Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Концепция глобального эволюционизма.



Диалектика в современной философии – наиболее полное и всестороннее учение о развитии бытия (объективная диалектика) и метод развивающегося познания (субъективная диалектика). В обоих случаях диалектика основана на противоборстве двух противоположных тенденций или мнений.

Исторические формы диалектики:

- искусство беседы и поиска истины, опровержения неполных или внутренне противоречивых высказываний (Сократ);

- метод правильного мышления и словопрения (эллинизм);

- метод обоснований и ведения богословских диспутов (Средневековье – вершина якобы труды П. Абеляра);

- универсальный метод развития и познания бытия (якобы Гегель);

- учение об основных законах развития материи, общества и сознания (марксизм);

- учение о противоречивом единстве всеобщего (трансцендентного) с единичным – сугубо личным (экзистенциализм);

- метод разрешения противоречий между объектом и субъектом (критическая диалектика);

- признание неразрешимости жизненных неурядиц (трагическая диалектика);

- идеология неприятия существующей реальности, тотальный нигилизм (негативная диалектика).

Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма якобы занимает одно из центральных мест в научной картине мира. Это теория, сводящая воедино все виды развития в Едином Мироздании на принципах: самоорганизации (синергетики) и эволюции (космической, химической, биологической, социальной).

Согласно данной концепции все стремится к единству (кооперированию). А объединившиеся системы неуклонно самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Целое не равно сумме его частей, ибо у него дополнительные свойства. В изменениях многое случайно, но есть и «наследственность» (причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее уместного (оптимального) варианта из множества возможных. Ярчайшие примеры такого отбора черпаются в дарвинизме (естественном отборе наиболее приспособленных биологических видов) и бифуркационных теориях возникновения макроастрономических объектов и элементарных частиц.

33. Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют реальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального (психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств) и концептуачьного (теоретические представления о них) пространства и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

размерность - способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности.

изотропность - свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина и т. д.

Основным свойством времени чаще всего считают:

необратимость (одномерность) - способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

Современное естествознание в принципе допускает существование в микромире даже 10- и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов.

В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:

1) Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а время - как бесконечный поток состояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников - как среди физиков, так и философов - и сегодня: например, французский философ Ж Дидье определяет пространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, а время — как смену событий, разворачивающихся в этой среде. 2) Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотепь. Лейбниц, Эйнштейн). В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности).

34. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.

Природа в широком смысле – «весь мир в целом, все сущее», она же синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». В узком смысле под природой понимают все, кроме социальных и духовных явлений. Кроме того, современные философы широко используют понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе бережного отношения к окружающей среде.

Естественная природа – сформировавшееся без сознательного вмешательства человека. А искусственная среда («вторая природа», «ноосфера» или «техносфера») – созданное (преобразованное) человеком с помощью собственных органов и искусственных орудий (техники). Такое деление обнаруживают еще в античности. При этом в естественной природе выделяются «естественные богатства», добываемые и используемые человеком.

Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы:

1) мифологический или архаичный (природа одухотворена и признано ее господство над людьми);

2) натурфилософский или античный (природа неисчерпаемая кладовая знаний и множества явлений, опасных, полезных и просто интересных для человека);

3) теологический (природа – Божье творение и отношение к ней вид отношения ко Всевышнему);

4) научно-технический или индустриальный (человек владыка природы);

5) диалогический, или постиндустриальный, или коэволюционный (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного существования и безопасного развития – коэволюции).

36. Психоанализ осуществляет интерпретацию человеческой психики, опираясь иа понятие бессознательного. Бессознательное — это совокупность подавленных желаний, недоступных сознанию. Теория психоанализа неотделима от его практики. Гипотеза о бессознательном

Для психоанализа наша физическая жизнь не сводится к той, которую мы осознаем. Травматические события, аффекты, неисполнившиеся желания и т. п. не исчезают из психики, а вытесняются в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь в виде невротических симптомов.

«??? Д Подавление

Фрейд выдвигает представление о психической структуре. Наиболее архаическая, безличная, бессознательная часть психики получила название «Оно». Это «кипящий котел» влечений.

«Я» — это психическая структура, которая может контролировать «Оно». «Я» — посредник между внешним миром и «Оно», между влечением и удовлетворением.

«Я» руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, сдерживая импульсы «Оно». Существует еще «Сверх-Я», которое формируется в результате усвоения социальных норм, воспитательных запретов и т. д. «Сверх- Я» — это совесть.

НИ— Интерпретация снов?

Сон есть «королевский путь доступа к бессознательному». Фрейд отличает «явное содержание» сна, т. е. остаточные картины, которые мы помним при пробуждении, от «латентного содержания», доступного благодаря усилиям интерпретации, предпринять которые может только субъект сна. Сон представляет собой «трансформированную реализацию подавленных желаний», в частности детских желаний, которые глубоко влияют на взрослую личность.

Психоаналитическая интерпретация снов такова-, сон формирует «компромисс» между требованиями сознательной жизни и жизни бессознательного.

Психоаналитическое лечение

В отличие от психологии психоанализ не может удовлетвориться методом самонаблюдения.

Психоанализ как особая техника, преследующая терапевтические цели, основывается на «методе свободных ассоциаций». Основное правило лечения — больной должен рассказать, не сдерживая себя, все, что приходит в голову, это позволит освободить подавленную энергию, которая пока продолжает действовать через посредство симптомов.

37. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей.Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. В теории социального научения процесс развития личности рассматривается как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.Гуманистическая психология трактуют формирование и развитие личности как становление " Я" человека, утверждение его самости.

Социализация осуществляется как при активном содействии специальных социальных институтов (школ, например). Большое значение в социализации имеют неформальные объединения, такие как группа близких друзей или разного рода клубы (точнее соответствует популярное слово - " тусовки" ), сетевые сообщества.

Характер социализации может быть:

- регулируемый,

- стихийный. В первом случае кем-то (часто это государство в лице учителя) определяются цели социализации и основные средства ее. Часто это целенаправленное влияние колоссально, часто эффекты сводятся на нет неграмотным, непродуманным воздействием на подрастающее поколение, отсутствием системы в действиях. В случае стихийной социализации нет определенного, запланированного воздействия на молодого человека, который при этом может быть подвержен самым разным влияниям.

Интересно, что регулируемая социализация всегда сопровождается стихийными элементами. Ребенок воспринимает не только то, что говорит учитель, но и то, как он это говорит. Если педагог не контролирует интонации своей речи, то эффект от слов может быть обратным. Может быть так, например, что учитель долгое время призывает учеников не использовать в речи нецензурные выражения, однако сам, попав в неловкое неожиданное положение, не удержался и выругался. В мгновение ока воспитательный эффект слов будет утерян или даже получит отрицательный знак.

Существует важная теоретическая проблема в социализации: соотношение социализации и индивидуализации человека. Одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, его индивидуальных качеств. Другие полагают, что индивидуализация личности — негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. А. А. Реан утверждает, что социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, размытию индивидуальности человека, как процесс-антагонист индивидуализации. Наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Эти процессы могут и должны обогащать друг друга новым опытом. Социум обогащает индивидуальность человека, но и индивидуальность обогащает социум.

Процесс социализации, и это важно понимать, осуществляется постоянно, не прекращаясь в зрелом возрасте. Таким образом, это - бесконечный процесс.

Смежный с социализацией процесс - инкультурация, процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Между социализацией и инкультурацией нет тождества, эти понятия пересекаются.

Еще один важный термин в современных теориях личности - самоактуализация, развитие потребности в саморазвитии. Если обычные потребности могут быть удовлетворены, то особенность самоактуализации состоит в том, что с возрастом она обычно только усиливается. Самоактуализирующиеся люди - это люди с высокой потребностью в мотивации достижения. Они постоянно ставят перед собой новые цели, всеми силами стремятся к достижению этих целей, предпочитают личную ответственность и испытывают настоящее счастье, когда им удается достичь очередной цели.

Большое значение для развития личности имеет ядро характера человека - набор основополагающих жизненных суждений, которые на протяжении жизни меняются мало. Часто бывает так, что невозможно понять динамику развития конкретной личности, если не известны эти самые основополагающие суждения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь