Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОДИЧНОМ КРУГЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ.



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОДИЧНОМ КРУГЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ.

Годовой богослужеб. круг – тематическая послед. богослужений в теч. года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужеб. круг - связанный с солнеч. календарем – вкл. богослужение неподвижных двунадесятых и др. празд. и каждоднев. празднования святых. Подвижный годовой богослужеб. круг – связанный с лунным календарем – вкл. богослужения ВП (и трех предшествующих недель) и 50-цы. Из всех празд. самым большим явл. Пасха.

Бывает в году двенадцать великих празд., установ. в честь Господа нашего И.Х. и Б.М., котор. назыв. 12-ми.

Есть празд. и в честь великих св. и в честь бесплот. Сил небесных – Ангелов.

Потому все празд. в году по своему содерж. делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования они делятся на неподвиж., которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвиж., котор. хотя быв. в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месс. в соответ. с временем праздн. Пасхи. По торжеств. Церков. службы празд. делятся на великие, средние и малые.

Великие празд. всегда имеют всенощ. бдение; средние же праздники – не всегда.

Богослужебный церков. год начин. 1 сент. Ст. ст., а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празд. Пасхи.

Службы неподвиж. Год. Богослуж. круга содержатся в минеях, подвиж. – в Триоди Пост. (Вел. поста) и Триоди Цвет. (50-цы). Соед. Подвиж. и неподвиж. годовых богослужеб. кругов осуществ. при пом. приводимых в уставе Марковых глав.

Богослуж. каждого дня представ. собой соед. почти неменяющейся основы из молитвословий суточ. Богослужеб. круга с изменяемыми молитвословиями, связ. с богослужеб. тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Пост. или Цвет.), причем во время ВП и 50-цы молитвословия из Окт. почти не использ.

ВЕЛИКИЕ НЕДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ.

Кроме двунадесятых праздников Православной Церкви есть еще и Великие (недвунадесятые) праздники:

1. Обрезание Господне и память свт. Василия Великого 14 января
2. Рождество св. Иоанна Предтечи 7 июля
3. Святых первоверхов. апп. Петра и Павла 12 июля
4. Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября
5. Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ.

12-е праздники – 12 важнейших после Пасхи церков. празд. Посвящ. событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургич. принципу внутри год. круга эти празд. раздел. на две категории:

Неподвижные празд.: они всегда приходятся на строго опред. число мес., вне завис. от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся 9 двунадесятых церков. празд.

12-е неподвиж. Празд.:

1. Рождество Б.М. 21 сентября
2. † Воздвиж. Креста Господня (40 дн. от Преображения) 27 сентября
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
4. † Рождество Христово 7 января
5. † Богоявление, или Крещение Господне 19 января
6. † Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
7. Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля
8. † Преображение Господне 19 августа
9. Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвиж. праздн. Подвиж. часть церков. календ. перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи.

12-е переход. Празд.:

1. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи)
2. Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
3. День Святой Троицы. 50-Ца. (на 50-й день после Пасхи)

12-е празд. имеют по 1 дню предпразд., за исключ. Р.Х., котор. имеет 5 дней предпразд. и Богоявления, имеющего 4 дня предпразд.

Число дней попразд. бывает неодинаковым – от 1 до 8 дн., смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.

Некотор. из Господ. празд. предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскр. днями).

Службы 12-х празд. неподвиж. круга наход. в Минеях месяч.. Службы 12-х празд. подвиж. круга наход. в Триодях – Пост. и Цвет.

На празд. всенощ. всех 12-х празд.служится лития.

В день великого празд. соверш. Всенощ. бдение. У каждого 12-го празд. и Пасхи сущ. предпразд., попразд. и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверх. апп. Петра и Павла предпразд., попразд. и отдания нет.

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

История: Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в I веке епископ Антиохийский Еводий34, в IV веке — блаженный Иероним, а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские. На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.
      Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока. Со времени Введения во храм Пресвятой Богородицы начали осуществляться пророчества о нашем спасении: «Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы», уготованной быть Материю Божией58 и посредницей радости для мира59; «прежде век пронареченной Матери и в последняя лета явльшейся Богородицы»60.
      Пророчество Давида сбылось на Чистой Деве (Пс. 44: 15)61 как чистом приношении всего человечества Богу, принявшему этот дар и жертву от людей: «Сказати хотя (желая показать) Господь языком (народам) Свое спасение, Неискусобрачную (Деву) ныне от человек прият (как дар), примирения (в) знамение и обновления»62.

Ос-ти: На великой вечерне читаются три паремии. В первой паремии (Исх. 40: 1-5, 9-10, 16: 34-35) в образе Ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии — ибо Дух Святой осенял Пресвятую Деву, скинию воплощения Господа.
      Во второй паремии (3 Цар. 8: 1, 3-7, 9-11) Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы — кивота Завета Господня, который по освящении Соломонова храма священники внесли во Святая Святых под осенение Херувимов. В третьей паремии (Иезек. 43: 27, 44: 1-4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата.
      На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника. На утрене по полиелее величание. Канонов два. Катавасия: «Христос раждается, славите» (ирмосы ближайшего по времени праздника — Рождества Христова). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припев и ирмос.
      Припев: Ангели вхождение Пречистый зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.
      Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных). Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.
      Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии. Далее к тропарям первого канона, ирмосу и тропарям второго канона прилагаются свои особые припевы.
      На Литургии, как обычно в двунадесятые Богородичные праздники, — прокимен, Апостол, Евангелие и причастен праздника (в воскресенье — в соединении с воскресными). Вместо «Достойно» поется задостойник.
      Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника — 25 ноября/8 декабря.
      Служба на отдание соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святым священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому.
      Со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) по 31 декабря (13 января нового стиля — отдание праздника Рождества Христова. — Ред.) на утрене в воскресные и праздничные дни, имеющие бдение, полиелей или великое славословие, поется катавасия: «Христос раждается, славите» (рядовая, после всех песней).

Вопрос №7. Успение Пресвятой Богородицы.

Вопрос №8. Сретение Господне.

Вопрос №9. Преображение Господне.

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ПЛОДОВ

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник совершает каждение плодов, затем читает молитву «во причащении гроздия» («Благослови, Господи») и молитву («Владыко Господи Боже наш») «о приносящих начатки овощей» (см. в Малом и Большом Требнике), после чего, при пении тропаря, окропляет плоды святой водой326. Затем — «Буди Имя Господне» и отпуст праздника. В Успенском соборе Московского Кремля освящение плодов совершалось после отпуста Литургии. Особенностью дня самого праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см. Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в самый день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и, как сказано выше, поется великий прокимен.

ВЫНОС КРЕСТА

      Во время великого славословия священник в полном облачении вместе с диаконом трижды совершает каждение вокруг святого Престола, на котором лежит Святой Крест.
      По окончании великого славословия священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед Престолом и во время пения особым напевом последнего «Святый Боже» поднимает Крест на главу. Обходя вокруг Престола, он исходит северными дверями в предшествии свещеносцев и диакона с кадилом и идет до царских врат.
      После окончания пения Трисвятого священник возглашает в царских вратах: «Премудрость, прости». Хор (трижды): «Спаси, Господи, люди Твоя».
      Крест обычно износится на середину храма. Священник полагает его на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. После этого, если не совершается чин Воздвижения, он поет тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» (трижды), творя земной поклон после каждого пения тропаря. То же поет хор.
      Затем совершается поклонение Кресту и целование его во время пения стихир на поклонение Кресту. Диакон произносит ектению «Помилуй нас, Боже»

Рождество Христово.

Крещение Господне.

ВЕЧЕРНЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ

      Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной Недели. Сыропустное воскресенье называется также Прощеным воскресеньем.
      Сообразно с читающимся в последний день перед Великим Постом (в воскресенье сыропустное) Евангелием, призывающим нас простить согрешения ближним и примириться со всеми, в древние времена египетские пустынники собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы. Они испрашивали друг у друга прощения и благословения и при пении пасхальных стихир — как бы в воспоминание ожидаемой Пасхи Христовой — расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов на все время Четыредесятницы. Возвращались они только к Неделе Ваий.
      В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме.
      Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:
      Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта).
      По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш».
      Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом.
      После входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2 и 4 Недели Великого Поста. В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами).
      После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне — ектения «Рцем вси»). Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение).
      После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря: «Богородице Дево, радуйся»; «Слава»: «Крестителю Христов»; «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли». Затем чтец читает: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Чтец: «Небесный Царю». И священник читает молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
      После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Затем священник произносит «совершенный» (полный) отпуст.
      В некоторых местах существует обычай: на вечерне в прощеное воскресенье вместо обычного отпуста священник, обратившись к народу, читает молитву «Владыко Многомилостиве». При этом народ преклоняет колена до земли. Молитва эта помещена в конце великого повечерия, есть она и в последовании полунощницы в Служебниках Киевского издания. После окончания этой молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли. Народ отвечает также земным поклоном, а затем прикладывается ко Кресту, который держит священник в руках386.

ЧИН ПРОЩЕНИЯ

      В сыропустное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин, или обряд прощения. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».
      Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.
      Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

Страстная седмица Пн-Чт.

Триодь Цветная

Триодь Цветная содержит в себе молитвословия, прославляющие Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся после Христова Воскресения. Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и простирается до Недели Всех Святых. Греческое название ее — Пентикостарион (Пятидесятница).
      Триодь называется Цветной потому, что в древности иногда излагала вместе последование Страстной седмицы и Недели Ваий, именуемой также Цветоносной; первоначальное название Триоди Цветной объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем появления цветов, которые служат прекрасным символом духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди. Триодь Цветная, по построению, подобна Постной Триоди, а также отчасти Октоиху. В Триодь Цветную входят частично и песнопения Октоиха с прямым указанием, какого гласа эти песнопения поются в каждую седмицу и Неделю.
      Главнейшие воспоминания, которым посвящено богослужение Цветной Триоди, относятся к трем важнейшим событиям: Воскресению Христову, Вознесению Господню и Сошествию Святого Духа на апостолов. Вес дни от Пасхи до Пятидесятницы по отношению к этим праздникам можно назвать днями предпразднства или попразднства. Поэтому по особенностям богослужения весь период пения Цветной Триоди разделяется на три отдела:
      1. Пасхальная седмица;
      2. Недели после Пасхи — от Недели апостола Фомы до отдания Пасхи;
      3. Недели от отдания Пасхи до Вознесения Господня и от Вознесения Господня до Недели Всех Святых.
      Цветная Триодь как собрание творений многих песнотворцев, живших в разное время, формировалась в течение V-XIV вв. Много песнопений Цветной Триоди, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных творений — канон на Святую Пасху, принадлежат святому Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же отцам, которые составили Постную Триодь, — святым Феодору и Иосифу Студитам, но и после них Триодь пополнялась до XIV века.

Вознесение Господне.

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.
      Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа — в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1: 1-12; Мк. 16: 9-20; Лк. 24: 36-53). Этот день всегда приходится на четверг 6 седмицы после Пасхи. Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше обоженное и одухотворенное587 человеческое естество величайшей чести и славы — «милостивно вознес» его. Таким образом, «седением с Отцем почтеся наше отпадшее естество»588.

Пятидесятница.

Неделя Всех святых.

Неделя Русских святых.

На Всероссийском Поместном Соборе» 1917—1918 гг. восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста (в Неделю вторую по Пятидесятнице). Цель праздника — в один определенный день соединиться всем верным чадам Русской Православной Церкви в прославлении угодников Божиих — явленных и не явленных, просиявших на Русской земле.Служба совершается по особой книге: «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим», изданной при патриархе Тихоне в 1918 г. и Московской Патриархией в 1946 г. (см. «Богослужебные указания на 1950 год». Ч. 2).

Петров Пост.

Через неделю после Пятидесятницы — с понедельника после Недели Всех святых — начинается пост Апостольский, называемый также Петровым постом, который установлен перед праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). Это пост установлен Церковью для подражания примеру апостолов, которые по принятии даров Святого Духа постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия (Деян. 13: 2-3.), а также чтобы подвигом поста соделать и нас достойными сообщенных нам даров Святого Духа и утвердить в нас эти благодатные дары.
      О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в «Апостольских Постановлениях». Продолжительность поста бывает различной. В зависимости от того, когда случится Пасха, этот пост бывает длиннее или короче. При наибольшей продолжительности этот пост имеет шесть недель; при наименьшей — неделю с одним днем (начало Петрова поста бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня ст. ст.).
      По определению Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 гг. в Петров, Успенский и Рождественский посты, в дни, не отмеченные в Уставе никаким праздником (до службы «на 6» включительно), — поется «Аллилуиа» с поклонами и молитвой святого Ефрема Сирина, как указано в 9 главе Типикона в последовании перед 15 ноября.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОДИЧНОМ КРУГЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ.

Годовой богослужеб. круг – тематическая послед. богослужений в теч. года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужеб. круг - связанный с солнеч. календарем – вкл. богослужение неподвижных двунадесятых и др. празд. и каждоднев. празднования святых. Подвижный годовой богослужеб. круг – связанный с лунным календарем – вкл. богослужения ВП (и трех предшествующих недель) и 50-цы. Из всех празд. самым большим явл. Пасха.

Бывает в году двенадцать великих празд., установ. в честь Господа нашего И.Х. и Б.М., котор. назыв. 12-ми.

Есть празд. и в честь великих св. и в честь бесплот. Сил небесных – Ангелов.

Потому все празд. в году по своему содерж. делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования они делятся на неподвиж., которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвиж., котор. хотя быв. в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месс. в соответ. с временем праздн. Пасхи. По торжеств. Церков. службы празд. делятся на великие, средние и малые.

Великие празд. всегда имеют всенощ. бдение; средние же праздники – не всегда.

Богослужебный церков. год начин. 1 сент. Ст. ст., а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празд. Пасхи.

Службы неподвиж. Год. Богослуж. круга содержатся в минеях, подвиж. – в Триоди Пост. (Вел. поста) и Триоди Цвет. (50-цы). Соед. Подвиж. и неподвиж. годовых богослужеб. кругов осуществ. при пом. приводимых в уставе Марковых глав.

Богослуж. каждого дня представ. собой соед. почти неменяющейся основы из молитвословий суточ. Богослужеб. круга с изменяемыми молитвословиями, связ. с богослужеб. тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Пост. или Цвет.), причем во время ВП и 50-цы молитвословия из Окт. почти не использ.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь