Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности микенской цивилизации



В отличие от Крита микенская Греция никогда не была единым государством. Микенская Греция с самого начала была раздроблена на целую систему независимых друг от друга мощных центров. Это, прежде всего, сами Микены в Арголиде, именно поэтому название-то и было дано: так называемые Златообильные Микены. Рядышком располагается. Микенский Коринф. Песчаный Пилос, родина Нестора. Фивы, связанные со многими мифологическими сюжетами в греческой мифологии. Микенские Афины. Микенский Орхомен и т.д. и т.д. В общем, этих государств было порядка трёх десятков (но это, конечно, меньше, чем потом возникнет полисов, но всё равно достаточно много). Итак, политическая раздробленность – первое, чем характеризуется микенская цивилизация.

Второй момент как раз из этого вытекает. Микенская цивилизация имела военизированный, милитаристский характер. И прежде всего это связано не столько с тем, что микенцам угрожали какие-то внешние враги — вплоть до конца этой цивилизации им никто особенно не угрожал, а дело в том, что они угрожали друг другу. Вот именно здесь начинает проявляться одна очень важная особенность Греции. Повторяю, нашему человеку это понять трудно. Греция – маленькая страна, основное богатство в ней – земля, поэтому греки всю свою историю дрались, буквально могли вести войну из-за кусочка земли размером с комнату. Поэтому все центры, которые микенцы соорудили – это, прежде всего, в отличие от, например, Кносского дворца, это крепости.

Во-первых, их сооружали (и потом это, естественно, перейдёт в последующую эпоху) на возвышенностях, на акрополях. Что представляет себой Афинский акрополь — скала. Вот именно на таких скалах и сооружали эти мощнейшие укрепления.

 

Микенский акрополь

Когда в 1876-м году Генрих Шлиман после открытия Трои перебрался в Грецию и стал раскапывать Микены, Тиринф, он посмотрел, какие мощнейшие укрепления создавали эти самые микенские греки. Шлиман открыл микенскую цивилизацию. Так вот те крепости, которые создавались (самые лучшие – это, конечно, микенская и тиринфская крепости) – это сложнейшие инженерные сооружения. Представьте себе, они воздвигнуты на этих самых акрополях, на этих самых скалах, воздвигнуты они в технике так называемой циклопической кладки.

Вот те греки, которые строили Парфенон в V веке, они видели остатки тех древних сооружений и говорили: люди такого построить не могут со всеми их инженерными способностями, это циклопы строили. Потому что блоки, из которых сооружены стены, например, Тиринфа или Микен – это огромные глыбы камня, средний вес которых приблизительно 12 тонн. Средний вес блоков, из которых построены пирамиды – 4 тонны. Там есть, конечно, и мощнее, там в Египте есть перекрытия и по 20 тонн. Каменоломни располагаются за несколько десятков километров. В Египте этих людей, египтян, были сотни тысяч, которые трудились над постройкой пирамид. В Греции никогда такого количества не было. До сих пор как для греков эпохи Перикла, так и для современных исследователей непонятно, как они это сооружали. Вот эти блоки поднять наверх, сложить. А чтоб вы представляли (пирамиды –да что там пирамиды! ): толщина тиринской стены 17 метров!

Вот вы возьмите кремлёвскую стену, которая в Александровском саду, положите на бок – вот это есть толщина. Конечно, это не массив, там есть помещения, но всё равно, тот колоссальный труд, который они затратили, значит, был нужен. Значит, опасность была настолько велика, что эти маленькие государства (повторяю, маленькие по сравнению с Египтом или Вавилонией) колоссальное количество человеческого труда тратили на возведение подобных стен. Если вы строите что-то (вырубаете камень, тащите камень, строите) – это значит, что десятки, сотни, тысячи людей не занимаются производством, например, продуктов. Значит, обществу важен этот труд. Это не религия, пирамиды, это оборона. Значит, поскольку это было очень важно, настолько велика была военная опасность.

И посмотрите на всю греческую мифологию. Греческая мифология отражает именно микенское время. Чем там занимаются все нормальные люди: Геракл, Ясон, Тесей и т.д.? Всё время либо убивают чудовищ, либо берут города, отпускают пленниц и оставляют везде детей. К этому, кстати, мы ещё вернёмся, это очень важный момент, потому что отсюда пойдёт потом понятие аристократия. Из того мифологического времени, от того же Геракла, Ясона, Тесея и т. д.

Дворцовые рабы

Следующая особенность, о которой тоже нужно просто упомянуть. Я вам говорил, что для Крита нам неизвестно, кто обслуживал дворцовый сектор экономики. Предполагают, что рабы, но, повторяю, что пока не будет этот термин найден в табличках, это очень трудно подтвердить. Для микенского общества мы чётко знаем, что там тоже существует (вот здесь у нас прекрасно известно) дворцовый сектор экономики: земля, есть там мастерские дворцовые и т.д. Всё это прекрасно расшифровано по табличкам линеар Б. Они были расшифрованы ещё в начале 50-х годов англичанином Вентрисом.

В дворцовом секторе экономики работают дворцовые рабы. Этому у нас есть чёткие свидетельства, очень много материалов, которые этому посвящены: учёт прихода на работу, болезни, виды работы, выдача продовольствия и т.д. Единственное, что здесь нужно подчеркнуть – что эти таблички в основном дошли из так называемого Пилосского дворца, это дворец на юго-западе Пелопоннеса, как раз показывают некоторые особенности, ещё примитивность микенского общества. Нам известно приблизительно 2000 табличек, а они относятся как раз к самому последнему периоду существования дворца, неслучайно дошли: они закалились в пожаре. Судя по всему, микенцы писали на папирусе из Египта и только черновики делали на глиняных табличках, ну, естественно, папирус в Греции не сохраняется, а вот этот черновой архив сохранился благодаря тому, что Пилоссий дворец потом сгорел и там всё осталось.

Вот для археологов лучше всего, когда город какой-нибудь погибает сразу и целиком. Понимаете ли, в своё время в IV веке Филипп Македонский разрушил Олинф, это такой город на полуострове Халкидика. Археологи до сих пор радуются, это так называемые нормативные раскопки: вот как его один раз разрушили, там больше ничего и не осталось. А вот такие города, как Москва, она сама себя разрушает. Вот когда яму, например, копали на Манежной площади, уничтожили прекрасные археологические слои, и уже никогда там ничего не будет раскопано. Так вот Пилосский дворец тоже сгорел, и там много чего осталось.

Возвращаемся к рабам. Известно, что в этот последний год существования Пилосского дворца работало 1500 рабов в дворцовом секторе экономики. Причём, о частных рабах нам практически ничего неизвестно, потому что до нас дошёл дворцовый архив, дворцовый. Так вот 90% всех этих рабов – это женщины, и это очень важно. Во всех нормальных ранних обществах рабство всегда начинается с женщин. Это может вас огорчить, может порадовать. Обычно в ранних государствах мужчин в рабство не брали, их убивали на поле боя. С одной стороны, мужчина является, конечно, более производительным работником, с другой стороны, в условиях слаборазвитого государства и слаборазвитого вооружения (скажем, какая-нибудь бронзовая мотыга мало чем отличалась от бронзовой секиры) чтобы заставить работать одного мужчину, нужно было ставить двух стражников, а это экономически неэффективно, поэтому мужчин убивали.

Женщины, конечно, выполняли меньший объём работы, но, во-первых, женщины, как всегда, считаются менее склонными к формам социального протеста, во-вторых, женщины играют роль наложниц и, в-третьих, поскольку у них есть дети, они не склонны к такому очень распространённому явлению, как бегство. Поэтому первый объект экономического использования чужого труда – это, в основном, труд женщин. Написано, как организовывали в рабочие отряды по несколько сотен, и посылали то на обработку поля, то они работают с шерстью, и их перебрасывают на различные участки, которые принадлежат дворцу на территории Пилосского государства.

Троянская война

Микенская Греция погибает в XII веке. Когда я вам давал периодизацию, вы должны были записать, что XI — IX века – это так называемый период тёмных веков, он как раз предшествует окончанию микенской цивилизации. С микенской цивилизацией проще – она погибла нормальным, естественным путём, как все нормальные цивилизации: её завоевали пришлые народы. Правда, перед этим произошло событие, которое осталось в памяти сначала греков, а потом в памяти всего человечества благодаря творчеству одного из выдающихся интеллектуалов всех времён и народов — благодаря Гомеру. Только очень необразованный человек никогда не слышал об “Илиаде” и ”Одиссее”. Можно не знать их содержания, но о том, что был такой Гомер, что были “Илиада” и ”Одиссея”, о том, что была Троянская война, которая велась из-за похищенной Парисом Елены, об этом более-менее все знают.

 

Гомер

Почему для нас это важно? Здесь есть два интересных момента. Во-первых, для греков Троянская война стала особым рубежом. Для греков Троянская война отделяет мифологическое время (а они никогда не отрицали мифологию, они говорили, что, действительно, был век героев, может быть, мы о них что-нибудь неправильно рассказываем, но герои-то были) от времени обычных людей. Гесиод как раз и сформулировал, что боги решили как бы избавиться от племени героев, одни из которых погибли под стенами семивратных Фив, а другие пали в Троянской войне. Всё, на Троянской войне кончается время героев. Там рождаются уже теперь обычные люди.

И второй момент. Я уже упоминал Генриха Шлимана, действительно уникальная личность, великая личность, очень своеобразная личность. Личность, которая в наше время была бы действительно интересна. Человек, который, родившись в многодетной немецкой семье, практически не имея возможности получить достойное образование, человек, который из ничего, из такого нищего мальчика из пасторской семьи превратился в миллионера. Понимаете ли, для нашей эпохи вообще была бы очень интересная фигура. И очень фигура, скажем так, необычная. Это человек, который сделал состояние честным путём. Уникальная вещь. Человек, с которым в конце его жизни хотели познакомиться, не он хотел, а хотели познакомиться президент Соединённых Штатов, Бисмарк, греческий король, которого знал наш государь император, поскольку Шлиман был гражданином Германии, России, Соединённых Штатов. Так уж сложилось в его жизни.

 

Генрих Шлиман

Понимаете ли, вот человек, почему я о нём вспомнил? Шлиман как раз открыл, в 1870 году начал раскопки Трои и как бы доказал историчность тех событий, которые там происходили. Сейчас это иначе оценивают. Понимаете ли, Гомер и Шлиман, что их объединяет? Как ни странно, это разный подход к одной и той же проблеме. Была Троянская война? А никто не знает. Дело не в этом. А что тогда Шлиман доказал? Ну, нашёл он какие-то остатки поселения на холме Гиссарлык, и когда он сам копал (а он думал, что вот та древняя Троя должна, естественно, поскольку это было давно, находиться внизу) и он докопался до так называемой Трои-3. А Троя-3 относится к концу III-го тысячелетия до н.э., и он сам поражался. Чем дальше он копает, он не видит ни дворца Приама, ни тех твердынь, под которыми 10 лет сидели греки, достаточно примитивное поселение. Но самое главное, что там какие-то каменные орудия труда начались. Думает, что же это такое за Троя, великий город? Поэтому дело-то не в этом.

Понимаете ли, Троя или Илион, который раскопал Шлиман, естественно были, а вот Троянская война, Троянской войны, скорее всего, не было. А что же тогда рассказывает Гомер? А Гомер рассказывает о самом последнем предприятии ахейцев, которое скорее всего во многом и послужило причиной их гибели. Или, по крайней мере, способствовало их гибели. Как раз в конце XIII века, и, кстати, Гомер об этом пишет тоже, началась активная экспансия ахейских государств на северо-запад Малой Азии. Не против Трои они воевали. Они воевали против всего этого региона. Троя – это лишь один из объектов. Гомер смог художественными образами на примере судьбы одного не очень крупного городишки, как показал Шлиман, показать суть войны, вот сконцентрировать идею войны вокруг конкретного места.

Вот поэтому для нас Троянская война и для греков — это стало и историческим событием, а самое главное — это то, что показывает, как у Толстого: война и мир. Мир как человеческое сообщество. Что есть человек? Человек в мирное время и военное время. Самое главное – это сфокусировать все главные идеи в одном конкретном эпизоде. Это всё равно, что всю Отечественную войну свести только к обороне Москвы, она не только оборона Москвы, но этот образ может дать представление о войне.

Нашествие на Грецию

Для нас Троянская война важна в другом плане. В соответствии с античной традицией после окончания этой Троянской войны, а она, судя по всему, была достаточно успешной для ахейцев, они впервые смогли объединить усилия для этой самой экспансии, через 50 лет с севера на Грецию обрушились толпы, полчища новых сородичей, новых индоевропейцев. Вот если бы не было этой Троянской войны, которая, видимо, стоила значительных жертв для этих самых ахейцев, может быть, оборона ахейцев была бы более удачной. Судя по всему, они оказались ослаблены этой внешней экспансией накануне нападения внешнего врага. Так что в этом плане Троянская война нам тоже важна. Некоторые вещи (так уж просто история распоряжается) иногда решают судьбы тех или иных государств, когда они оказываются ослабленными накануне страшного испытания.

Вот кто обрушился на греков в конце XII века, опять-таки здесь есть разные суждения. Сразу же можно сказать, что в конечном итоге сюда приходит новое греческое племя, которое до этого задержалось на севере, так называемые дорийцы. И дорийцы, пройдя по основным территориям Греции, потом утвердятся на территории южной Греции, на территории Пелопоннеса. И самыми яркими дорийцами, вероятно, были вам знакомые спартанцы. Они как раз представители дорийских пришедших племён. И долгое время в науке существовало убеждение, что именно эти дорийцы микенский центр и порушили. В общем, как-то нехорошо это было: родственные греческие племена, дорийцы и ахейцы, это фактически родственные греческие племена, в языке у них разница только в произношении некоторых звуков. Там разница меньше в языковом отношении, чем, скажем, между русскими и украинцами, русскими и белорусами. То есть там гораздо меньше особенности диалектных различий.

Сейчас же считают, что, скорее всего, до прихода дорийцев на Грецию обрушилась волна негреков. Это, как полагают сейчас, были так называемые фрако-иллирийские племена. Фрако-иллирийские племена – это народы, проживавшие в то время на территории нынешней Югославии (южной части, там, где Сербия, Черногория), фракийские племена – там, где Болгария. Вот этот пояс племён. И, судя по всему, произошёл очень быстрый, молниеносный удар этой колоссальной волны этих народов.

Опять-таки у учёных возникали вопросы: как же так? Я же вам только что рассказывал: микенские центры, мощные крепости, общество военизировано, здесь, судя по всему, проповедовался культ воинской славы, достоинства и т.д., все эти мифические герои. Что же они? На них варвары какие-то напали, явно ниже по уровню своего развития и по степени организации вооружённого дела. Это пытаются объяснить следующим образом. Прежде всего, что подвело Грецию кроме ослабления из-за так называемой Троянской войны? Это самый печальный фактор, а именно: фактор политической раздробленности микенской Греции. Микенская Греция, в отличие от Крита, никогда не была единым государством. Соседние государства периодически нападали друг на друга, прежде всего, воюя за конкретные земельные участки.

Поэтому, как полагают исследователи, это немножко напоминает историю России в момент татаро-монгольского нашествия. Наши мужественные князья выходили со своими дружинами, защищали свой собственный город, мужественно погибали, а татарская волна опять шла дальше, продвигаясь по русским землям. Здесь происходило абсолютно то же самое. Элита микенская, воинская элита, эта микенская аристократия выходила биться. Она имела то вооружение, которое нам известно по “Илиаде” Гомера: мощное бронированное вооружение, сделанное из бронзы (щит, панцирь, шлем и т.д.). Но таким вооружением обладали очень немногие. Основная масса – это плохо вооружённые крестьяне.

Для столкновения между собой этих ударных отрядов микенской знати хватало, поскольку у соседей было столько же. А когда им предстояло выдержать натиск этой самой орды, этого было слишком мало. Да, микенцы мужественно защищали свою родину, мужественно погибали под этой самой лавой. Пришельцы приходили и грабили. Все эти микенские центры, которые исследованы археологически, они сожжены и разграблены. А затем эта же волна ударными темпами катилась к следующему греческому центру, микенскому центру, где её ждала такая же горсточка отважных героев, которые так же мужественно погибали.

Удар был очень быстрый. Но самое интересное заключается в том, что пришельцы не остались здесь. Разграбив, они моментально откатились на север. Не знают, как это объяснить. Возможно, некоторые стараются объяснить это вспыхнувшей эпидемией, которая началась на этой самой территории. Таким образом, уже на значительно опустошённую Грецию спустя несколько десятилетий придут дорийцы. Тем самым происходит своеобразное оправдание прихода дорийцев на эти самые земли. Поскольку основные микенские центры были на Пелопоннесе, именно они и были особенно разграблены фрако-иллирийцами, именно там, на этой опустошённой земле и утвердились эти самые дорийцы.

Хочу подчеркнуть один очень важный момент. Ахейцы, или микенцы, не погибли. В сражениях с фрако-иллирийцами, судя по всему, погибали и простые жители, но в простых деревнях грабить было нечего. 90% населения выжило, вот эти самые крестьяне.

Те греки, о которых мы будем говорить в I тысячелетии (те же афиняне, фиванцы, фессалийцы и т.д., особенно аркадяне, например, аркадяне вообще чистые потомки этих самых ахейцев) – это прямые потомки этого самого микенского населения. А куда же девалась микенская цивилизация? Куда девались микенские дворцы? Куда девался линеар Б? Оказалось, что точно так же, как и с историей Крита: не надо уничтожать народ. Надо уничтожить только тех, которые являются создателями, носителями и потребителями данного типа цивилизации. Опять-таки совершенно аналогичное общество было создано в Микенах независимо от Крита. Вот это самое элитарное общество, которое не затрагивало основное население. Оказалось достаточно стереть его, как плёнку, с лица земли — и цивилизации не существует. Народ остаётся, ещё раз хочу подчеркнуть, ахейцы не умерли. Именно они станут позднее вместе с дорийцами — вместе, а не только дорийцы — основой того греческого народа, который будет существовать в I тысячелетии до н.э.

5. Общественный строй древних греков в гомеровский период.
Период темных веков

Итак, мы с вами остановились на моменте крушения микенской цивилизации, которое произошло в результате вторжения варварских племён с севера. Это у нас происходило в XII веке. После чего наступает период XI — IX веков, который мы с вами назвали периодом тёмных веков, гомеровским периодом или же периодом предполисным. Не останавливаясь долго на этом периоде, нужно только отметить самое главное, что характеризует это время. Это период разрушения основ цивилизации. Это разрушение основ государственности. Это разрушение основ, прежде всего, дворцового типа экономики. Это период забвения многих культурных ценностей, которые были созданы в предшествующие века. Это период возвращения к родоплеменным отношениям.

Так что это период, с одной стороны, характеризуется как период глубокого упадка и регресса. И, прежде всего, об этом свидетельствуют те археологические данные, которые имеются в распоряжении историков. Прежде всего, эти данные показывают очень низкий уровень жизни, практически отсутствие социальной дифференциации: практически все погребения этого периода одинаково бедны, это отсутствие предметов роскоши и, прежде всего, предметов, привезённых извне. В это время Греция ни с кем не торговала, и торговать-то ей было не чем в это время.

Это период, когда полностью забывается письменность. Вот то, что мы с вами говорили о линеаре Б, фактически вместе с уничтожением дворцовых комплексов Балканской Греции, с уничтожением дворцового сектора экономики, отпадает необходимость в письменности как в таковой. Не потому, что, повторяю, были уничтожены носители этих знаний. Как говорит традиция, определённая часть микенской знати уцелела и потом даст начало будущей, новой аристократии Греции I тысячелетия до н.э. Потребности в этом уже не было, в такой письменности, которая фиксировала, прежде всего, хозяйственную документацию.

Исчезают навыки в создании высококачественной микенской керамики. То, что мы имеем для этого времени: керамика очень примитивная и с точки зрения изготовления её, и с точки зрения росписи. Причём искусствоведы говорят о том, что в это время вместо так называемого микенского койне, единого стиля, который царствовал на территории Балканской Греции в предшествующий период вне зависимости от существования государственных границ. В это время существует как бы целый набор диалектов, то есть те мастера, которые изготовляли эту керамику, которые жили-то буквально часто в 10-15 километрах друг от друга, они не общались. Это период разобщённости того населения, которое в Греции осталось.

Ещё одним страшным показателем этой эпохи является резкое сокращение численности населения. Опять-таки археологически доказывается, что многие существовавшие поселения, я уже не говорю о центрах, цитаделях, которые были просто разрушены и заброшены, так вот обычные поселения резко сокращаются. Причём сокращение происходит в несколько раз. Скажем, в Арголиде в последний период существования микенской цивилизации было более 40 поселений, в период тёмных веков – не более 6. Даже те поселения, которые продолжали существовать, они резко сокращаются в площади. То есть и в живущих поселениях количество живущих людей становится гораздо меньше.

Население в Балканской Греции становится меньше по нескольким причинам. Прежде всего, разрушение государств привело к политическому хаосу. Недаром в традиции, прежде всего Фукидида, осталось воспоминание об этом периоде, когда греческие племена “шлялись” по Греции. Государство “держит” границы, они дают какие-то рамки. Вот когда нет государств, тогда вот эти племенные группы, которые образовались на базе пришельцев, на базе существовавших ахейских племён, практически в период темных веков очень много путешествовали по этой небольшой Греции. Более сильный старался вытеснить более слабого с тех немногочисленных удобных территорий, которые есть в Балканской Греции. Отсутствие государственности, разрушение государственной инфраструктуры приводило не только к бесконечным боевым столкновениям, это нельзя назвать войной, это были столкновения относительно небольших по численности группировок, но потери от этих бесконечных столкновений были большими.

Потом, как свидетельствует традиция, это был период, когда часто, несколько десятилетий, Грецию опустошали различные эпидемии, болезни.

Начало железного века

Но самым главным в том, что население становилось меньше, — это был отлив населения из Балканской Греции. Именно в этот период, XI — X века, греки хлынули на восток. Именно в этот период будут заселены острова Эгейского моря. Оттуда будет вытеснено прежнее основное население (это лелеги, карийцы). Именно в это время греки переселятся на западное побережье Малой Азии. Если раньше там, на территории западной Малой Азии, были, судя по всему, поселения жителей Крита, ахейские поселения (но это были отдельные, очень небольшие по численности поселения), то теперь туда переправилась значительная часть народа, и именно с этого момента западная Малая Азия становится составной частью Греции. И греки, современные греки, до сих пор считают, что это их родина. И в этом плане они правы, поскольку, начиная с I тысячелетия до н.э., то есть три тысячи лет греки исконно проживали на этой территории вплоть до первой мировой войны, когда их турки оттуда выселили.

Конечно, это эпоха утерь, эпоха деградации, как я уже сказал, эпоха регресса. И в то же время мы с вами остановились в конце прошлой лекции на том, что же эта эпоха совпадает с началом так называемого железного века. Железо, как материал, в принципе было известно ещё где-то с века XVIII или XVII до н.э., но секрет изготовления этого материала хранили народы, так называемые халибы (это территория северо-восточной Малой Азии). И если когда-нибудь в руки каких-нибудь народов попадало железо (это чаще всего было железо метеоритное), железо стоило гораздо дороже, чем золото или тем более серебро. Недаром две самых ценных вещи в погребении Тутанхамона – это два железных кинжала.

А вот с конца II тысячелетия у значительной части населения Европы, Азии наступает некий прорыв. Вот периодически в истории человечества наступает такой резкий, качественный скачок в его развитии. Это, прежде всего, связано с расширением материальных возможностей человека (ну, скажем, использование нефти в конце XIX века, использование атомной энергии в середине XX века). Это резко повышает возможности человека.

Единственное, что всегда надо помнить: что каждое новое открытие имеет всегда две стороны: одну позитивную, что делает человека более сильным и независимым от природы, другое – то, что человек всегда все самые новые свои открытия использует, прежде всего, для уничтожения себе подобных. Животные так не поступают. Человек, прежде всего, старается убить своего ближнего. Поэтому первые железные предметы, которые находят в Греции, — это оружие. Везде, прежде всего, открытия используются для уничтожения. Это X век.

IX век. Это уже находят остатки орудий труда из железа. Учтите, их достаточно мало: железо плохо сохраняется, оно подвергается коррозии в отличие от драгоценных металлов. А кроме того, металлы всегда были большой ценностью. Вот сейчас проходил когда по двору, написано, вывеска: ”Металл или металлолом родине! ” То же самое было всегда и в древности: любой металл ценился очень сильно. А поскольку его можно переплавить, из него можно изготовить новую вещь. Поэтому древних-то вещей у нас очень мало находится в распоряжении. Забегая далеко вперёд, многие греческие города (вот как раз начиная с эпохи классики, в эпоху эллинизма) были уставлены бронзовыми статуями. Сейчас у нас насчитывается не более десятка греческих подлинников статуй. Куда девались? Перелили неблагодарные потомки. Бронза – это стратегический материал.

Значение железа

Так вот с того момента, когда начинает активно использоваться железо, наступает новый, качественный перелом в развитии, в данном случае нас интересует развитие Древней Греции. Я уже говорил, что железо обладает важными показателями.

Самое главное преимущество железа перед бронзой – это то, что это дешёвый металл. Это металл очень распространённый. Мы с вами говорили, что бронза – это сплав меди и олова. Медь – достаточно редкий металл. Олово – ещё более редкий металл. А вот руды железа в различных видах, они достаточно часто встречаются на земле. Не обязательно нужно иметь в виду месторождение типа Курской магнитной аномалии или ещё что-нибудь такое. Были очень маленькие месторождения, которые очень быстро вырабатывались, но они давали в исторический период необходимый металл. Так что это металл более демократичный по сути своей. Бронза очень долгое время была (и будем сегодня об этом говорить), это металл для знати. Железо – это металл для людей, для формирующегося гражданского населения.

Второй момент – то, что железо обладает более высокими качественными показателями по сравнению с бронзой, и поэтому это ускоряло прогресс в различных сферах производства. Тем более что постепенно, правда, не сразу, открытия в области железа (изобретение стали, изобретение пайки и т.д., это будет относиться только ещё к VII — VI векам, повторяю, не всё сразу), но уже это давало потенциальную возможность для развития общества.

И во многом именно распространение железа и привело в Греции к такому результату, что когда у нас вот этот период хаоса, период регресса заканчивается, у нас будет восстановлена опять новая социальная структура, новое общество на территории Греции. Оно уже не будет напоминать ни минойскую Критскую Грецию, ни микенскую Балканскую Грецию. Это общество будет принципиально новым. Если мы говорили, что для обществ III — II тысячелетий основным структурообразующим элементом был дворец (мы говорили о том, что дворец – есть некое полифункциональное явление и о том, что дворцовый тип организации государства и общества – это нормальный, общеисторический организм, который характерен был для древних стран Востока, и в этом отношении Европа своим Критом и своей Балканской Грецией, она в принципе шла в русле развития цивилизации мировой), то теперь, в I тысячелетии, будет складываться, постепенно складываться, не возникнет сразу, а на это уйдут века, совершенно новые общества.

Общества, где центром будет совершенно другое явление, не дворец, а полис. Полис теперь будет основным структурообразующим элементом. И вот поэтому с тем, чтобы понять, что же такое вот это новое явление, нужно, прежде всего, и определить, что такое полис. Поэтому я сначала расскажу о полисе, а потом мы уже поговорим о следующем историческом периоде, о том периоде, когда этот полис формировался на территории Греции.

Вот как раз следующий период, о котором пойдёт речь – это период архаики (VIII — VI века до н.э.), это эпоха формирования греческого полиса.

Архаический период

Архаический период (архаика)

Следующий период, о котором пойдёт речь – это архаический период (VIII — VI века до н.э.), период архаики, это эпоха формирования греческого полиса.

Итак, что есть полис? Есть много определений, что есть полис, причём над этим задумывались ещё в эпоху античности. В частности, скажем, в произведениях Аристотеля, в его же “Политике” и даётся исследование определения этого уникального явления. То есть сами греки уже осознавали специфичность и особенность своей общественной жизни. В современной науке обычно используется два определения наиболее широко распространённых.

Самое элементарное, самое примитивное определение, которое есть и в школьном учебнике: полис — это есть город-государство. Это хорошее определение, оно возникло в немецкой исторической науке в XIX веке, и в этом определении следующее является справедливым. Первое, на что указывает это определение — то, что для полиса очень важно наличие городского центра. Вот греческая цивилизация, которая с этого момента, т.е с периода архаики, возникнет – это цивилизация, в отличие от предшествующей эпохи, это цивилизация городская. Это цивилизация урбанистическая. Город будет являться центром всей жизни: экономической, культурной, политической жизни и т.д. Понимаете ли, и раньше были города, и на востоке были города, но они вписывались в структуры существующих деспотических монархий, прежде всего, как административные центры, как укрепления и т.д., здесь же впервые возникнет город, прежде всего, как политический и экономический центр. Это очень важно.

Вот современная городская цивилизация, западная цивилизация, она в основном городская, она в какой-то степени берёт начало именно оттуда. Хотя здесь трудно проследить прямую преемственность. В следующем году, надеюсь, когда я вам буду рассказывать о средних веках, мы будем говорить о средневековых городах. Они в какой-то степени наследники античности, но в значительной степени они возникнут исходя из своих собственных причин и по своим собственным закономерностям будут развиваться. Вот современные города связаны жёстко со средневековыми городами Западной Европы. Но, повторяю, город как таковой возникнет у нас ещё в античности.

Второе, что в этом определении важно – город-государство. Вот это определение подчёркивает очень интересную особенность, интересную особенно для нас. То, что все греческие государства, а полис – это государство, этим же словом обозначается и город, это тоже полис, потому что это в принципе характеризует то, что все греческие государства были очень маленькими. А вот это очень важный момент.

Понимаете ли, конечно хорошо жить в большой, мощной державе, все народы как-то так стремятся быть крупными. Вот нам было хорошо быть 1/6 частью суши. Сейчас мы 1/8 часть суши, это тоже неплохо. Китайская, скажем, империя, империя Александра Македонского, Римская империя, всё колоссальные такие политические образования. Так вот греческие полисы, а мы сегодня же с вами будем говорить о архаическом периоде, в частности будем говорить об одном из самых ярких достижения греческой цивилизации – именно о демократии. Так вот хочу сразу определить, что многие явления, которые и делают античность столь яркой и впечатляющей, были возможны только потому, что эта культура, эта цивилизация развивалась в маленьких политических организмах.

Греческие полисы

Греческие полисы, ещё раз повторяю, они микроскопические. Греция существовала на территории Балканской Греции, на островах Эгейского моря, на западном побережье Малой Азии, потом будем дальше говорить сегодня о колонизации. Греки свои государства образуют на юге Италии, на Сицилии, на юге Франции, Причерноморье охватят своими городами. Так вот будет существовать не менее 700 государств. 700 греческих государств. Сейчас в Организации Объединённых Наций меньше 200. Вообще, всего, что есть в мире. Там только греческих 700!

Причём ещё раз хочу подчеркнуть, что это не просто какие-то места, где жили греки, это 700 государств в полном смысле этого слова: со своими органами управления, со своими законами и т.д. Поэтому типовой древнегреческий полис напоминает в какой-то мере наш колхоз или совхоз, который ещё до сих пор существует, насколько я понимаю. То есть любое греческое государство от границы до границы вы можете пройти за три часа. Понимаете ли, это вот очень важно для понятия родины.

Родина – не просто та родина, и Магадан для нас родина, хотя я думаю, что большая часть из вас никогда в Магадане не будет, Владивосток, Чукотка какая-нибудь – это всё родина. Но вы эту родину не увидите. Грек по каждой пяди своей родины проходил многократно. Для него родина конкретна. Это не абстрактная берёзка, это конкретная территория, конкретная площадь. Площадь, где он живёт, где он является гражданином. Вот что такое родина. Это в какой-то степени понятно для японцев. Или для британцев. Островные государства небольшие, они очень маленькие. Так вот греческие полисы, они маленькие.

Поэтому древнегреческий полис как бы состоит из двух частей: это городской центр плюс та территория, которая примыкает к этому центру. Город и хора. Хора – это земельная территория. Были, конечно, монстры среди греков: скажем, Афинское государство. Но Афинское государство по территории (вот территория Аттики) приблизительно раза в три меньше Московской области, а это было одно из крупнейших государств Греции. Спарта покрупнее будет: как Московская область, но это уж сверхгосударство, супергосударство. В основном, это такие небольшие образования.

Теперь второе определение, которое употребляется для понятия греческий полис. Полис – есть гражданская община, базирующаяся на античной форме собственности. Попробуем начать с конца.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.5.Особенности этнической структуры населения Сербии в составе СФРЮ.
  2. II. Особенности применения положений о поручительстве по облигациям
  3. III. Особенности грамматического строя
  4. IX. Естествознание и перспективы развития цивилизации
  5. VI. Особенности методического обеспечения
  6. VII. Общие особенности умственной сферы.
  7. XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
  8. XXIII. Особенности перевозки грузобагажа повагонными отправками
  9. АБТЦ-2003. СТРУКТУРА, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ.
  10. Агротехника выращивания и формирования кустарников в школах. Особенности выращивания сортовых сиреней и роз в кустовой и штамбовой форме.
  11. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
  12. Анализ состояния рынка чёрного чая, в т.ч. особенности конъюнктуры Российского рынка в настоящее время.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 2087; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь