Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности иллюстрирования научно-популярного журнала
Важную роль в структуре и композиции научно-популярного журнала играет различный, правильно подобранный иллюстративный материал. Его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают. Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом. Общие цели и задачи иллюстрирования научно-популярной литературы определяются назначением изданий и читательской аудиторией. Характер иллюстрирования очерчивается издательской установкой. Главная задача иллюстрирования — показать процесс или явления, где будет недостаточно простого текста для понимания материала. Бывают различные варианты иллюстрирования. В одних случаях задача ограничивается простой, нейтральной фиксацией объекта; в других — предъявляемый изобразительный материал должен быть для читателя объектом довольно напряженного осмысления; в третьих — средством формирования эмоционального отношения к воспринимаемому. Критерии оценки иллюстраций в научно-популярных изданиях: 1. Соотнесенностью с текстовыми материалами. Под этим следует понимать оправданность данной иллюстрации самим словесным изложением и замыслом издания. 2. Степенью их наглядности, т.е. степенью доступной информативности (согласно квалификации и возрастной категории читателя). Наглядность и информативность научно-популярных иллюстраций зависит от того, насколько правильно и точно художник передал в изображении смысл популяризуемой темы, ее идею, содержание научного понятия, т.е. насколько сумел художник данному научному содержанию подобрать форму изображения, доступную читателю определенной подготовленности и возраста. Зрительно удобное расположение текста, иллюстраций и подрисуночных подписей предполагает определенный порядок и способ их расположения друг относительно друга: Если словесный текст переходит в изобразительный, графический «текст» иллюстраций, то последние располагаются в непосредственной близости от того текста, который они продолжают. Желательна не слишком сильная перебивка основного текста изображением. Журнал «Вокруг Света» 1861 год. Если иллюстрации комментируют текст, дополняют его, не будучи связанными с ним непосредственно, или создают параллельный рассказ, то желательно, чтобы их расположение в момент рассматривания не нарушало последовательного и непрерывного процесса прочтения текста. Их размещение должно быть таково, чтобы читатель понял некоторую самостоятельность иллюстративного материала относительно текстового изложения. Оформительские средства: зонирование; отсечение линейками, рамками; сосредоточение иллюстраций в отдельных блоках, на отдельных полосах; привязывание их к рубрикационным элементам и пр. Если состав структурных элементов издания многообразен и сложен, если процесс последовательного прочтения текста заменяется выборочным восприятием материалов, то от художника требуется особо тщательная компоновка материалов на разворотах, диктующая читателю порядок их рассматривания, облегчающая ориентацию в них и улавливание смысловых связей между ними. Ещё несколько видов иллюстраций, которые могут встречаться в научно-популярных журналах: схемы, графики, диаграммы, фотографии (самый распространённый вариант). Схема — условное графическое изображение какого-нибудь обьекта или процесса, в общих чертах передающее суть его характера и структуры. Схема — линейное изображение, от чертежа отличается тем, что не передает масштабных отношений предмета и не ставит целью изобразить сам предмет. Схемы разделяются на две группы: - Схемы творческого характера — структурные или классифи–кационные (систем, положений, состояний); схемы развития или движения; - Технические схемы — кинематические, электротехнические, радиотехнические, оптические, вакуумные. График — чертеж, конкретно изображающий количественное соотношение и динамику взаимосвязанных процессов или явлений в виде кривой, прямой, ломаной линии, построенной в той или иной системе координат. Как форма подачи информации график очень близок к таблице с двумя взаимозависимыми параметрами, поэтому его можно представить в виде таблицы, где оси абсцисс и ординат станут показателями головки и боковика, а вместо кривой в прографке будут стоять цифровые данные. Диаграмма — условное графическое изображение числовых величин или их соотношений, выполненное при помощи геометрических фигур, линий, плоскостей и рисунков. Фотография — изображение, полученное путем фотографирования каких-либо объектов и служащее для передачи определенного содержания в основном тексте издания. Применяется тогда, когда необходимо с наибольшей наглядностью и научной точностью выразить содержание изображаемого явления или факта со всеми его особенностями. Обычно научно-популярные журналы буквально пестрят различными фотографиями. Поскольку, читатель, видя снимок, уже воспринимает объект уже за что-то более реальное, доказуемое. При сложной структуре издания, при наличии большого количества изобразительных и текстовых элементов размерная систематизация их помогает организовать материалы издания так, что однозначные элементы будут иметь и равнозначные решения. А это способствует правильной зрительно-смысловой ориентации читателя в журнале. Популярное издание отличается от научного, своей композицией. Помимо популяризации знаний задача такого издания — раскрыть перед читателем новые грани мира, настроить его на дальнейшее изучение, углубление своих знаний. Эти задачи достижимы только при помощи хорошего текста, и с помощью правильно подобранных и расположенных иллюстраций. Редактор управляет этим процессом, он способен создать такую структуру, такой ритм книги, который увлек бы читателя, заставил его заинтересоваться предлагаемой информацией. Иллюстрации являются одним из факторов, обеспечивающих целостность композиции. От их количества, качества, размера, единства техники исполнения зависит звучание всего ансамбля книги. Соразмерность и созвучность всех частей издания будут определять его эстетическую ценность в целом. Вывод по первой главе Первую главу начали с ознакомления. Узнали, что такое журнал вообще и как он появился. Научно-популярный журнал это — журнал, содержащий статьи и материалы об основах наук, о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности, служащий популяризации науки и саморазвитию. После исторического анализа, разобрались с видами журналов, с различными жанрами. Классификация жанров в печати на три группы: информационные; аналитические; художественно-публицистические. В научно-популярных журналах используются в основном аналитический жанр и информационный жанр. Отметили важность популяризации науки. Популяризация направлена на облегчения понимания и восприятия материала и активизацию творческого мышления читателя. Важно, чтобы при чтении научно-популярной книги преобладали познавательный интерес и желание овладеть содержанием. Поскольку журнал это достаточно объёмное и разноплановое издание, имеет большой и разный читательский адрес, работа редактора становится особенно важной. Кроме работы со стилем текста, вариантов его донесения до читателя, редактору так же необходимо работать с иллюстрациями. Разнообразие и вариативность размещения их, описана в первой главе. Несколько видов иллюстраций, которые могут встречаться в научно-популярных журналах: схемы, графики, диаграммы, фотографии. От редактора требуется, чтобы издание имело достойное оформление.
ГЛАВА 2 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1805; Нарушение авторского права страницы