Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В журнале «Популярная механика»
Изложение материала в научно-популярной литературе приближено к нейтральному, общелитературному, так как читателю предлагаются лишь специально отобранные факты, интересные аспекты, фрагменты исторических реконструкций. Форма изложения такого рода данных должна быть доступной для неспециалистов, следовательно, отбор материала, система доказательств и примеров, манера изложения информации, а также язык и стиль произведений, относящихся к научно-популярной литературе, несколько отличаются от собственно научного текста. Для начала проанализируем язык и стиль текста, в двух статьях: «ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота» и «Наноскульптура: слон высотой 0, 157 мм». Обе статьи написаны в одном журнале, но в разных категориях и имеют разных авторов. Роман Фишман, в своей статье использует много цитат. Во-втором случае, автор часто использует разговорный стиль, видимо для того, что разбавить историческое повествование. Так же используется экспрессия автора, текст становится более художественным. Пример экспрессии: «Утром 30 июля корабли пришли на Чукотку, преодолев почти весь путь от Камчатки до бухты Провидения в густом тумане», «Медленно продвигаясь в тяжелых льдах, ледоколы проводили каждый эсминец отдельно, поэтому в Чукотском море караван был вынужден временно разделиться». Вот пример, как автор решил одушевить корабль: «Правда, эсминцев беспокоили не только полярные льды». Вернемся к статье под названием: «Наноскульптура: слон высотой 0, 157 мм». Текст читается просто, и этому способствуют образные словосочетания, например: «Долгое время все шло как по накатанной колее, пока в конце 1990-х в его жизни не случился первый серьезный поворот». Как я уже писал выше, эта статья, подходит для большего круга читателей. Помимо завлекающей темы, автор щедро засыпает читателя средствами выразительности. Например: «Опытного и грамотного специалиста повсюду сопровождал успех, но что-то не давало ему покоя», «Но в 2014 году, будучи уже всемирно признанным художником, Гурвиц совершает еще один кульбит». Роман Фишман, также подобрал яркие и запоминающиеся цитаты художника. «Я потерял поразительное творение рук человеческих, — рассказывает художник, — и первой реакцией была почти истерика. Может, она где-то тут? Ее надо поискать!..» Экспрессивно-эмоциональная лексика занимает достаточно серьезное положение в нашей речи. Если бы ее не было, то невозможно было бы в полной мере выражение чувств человека. Роман Фишман, в своей статье пользовался ей чаще, что и понятно. Рассказ об искусстве, не может сухим и монотонным. Видно, что автор восхищается этим художником, и писал статью, со знанием дела. Можно сказать, что так текст потерял информативность, но это не совсем так. Такой формат. Как статья, вряд ли позволит подробно описать процесс создания наноскульптур. А основные этапы создание автор упомянул. К тому же в плане информации, обе статьи отлично дополняют иллюстрации, о которых речь пойдет в следующий главе. «ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота» — статья историческая. Автор сделал упор на информативность. Новой информации много, даже есть такая, как название городов (Тарья ныне — город Вилючинск). Дмитрий Тиунов неспроста выбрал именно такой путь. Когда рассказ идет об экспедиции, конкретном бое, обороне города, важно делает упор на подробное описание небольших событий. Как я уже сказал, круг читателей у таких статей невелик, но очень любознателен. Если человек живет в городе, об обороне которого и дет речь или же просто читатель интересуется флотом второй мировой и всем что с ним связанно. Таким людям будут интересны не только важные моменты, но мельчайшие подробности. Насколько позволяет жанр «статья», столько и дал нам информации автор.
Нетекстовые элементы Важную роль в структуре и композиции научно-популярной статьи выполняет различного рода иллюстративный материал. Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают. Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом. Иллюстрирование текста картинками — это целая наука. Здесь нужно учитывать множество факторов, начиная от стиля текста, целевой аудитории, эффекта, которого вы хотите достичь, и заканчивая стилем картинки и тем, что на ней изображено. Изображение должно вызывать эмоции и быть актуальным. Чем ярче эмоциональная окраска изображения, тем выше воздействие на читателя. Например, искренние (искренность — ключевой момент) улыбки воздействуют на подсознание и вызывают приятное впечатление. Абстрактные фотографии или рисунки «разгружают» текст, не позволяя читателю заскучать. Фотографии объектов или предметов крупным планом призывают к внимательному изучению (конечно, в этом случае они должны напрямую соответствовать тексту). Сразу скажу, у журнала «Популярная механика» очень хорошо оформлены иллюстрации. Дело не только в красивых фотографиях или артах, которые завлекают читателя. Но и в подрисуночных подписях, они информативны, и правильно оформлены. Формул и схем обоих статьях нет, так что в основном будем разбирать иллюстрации. Начнем с «ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота». Первая иллюстрация, это красивая картина, дающая понять, о чем текст. (Рис.4.) Рис. 4. Рисованная картина Конечно, в статье нет подобного масштабного боя, но для своей цели, картины-обложки, это иллюстрация подходит. Перейдем к тому, за что я хвалил иллюстрации в этом журнале. (Рис.5.) Рис. 5. фотография в статье «ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота» Иллюстрации связанны с текстом, конкретно на этой изображен эсминец «Разумный», участвовавший в экспедиции. Корабль будет изображен как трехмерная модель и на ещё одной фотографии (Рис. 6.). Помимо эсминца, в статье ещё есть фотография памятного знака (Рис. 7.). Видно, что иллюстрации подходят к тексту и дополняют его. Подрисуночные подписи подробно описывают, что изображено на фотографии, и даже добавляют новую информацию, как на (Рис. 6.) «После завершения «ЭОН-18» корабль активно участвовал в боевых походах, включая эскорт 14 арктических конвоев. Находился в строю до конца войны (с перерывом на ремонт)». Также хочу отметить удобство работы с подрисуночными подписями в электронной версии журнала. Несмотря на то, что текст расположен на изображении, его можно копировать и использовать, например, при написании дипломной работы. Рис. 6. Фотография с дополнительной информацией о судьбе эсминца «Разумный»
Рис. 7. Фотография памятного знака. В статье, о нем нет упоминания, автор решил показать наглядно. Ещё один пример внимания к мелочам. В статье романа Фишмана «Наноскульптура: слон высотой 0, 157 мм». Хоть и объем статьи меньше предыдущий, иллюстраций в ней больше. Это объясняется темой. Этот тот случай, где лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать описание. Комментарии к изображениям более развернутые, и как у Дмитрия Тиунова, несут дополнительную информацию. Например, у первой фотографии, (рис.8.) больше текста, чем в подзаголовке статьи. Рис. 8. Фотография в статье «Наноскульптура: слон высотой 0, 157 мм» Фотография не просто завлекает, в ней ещё и много информации, прочитав которую, большинство захотят прочитать всю статью. Забегая вперед, скажу, что все остальные изображения в статье это работы художника и его фотография. Помимо краткого рассказа о художнике, автор решил добавить ещё немного информации в подрисуночной подписи (Рис. 9.) Рис. 9. Фотография, на которой изображен главный герой статьи Джонти Гурвиц. Роман Фишман, даже решил упомянуть о кредо художника.
Рис. 10. Фотография скульптуры «Поцелуй Хитридии» В статье идет речь о картине, которая с первого взгляда не ничего не похожа, но стоит зрителю посмотреть на него под острым углом, — и оно превратится в череп. На фотографии (Рис.10.) более современный аналог такого искусства, но принцип тот же. То есть иллюстрация подходит к тексту и даже дополняет его новой информацией. Рис. 11. Наноскульптура героя статьи — Джонти Гурвица Мало того, что фотография поражает, (Рис.11.) чего и ждет читатель от научно-популярного журнала, она подходит к теме статьи. На ней изображена наноскульптура художника. Игольное ушко, кажется просто гигантским, на фоне фигурки. Рис. 12. Заканчивает автор свою статью упоминанием забавного случая. Случай произошел при работе с первой наноскульптурой (Рис. 12.) для художника. Собственно она и изображена в конце статьи. Итак, связь иллюстрации с текстом предполагает не только ссылку на нее, но и анализ представленных данных, выводы на их основании. Обе статьи так и проиллюстрированы. Много дополнительной информации и связь с текстом. Правильное соотношение текста и иллюстрационного материала. Как я и отмечал, статья Романа Фишмана хоть и меньше, чем статья Дмитрия Тиунова, но имеет больше иллюстрация. Что соответствует теме выбранной автором, статья об искусстве — больше фотографий с работами художника. У Дмитрия же наоборот, больше текста, что тоже логично. Рассказ ведется об экспедиции, где важны сами события, фотографии просто дополняют текст, несут дополнительную информацию. Стиль подписи к иллюстрации в статьях экспликация – пояснения деталей иллюстрации.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы