Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идеологическая политика имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиции, а в трансцендентном по отношению к обществу принципе, который обществу навязывается.
Современные политические идеологии начинают формироваться в Новое время. Их зарождение уходит в эпоху Возрождения и связано с ликвидацией религиозной монополии на духовное господство. В этот период начинается распад универсальной христианской традиции, происходит секуляризация общественного и индивидуального сознания. Но развитие буржуазного общества и современного государства нуждалось в духовной легитимации. На смену религии приходят идеологии, которые начинают выражать и защищать социальные интересы вне религиозных установок. Идеологии становятся квазирелигиями, своеобразными символами светской веры. Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк и социолог А. Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм - это и особый тип верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов. Обращая внимание на сложность идеологической переориентации, А. Герцен писал, что казнить верования не так легко, как кажется, трудно расставаться с мыслями, с которыми выросли, сложились, которые нас лелеяли и утешали. [3, с. 24-25]. Для многих политиков, государственных деятелей, ученых идеология как понятие и философская категория обозначает систему идей, взглядов, представлений о развитии общества и человека, его ценностных ориентациях, побуждающих осуществлять свои действия для достижения поставленных задач. Идеи и идеалы завершают, рационализируют действия, придают им осознанный характер, а социальное поведение человека формируется на основании его взглядов в виде соответствующих положений и норм. Словом, идеология выступает как одна из форм мировоззрения людей. [5, с. 56-57]. Многие современные исследователи, такие как Н.В. Ассонов, И. С. Лукьянов, Н.Г. Осипов, Д. Шварцмантель, Репина Л.П., Скиннер К., рассматривают идеологию как теоретическое обоснование системы ценностей определенных субъектов политики. В отличие, от науки, которая стремится познать истину, идеология создана с той целью, чтобы защищать и выражать взгляды определенных акторов политики, хотя нельзя абсолютно утверждать, что ей чужды научные знания, она их тоже в себя включает. Идеология формирует индивидуальное и массовое сознание, устанавливает цели и задачи, также определяет характер и дальнейшее направление развития социальных отношений. Несмотря на то, что многие ученые признают колоссальную роль политической идеологии в обществе. Другие так же характеризуют ее, как явление, не имеющее весомого веса в политической жизни. Однако политическая идеология имеет огромный вес в социуме и представлена в политических партиях, организациях, группировках, для которых одной из важных целей и задач является ориентировка политического поведения граждан. Политическая идеология является многоуровневой, в связи с решением данных задач. Принято выделять три уровня политической идеологии: Теоретико-концептуальный уровень. Этот уровень формирует основные положения политической теории, оправдывающие определенные ценности и идеалы, которые находятся в основе предлагаемого типа социальной организации. И потому, что каждая идеологическая система стремится к внутренней согласованности, создатели идеологического строительства провели большую работу по отбору и составлению идеологического материала, устранение противоречий между ее различными аспектами и попытались представить их в качестве однородной системы идей, то есть, гармоничной, последовательной, внутренне непротиворечивой системы. От качества идеологической системы в определенной степени зависит восприятие массами. Программно-политический уровень. Актуализированный (или поведенческий) уровень. Внедрение в социальное понимание конкретных идейных установок в облике программ, девизов и притязаний приводит к конкретному типу политического поведения. Этот степень имеет возможность характеризоваться достаточно широким диапазоном разновидностей усвоения людьми идейных установок: от нетрудной замены политических позиций, не затрагивающих штатские убеждения, до восприятия людьми собственных политических привязанностей, как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, владеющие возможностью предопределять основы общественного мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира считаются, по определению К. Мангейма, «тотальными». Системы политических притязаний и мнений, которые устанавливают задачки выборочного конфигурации форм правления, функций страны, систем выборов и иные цели, не способные воздействовать на мировоззренческие представления людей, выступают как «частные». [ 7, с.89-92] В пределах политической науки существуют различные подходы к осмыслению естества, значимости и места идеологии в существующем обществе, которые имеются у представителей всевозможных направлений политической мысли и различных школ. 1) Системный подход (Т.Парсонс) оценивает идеологию как принципиально многофункциональное вещество политической системы сообщества, а конкретно, как система ценностей, определяющая главные направленности развития предоставленного сообщества и поддерживающая имеющийся публичный распорядок; Культурологический подход ( К.Манхейм) оценивает идеологию в одном ряду с утопией, как форму неверного, прозрачного сознания, внедряемого с целью ввести людей в заблуждение и сотворения вероятностей для манипулирования ими. В данном случае, если идеология - это неправда, созданная с целью оправдаться в глазах людей имеющий место быть порядок вещей, то утопия - неверный эталон грядущего, неверные обязательства, призванные завлечь людей на путь разрушения давнего и постройки нового мира. 3) Марксистский подход оценивает природу и функции идеологии двойственно. Буржуазную идеологию, имеющеюся в пределах капиталистического порядка, он охарактеризовывает как форму неверного (иллюзорного), неверного сознания, которую осознанно насаждает буржуазия для хранения собственного доминирования и управление массовым сознанием людей. Именно поэтому марксистскую идеологию (другими словами " идеология нового типа " ) Маркс и его преемники, как правило, трактуют, как учение или теорию, объективно выражающую интересы современного социального класса - пролетариата. 4) Критический подход (Р. Арон, Э. Шилз) оценивает идеологию, как «политическую религию», а именно не явную веру людей, проявляющуюся в периоды основательных общественных упадков и мобилизирует их общие старания по выходу из переломной ситуации. Непосредственно взаимосвязанное с данным раскладом теория о «конце идеологии» («деидеологизация») (американские социологи Д.Белл и С.Липсет) отталкиваются от того, что в нынешнем высокоиндустриальном и постиндустриальном потребительском мире, где приобретены возвышенная степень благополучия и политической прочности, отсутствуют серьезные катаклизмы и привлечения общества для заключения общезначимых задач не необходима, надобность в существовании соединяющей идеологии пропадает. Следовательно, сторонники данного учения упорствуют на той мысли, что современное общество является деидеологизированным( т.е. освобождено от всякой идеологии). Впрочем, предоставленная концепция не предусматривает как присутствия в мире большущего количества " неевропейских» обществ, приверженных классическим достоинствам и мировоззрений (к примеру, мусульманские страны), а также угроза для общества положения, где полностью отсутствует делимая людьми концепция ценностей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы