Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТРАДИЦИИ ГРЕЧЕСКОГО АЛФАВИТА



Будучи серией универсальных метафор, описывающих весь мир, буквы греческого алфавита соотносятся и с отдельными элементами царства Природы. Как сообщает Ипполит, Марку Гностику было явлено, что определенные буквы греческого алфавита соотносятся с частями человеческого тела. Ипполит описывает эти соотношения в четвертой книге своих сочине­ний, глава 39.

Объяснив это дело, Тетрад сказал следующее: «Итак, пожелал я выставить вам на обозрение Истину как есть; снес я ее с чердака вниз, чтобы могли вы увидеть ее обнаженной и познакомиться с ее красотой; и более тою, чтобы могли вы усльгшать ее речи и подивиться мудрос­ти ее. И вот, огляди ее сверху донизу: голова ее — Альфа и Омега, шея — Бета и Фи; предплечья, а с ними и руки — Гамма и Хи; груди ее — Дельта и Фи; диафрагма — Эпсилон и Ипсилон; живот ее— Дзета и Toy; детородные члены — Эта и Сигма; бедра — Тета и Ро; колени — Йота и Пи; икры ног ее— Каппа и Омикрон; лодыжки ног ее— Лямбда и Хи; стопы ног ее— Мю и Ню»... и он назвал этот предмет Человеком и провозгласил его источником всякого слова и принципом, дающим начало каждому звуку.

Таким образом, греческий алфавит, имеющий доступ к основным принципам строения вселенной, присущим всему, что есть в этом мире, становится связующим звеном между традициями языческого мира и христианством. Он, в равной степени, связывает оба религиозных мира с миром научных изысканий. Связующим звеном между языческими культура­ми Центральной и Северной Европы являются руны, так как некоторые из них имеют параллели с греческими буквами (см. гл. 3). Эти связи прослеживаются на так называемом «Пергамском сосуде», представленном на рис. 15. Этот гада­тельный сосуд, или пантакль, содержит эзотерические надпи­си на греческом языке. Изделие датируется примерно 200 г. н. э. Оно имеет форму диска, на который нанесены различные оккультные знаки. Наружная часть диска разделена на три концентрические зоны, разделенные восемью радиусами. Во всех 24 площадках сечения содержатся буквы, оккультные знаки, глифы. Эти площадки указывают на непосредственную связь с тремя «Огдоадами» (восьмерками) греческого алфави­та и тремя «аттами» самого раннего рунического ряда, извес­тного как Старший Футарк. Внутренняя часть этого удиви­тельного диска разделена на семь разновеликих секторов, представляющих семь астрологических планет. Шведский эк сперт в области магических алфавитов Сигурд Агрель считал этот гадательный пантакль лучшим примером магических представлений, бытовавших в позднеантичный период Римс­кой империи и ассимилированных рунической магией. Циф­ровые соответствия букв и иероглифов, изображенных на диске, по его мнению, указывали на связь между греческой традицией и магическими алфавитами Центральной и Север­ной Европы.

Существует много способов рассмотрения магических свойств греческого алфавита, и все они, так или иначе, указы­вают на связи между предметами, концепциями или живыми существами. Связи, устанавливаемые посредством числовых значений, являются ценным средством для понимания неви­димой связи между явлениями и могут быть использованы в качестве ценного обучающего элемента. Современная концепция «широкого мышления» тесно связана с этим древним взглядом на вещи. Античному язычнику-греку число представлялось основополагающим принципом существования вселен­ной. Эта концепция не была отвергнута и после введения христианства. Никомах Герасский во вступительной части к своей Арифметике очень хорошо объясняет эту идею: Все в этой вселенной, что упорядочено систематическим методом Природы, как в отдельных ее частях, так и в целом, выглядит определенным и приведенным в порядок соответственно числу и численному замыслу разума, породившему все вещи.

Рис. 15. Пергамскин сосуд

 

ГРЕЧЕСКАЯ ГЕМАТРИЯ

Греческая гематрия упорядочивала понятия по принципу числового подобия и устанавливала связь между теми из них, которые имели равное гематрическое значение. Таким же образом связывались и подобные физические и духовные качества. Хорошим примером такой операции является число 1500 — число «света» (ФОΣ ) и «глаза» (Ω Ψ ). Звук или голос (ФΩ МЕ), имевший гематрическое число 1358, связывался с совершенным знанием (ЕПIГNOΣ IΣ ); Великим Знанием ('Н МЕГАЛЕ ГNOΣ IΣ ), и знанием с истиной (ГNOΣ IΣ KAI АΛ ЕΘ EIA).

Вполне естественно, что числовая связь могла существовать и между противоположными понятиями, имевшими одинаковое гематрическое значение. Так, число 46 одновременно представляет слова «справедливость» (Δ IKAIA) и «несправедливость» (AΔ IKIA). Это пример противоположных по­нятий, представленных анаграммами. Вышеупомянутое число 1500 также включает в себя противоположные понятия. Слова «глаз» и «свет» обладают тем же гематрическим числом, что и слово TYΘ Λ Ο Σ («слепой»).

В гематрии существует правило «колель», позволяющее пренебречь разницей между двумя числами, если она не превышает единицы. Согласно этому правилу, гематрическое число имени Гермес ('EPMEΣ ) – 353 - связывает его, как бога дорог, со словом «дорога» ('Н ОΔ Ο Σ ), число которого — 352. Тем же способом можно обнаружить родство и между противоположными понятиями. «Δ EΛ OΣ » («проявленный») имеет гематрическую стоимость 312, а «АΔ EΛ OΣ » («непроявленный») — 313.

Посредством гематрии часто проявляет себя человеческий способ восприятия мира. Число 430 представляет слово APIΘ МОΣ («число»). Это слово, согласно гематрии, эквивалентно слову «закон» (NOMOΣ ). Иногда гематрия связывает явления иным способом. Например, число 691 представлено словом KPATOΣ, имеющим значение «сильный северный ветер»; но оно также применимо и к слову АРКТОΣ, его анаграмме. Еще одно число силы, космический параметр энергии и творчества — 740 — вызывает особый интерес, так как его эквиваленты — это KTIΣ IΣ, т. е. цикл или круг существования; КТШЕ, («творение»), 'E Θ EPMOTEΣ («жар»), AIΘ EPOΣ МЕЛОΣ («музыка сфер») и полубог Адонис (AIΔ ONEYΣ ). Имя, кото­рым Платон назвал божественного Творца, — 'О 'ЕПI ПАΣ 1 Θ ЕОΣ — также имеет гематрическое значение 740. Овладение процессом трансмутации материи, олицетворяемое Гермесом Трисмегистом ('ЕРМЕΣ ТРIΣ МЕГIΣ ТОΣ ), обожествленным основателем алхимических искусств, находится в связи с правителем космоса, «космократором» (O KOΣ MOKPATΩ P), так как они оба имеют одну и ту же гематрическую стоимость — 1791. Эти связи проявляются на многих уровнях, особенно в личных именах. При работе с именами могут обнаруживаться неожиданные связи. Например, установлено подобие двух полубогов греческой мифологии — Орфея и Ахилла — пос­редством гематрических чисел их имен: AXIΛ Λ EYΣ имеет число 1276 и ОРФЕУΣ — 1275. Аргос (АРГОΣ ), который построил корабль Арго для аргонавтов, посредством гематрии идентифицируется с богом любви Эросом (EPOΣ ), так как их имена в сумме дают числа 374 и 375. Эзотерически Эрос уподобляется также великому богу Пану через ряды соответ­ствий (см. ниже) из «серии Пана».

Посредством мистического способа гематрии можно проследить некоторые связи, которые не сразу становятся очевидными. Благодаря колелю, обитель богов Олимп (EΛ YМПЕΣ ), гематрическое число которой равно 890, находится в эзотерическом родстве с одним из небес (OYPANOΣ, 891). Связи, которые нам открывает гематрия, особо интересны в отношении мифа о Критском лабиринте. Тот лабиринт, в котором Тезей убил Минотавра (Λ ABYPINΘ OΣ, 872), как обнаружилось благодаря гематрии, оказывается разновиднос­тью хаоса (ХАОΣ, 871), или пены (АФРОΣ ). Имя смертонос­ного человеко-быка, находящегося в центре лабиринта, если судить по мозаике лабиринта IV века в Като Пафос на Кипре, писалось как MEINΩ TAYPOΣ. Последнее имеет гематрическое число 1871, что эквивалентно сумме слов «таурос», т. е. «бык» — 1071 и KYPIOΣ, т. е. «господин» — 800. Таким образом, получается, что Минотавр есть «господин быков». Имя героя, убившего Минотавра, — Тезей (Θ EΣ EOΣ ) — имеет гематрическую стоимость 489. Оно, посредством правила колель, оказывается эквивалентным слову Троя (ТРОIH), стоимость которого 488. Интересно отметить, что по всей северной Европе, где лабиринты мастерят из дерна или из крупных камней, классические лабиринты известны под именем «Троя», «город Троя» или «стены Трои».

Сакральная геометрия, а заодно и архитектура, тоже связана с эзотерической практикой гематрии. Рассмотрим один из типичных примеров. Макрокосм (МАКРОКОΣ MОΣ ) дает сумму 831. Это число также принадлежит мистической геометрической форме — пирамиде (ПYPAMIΣ ) и фаллосу, (ФАΛ Λ ОΣ ). Эти три предмета находятся в эзотерическом родстве как три проявления генеративного начала. Гематрия указывает также на нумерологические связи между божества­ми и их атрибутами. Их цифровые значения использовались для определений длины, ширины и высоты храмов, а также размеров предметов культового назначения, применяемых в служении богу или богине. Символический резной орнамент на стенах храмов представлял в числовых эквивалентах имя или атрибуты божества, которому там поклонялись. Ясно, что эти методы алфавитной магии применимы ко всему и дают широкие возможности искусству высокой криптологической символики. На настенной живописи или в скульптуре неко­торые предметы, растения или животные, которые, на пер­вый взгляд, кажутся неуместными, могут в действительности быть зашифрованными названиями принципов, качеств или божеств. Возможности здесь безграничны. Посредством ге­матрии части сооружения символически предоставляют соот­ветствующие качества. Ворота (ПYΛ H) имеют числовую сто­имость 518. Это также число слова OI КΔ HTOI — «избран­ные», а на более прозаическом уровне — 'E Θ YPA («двери»). Таким образом, ворота храма — это дверь, через которую только избранные могут войти на священную территорию богов. Это число впоследствии вошло в христианский ритуал в виде фразы ПIE ZHΣ HΣ («пей и живи»), которую когда-то писали на чашах для причастия, использовавшихся в ритуале греческого обряда. Кстати, сам по себе христианский ритуал причастия считался средством, которое позволяет избранным войти в жизнь вечную. Само слово «церковь», т. е. «храм божий» (NAOΣ ), обладает числом 321, что эквивалентно слову КАΛ ОΣ, т. е. «прекрасный».

На самом основном уровне, космос (КОΣ МОΣ, 600) гематрически тождествен божественности 'О Θ EOTEΣ ), которая, таким образом, является качеством, присущим космосу. Далее, космос, если употребить это слово с определенным артиклем ('O KOΣ MOΣ, 670), имеет родственные связи с раем (ПАРАΔ ЕIΣ OΣ, 671). NOYΣ («божественный разум») имеет значение 720 и эквивалентен словам ТОПОΣ («божественная обитель») — и 'IEPEYΣ («священник храма истины»). Эти примеры параллелей, которые древние греки обнаружили в ходе своих поисков, демонстрируют нам сложную и фунда­ментальную связь между языком и опытом. Имя бога Зевса, греческий тетраграмматон и слова Δ IOΣ и Θ EOΣ имеют одинаковую гематрическую стоимость — 284. Великая Мать Кибела (KYBEΛ E, 445) не случайно названа «Матерью» (МНТНР, 456). Богиня Артемида ('АРТЕМIΣ ) имеет то же гематрическое число, что и Мессия (MEΣ Σ IAΣ ). Число 1004 связано с именем Диониса (Δ IONYΣ OΣ ), имя которого явля­ется анаграммой слов NOYΣ Δ IOΣ ) («божественный разум»). То же самое число дает слово «крещение» (ТО ВАПТIΣ МА) и название божественного атрибута Σ АВАО — греческий перевод еврейского слова, которое означает «воинство», а отсюда и «временную власть». Имя «кроткой богини» Лето (Λ ETΩ, 1138) эквивалентно названию материнской утробы (Δ EΛ ФYΣ ). Таким образом, Лето характеризуется как оли­цетворение женского начала в творении, ей поклоняются как воплощению вселенской материи. Бог морей Посейдон (ПОΣ EIΔ ON) имеет число 1219, т. е. «число рыбы» (IXΘ YΣ ), которая является его священным символом. Впоследствии христиане сделали рыбу символом Христа. Повелитель Вселен­ной ('О KOΣ MOKPATΩ P, 1791), правитель космоса, имею­щий по гематрии число 1791, — еще один титул, имя, присвоенное Христу. И нет ничего удивительного в том, что тем же самым титулом именуется божественный Гермес Трисмегист ‘EPMHΣ ТРIΣ МЕГIΣ ТОΣ ), легендарный осново­положник алхимической науки. Алхимия дает своим адептам способность управлять материальной вселенной с помощью манипулирования тонкими аспектами материи; она дает им власть Пантократора.

ВЕЛИКИЙ БОГ ПАН

Но самые важные серии гематрических соответствий сосредоточены вокруг числа великого бога Пана. Имя этого бога, символизировавшего полноту и служившего связующим зве­ном между мирами богов, людей и животных, имеет гематрическую стоимость 131. Это число является «началом начал» большинства предпринятых гематрических интерпретаций. Великое могущество Пана, фаллического бога, особо выделя­ется двумя соответствиями. Пан плюс змей (Δ PAKON, 245) дают в итоге гематрическую сумму, тождественную числу бога любви Эроса (375). Божественный источник этой производи­тельной силы объясняется при сложении числа «творения» (ГЕNEΣ IΣ, 481) с числом Пана (131), что дает в итоге 612, т. е. число верховного бога Зевса. Число Пана вместе с числом 800, которое может обозначать «Господь», «Вера», «Великая сила», а также «Пасифея» (прозвище богини Артемиды), дают в итоге гематрическую стоимость имени «Аммон» (AMMΩ N, 931) — одного из эпитетов Зевса. Более того, если вновь прибавить их к числу Пана (131), то они дадут в итоге 1062, что, с учетом колеля, составит число Аполлона (AПOΛ Λ Ω N, 1061). Пан вместе с богиней луны Селеной (Σ ЕΛ НNH, 301) имеют гематрическую стоимость 432, что эквивалентно слову КАТАВОΛ Н — зачатие. Пан плюс NOYΣ («сознательная воля»), т.е. 131 + 720, равно 851. Это гематрическая стоимость слова YПAPΞ IΣ («вещество»). Число 131, прибав­ленное к гематрической стоимости слова TEΛ EION («совер­шенное число», 470), возводит Пана до уровня числа 601, которое связывает его со словами ТО ONOMA («имя»), эквивалентным (через колель) словам «Космос» и «Божест­венность» (гематрическая стоимость 600). Как подобает все­ленскому статусу Пана, число 131, прибавленное к гематрическому значению слова «эмпиреи» (ПАN + ‘EMПYPEION, 131+760), дает число небес (OYPANOΣ, 891). И в заключение, когда число Пана и гематрическая стоимость слова ENΔ YMA («одежды из света», 500) складываются вместе, полученная сумма оказывается эквивалентной слову Θ ANATOΣ — «смерть». Панический страх, вызываемый появлением сияю­щей фигуры великого и ужасного бога, — хорошо известное явление; иногда от такого страха можно даже умереть.


Поделиться:



Популярное:

  1. Брак и семья в еврейской традиции
  2. Виды народного зодчества, его традиции
  3. Возникновение конфликтологической традиции в социологии: органистическая школа Г. Спенсера, теория классовой борьбы К. Маркса, учение о солидарности и аномии Э. Дюркгейма.
  4. Вопрос 4: Культурные традиции Востока и Запада, типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.
  5. Глава 23. Спасение русского алфавита и третья сила
  6. Закономерности развития науки (традиции, новации, научные революции).
  7. Идеологическая политика имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиции, а в трансцендентном по отношению к обществу принципе, который обществу навязывается.
  8. Идея революции – воспринимается с радостью и надеждой, но только идея, не ее воплощение. Поэтому Пильняк сравнивает Революцию с эпохой Петра, когда были разрушены традиции.
  9. Комедии Теренция: темы, образы, отношение к греческой традиции.
  10. Культурные традиции и типы философского мышления Востока и Запада.
  11. Лирика Катулла: темы и жанры, традиции и новаторство.
  12. Мантры санскритского алфавита


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь