Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ



ТАРД. " Общественное мнение и толпа".Выделяет специфического носителяобщественного мнения и называет его " паблик" (на русский - публика).

С точки зрения Тарда, слов паблик появляется тогда, когда люди охвачены общей сетью информации. Большую роль в возникновении паблик сыграла пресса. Тард считал, что паблик возник в Англии и Франции во время борьбы с буржуазией в 16 веке. (буржуазия привлекала на свою сторону элиту: купцов, знать и других)

Тард большой акцент делает на связь государственных преобразований с развитием ом и использованием его в полит борьбе. До появления паблик, была просто неорганизованная, стихийно-действующая толпа. Паблик, с точки зрения Тард, более интеллектуализированная форма организации.

Тард считал, что возникновению паблик способствовало рождение прессы. " Полит метеорология" . Толпа, с точки зрения тарда, существует и управляется за счет инстинктов, а манифестация терпелива и разумна.

Под публикой понимается общность людей, объединенных каким либо взглядом на мир, идеей или устремлением. Основной канал коммуникации - печатная пресса. Основным условием формирования публики выступает ощущение общности, сродства между индивидами. Члены публики не обязательно должны быть знакомы. В качестве базовой ценности информации из печатных изданий выделяется ее актуальность и своевременность. Только после появления технологий передачи мыслей и идей на расстояние не ограниченному кругу лиц создало почву для формирования публик. До возникновения СМИ, по Тарду, публик не существовало.

Толпа по Тарду это стихийное образование, социальный феномен, наполненный эмоциональной энергией различного толка. Основными каналами коммуникации для толп являются зрение и слух участвующих индивидов.

По мнению Тарда у всякой публики есть создатель, вдохновитель, лидер. Публики возникают вокруг идей созвучных с личными устремлениями большого числа людей, и, между тем, так или иначе преподнесенных им, навязанных творчеством публицистов, политиков или общественных деятелей.

 

Отличие от классических теорий: в классических теориях утверждается сила всеобщих норм и консенсуса для функционирования общества, общество могло быть не связано друг с другом общей информацией, договоренность по нормам. У Тарда локомотив - общественные институты, СМИ. Связывается с развитием институтов, который потом меняют нормы.

По мнению Тарда демократия связана с общественным мнением.

ДЖОРДЖ МИД. Человек впускает в себя мнения людей и нормы жизни. 4стадииакта взаимодействия: импульс и перцепция (связаны с механизмами формирования представлений о реакции представителей одного субъекта на действия другого), манипуляция, консумация (потребление).

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

 

Творцы общественного мнения – правящие классы В.КРАЙС. «с ростом политически активного публичного сектора, О.М.становится

формой политической власти - той, которая вместе с буржуазией оказалась в состоянии бросить вызов абсолютистскому правлению.

 

В статье" сложности ом" Описывает сложности понимания термина и феномена

 

" ом".

ДОРФ. С точки зрения Дорфа, формирует ом и управляет им аристократия.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ

У.ЛИППМАН считал, что«средний человек»не способен компетентно судить овсе усложняющихся в мире процессах, т.к. ему не хватает на это знаний и времени, постоянно указывая также на то, что в сознании так называемых «средних американцев» играют стереотипы – схематизированные, упрощенные и стандартизированные образы или представления об объектах, явлениях и процессах социальной реальности, отличающиеся высокой устойчивостью и ярко выраженной эмоциональной окраской. Это постоянно действующий и по сути определяющий фактор массового сознания.

Согласно У. Липпману, познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всѐ, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нѐ м в категории. Эти категории, — фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды.

Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде

повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т.д.И

так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и известного под названием «социальная реальность».

В результате, каждый человек в отдельности, может хорошо знать лишь небольшой фрагмент реальности, быть специалистом или экспертом только по каким-то узким узким проблемам. А опросы общественного мнения включают в себя вопросы заведомо более широкого тематического спектра. Поэтому получается, что на какой-то вопрос продуманные и обоснованные ответы могут давать лишь немногие респонденты, компетентные именно в этой проблеме. Критика опросного метода, становится для У. Липпмана отправной точкой, для разделения ом с мал. буквы и Общественного Мнения с бол. буквы:

1. общественное мнение с маленькой буквы, а точнее, общественные мнения, это то знание об окружающем мире, которое касается самих людей или интересно им, вытекающее из поведения других людей или всего того, что называется общественными событиями. В таких случаях люди используют распространенные среди других людей и заимствованные заготовки стереотипных схем, интерпретаций, морали и т. д., направляющих игру воображения и само видение событий.

 

2. Общественное Мнение с большой буквы это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени

 

групп, например, государственные деятели.

 

Начиная с этого разграничения, У. Липпман уже как социолог и политолог приступает к критике демократии, ранние теории которой наивно предполагают, что сами по себе общественные мнения максимизируют общественную полезность принимаемых политических решений. Отсюда, основная задача демократии сделать так, чтобы в современном ему обществе Общественное Мнение формировалось, влияло и учитывалось бы разумно и рационально, будьто сферы управления или политики.

Путем влияния на стереотипы, которые определяю общественные чувства, и являются распространителями ом, реализуются политичиские цели и достигается полит власть.

По мнению липпмана, ом становится важным в проблематичных ситуациях. Липпмпан говорил, что современная система демократии ошибочна. Он считал, что пресса- это регистратор событий, а не истина.

Липпман озвучивает следующие положение, наиболее адекватно описывающее процесс стериотипизации и раскрывающее его сущность:

  1. Человек сначала формирует представление об объекте, а затем " видит его". В силу чего, процесс социальной перцепции или восприятия, в большей степени зависит от имеющихся прообразов (стереотипов);

 

  1. Человек отождествляет наличествующую в опыте реальность и априорные стереотипы, в результате чего формирует картина мира, где в качестве " сущности" выступают замены воображения;

 

  1. Привычки, надежды, ценности и идеалы людей перемещаются в сферу идеальные объектов, порождающих свои эмпирические проявления, которые тоже являются результатами стериотипизации;

 

  1. Изменчивость стереотипов нивелируется установкой к действию, которая преимущественно ситуативна и зависит не столько от разума, сколько от бессознательных импульсов.

ОЛПОРТ И ПОСТМАН. Выделили шаблоны изменения содержания сообщениясоциальной и идеологической памяти. (слаживание, заострение, ассимеляция). Базовый закон слухов, отражающий зависимость их интенсивности от важности события или вопроса, неожиданных сведений о них. «Слухи распространяются

тогда, когда отраженные в них события важны для аудитории. а полученной относительные относительно них известия либо недостаточны, либо субъективно двусмысленны. Двусмысленность возникает, если известия, сообщения не ясны, противоречивы или недостаточны.

БОГАРДУС. Предложил шкалу социальной дистанции. (согласен иметьотношения с представителем другой рассы: В качестве сослуживцев, Второй полвины, Друга, Соседа)

БЛУМЕР И КУЛЛИ .когда происходит общественное обсуждение, люди имеютразные статусы. Создается тема, вокруг нее формируется паблик. доказали что структура паблик влияет на конечное общественное мнение.

ПОЛ ЛАЗЕРСФЕЛД. Пришел к выводу, что произошло рассоединениесоциологии и изучения ом, при опросах, связанных с политикой.

ДЖОРДЖ ЦАЛЛЕР Предпринял попытку создания модели формирования ом.(ситуативное мнение, например, человек говорит " я люблю ретро кино" после просмотра ретро фильма, но при просмотре комедийного фильма, его мнение может измениться). Цаллер формирует ряд аксиом, применимых для предлагаемой им модели формирования ом в сфере политики:

1. Об обусловленности восприимчивости к сообщениям, уровням когнитивной вовлеченности индивида

 

2. О критическом восприятии контекстных аргументов, несогласующихся с полит предрасположенностями людей,

 

3. об обратной зависимости скорости воспроизведения, представления, обсуждения, актуализации или обдумывания

 

4. О преимуществе тех опросов, которые доступны сознанию

ЭЛИЗАБЕТ НОЙМАН, спираль молчания, согласно которой люди, видя, чтодоминирующие общественные установки, распространяемые СМИ или их ближайшим социальным окружением, противоречат их собственной позиции, «замолкают», стараются избегать высказывать свою точку зрения, боясь оказаться в меньшинстве. И чем сильнее им кажется распространенной господствующая точка зрения, тем сильнее они «замолкают». Преодоление «спирали молчания» возможно за счет нейтрализации на коммуникативном поле идей порождающих социальные страхи или вброса в него более сильных политических идей.

АЛЬФРЕД СОВИ. Различает два вида общественного мнения: Открытое иГлубинное. Пример Люди собираются ухать из Страны Открытое: 30 % хотят уехать, Глубинное: объяснение причин, почему эти 30 процентов хотят уехать.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь