — это символ органического единства. Она представляет собой медную змею из Ветхого Завета, жезл Аарона как еврейскую параллель к магическому посоху Гермеса, кадуцей и христианский, крест Христов, Органическое единс­тво может существовать только тогда, когда поток энергии вселенной поддерживает его, и это представлено во всех. культурах в образе змеи, дракона, Ноивре или Орм. Эзотери­чески Тет обозначает свойство благоразумия, ее цифровое значение равно 9, Тшей, т. е. " ворота".

Йод или Иод является десятым знаком алфавита и читается как " И". Буква И, как символ руки, выражает законченность и полноту. При помощи руки всякое изобретение человеческого разума воплощается в физическую реаль­ность. Человек, используя силу рук и их ловкость, контроли­рует все вокруг и подчиняет себе окружающую среду, поэтому Иод в эзотерическом значении - это предназначение", " судьба", управляемая Богом. Такое значение имеет параллель в греческом алфавите: буква Йота, которая также понимается как " судьба". Цифровое значение Йод эквивалентно 10, Эссер, т. е. все.

Каф — это одиннадцатая буква алфавита; она имеет значение " ладонь" и передает звук " К". Ладонь, как часть тела, имеет важное значение, так как через нее передается лучистая энергия, известная многим как " Пневма", " Онд", " Одиль" и " Нивр". Учение об этой энергии получило наибольшую известность благодаря восточным боевым искусствам, где ее назы­вают " Ци". В христианской практике эта тонкая энергия приносит исцеление при " возложении рук" и также является составным элементом зрелищных подвигов боевого искусства. В христианской символике ладони Иисуса, пронзенные губи­тельными гвоздями, теряют способность излучать благотвор­ную целительную энергию. Иногда на иконах от рук Девы Марии исходят лучи светящейся энергии. Эзотерически Каф олицетворяет " силу", ее числовое значение эквивалентно 20. Астрологически Каф связана с созвездием Льва.

Ламед является двенадцатой буквой алфавита и читается как " Л". Этот алфавитный знак заключает в себе качество " продвижения дел". Ламед представляет инструмент, извест­ный как бычье стрекало или острог для принуждения и послушания рогатого скота. Аналогичные буквы имеются в древнегреческом и рунических алфавитах, где " Л" представле­на " Лямбдой" и " Лагу", которые также обозначают поступле­ние прибылей и прогресс. Ламед — это целеустремленная энергия, необходимая для начинания в любом деле, и неизбежные жертвы, которые сопутствуют любой деятельности. Таким образом, эзотерическое значение Ламед — " жертвен­ность", а числовое значение — 30.

Мем — это тринадцатая буква, которая произносится как " М". Эзотерически Мем обозначает воду. Это понимается как течение, а в более тайном значении как перемены, связанные со смертью. Как тринадцатая буква алфавита, она несет в себе отпечаток того же самого эзотерического значе­ния, что и тринадцатая буква любого другого алфавита. По своему общему финикийскому происхождению она родствен­на букве Мю, также изначально тринадцатой по счету в греческом алфавите. Она обозначает неподвижность звезд, а отсюда и фатализм человеческой судьбы в астрологических толкованиях. Ее астрологический аспект — созвездие Драко­на. Числовое значение Мем — 40; в еврейской традиции это число обозначает полноту и завершение начатого дела.

Нун, четырнадцатая по счету буква алфавита, представле­на понятием " рыба". Ее звучание— " Н". Это еще один случай некоторого родства с предыдущими буквами (такими, как Далет/Хи и Иод/Каф). Рыба — это животное, которое живет в чуждой человеку среде. Символически она представляет зло, однако в эллинистических интерпретациях образов Посейдо­на и Иисуса — спасение. С учетом этого обстоятельства она является воплощением созвездия Водолей. Эзотерически Нун — это обратимость. Такое свойство имеет также руническая буква " Нил", которая выражает качество решения проблем, возникающих вокруг и, в то же время, находящихся внутри ее самой, а также обнаружение этих проблем. Нун обладает подобными свойствами. Ее числовой эквивалент — 50.

Пятнадцатой буквой алфавита является Самех, передаю­щая звук " О", Эта буква понимается как подпорка или поддержка. Без поддержки многие вещи не могут существо­вать, поэтому этой букве придаются дополнительные свойства по сравнению с другими и они необходимы людям и предме­там, чтобы существовать. Подпорка и поддерживаемый объект взаимно необходимы друг другу. Без опоры люди и вещи непременно падают. Но если опоре нечего поддерживать, то она бездействует. Таким образом, Самех обозначает обоюд­ную зависимость, существующую между людьми, материаль­ным миром или между Богом и человечеством. Эзотерически это начертание обозначает всеобщность вселенной. Буква адекватна числу 60.

Шестнадцатое начертание обозначается знаком Айн или Эин, имеющим звучание " О". Значение Айн — глаз. На человеческом плане Айн — это физический эквивалент буквы Хи. Благодаря глазу мы видим, и Айн, таким образом, символизирует способность воспринимать " все сущее". Это буква зрения, в эзотерическом плане представляющая способность " провидеть", т. е. видеть процессы, которые развертываются внутри событий. Айн — параллель древнегреческой букве Омикрон, которая представляет солнце и его свет, как необ­ходимое условие для функционирования нашего зрения. Аст­рологически Айн соотносится с созвездием Змееносца и соот­ветствует зодиакальному знаку Скорпиона. Его цифровое зна­чение — 70.

Семнадцатой буквой в алфавитном ряду стоит Пи, фонетически это звук " П", а ее значение — " полость рта", т. е. место воспроизведения речи — таким образом, это буква красноречия и повелений. Подобно тому как слова человека могут пережить его самого, эзотерическое значение этой буквы пребывает с " бессмертием". Ведь именно " слово" стало первопричиной изначальной вибрации, от которой произош­ло материальное существование. Поэтому Пи является эквивалентом рунической буквы Пеорт. Это начертание символи­зирует в эзотерическом смысле утробу Космической Матери, от которой истекает само бытие. Астрологически буква Пи сочетается с созвездием Андромеды и знаком Рыб. Числовой эквивалент Пи равен 80.

Цади, Цаде или Садхе — восемнадцатая буква алфавита, которая читается как " Ц" и представляет собой рыболовный крючок или острогу. Крючок есть средство, при помощи которого обитатели суши извлекают из воды рыбу. Начерта­ние буквы, таким образом, напоминает инструмент, которым существа из одной среды обитания могут быть перенесены в другую. Она связывает два отдельных мира и, в то же время, символизирует проникновение одного мира в другой для того, чтобы что-нибудь оттуда извлечь. Символически Цади представляет тень или отражение всякой вещи — необходимую противоположность, которая присуща любому состоянию бы­тия. Буква обладает числовым значением 90.

Коф — девятнадцатая буква — обозначает затылок, т. е. ту часть тела, которую мы не можем увидеть непосредственно. Эзотерически Коф обозначает свет, т. е. то внутреннее озарение, которое является следствием приобретения прямого опыта посредством пяти органов чувств. Таков результат Божьего веления: " Ехре аур! " — " Да будет свет! ". Коф представляет звук " Q", а его астрологическое соответствие — Близнецы. Цифровое значение буквы — 100.

Реш — двадцатая буква в древнееврейском алфавите, ее фонетическое качество " Р". Это еще один случай, когда значение данной буквы связано со значением предыдущей. В данном случае эта буква — средняя из трех. Технически можно считать, что она включает в себя и предыдущую, и последующую буквы, поскольку в экзотерическом плане она обозначает голову, а в эзотерическом— " узнавание", посколь­ку вид лица — это главный признак, помогающий нам узнавать друг друга. Числовое значение этой буквы — 200.

Двадцать первой в алфавитном ряду является Шин, обозначающая звук " Ш". Шин представляет зубы, которые явля­ются средством превращения пищи в съедобную субстанцию. Когда тело ветшает и разрушается и когда даже кости прев­ращаются в прах, зубы все еще остаются последним свиде­тельством некогда существовавшего физического тела. И тем не менее они выпадают еще при жизни тела. В обоих своих аспектах, т. е. в перетирании пиши и длительной — Шин, как термин, связана с потреблением и трансформа­цией пищи в энергию. Эзотерически она — божественный огонь, который трансформирует одно состояние в другое. В каббалистических терминах христианства огонь озарения Ду­ха Святого превращает материальное в духовное. Шин, при­бавленная как четвертая буква к имени Бога, приводит к появлению Мессии. Ее числовое значение составляет 300.

И последняя, двадцать вторая, буква древнееврейского алфавита пишется Тау, фонетическое звучание которой " th". Она представляет и фаллос и знак Креста — символ " избранничества". Как символ, она близка древнеегипетскому знаку жизни Анх, или Crux Ansata. В соответствии с некоторыми идеями христианской каббалы, все те, кто не носит на себе знак Тау, обречены на гибель. Числовое значение Тау — 400; это самое большое однозначное число в древнееврейской системе счета. Эзотерически она представляет собой четырес­та Сефирот четырех миров, то есть " синтезис". Это — свер­шение Слова Божия и, таким образом, — отражение процес­са Творения.

КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ
с буквами

 

Согласно еврейской легенде, Моисей, принимая писаный Закон (известный как Тора Ше-Бай-Хетав) на Святой Синайс­кой Горе, также получил устный Закон, т. е. Тору Ши-Бай-Аль-Пей. Обе Торы по утверждениям более поздних раввин­ских учений являются частями одного и того же целого, дополняющими одна другую. Писаная Тора является осново­полагающей для устной Торы, потому что этот более поздний Закон составлен из комментариев и толкований писаной Торы. Он составлялся годами на основании воззрений и толкований умудренных опытом ученых и раввинов. Еврейская мистичес­кая мудрость утверждает, что как в письменном, так и в устном изложении Торы содержится магическая структура— база для каббалистических размышлений и поиска. Подобно всем ре­лигиям, основанным на священных текстах, каббалистическая доктрина утверждает, что еврейские писания в буквальном смысле являются Словом Божьим и содержат в себе Божест­венную сущность. Испанский комментатор Моисей бен Нах-ман (1194—1270 гг.), известный также как Нахманид, утвер­ждал, что в целом Тора произошла от имени Бога. Более того, сами слова в Торе можно интерпретировать как проявления оккультных имен. К счастью (или по Божьему провидению), эти сокрытые значения не оказались настолько глубоко затаен­ными, чтобы их нельзя было расшифровать. В словах священ­ных текстов хранится скрытое значение, которое, с примене­нием известных эзотерических средств, можно обнаружить и понять. В распоряжении еврейской традиции имеются три вида средств, применив которые можно открыть многие скрытые значения. Они называются " гематрия", " нотарикон" и " темура".

Гематрия — это техника, работающая с числовыми эквивалентами всех букв алфавита. Каждое слово можно предста­вить в виде суммы числовых эквивалентов букв, из которых оно состоит. Затем эта сумма магическим образом связывает данное слово с другим словом, буквы которого дают такую же сумму. Таким образом, любое число оказывается связанным с серией слов, имеющих равные суммы числовых значений букв и магическим образом истолковывающих друг друга. В гематрии также существует правило " колель", которое позволя­ет пренебречь разницей между двумя суммами букв, если она составляет единицу. Это правило дает возможность несколько отклоняться в сторону при толковании. Древнееврейский алфавит имеет числовые соответствия для каждой буквы. В прежние времена, конечно, знаки шрифта применялись в ежедневных арифметических действиях, пока на смену не пришли более удобные римские, а затем арабские цифры. Числовые значения букв разбиты на группы. Первые девять букв представляют числа от 1 до 9. Следующие девять имеют значения от 10 до 90; остальные четыре — от 100 до 400. Подобная система параллельно возникла и в греческом алфа­вите. В древнееврейском алфавите Алеф имеет значение 1; Бет — 2; Гимел — 3; Далет — 4; Хеи — 5; Bay — 6; Заин — 7; Хет — 8; Тет — 9. Эквиваленты следующей группы представ­лены десятками: Иод — 10; Каф — 20; Ламед — 30; Мем — 40; Нун — 50; Самех — 60; Айн — 70; Пей — 80 и Цади — 90. Фцнальную группу букв представляют сотни: Коф — 100; Реш — 200; Шин — 300 и Тау — 400. Из комбинаций этих букв образуются любые числовые значения. В греческом алфа­вите существует подобная система, но он оперирует гораздо большими числами. Вследствие нумерологической основы дре­внееврейского алфавита Библия может интерпретироваться посредством чисел. Отдельные абзацы, слова или имена, име­ющие одинаковое числовое значение, по гематрии представ­ляют друг друга и считаются мистически связанными и истол­ковывающими друг друга. Например, посредством гематрии каббалисты пришли к выводу, что Бытие, 49, 10 — это проро­чество, свидетельствующее о приходе Мессии: " Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель, и ему покорность народов". По ге­матрии " доколе Шилох не придет" (IBA ShILH) имеет сумму 358. То же самое гематрическое значение 358 имеет слово Мессия, произносимое MShlCh (Машиах). Число 358 также встречается в Книге Чисел, 21, 9, где написано: " И сделал Моисей медного змея, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив". Эта Моисеева змея, по-древнееврейски Нахаш (NChSh), также имеет числовое значение " Мессия", т. е. 358. Гематристы-христиане из евреев приняли эту связь как свидетельство того, что медный змей Моисея есть " прообраз", предшествовавший их Мессии, рас­пятому на Тау-образном кресте.

На другой важный пример из еврейской гематрии обра­тил внимание каббалистский комментатор Манассия бен-Израиль. Он отметил, что первое слово Пятикнижия " BRAShITh" имеет числовое значение 913. Согласно гематрии, это эквивалентно словам " Он создал закон". Это, в своем роде, безупречный пример действия гематрии, хотя обычно она ограничивается перекрестными ссылками на отдельные слова и имена. Считается, что весь иудейский закон был записан Моисеем, от первой и до последней буквы. Первая буква — Бет (Б) в слове BRAShITh, первом слове Книги Бытия, а Ламед (Л) — последняя буква Второзакония в слове " Изра­иль". Эзотерически вся канва Моисеевого закона оказывается вставленной между этими двумя литерами. Слово " Brashith" обладает гематрической стоимостью 913, тогда как слово " Израиль" набирает в сумме 541. Эти числа, сочтенные вместе, образуют число 1454; на единицу меньше гематричес-кого эквивалента слов " Адам Кадмон" — имени микрокосми­ческого человека, чье тело заключает в себе все вещи. Этот алфавит, взятый из основ иудейской традиции, по-видимому, оказал свое влияние даже на такую удаленную страну, как древняя Ирландия, где Огамы и другие эзотерические алфави­ты начинаются с букв Б, Л. Не исключено, что этот алфавит был принесен в Ирландию из Египта коптскими монахами, среди которых процветали многие ближневосточные тра­диции.

 

Рис. 7. Древнееврейский тетраграмматон и некоторые другие

надписи на круглой башне Кафедрального Собора в Копенгагене,

Данил, 1642 г.

 

Идея о том, что все мироздание молено представить в словах, имеющих цифровые аналоги, может показаться стран­ной. Такое логическое заключение вызывает серьезные проб­лемы, ведь в таком случае все происходящее в жизни оказы­вается заранее предопределенным и, как видим, не оставляет места для свободного волеизъявления. Такой фаталистический подход был отброшен как еврейскими, так и христианскими мистиками, увидевшими в нем насмешку над учением о сотворении мира и роли человека в этом мире. Основатель иудейской секты хасидим Баал-Шем Тов нашел выход из затруднительного положения, применив весьма изобретатель­ное объяснение. Он предположил, что изначально Тора сущес­твовала как беспорядочный набор букв. Количество их было ограниченным и строго определенным для каждой отдельно взятой буквы. Таким образом, числовое содержание Торы — Божественной энергии — было предопределено заранее, отображая истинную сущность и тайную жизнь самого Бога. И только лишь когда происходило то или иное событие, эти буквы образовывали слова, словосочетания и предложения, из которых сложилась записанная Тора. Таким образом, количество букв и, следовательно, духовное содержание, представ­ленное этими буквами, было фиксированным; но текст, опи­сывающий те или иные события, мог сложиться из этих букв лишь тогда, когда эти события произойдут. Таким образом Баал-Шем Тов примирил два, казалось бы, совершенно взаи­моисключающих утверждения, создав концепцию предопределенного Богом содержания, которое допускает свободную волю и естественное развертывание событий.

Как и все на этом материальном уровне, любая система, существующая длительное время, должна неизбежно развиваться; именно в Европе еврейские каббалисты продолжили свои бесконечные поиски дальнейших эзотерических фактов. Важным шагом в этом направлении стала Книга Зогар, поя­вившаяся в Испании примерно в 1285 г. и объединившая в себе теоретические и практические аспекты каббализма. Из­гнание евреев из Испании в 1492 г. послужило причиной возникновения новой каббалистической школы в палестинс­ком городе Сафед. Лучшими представителями этой школы были Моисей Кордоверо (1522—1570 гг.) и Исаак Лурия (1533—1572 гг.). Кордоверо занимался преимущественно теорией, тогда как Лурия отдал себя практическому примене­нию мистической каббалистской науки. Каббалистские мето­ды Лурии были весьма разнообразны, вплоть до числовой магии и изготовления талисманов. Его авторитет перешагнул пределы еврейской общины и оказал влияние на розенкрейцеровскую традицию, которая была значительным явлением в жизни Германии XVII века. Эта система магических верова­ний внедрила в христианский контекст методики и умозаключения еврейских каббалистов. Такие христианские писатели-каббалисты, как Якоб Беме и Кнорр фон Розенрот, продол­жили и расширили применение гематрии и других оккультно-алфавитных систем в области христианской мифической экзе­гетики.

Некоторые замечательные примеры этой традиции сохранились и по сей день. Например, в храме Троицы в городе Бад-Тейнах (Баден-Вюртемберг, Германия) находится великолепное полотно каббалистического стиля, представляющее редкий экземпляр христианской живописи XVII века. Оно было написано в 1673 г. по заказу и согласно замыслу мистически настроенной принцессы Антонии Вюртембергской (1613—1679 гг.), имевшей связи с христианской кабба­листической общиной. В этом произведении искусства, заме­чательном как в художественном, так и в символическом смысле (к сожалению, мы не имеем возможности подробно остановиться на его описании), выразительно представлена связь между " антигероем" Старого Завета и " героем" Ново­го. Среди прочей символики, медный змей Моисея, как гематрическое звено названного выше числа 358, сравнивает­ся с Христом на кресте. На полотне выделяется целый ряд древнееврейских слов, символически представляющих разно­образные аспекты системы христианской каббалы. С точки зрения иудейской гематрии, это один из немногих исключи­тельных примеров. Архитектурную композицию вокруг изоб­ражения также украшают надписи на иврите. Это цитаты, взятые из псалмов. Вот одна из них — 31, 20: " Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрыва­ешь их под сению от пререкания языков". Рядом с этой цитатой стоит число 2590 — гематрический эквивалент дре­внееврейских слов этого текста. Другой текст взят из псалма 37, 4: " Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего". Число этой цитаты — 2005.

Вторая система " расшифровки" Священного Писания — это нотарикон, существующий в двух вариантах. В первом варианте из первой и последней букв любого слова может составляться новое " слово"; второй вариант считает любое слово сокращенной фразой, составленной из первых или последних букв других слов. Эта методика слегка напоминает маниакальную традицию, распространенную в наши дни сре­ди профсоюзных и государственных учреждений, которые маскируются под аббревиатурами, составленными из заглав­ных букв (например, АСЛИП — " Ассоциация локомотивников, инженеров и пожарных" ). Но иудейский нотарикон занят куда более возвышенными предметами. Например, конечное " Аминь" в молитвах считается, согласно нотарикону, производным от древнееврейского изречения " Господь и Праведный Царь". Как и гематрия, нотарикон позволяет обнаружить связь между двумя отдельными словами, наименованиями, словосочетаниями или текстами. Средства гематрии и нотарикона широко использовались как в иудейском эзотеризме, так и в греческой традиции, особенно если это касалось имен Бога Отца и Христа.

Третьим способом толкования Писания является темура. Это своеобразный шифр, заменяющий одни буквы (или группы букв) другими. Криптография, как одно из средств кодирования информации, предназначенной только для посвященных, применялась и в других алфавитах. Широкое применение эта практика получила в рунических и кельтских системах, использовавшихся в Северной Европе. Многие простые системы шифров применялись и еврейскими криптографами. Например, алфавит делили пополам и располагали половинки одну напротив другой. При этом один ряд имел обратный порядок, а буквы располагались парами. Как правило, это выглядело так:

k i th ch z v h d g b a
l m n s o p th q r sh t

 


Поделиться:



Популярное:

  1. PR–ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ МОЛОДЁЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  2. Административно-правовое положение общественных организаций (объединений)
  3. Бизнес-тренинг — для предпринимателей или для организаций?
  4. В последующих главах (11-14) дана более подробная характеристика некоторых групп продовольственных товаров.
  5. Взаимодействие предпринимательских организаций и государства в рыночной экономике
  6. Взыскание налогов и сборов за счет иного имущества налогоплательщиков-организаций.
  7. Взыскание налогов, сборов, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщиков-организаций.
  8. Вопрос 2. Перечисление некоторых форм поклонения.
  9. Г- Толстый кишечник 4. Значительное всасывание воды и некоторых минеральных веществ
  10. Гамма постоянная некоторых изотопов
  11. Глава 12, которая повествует о некоторых мостах
  12. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь