Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психоисторическач школа И. Меерсона.



В 1948 году в Париже опубликована программная работа И.Мейерсона “Психические функции и творения”, в которой определяются задачи и методы исторической психологии. Тогда же под его руководством создается Центр исследований по сравнительной исторической психологии в Парижской, объединивший его учеников и последователей Ж.П.Вернана, Ф.Мальрие, М.Детьена, П.Франкастеля и других французских психологов.

Исходной теоретической позицией концепции И.Мейерсона явилось признание изменчивости психики человека в зависимости от исторически изменяющихся форм созидательной деятельности.

Предметом исторической психологии, по мнению Мейерсона, является процесс развития отдельных психических функций (восприятия, памяти, мышления, личности) в изменяющихся конкретно-исторических условиях человеческой деятельности. Теоретической основой данного научного направления является общепсихологическая концепция, согласно которой психика всегда направлена на объект, создает объект и выражается в нем

Как считает И.Мейерсон психика возникает, когда человеческое действие превращается в определенную внешнюю реальность (продукт, социальный факт), и возникнув, психика существует как предмет, подчиняющийся законам предметного мира, и ее анализ не может быть чисто психологическим. Человеческая личность всегда в чем-то объективирована: в психических реакциях, в поступках, в социальных иерархиях, творениях искусства, орудиях труда. Для обозначения продуктов человеческой деятельности (продуктов труда), в которых человек реализует свое психическое своеобразие и которые, в свою очередь, становится инструментом для развития как психических функций, так и всей личности

И.Мейерсон использует категорию “творения”: “Все человеческое объективируется и проецируется в творениях, весь физический и социальный опыт и все то, что в этом опыте и через этот опыт выступает как состояние или функция: аспекты анализа реальности, аспекты мысли, желания, чувства, личность - наиболее абстрактные идеи и наиболее интимные чувства».

 

5.Методические принципы французской школы исторической психологии.Психоисторические идеи П. Жане.

В своих исследованиях французские историки реализуют следующие методические принципы:

1. Тщательного исследования заслуживают феномены обыденного сознания (системы представлений о мире, стиль мышления, особенности мировоззрения, характерные для людей прошлого), которые подвержены исторической изменчивости, наиболее ярко выражают историческое своеобразие личности и во многом определяют поведение людей в конкретную эпоху. Французские историки используют для изучения психологического уровня обыденного сознания оригинальную систему понятий, например:
-”духовный универсум” (Л.Февр) -эстетические, этические, правовые нормы, эмоциональные состояния, типичные для исторической эпохи, особенности психического склада людей данной эпохи;
-”видение мира” (Р.Мандру) - мироощущение, мировосприятие, мировоззрение, система отношений к действительности, определяющая позиции людей в частной и социальной жизни, в труде;
-”ментальность” (Л.Февр) - способ преломления интеллектуальной обработки впечатлений;
-”ментальность” (А.Дюпон) - состояние духовности, манера думать, воспринимать мир, система символов и ценностей.

2. Психологические феномены, характерные для определенной эпохи, исследуются в связи с социальными, экономическими, политическими, географическими и др. явлениями. Например, общественное сознание исследуется в непрерывной связи с состоянием общества и всей его истории.

3. Особенности коллективной психологии изучаются, главным образом, через реконструкцию знаковых систем, характерных для данной эпохи. Семантические и семиотические системы, созданные обществом в процессе его жизнедеятельности, рассматриваются как основное средство воздействия “исторического коллектива” на личность, обусловливающее историческое своеобразие личности.

4. Для воссоздания целостного облика эпохи используется герменевтический принцип “вживания в эпоху”, то есть, понимание эпохи из нее самой. По мнению французских историков, эпоху возможно понять через реконструкцию ментальности, через раскрытие повседневной жизни представителей различных социальных и возрастных групп, особенности духовной и аффективной жизни человека через изучение мотивов индивидуального и коллективного поведения, через исследование коллективных действий и коллективных эмоций.

В рамках историко-генетическое понимания П.Жане, личность трактуется как формирующийся в ходе истории человеческого общества в целях, необходимых для этого общества, психологический механизм: “Личность представляется нам как конструкция, человеческое изобретение; как многие вещи, она была создана людьми, которые конструируют как придется, более или менее плохо. Вопрос о том, чтобы определить, как, в какую эпоху, посредством каких переходов могла создаваться эта конструкция” ( 9, с.179). В монографии “Психологическое развитие личности” (1929), описывая процесс становления личности, П.Жане выделяет насколько уровней индивидуального развития личности, соответствующих стадиям развития личности в истории человечества: 1 - личность как “персонаж” (усвоение и принятие индивидом определенной роли в семье и профессиональной группе); 2 - личность как “субъект” ( образование системы внутренних побуждений к активной социальной деятельности); 3 - личность как “Я” ( надстройка к системе внутренних побуждений системы интересов, определяющих поведение человека); 4 -личность как “индивидуальность” ( появление у человека чувства личной ответственности, оригинальности поведения, прогрессивных тенденций, выражающихся в стремлении содействовать социальному прогрессу).

 

6.Исследования и идеи Л.С. Выготского в свете исторической психологии.

По Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя ее, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы».

Вторая часть концепции Выготского содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических.

Третью часть концепции Выготского отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки? » Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

 

7.Концепция Б.Г. Ананьева как теоретическая основа историко-психологических

исследований.

Предметом данной концепции выступает индивидуальность, включающая индивид, личность и субъект. Основные задачи, решаемые данной концепцией:

1)Исследование человека как целого, как индивидуальности;

2)Исследование структуры личности;

3)исследование онтогенеза индивидуальности.

Определение личности: «Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.

Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция - это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).

Понятийное поле концепции Б.Г. Ананьева

Индивидуальность - это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека.

Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Индивидуальность - это " глубина" личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Ядро личности - это ее направленность. Направленность и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.

Онтогенез индивидуальности - Онтогенез индивидуальности - внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс.

Интериндивид - В личности Ананьев различал интериндивидную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности.

Интраиндивид - или интраиндивидная структура включает пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности. Совокупность свойств интраиндивидной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер - это вершина личностных свойств.

 

8.Формирования личности в историческом процессе по Э. Эриксону.

Эпигенетическая теория развития личности. Эрика Эриксона.

Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. По его мнению, основы человеческого " Я" коренятся в социальной организации общества.

Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях " Я" и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. " Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости".

Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З. Фрейд. Таким образом, когда мы хотим - это " Оно", когда мы должны - это " Сверх - Я", а " мертвая точка" - это " Я". Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, " Я" использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и " подавляющей силой совести".

Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды. Наиболее важных понятий его концепции - " групповой идентичности" и " эгоидентичности". Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего " Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э. Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.

Изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во времена 3. Фрейда, в конце XIX века. " Различные исторические периоды, дают нам возможность видеть во временных заострениях разные аспекты по сути своей неразделимых частей человеческой личности".Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного " Я". Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

 

9.Психоисторические идеи Л. Леви-Брюля

В своих работах Л.Леви-Брюль излагает теорию “пралогического мышления”, характерного для “архаической психики”. Явления “архаической психики”, свойственно не только первобытному человеку, или “отсталым” народам современности, но и цивилизованному человеку в некоторых индивидуальных и коллективных проявлениях (поведение в ситуации неопределенности, угрозы, в религиозных обрядах, в ситуации толпы). “Пралогическое мышление” отличается от логического “современного” мышления специфическим характером связи между представлениями, управляемой законом партиципации (сопричастия): ассоциация мыслительных элементов происходит путем приписывания предметам и явлениям мистических свойств, при этом несколько различных предметов мыслятся как идентичные.

Работы Л.Леви-Брюля, посвященных психологии первобытного человека: “Умственные функции в низших обществах”(1910), “Первобытное мышление” (1922), “Первобытная душа” (1927). С работами Л.Леви-Брюля связано распространение понятия “ментальность”. Именно здесь впервые слово ментальность употребляется не только как традиционное для французской психологии обозначение мышления, но как система коллективных представлений, как определенная направленность мыслей.

Объектом исследования выступают коллективные представления. Коллективные представления имеют свои законы, которые не могут быть обнаружены изучением взрослого и цивилизованного человека.

Изучение коллективных представлений и их связей в низших обществах может пролить свет на генезис наших категорий и логических принципов. Особенностью прологического мышления является непроницаемость для опыта мистичность содержания.

 

Социальная психоистория

Направление психоистории, объектом исследования которого является психоистория социальной группы, называется социальной психоисторией. В рамках этого направления психоисторических исследований изучается мотивация группового поведения (Ф.Вейнстейн, Дж.Плэтт, Р.Берингер, П.Левенберг, К.Кенистон). В исследованиях по социальной психоистории также широко используются психоаналитические модели для объяснения группового поведения, массовых социальных движений (Л.Хотт, Ю.Метвин, А.Улам ), также в этой области психоисторики пробуют возможности иных, преимущественно социально-психологических концепций, например, теории когнитивного диссонанса. Наиболее эффективным в социальной психоистории оказалось использование психоанализа для объяснения и описания социальных революций (Б.Мэзлиш, Ю.Метвин, Дж.Талмон, Р.Лифтон, Дж.Плэтт, Ф.Маунт, Р.Харлоу, В.Вольфенстейн, Г.Бичевский). Становление психоистории революции связано с психоаналитическими принципами объяснения группового социального поведения. Психоаналитический метод как основа для изучения социальных радикальных движений сводится к следующим принципам.

1.Иррациональные влечения, неосознаваемые психические состояния, бессознательные враждебные инстинкты рассматриваются как основа революционного поведения личности и социальной группы. Агрессивные реакции индивидуального и коллективного характера являются следствием массового невроза, вызванного социальным давлением на человека. Современное насилие - это, в большинстве случаев, своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода давящих на нее стрессовых факторов и условий социальной жизни, к которым ей часто бывает трудно адаптироваться. Согласно психоаналитической схеме, социальные санкции и нормы ограничивают возможности удовлетворения человеческих потребностей, вызывают фрустрационные состояния - сознательное, подсознательное ощущение лишения того, к чему стремишься.

2. Движение социального протеста ( радикальные действия личности и социальной группы в политике, культуре, в быту) рассматриваются как война поколений, как поколенческий протест детей против отцов, вызванный остротой переживания детьми “эдипова конфликта”.Интерес к проблеме взаимоотношения поколений связан с попытками американских психологов объяснить культурно-исторические и причины студенческих молодёжных волнений в мае 1968 года в Париже и Нью-Йорке. Например, в работах американских психоисториков Л.Фойера, П.Левенберга, Г.Дикса, радикальные социально-политические и культурные движения рассматриваются с позиций классического психоанализа как специфические проявления конфликта поколений.

3. Причина популярности революционного лидера, массового преклонения, подчинения и обожествления политика ( эффект “харизмы”) объясняется специфичностью собственного психологического опыта революционного лидера ( повышенная агрессивность, деструктивность, фиксация на юношеской стадии развития, острота переживания “эдиповой ситуации”, перенос либидозных эффектов в область социальных отношений, на революционную идеологию ) активизирует агрессивные невротические тенденции масс.

4. Направленность революционных изменений, содержание революционной идеологии интерпретируется с точки зрения активности “бессознательного” (неосознаваемых желаний, фантазий и др.), выражающееся в системе деструктивных революционных действий, в революционной символике, языке, обрядах и революционных ритуалах. “Все революционные изменения имеют общий базис - они возникают в форме личных фантазий-желаний. Прогрессия всегда одинакова: желания, которые до этого подавлялись, становятся осознанными, сисетематически кодифицируются и ведут к социальным акциям, направляемым на фундаментальные изменения ценностей, служащих для организации поведения внутри социальной системы”

Психобиографический метод.

Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии.

Первоначально психобиография, как специфическая система методов, возникла в рамках психоанализа З.Фрейда, которому принадлежат образцы психологических биографий ярких деятелей мировой культуры и истории (Леонардо да Винчи, Ф.М.Достоевский, президент США Вудро Вильсон). Дальнейшее развитие получила в трудах его последователей — неофрейдистов («Молодой Лютер» Э.Эриксона, психологический портрет Гитлера в теории деструктивности Э.Фромма). На основе психобиографического подхода сложилось особое направление — психоистория, у истоков которого стоял Э.Эриксон. К этой же группе исследований могут быть отнесены «патографии» великих людей, начиная со знаменитой работы Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство».

Психобиография призвана составить психологическое описание жизненного пути, объяснить причины действия исторической личности, используя для этой цели психологический инструментарий (психологические теории личности, психологические понятия). Психобиография является основным на сегодняшний день способом изучения влияния психологических особенностей личности исторического деятеля на ход исторического процесса. Психобиография не только выражает, но и реализует идею соотнесения истории человека и истории человечества и является адекватным методом психологической интерпретации истории.

Психобиография является наиболее распространенной практикой применения психоаналитической процедуры в психоисторических исследованиях (Б.Мэзлиш, Г.Вильсон, П.Левенберг, Р.Бинион). Для установления причинной связи между детским опытом субъекта и его поведением в зрелом возрасте, для получения сведений о перенесенных исторической личностью в раннем детстве психотравмах исследователи полагаются на информацию, содержащуюся в письмах, дневниках, биографиях и автобиографиях, в документах и медицинских картах.

 

12. Психологическая характеристика мезолита и магической практики.

Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia - волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религии. Одни ученые, как известный английский религиовед и эхолот Джеймс Фрэзер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Исследуя культы первобытных и древних народов, он составил классификацию магических приемов, выводя их из психологических представлений.

Магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное.

Первобытные магические обряды трудно отграничить от инстинктивных или рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других - имитативного. К первым относится, например, лечебная магия, ко вторым - метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии - охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Человек на охоте больше, чем где либо, чувствует себя во власти стихийных сил, а порой и ощущает свою беспомощность.

Специфические корни разных видов магии - в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным. Порождением охотничьего отношения к миру можно назвать магию - самую первую знаково-культурную систему организации психики. Впрочем, большинство авторов признают, что магия - это древнейшее верование и одновременно - действие.

Палеолитические изображения - это аксессуары ритуала. Охотничья магия репетирует появление добычи и овладение ею. Магический образ создает вторую реальность, которая воспринимается как подлинная, первая реальность. Мышление, орудующее повторениями, является предпосылкой к тотемистическому мировоззрению, в котором человек и окружающая действительность, коллектив и индивидуальность слиты, а в силу этой слитности общество, считающее себя природой, повторяет в своей повседневности жизнь этой самой природы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь