Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История зарождения и развития права войны до середины XIX в.
Древность Вряд ли удастся найти документальные свидетельства того, где и когда появились первые нормы гуманитарного права. Еще до появления государств возникали правила, целью которых было смягчить ужасы войны. Конечно, на ранней стадии развития человеческого общества преобладало то, что теперь называется «законом джунглей». Триумф самого сильного или самого вероломного обычно сопровождался чудовищной бойней и невообразимыми зверствами. Но даже в тот период, особенно, среди оседлых народов, мы наблюдались попытки смягчить ужасы войны. Археологи обнаружили, что за ранеными в бою в эпоху неолита ухаживали, многие скелеты являют собой доказательства того, что уже практиковались вправления суставов и даже трепанация. Изучение некоторых диких племен дает представление о жизни первобытного человека. В Папуа, где племена постоянно воюют между собой, противника всегда предупреждают заранее о времени начала военных действий, и война не начинается, пока оба противника не будут готовы. Наконечники стрел не имеют зазубрин, чтобы не наносить противнику излишнего вреда. Война прекращается на 15 дней, когда убивают или тяжело ранят человека, и перемирие это настолько свято соблюдается, что враждующие стороны даже не выставляют часовых. Каково было положение вещей в великих цивилизациях древности с 3000 до 1500 гг. до нашей эры? Их экономика основывалась главным образом на рабстве, иногда приобретавшем колоссальный размах. Несмотря на то, что рабство отвратительно, оно было шагом вперед, так как означало, что жизнь захваченных в плен врагов будет сохранена. Конечно, разные народы по-разному относились к законам и обычаям войны. Например, в цивилизации хеттов, открытой археологами в XIX веке, существовали поразительно гуманные правила ведения войны. Они объявляли войну и подписывали мирные договоры. При капитуляции вражеских городов их население обычно не страдало. С городами, оказавшими сопротивление, обходились более жестоко, но и в этом случае очень редко устраивались массовые казни или захват людей в рабство. Такая снисходительность очень непохожа на жестокость ассирийцев, чьи победы сопровождались ужасными жестокостями. В первом тысячелетии до нашей эры в Азии процветали новые цивилизации. В то время как индуизм призывал предоставить каждого человека его собственной судьбе, буддизм взял своим лозунгом сострадание. Лао Дзы полагал, что единственная ценность человека заключается в служении людям, а Конфуций проповедовал действенный альтруизм, основанный на солидарности и знаниях. Практически во всех культурах древности можно обнаружить некие правила – предвестники современного гуманитарного права. Чаще всего их можно найти в важнейших литературных памятниках. В исторических книгах Ветхого Завета много преданий о войнах. Они совершались по указанию Всевышнего, и именно он запретил идущим в Землю Обетованную любые контакты с их врагами. Но даже в то время законом талиона устанавливались пределы насилия. Некоторые разделы Библии запрещали израильтянам убивать врагов, сдающихся на милость победителя, призывали к милосердию по отношению к раненым, женщинам, детям и старикам. Не менее важны древнеиндийские письменные источники. Эпос Махабхарата и законы, отраженные в легендах о Ману, первом человеке, явились воинскими кодексами, которые, вероятно, намного обогнали свое время. Воинам запрещалось убивать вышедших из строя врагов и тех, кто сдается. После выздоровления раненых военнопленных их предписывалось отправлять на родину. Запрещено было применять зазубренное или отравленное оружие. Существовали правила реквизиции собственности врага и правила содержания военнопленных, нельзя было объявлять войну без пощады. Индийский император Асока, призванный «Великодушным», приказывал своим солдатам с уважением относиться к раненым врагам, а также к монахиням, которые ухаживали за ранеными. По свидетельству Геродота, спартанцы (лакедемоняне) убивали персидских посланников и, когда направляли к персам своих послов, предполагали, что их в отместку убьют. Но персидский царь Ксеркс заявил, что не намерен «уподобляться лакедемонянам»: «Они, убив вестников, нарушили принятый во всем мире обычай, а я не буду делать то, за что осуждаю других…». Тем не менее, побежденному врагу в то время приходилось уповать на милость победителя. А победители слишком часто оказывались жестокими и беспощадными. Так, после подавления восстания в Пелопоннесе спартанцы перебили всех мужчин, а женщин обратили в рабство. В 185 г. до нашей эры, после подавления восстания рабов в Апулии, 7000 рабов были распяты римлянами. Рим властвовал с помощью силы, организации и закона. Закон был поднят на небывалую высоту. Но его действие прекращалось на Римской империи. Народы (не только воины, но и мирные жители! ) враждебных государств были просто вне закона. Война в древности объявлялась не только неприятельскому государству и его вооруженным защитникам, но вообще всем лицам, находящимся на неприятельской территории. Захваченные в плен солдаты и гражданское население обычно подвергались издевательствам, а после триумфального шествия их казнили. Тех, кого оставляли в живых, продавали в рабство. Некоторые философские течения древности внесли свой вклад в пресечение чрезмерных жестокостей во время войны. Особо выделяется в этом плане стоицизм, центральное место в котором занимали гуманистические принципы. На заре Pax Romana доктрина стоиков получила широкое распространение, приобрела таких сильных сторонников, как Сенека и Цицерон, и вступила, можно сказать, в свой золотой век. Ее приверженцы провозглашали равенство всех людей и осуждали рабство. Они утверждали, что война не влечет за собой отмену всех законов. Они заменили лозунг «Человек человеку волк» на «Жизнь человека священна». Существовавшее ранее «Горе побежденному» заменили такими согревающими душу постулатами, как «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо» и «Страдающий враг – не враг». Однако на практике прогресс был медленным. Необходимо также отметить, что философам-стоикам принадлежит идея справедливой войны, которая затем возродилась в средние века и повлекла за собой ужасные последствия. Лучшими намерениями было продиктовано философское положение о том, что нельзя начинать войну без justa causa. Иными словами, война может быть начата только с целью защиты или для восстановления справедливости. Но захватчики всегда пытались оправдать свои завоевания религиозными и нравственными мотивами, всегда утверждали, что они ведут справедливые войны. Средние века Такие мировые религии, как христианство и ислам, оказали большое воздействие на развитие гуманитарного права. Христианская религия проповедовала, что все люди созданы по образу и подобию Божьему, что все мы – дети одного Отца и все удостоены вечной жизни. Человек приобретал неизведанное до сих пор достоинство. Если все люди братья, то убийство – преступление, и рабов больше быть не должно. Эта концепция была настолько революционной, что потрясла основы древнего общества и внесла свой вклад, не меньший, чем великие завоевания, в уничтожение шатких структур старого мира. Христос проповедовал любовь к ближнему и возвел ее на уровень всеобщего принципа. Правда, сам Христос ничего не говорил о войне и о том, как надо ее вести. Вопрос о том, применима ли заповедь «Не убий» и указание Евангелия «Возлюби врага своего» - к войне, а не только к личной жизни верующих, горячо дебатируется на протяжении веков. Христиане начала нашей эры отказывались сражаться в римской армии потому, что римские воины были язычниками, а также из-за притязаний императора на божественное происхождение. Ситуация кардинально изменилась в 313 г. нашей эры после объявления Миланского указа, которым Константин, перешедший в христианство, в один день превратил церковь в великую мирскую силу. Среди последствий этого союза церкви и государства было и вынужденное согласие церковных властей узаконить войну. Это, однако, явилось потрясением для многих христиан, согласных с Тертуллианом и Оригеном в том, что кровопролитие – преступление, запрещенное Писанием. Перед лицом таких колебаний святой Августин (Августин Аврелий) в начале V века разработал теорию, заимствованную у стоиков. Это была доктрина «справедливой войны», подхваченная впоследствии Фомой Аквинским и множеством казуистов. Эта теория дала верующим оправдание войны и ее жестокостей, предложив компромисс между нравственными идеалами и политической необходимостью. Суть доктрины «справедливой войны» такова: естественный порядок есть отражение божественного порядка. Законный правитель может устанавливать порядок на земле. Война, объявленная справедливой, ведется в соответствие с волей Бога. Противник, таким образом, - враг Господа и поэтому, естественно, ведет несправедливую войну. Конечно, чтобы война считалась справедливой, справедливой должна быть и причина, ее вызвавшая. Соответственно, святой Августин осудил захватнические войны. Но разве была в истории война, которую бы правитель, развязавший ее, объявил несправедливой и среди целей которой не назвал бы восстановление справедливости, попранной противником? Как утверждал святой Августин: «Справедливая война есть борьба между грехом и справедливостью, и любая победа, даже одержанная грешниками, есть унижение для побежденных, которые по Божьему приговору несут наказание за свои прегрешения». Позднее Фома Гаэтанский, великий магистр Ордена доминиканцев, писал: «За ущерб, причиненный не только воинам, но и другим жителям государства, против которого идет справедливая война, не должно чувствовать себя виновным… Незачем делить жителей на виновных и невиновных, поскольку все государство враждебно и, в силу этого, проклято и разорено». Церковь признавала право убивать пленных, обычно считавшихся еретиками, право превращать их в рабов, даже детей и женщин. Воюющие стороны использовали идею справедливой войны для оправдания своих жестокостей. Достаточно привести лишь один пример – крестовые походы, являющиеся, пожалуй, самым ярким примером «справедливой войны». Крестовые походы тесно связаны с таким культурно-историческим явлением, как рыцарство. Рыцарство собрало в элитарные войска людей знатного происхождения, имевших право носить оружие и сражаться верхом. Рыцарские кодексы и правила поведения внесли определенный вклад в развитие гуманитарного права. (В Японии подобную роль сыграли самурайские кодексы чести). Объявление войны, неприкосновенность парламентера с белым флагом, запрещение использовать некоторые виды оружия – наследство, оставленное нам эпохой рыцарства. Правда, рыцарские правила имели очень ограниченный характер. Они касались лишь христиан, причем благородного происхождения. Некоторые исследователи считают, что эти правила существовали для блага самого рыцарского сословия. Лишь захваченный в плен дворянин имел право на сохранение жизни, и лишь он мог купить себе свободу. Ясно, что запрет арбалетов (на Втором Латранском Совете в 1139 г.) тоже был выгоден, в первую очередь, рыцарям. Разве можно было допустить, чтобы мчащийся на коне в сверкающих доспехах рыцарь был убит стрелой простого слуги!? Характерно, что запрет на использование арбалетов, так же, как на применение ядов, не распространялся на «неверных» (под которыми подразумевались, прежде всего, приверженцы ислама). Как и христианство, ислам оказал большое влияние на развитие права войны. Согласно традициям и указаниям Корана, военнопленных казнили или обращали в рабство. Но те, за кого вносили выкуп, а также перешедшие в мусульманство, могли остаться в живых и обрести свободу. Кодекс «Вигайят», написанный в 1280 г. во время арабского владычества в Испании, являлся настоящим сводов законов войны. Он запрещал убивать женщин, детей, стариков, сумасшедших, больных и парламентеров. Он также запрещал наносить увечья побежденным, отравлять ядом стрелы и источники воды. Приверженцы ислама, как правило, считали необходимым даже по отношению к крестоносцам соблюдать определенные законы и обычаи войны. В то время как крестоносцы полагали, что язычники – вне закона, и договоры с ними могут быть расторгнуты в одностороннем порядке. Когда крестоносцы взяли Иерусалим в 1099 г., они вырезали все население (разительный контраст: когда Салах Ад-Дин, известный европейцам под именем Саладин, вошел в Иерусалим в 1187 г., он даже приказал выставить специальные патрули для защиты христиан; впоследствии он освободил богатых пленников за выкуп, а бедных – просто так). В те времена в армиях не было медицинских служб. Рыцарей часто сопровождали их личные врачи. Простых раненых солдат обычно оставляли мучиться и умирать, а раненых врагов обычно добивали дубинками. В 1027 г. христианская церковь предложила Западному миру «Божье перемирие», запрещавшие военные действия по воскресеньям, с вечера субботы до утра понедельника. Этот своего рода «военный выходной» был позднее удлинен: сначала он должен был начинаться в пятницу вечером, а потом – даже в четверг вечером. Этого перемирия, более-менее соблюдавшегося, было недостаточно для смягчения ужасов войны. С интересующей нас точки зрения средние века можно считать фанатичным и кровавым периодом в истории. Жестокое обращение с побежденными, бесцельное разрушение и истребление неприятельского имущества – обычные спутники средневековых войн. Исследователь М. Догель даже считает, что вооруженная борьба в эпоху феодализма еще менее чем в древности подчинялась каким-либо нормам права войны. Новое время Постепенно централизованная власть в государствах Европы пришла на смену феодальной раздробленности. Междоусобные войны прекратились. Рабство было запрещено. В XVI веке возникает система соглашений («картелей и капитуляций») между командующими противоборствующих армий. В этих документах оговаривалось обращение с ранеными, женщинами, условия обмена пленными и т.д. Философы-схоласты этого периода оказали благотворное влияние на развитие права войны. Испанский доминиканец Франциско де Витториа, например, если и не до конца ушел от концепции «справедливой войны», но допустил возможность того, что война бывает справедливой для обеих сторон. Витториа осудил ненужные страдания и резню тех, кого он осмелился назвать невинными. В XVII в. большой вклад в развитие законов и обычаев войны внес голландский просветитель Гуго Гроций, которого называют отцом международного права. Он рассматривал закон уже не как некое божественное установление, а как продукт человеческого разума. Гроций был первым, кто утверждал, что «справедливая причина», которую заявляет государство, чтобы начать войну, не освобождает воюющих от обязанности соблюдать законы войны (война в его трактовке – одно из средств сохранения государства, а не «божественная кара»). Однако, как и Витториа, Гроций смотрел на население враждебной страны как на врагов, зависящих от милости победителя. В то же время он утверждал, что насилие сверх пределов, необходимых для победы, не может быть оправдано, что гражданское население, и даже солдаты, должны быть оставлены в живых, если это допускает военная необходимость. В своем основном труде «От законной войны к миру» (лат. De jure belli ac pacis) Гроций перечисляет пути смягчения ужасов войны. Но во времена Гроция воюющие стороны редко руководствовались данными принципами. Тридцатилетняя война представляла собой последовательность позорных и кровавых деяний. Живя разбоем, одинаково на своей и на вражеской территории, солдаты грабили крестьян, издевались над женщинами. Армии того времени представляли собой по сути банды плохо оплачиваемых наемников. Только после реформ Людовика XIV и Фридриха II были созданы регулярные армии, дисциплинированные, национальные по духу и составу. Идеи просвещения набирали силу, обретали приверженцев среди правителей, полководцев и сыграли существенную роль в развитии гуманитарного права. В XVIII в. война в Европе превратилась в противостояние регулярных армий. Это была эпоха «войн-парадов», как назовут ее впоследствии. Гражданское население уже, в основном, не вовлекалось в военные действия. Грабеж был запрещен, так же как вероломство и излишняя жестокость. Хотя иногда эти правила и нарушались, но, в основном, все же соблюдались. Русское военное законодательство уже в начале XVIII в. содержало ряд норм, запрещающих под страхом строгого наказания жестокое обращение с мирным населением. В разработанный Петром I Воинский артикул 1715 г., были включены положения об ответственности за грабежи и разрушение церквей, насилие над женщинами, детьми и престарелыми. В толковании к артикулу указывалось, что «убийство безоружных людей является преступлением, позорящим честь русской армии». Как огромный шаг вперед в развитии гуманитарного права можно рассматривать трактат Жан Жака Руссо «Об общественном договоре» (1762 г.). «Война, – писал Руссо, - это отношения не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты… Если цель войны – уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются – они перестают быть врагами… и вновь становятся людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать». Руссо отверг прежнюю теорию справедливой войны, противопоставленной несправедливой войне и предложил более значимое различие: между комбатантами (людьми, принимающими участие в боевых действиях – от фр. сombatant – сражающийся) и некомбатантами (теми, кто не участвует в боевых действиях). Применять силу можно только против первых – и то только до тех пор, пока они оказывают сопротивление. Ибо целью войны, по мысли Руссо является победа над враждебным государством, но не физическое уничтожение его граждан. Увы, с введением в ряде стран Европы всеобщей воинской повинности в конце XVIII – начале XIX вв. (впервые введена во Франции в 1793 г.), с началом массовых войн, в которых целые народы мобилизовали почти все свои ресурсы для взаимного уничтожения, гуманитарные принципы все чаще предаются забвению. Ярким примером этого могут служить войны, которые вел Наполеон Бонапарт. Еще будучи генералом, во время Египетской кампании, он хладнокровно велел убить 4000 турецких солдат гарнизона города Яффы, сдавшихся на условиях сохранения им жизни. Наполеон Бонапарт почти не заботился о раненых – ни о своих, ни, тем более, о чужих. К сожалению, примеру великого завоевателя последовали и другие европейские правители, в том числе и его племянник, Луи Наполеон (Наполеон III).
Резюме. Итак, возникнув еще в глубокой древности, законы и обычаи войны развивались на протяжении веков под воздействием разных факторов, среди которых можно отметить, в частности, философские и религиозные учения, деятельность выдающихся личностей (Лао Дзы, Сенека, Цицерон, Гуго Гроций, Жан Жак Руссо и др). Воздействие некоторых факторов (напр., христианство, рыцарство) на развитие права войны можно признать неоднозначным. Средние века, в которые господствовала так называемая «Доктрина справедливой войны», были, в целом, очень тяжелым, кровавым периодом. В Новое время и, особенно, с наступлением эпохи Просвещения, в развитии права войны был сделан большой шаг вперед. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы