Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предпосылки возникновения исторической психологии.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Історична психологія. Питання. Оганова Діана Предпосылки возникновения исторической психологии. Возникновение исторической психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с формированием и распространением в общественном и научном сознании гуманистического восприятия истории, идеи социокультурной обусловленности психических процессов и свойств, культурно-исторического своеобразия личности, а также с идеей исторического измерения психологических явлений. Перечисленные мировозренческие предпосылки исторической психологии сложились в результате развития в гуманитарных науках Х1Х в. определенных философских и научных тенденций. 1. В научном сознании Х1Х в. прочно утверждается представление об истории как о процессе общественного развития и начинает активно применяться принцип историзма. Использование исторического метода приводит к расширению временных и дисциплинарных рамок исследования социальных и психологических явлений. Важнейшим в исторической науке становится вопрос о законах исторического процесса, для чего выявляются биологические, климатические, географические и психологические факторы исторического процесса. 2. К середине Х1Х в. изменяется объект социально-исторических исследований: сфера интересов смещается в область массовых движений. Появляются представления о народе как об исторической индивидуальности, которая порождает язык, право, нравы и является аналогом личности. Отдельная личность рассматривается частица коллектива, индивид как носитель его свойства. 3. Интерес для ученых стало представлять психологическая деятельность человека, выступающая в качестве фактора общественного развития. 4. Анализ первобытных культур, открытых археологией и этнографией в Х1Х в., изучение обычаев, культуры, языка, искусства различных народов и эпох, закрепленных в научном и обыденном сознании идею культурно-исторических и психических различий людей и обществ в различные исторические эпохи. Первые исследования принадлежат Х.Штейнталю и М.Лацарусу. Народная психология целью которой было изучение методами психологической, филологической, исторической и философской наук феномена “народного духа”. “Народный дух” рассматривался как особый склад мыслей и чувств, свойственный данному народу, и проявляющийся в народной жизни в совместных действиях людей, составляющих данную общность. Объектами “народной психологии” считались мифология, религия, культура, наука, народное творчество и обычаи, для изучения которых проводились аналогии с психическими процессами. Понятием “народный дух” обозначается сходство, одинаковость сознания множества людей, которое возникает “сперва из многих внешних условий одинакового происхождения и близости места жительства. Но еще важнее, - считают создатели народной психологии, - что через одинаковость рождения судьбы должны быть одинаковы”. 2. Законы коллективной рефлексологии (В.М.Бехтерев). Внимание русских психологов к проблемам социального поведения людей, к вопросам о психологических причинах массовых социальных движений в значительной мере было вызвано развитием революционного движения в России. Наиболее последовательно идея психологической обусловленности исторических действий разработана В.М.Бехтеревым, который рассматривал историю общества как " главным образом, историю коллективных человеческих деяний". В его работах такая традиционная для историков проблематика, как массовые социально-политические и экономические движения, революции, восстания, войны квалифицируются в качестве групповых действий и становятся объектом психологического исследования. Интерпретация массовых социальных действий, имеющих историческое значение, согласно законам индивидуального поведения, означает, по сути, использование бихевиористской объяснительной модели. Наиболее ярко эта тенденция выражена в фундаментальном труде В.М.Бехтерева " " (1921 г.). Предметом изучения становятся психологические механизмы (" рефлексологическая подготовка" ) исторических явлений, которые не могли бы начаться без психологической подоплеки. Хотя в большинстве из 23 законов коллективной рефлексологии для объяснения исторических действий использованы психофизиологические, физические и механические модели, принципиально новым для изучения историко-психологических закономерностей являются приемы исследования исторических явлений и обнаружение некоторых психологических механизмов массовых действий. Поведение субъекта исторического процесса (социальной группы, личности) в конкретно-исторической ситуации в значительной степени обусловлено предшествующим опытом, историей взаимодействия человека и общества, историей жизни субъекта. Это положение было сформулировано В.М.Бехтеревым как " Закон общественной наследственности", который связывает настоящую деятельность социальных коллективов с прошлым опытом, переданным через воспитание и традиции. " Закон общественной наследственности в своей основе включает в себя установление зависимых отношений между общественными событиями настоящего времени и прошлыми", - пишет В.М.Бехтерев, -" каждый социальный индивид имеет свою физиономию и свои личные особенности, которые передаются из поколения в поколение в качестве доминантных признаков (язык, религия, дух партийности, характер определенной среды, ее обычаев и привычек, коллективное выражение индивидуальных качеств коллектива). По мнению В.М.Бехтерева общественный коллектив не может быть исследован без исторического освещения. Проявления социальной активности людей рассматриваются в зависимости от исторических условий: для понимания массовых социальных движений необходимо выявлять не только социально-психологические, но и социальные, экономические, культурные и бытовые причины. Массовидные психологические явления, характеризующиеся сходством переживаемых психических состояний, социального поведения для некоторого множества членов общетсва, - типичный для психологических исследований Х1Х в. объект.
Социальная психоистория Направление психоистории, объектом исследования которого является психоистория социальной группы, называется социальной психоисторией. В рамках этого направления психоисторических исследований изучается мотивация группового поведения (Ф.Вейнстейн, Дж.Плэтт, Р.Берингер, П.Левенберг, К.Кенистон). В исследованиях по социальной психоистории также широко используются психоаналитические модели для объяснения группового поведения, массовых социальных движений (Л.Хотт, Ю.Метвин, А.Улам ), также в этой области психоисторики пробуют возможности иных, преимущественно социально-психологических концепций, например, теории когнитивного диссонанса. Наиболее эффективным в социальной психоистории оказалось использование психоанализа для объяснения и описания социальных революций (Б.Мэзлиш, Ю.Метвин, Дж.Талмон, Р.Лифтон, Дж.Плэтт, Ф.Маунт, Р.Харлоу, В.Вольфенстейн, Г.Бичевский). Становление психоистории революции связано с психоаналитическими принципами объяснения группового социального поведения. Психоаналитический метод как основа для изучения социальных радикальных движений сводится к следующим принципам. 1.Иррациональные влечения, неосознаваемые психические состояния, бессознательные враждебные инстинкты рассматриваются как основа революционного поведения личности и социальной группы. Агрессивные реакции индивидуального и коллективного характера являются следствием массового невроза, вызванного социальным давлением на человека. Современное насилие - это, в большинстве случаев, своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода давящих на нее стрессовых факторов и условий социальной жизни, к которым ей часто бывает трудно адаптироваться. Согласно психоаналитической схеме, социальные санкции и нормы ограничивают возможности удовлетворения человеческих потребностей, вызывают фрустрационные состояния - сознательное, подсознательное ощущение лишения того, к чему стремишься. 2. Движение социального протеста ( радикальные действия личности и социальной группы в политике, культуре, в быту) рассматриваются как война поколений, как поколенческий протест детей против отцов, вызванный остротой переживания детьми “эдипова конфликта”.Интерес к проблеме взаимоотношения поколений связан с попытками американских психологов объяснить культурно-исторические и причины студенческих молодёжных волнений в мае 1968 года в Париже и Нью-Йорке. Например, в работах американских психоисториков Л.Фойера, П.Левенберга, Г.Дикса, радикальные социально-политические и культурные движения рассматриваются с позиций классического психоанализа как специфические проявления конфликта поколений. 3. Причина популярности революционного лидера, массового преклонения, подчинения и обожествления политика ( эффект “харизмы”) объясняется специфичностью собственного психологического опыта революционного лидера ( повышенная агрессивность, деструктивность, фиксация на юношеской стадии развития, острота переживания “эдиповой ситуации”, перенос либидозных эффектов в область социальных отношений, на революционную идеологию ) активизирует агрессивные невротические тенденции масс. 4. Направленность революционных изменений, содержание революционной идеологии интерпретируется с точки зрения активности “бессознательного” (неосознаваемых желаний, фантазий и др.), выражающееся в системе деструктивных революционных действий, в революционной символике, языке, обрядах и революционных ритуалах. “Все революционные изменения имеют общий базис - они возникают в форме личных фантазий-желаний. Прогрессия всегда одинакова: желания, которые до этого подавлялись, становятся осознанными, сисетематически кодифицируются и ведут к социальным акциям, направляемым на фундаментальные изменения ценностей, служащих для организации поведения внутри социальной системы” Психобиографический метод. Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии. Первоначально психобиография, как специфическая система методов, возникла в рамках психоанализа З.Фрейда, которому принадлежат образцы психологических биографий ярких деятелей мировой культуры и истории (Леонардо да Винчи, Ф.М.Достоевский, президент США Вудро Вильсон). Дальнейшее развитие получила в трудах его последователей — неофрейдистов («Молодой Лютер» Э.Эриксона, психологический портрет Гитлера в теории деструктивности Э.Фромма). На основе психобиографического подхода сложилось особое направление — психоистория, у истоков которого стоял Э.Эриксон. К этой же группе исследований могут быть отнесены «патографии» великих людей, начиная со знаменитой работы Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство». Психобиография призвана составить психологическое описание жизненного пути, объяснить причины действия исторической личности, используя для этой цели психологический инструментарий (психологические теории личности, психологические понятия). Психобиография является основным на сегодняшний день способом изучения влияния психологических особенностей личности исторического деятеля на ход исторического процесса. Психобиография не только выражает, но и реализует идею соотнесения истории человека и истории человечества и является адекватным методом психологической интерпретации истории. Психобиография является наиболее распространенной практикой применения психоаналитической процедуры в психоисторических исследованиях (Б.Мэзлиш, Г.Вильсон, П.Левенберг, Р.Бинион). Для установления причинной связи между детским опытом субъекта и его поведением в зрелом возрасте, для получения сведений о перенесенных исторической личностью в раннем детстве психотравмах исследователи полагаются на информацию, содержащуюся в письмах, дневниках, биографиях и автобиографиях, в документах и медицинских картах.
12. Психологическая характеристика мезолита и магической практики. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia - волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религии. Одни ученые, как известный английский религиовед и эхолот Джеймс Фрэзер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Исследуя культы первобытных и древних народов, он составил классификацию магических приемов, выводя их из психологических представлений. Магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное. Первобытные магические обряды трудно отграничить от инстинктивных или рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии. Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других - имитативного. К первым относится, например, лечебная магия, ко вторым - метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии - охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья. Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Человек на охоте больше, чем где либо, чувствует себя во власти стихийных сил, а порой и ощущает свою беспомощность. Специфические корни разных видов магии - в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы. Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным. Порождением охотничьего отношения к миру можно назвать магию - самую первую знаково-культурную систему организации психики. Впрочем, большинство авторов признают, что магия - это древнейшее верование и одновременно - действие. Палеолитические изображения - это аксессуары ритуала. Охотничья магия репетирует появление добычи и овладение ею. Магический образ создает вторую реальность, которая воспринимается как подлинная, первая реальность. Мышление, орудующее повторениями, является предпосылкой к тотемистическому мировоззрению, в котором человек и окружающая действительность, коллектив и индивидуальность слиты, а в силу этой слитности общество, считающее себя природой, повторяет в своей повседневности жизнь этой самой природы.
Історична психологія. Питання. Оганова Діана Предпосылки возникновения исторической психологии. Возникновение исторической психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с формированием и распространением в общественном и научном сознании гуманистического восприятия истории, идеи социокультурной обусловленности психических процессов и свойств, культурно-исторического своеобразия личности, а также с идеей исторического измерения психологических явлений. Перечисленные мировозренческие предпосылки исторической психологии сложились в результате развития в гуманитарных науках Х1Х в. определенных философских и научных тенденций. 1. В научном сознании Х1Х в. прочно утверждается представление об истории как о процессе общественного развития и начинает активно применяться принцип историзма. Использование исторического метода приводит к расширению временных и дисциплинарных рамок исследования социальных и психологических явлений. Важнейшим в исторической науке становится вопрос о законах исторического процесса, для чего выявляются биологические, климатические, географические и психологические факторы исторического процесса. 2. К середине Х1Х в. изменяется объект социально-исторических исследований: сфера интересов смещается в область массовых движений. Появляются представления о народе как об исторической индивидуальности, которая порождает язык, право, нравы и является аналогом личности. Отдельная личность рассматривается частица коллектива, индивид как носитель его свойства. 3. Интерес для ученых стало представлять психологическая деятельность человека, выступающая в качестве фактора общественного развития. 4. Анализ первобытных культур, открытых археологией и этнографией в Х1Х в., изучение обычаев, культуры, языка, искусства различных народов и эпох, закрепленных в научном и обыденном сознании идею культурно-исторических и психических различий людей и обществ в различные исторические эпохи. Первые исследования принадлежат Х.Штейнталю и М.Лацарусу. Народная психология целью которой было изучение методами психологической, филологической, исторической и философской наук феномена “народного духа”. “Народный дух” рассматривался как особый склад мыслей и чувств, свойственный данному народу, и проявляющийся в народной жизни в совместных действиях людей, составляющих данную общность. Объектами “народной психологии” считались мифология, религия, культура, наука, народное творчество и обычаи, для изучения которых проводились аналогии с психическими процессами. Понятием “народный дух” обозначается сходство, одинаковость сознания множества людей, которое возникает “сперва из многих внешних условий одинакового происхождения и близости места жительства. Но еще важнее, - считают создатели народной психологии, - что через одинаковость рождения судьбы должны быть одинаковы”. 2. Законы коллективной рефлексологии (В.М.Бехтерев). Внимание русских психологов к проблемам социального поведения людей, к вопросам о психологических причинах массовых социальных движений в значительной мере было вызвано развитием революционного движения в России. Наиболее последовательно идея психологической обусловленности исторических действий разработана В.М.Бехтеревым, который рассматривал историю общества как " главным образом, историю коллективных человеческих деяний". В его работах такая традиционная для историков проблематика, как массовые социально-политические и экономические движения, революции, восстания, войны квалифицируются в качестве групповых действий и становятся объектом психологического исследования. Интерпретация массовых социальных действий, имеющих историческое значение, согласно законам индивидуального поведения, означает, по сути, использование бихевиористской объяснительной модели. Наиболее ярко эта тенденция выражена в фундаментальном труде В.М.Бехтерева " " (1921 г.). Предметом изучения становятся психологические механизмы (" рефлексологическая подготовка" ) исторических явлений, которые не могли бы начаться без психологической подоплеки. Хотя в большинстве из 23 законов коллективной рефлексологии для объяснения исторических действий использованы психофизиологические, физические и механические модели, принципиально новым для изучения историко-психологических закономерностей являются приемы исследования исторических явлений и обнаружение некоторых психологических механизмов массовых действий. Поведение субъекта исторического процесса (социальной группы, личности) в конкретно-исторической ситуации в значительной степени обусловлено предшествующим опытом, историей взаимодействия человека и общества, историей жизни субъекта. Это положение было сформулировано В.М.Бехтеревым как " Закон общественной наследственности", который связывает настоящую деятельность социальных коллективов с прошлым опытом, переданным через воспитание и традиции. " Закон общественной наследственности в своей основе включает в себя установление зависимых отношений между общественными событиями настоящего времени и прошлыми", - пишет В.М.Бехтерев, -" каждый социальный индивид имеет свою физиономию и свои личные особенности, которые передаются из поколения в поколение в качестве доминантных признаков (язык, религия, дух партийности, характер определенной среды, ее обычаев и привычек, коллективное выражение индивидуальных качеств коллектива). По мнению В.М.Бехтерева общественный коллектив не может быть исследован без исторического освещения. Проявления социальной активности людей рассматриваются в зависимости от исторических условий: для понимания массовых социальных движений необходимо выявлять не только социально-психологические, но и социальные, экономические, культурные и бытовые причины. Массовидные психологические явления, характеризующиеся сходством переживаемых психических состояний, социального поведения для некоторого множества членов общетсва, - типичный для психологических исследований Х1Х в. объект.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы