Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные теории общественного мнения
Теория общественного мнения –совокупность философских, социологических, политологических, психологических взглядов и концепций, имеющих целью изучение закономерностей и механизмов возникновения, формирования, изменения в процессе существования и развития общества такого феномена, как общественное мнение. Под общественным мнением теория общественного мнения понимает оценочные суждения о проблемах, событиях и фактах объективной действительности отдельных групп людей, общества в целом. Теория общественного мнения начала формироваться в 19 веке, и своим развитием обязана трудам таких исследователей, как Г. Тард, У. Липман и А. Л.
Лоуэлл, хотя термин «общественное мнение» встречается впервые еще у Монтеня. Тард считал, что в результате неких духовных процессов и общения формируется публика, порождающая общественное мнение. Лоуэлл изучал проблемы соотношения мнений большинства и меньшинства, формы выражения и границы компетентности общественного мнения. Липман ввел в теорию общественного мнения такое понятие, как «стереотипы», то есть упрощенные представления, внутренне присущие человеческому общению. Современные концепции теории общественного мнения основное внимание уделяют внешним факторам, влияющим на мнение человека и общества в целом. ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕОРИИ КОНТ. Родоначальников первых теорий ом был Огюст Конт. Ставил вопрос: на чем базируется порядок в обществе? Что заставляет людей вести себяопределенным образом. Понятие консенсус (согласие). Люди должны быть солидарны по базовым вопросам, чтобы сосуществовать вместе. Духовные скрепы, вокруг которых вращается консенсус: 1. Все должны быть альтруистами (помогать ближнему)
2. Без подсознательных чувств, симпатии, невозможно была бы дружба и семьи. Типы сознания, возникающие в особые периоды развития общества:
1. Кризисное сознание.
2. Мобилизационное сознание. ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)—крупнейший французский социологклассического периода развития социологии. Согласно Дюркгейму, из простой совокупности индивидов общество возникает благодаря существованию социальной солидарности — взаимодействию индивидуальных сознаний. Социальная солидарность —это то, что скрепляет и сплачивает индивидов вединое целое. Общество держится на солидарности ( механическая - первобытное общество, не разногласий по большинству вопросов, одинаково мыслят по всем вопросам, нет индивидуализации, люди как часть большого целого; органическая - люди нуждаются друг в друге подобно всем органам в организме. У каждого своя роль и заслуги. В периоды усложнения общества происходит индивидуализация общества). Люди по своей природе бесконфликтны, им необходимо осознать нормы и они будут им следовать. Приоритет общественного над индивидуальным.
ПАРСОНС, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальнаясистема должна отвечать четырем основным функциональным требованиям: адаптация (adaptation) — чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ; · целедостижение (goal attainment) — выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность;
· интеграция (integration) — относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Посредством правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;
· удержание образца / протекание процесса (latency) — предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.
МАКС ВЕБЕР. Понятие идеальный тип: люди употребляют понятия, которые несуществуют (здоровый человек). Используется для сравнения. Классификация действий человека: 1. Традиционное действие (лишено рационализма, действуют без раздумий) 2. Аффективное действие (в состоянии аффекта, разум затуманен)
3. Целерациональное действие (расчетливое мышление. Ставиться цель и просчитываются отхвати алтыне пути достижения) 4. Ценностно рациональное действие (расчетливое мышление. Цель не
прагматическая, а создание некой ценности) Будут уменьшаться необдуманные действия, уступая место разуму. Типы власти:
1. Традиционная 2. Харизматическая
3. Легально-рациональная / демократическая
Ом играет колоссальную роль в обеспечении стабильности той или иной власти. Наименее стабильный типа - харизматический. Рутинизация харизмы.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1990; Нарушение авторского права страницы