Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура и функции политической идеологии



Имея сложное внутреннее строение, идеология осуществляет ряд актуально значимых функций. Функции общественно-политической идеологии следуют из того, что, собственно, в ней проявляются:

а) теоретически оформленные систематизированные социально-классовые интересы;

б) стремление определенной социальной группы к завоеванию или использованию власти для достижения этих интересов;

в) необходимость целенаправленных политических действий [4, с. 13-21]

Важнейшими функциями идеологии являются:

1. Теоретическая функция — построение модели развития общества. Как пример, первая конституция Советской России, принятая в июле 1918 года и названная «конституцией переходного момента», провозгласила своей основной задачей «установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии…».

2. Аксиологическая (ценностная) функция — создание, построение и расширение ценностей, имеющих характер социальных норм; оценка политической системы. Каждая идеология опирается на свою систему ценностей — политических, экономических, правовых, моральных, эстетических, культурных и т. п. Различия между идеологиями обусловлены именно ценностными ориентациями составляющих частей общества. Поэтому при классификации всех многочисленных идеологических течений именно система ценностей будет главным критерием при выделении ее в определенную группу («левые», «правые», « крестьянские», «националистические» и т. п.). Признание определенных идеологических ценностей индивидом обычно способствует также и усвоению определенных норм и правил поведения, а также нередко и предпочтений в области культуры. Гражданин, осознанно разделяющий конкретные идейные ценности в политике всегда делает сознательный выбор. Как правило, разделяющие общие ценности объединяются в политические организации (партии) для защиты своих ценностей. Отсюда вытекает и следующая функция идеологии.

3. Интегративная функция — объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей. Идеология наделяет смыслом любое политическое действие и задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Люди, имеющие сходные политические убеждения, для достижения своих целей сплачиваются в политическую организацию. Часто такие группы единомышленников превращаются в устойчивые социальные общности людей со своей традицией, чертами поведения, особым мировосприятием и даже со специфическим языком, не всегда понятным посторонним. Идеологическое единство часто создает чувство групповой солидарности, сравнимое с этническим или культурным единством. Политические убеждения часто можно установить по его внешнему виду, например, по ношению определенных элементов одежды, значков или других символических знаков, особой прическе, а также по использованию особой лексики. Подобный внешний вид играет такую же роль, как и военный мундир, сразу выделяя политического активиста в толпе, в то же время объединяя его со «своими».

4. Образовательная (познавательная) функция — дает методологические и гносеологические основы взгляда на мир, исполняет функции различения и наименования объектов и явлений действительности, предоставляет и развивает определенные методы и способы познания, разъясняет и объясняет те или иные стороны и проблемные стороны действительности. Эти представления, независимо от степени их объективности, позволяют социальным субъектам ориентироваться в событиях общественно-политической жизни, определять своё место в них и ставить перед собой определённые цели и задачи.

5. Мобилизующая функция — посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям (или бездействию). Намечая общие направления общественного развития, формулируя цели и задачи социальной действительности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину общества, идеологии сплачивают людей вокруг своих лозунгов, не оставляют их равнодушными к происходящим социально-политическим процессам, порождают у них стремление оказывать влияние на события собственными действиями.

6. Прогностическая функция - идеология является специфическим инструментом социального ориентирования и прогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носит нормативный характер, - он обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличие от иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействовать на действительность.

7. Нормативная функция — призвана узаконить, сделать легитимной идеологию. Она выражается в том, что по своей природе призвана либо защищать существующий социальный порядок либо обосновывать необходимость внесения в него определённых, вплоть до кардинальных изменений с целью его приспособления к интересам определённых групп людей. Поэтому идеологии стремятся не столько к научной объективности, сколько к оправданию сформулированных целей и избранных действий по их реализации.[8, c.38-81]

8. Легитимизирующая или амортизационная (смягчающая) функция основана на том, что с помощью идеологии всегда можно оправдать то или иное действие, тот или иной режим, способствует снятию социального напряжения. Смягчает и разрушает кризисные ситуации, когда у государства нет материальных или организационных возможностей общества и граждан.

9. Ориентирующая или мировоззренческая функция - тесно связана с познавательной и выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмыслении места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, включая экономическую, правовую и духовную. Усвоение этого лежит в основе формирования политической культуры людей. Идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни, и осуществлять осознанные политические поступки. Эта функция одна из главных, поскольку ее задача в том, чтобы полностью захватить сознание человека. Идеология способствует выработке мышления и поведения.

10. Регулирующаяфункция - формирование и организация отношений между государством и обществом, гражданами и властью. От того как происходит взаимодействие между гражданами и властью зависит ситуация в стране. От того насколько сильно идеология влияет на сознание людей, зависит положение страны на международной арене.

11. Стимулирующаяфункция - воздействует на общественное сознание и способствует возникновению политических движений. Стимулирующая функция позволяет человеку быстрее и точнее добиваться государственных целей. Стимул позволяет человеку двигаться вперед, по своей природе человек существо ленивое, и если у него нет целей, он не видит перспектив дальнейшего развития. Он просто угасает, государство теряет силу. [10]

 

12. Оценочная функция (оценка явлений и процессов с точки зрения определенных идеологических ценностей) [4, с. 13-21]

 

 

Раздел

Либерально-консервативная целостность в современной России:

От прошлого к будущему

Политическая идеология представляет собой классифицируемую и мировоззренческую «совокупность идей и установок, предназначенных для идентификации и самоорганизации групп в пространстве власти, артикуляции и презентации их интересов, а также соответствующих изменений в государственной политике (политической системе) на основе коллективных (корпоративных) представлений о прошлом, настоящем и будущем развитии общества» [11, c.4]

В нынешнем обществе совершаются кардинальные изменения в общественно-экономической, общественно-политической и социокультурной областях. Данные перемены приводят к существенному исправлению основных ценностей абсолютно всех главных направлений социально-политической мысли — либерализма, консерватизма, социализма.
Меняется анализ значимости страны, ее прогресс в области науки и техники, демократии и иных основных частей нынешнего общества. Необходимым обстоятельством общественно-политического формирования государства считается активная творческая личность, выражающая стремление к независимости, а также самораскрепощению, что приведет к ответственности и эффективности политической власти.

Либерализм в России

Несмотря на то, то в Российской Федерации, в чистом виде, не существует востребованности либерализма, существует потребность либерального, как в социологической, так и в консервативной доли идеологического спектра.

Постсоветская Россия встретилась с упадком социалистической мысли и разочарованием в идеологии либерализма. Уже после безуспешных усилий реформирования отечественного общества в особенности значимым стал консерватизм, в его различной интерпретации. Известность начали приобретать синтезы, состоящие из идейных различных теорий.

Об этом говорит возникновение подобных, представлялось бы, несопоставимых определений, таких как «либеральный социализм», «социальный консерватизм», «консервативный либерализм», «демократический консерватизм», «социальный либерализм», «либеральный консерватизм», «прогрессивный консерватизм» и т.п. Следовательно, меняется сама сущность, закладывающаяся в, к примеру, определения «либерализм» и «консерватизм». Возникает большое число систем, в которых невозможно конкретно произвести оценку, согласно направлениям «либералы - консерваторы».

Сочетание консерватизма и либерализма способно быть постоянным процессом, итоги которого будут находиться в зависимости как от соответствия частей, так и от наружного влияния - обстоятельств, которые характеризуют сущность и темпы процесса, в зависимости от нужд определенного этапа или субъекта. Как результат, получается или «консервативный либерализм», или же наоборот, «либеральный консерватизм». Одним из ученых данного союза, является В.Ф. Пустарнаков, который отмечает, что в результате возникает явление, образующееся «в результате скрещивания генетически различных родительских форм», либо произведенное сосуществование, ровно как модель «сожительства двух организмов разных видов, для которых их сожительство оказывается взаимовыгодным» [13]

Либерализм, ровно как философия и общественно-политическая практическая деятельность аргументировал собственную жизнестойкость и, невзирая на множественные упадки в собственном многознаменательном формировании, модифицировался, адаптируясь к действительной общественно-политической реальности. Эти главные основы либерализма, как свобода личности, свобода прав человека, плюрализм, гражданское общество, законное правительство, парламентская демократия и прочее стали необходимым составляющим общечеловеческой общественно-политической культуры. Характерной чертой нынешного либерализма считается не только лишь принятие собственной ответственности людей, но и стремление страны брать на себя определенную ответственность в том случае, если исчерпаны их способности. Задачей либерализма постоянно считается развитие перемен с положительным исходом, это и является отличием от консерватизма. В нынешней общественно-политической ситуации ответы либерализма на конкретные проблемы времени различны.

Основным обстоятельством, объективно выражающим актуальные мощи либерализма, считается тот факт, что все, без исключения, государства, достигнувшие более существенных итогов в собственном формировании, применяли свободные основы и значения в разных соотношениях с иными — консервативными, социалистическими, шовинистическими, патриотическими и т.д. Это обстоятельство позволило Ф. Фукуяме в 1989 г. Высказать суждение о завершении истории, в каковой абсолютную победу одержала либеральная идеология.

Невзирая на то, что многие ученые раскритиковали данное заключение, явной остается потребность либеральных ценностей, с целью формирования любого общества, т.к. без свободного индивидуума в полной мере не могут быть реализованы возможности и способности, непосредственно, самого общества, невозможно максимально удовлетворить потребности индивида без рыночной экономики, а без правового государства гражданин не может контролировать и ограничивать власть государства.

Россия является пограничной страной между западной и восточной цивилизациями, что и предрешило их воздействие на российскую реальность. Однако, перенимая чужой опыт, не стоит забывать о своей особенности, самобытности и величия, поскольку любой заимствованный навык оставляет положительный отпечаток лишь тогда, когда оно работает на благо обществу, своей нации, для поддержания внутренней мощи своему государству.

Однако, к сожалению, создатели российских реформ, конца XX века, по сути, пренебрегали исторически устоявшиеся устои, ментальность и особенности русского народа. Усилия заимствования и некритического применения мыслей и навыка иных государств никак не сумели поправить положения в исполнении либеральных по форме и радикальных по существу российских реформ. [13, c. 92-93]

По этой причине данные реформы никак не предоставили нужных итогов. По этой причине данные реформы никак не предоставили нужных итогов. Cтало явным то, что изготовленные миссии, выбранные пути, способы и темпы реформирования российского общества нуждаются в исправлении. Поэтому и возник живой интерес, касаемо вопроса о российском общественно-политическом консерватизме, опирающегося на традиции, устойчивость, последовательность, предоставляемое градационное преобразование и исключение последних граней.

Особенность российского либерализма обуславливалось в первую очередь тем, что он должен был проповедовать Великой Французской революции (а именно свободу, равноправность, единство) в условиях полного самодержавия. И непосредственно борьба за парламентаризм, конституцию и правовое государство проводилась на основе установленных традиций российской государственности. Главной тенденцией либерализма было свойственно то, что в промежуточном отрезке времени естественным будет симбиоз давних и новых политических институтов. Либералы стремились обозначить « золотую середину», касаемо решений общественных проблем, стараясь подчинить общественно-политическому контролированию стихийные социальные движения. Реформизм был обоснован полным отчуждением революции как способ преображения имеющегося социально-политического порядка, так как единственным альтернативным разговором с властью мог стать лишь «бесполезный и ужасный русский мятеж» уничтожающий государственность и совершающий неосуществимыми всевозможные реформы. Поэтому, русский либерализм, носил в себе компоненты консерватизма, и в той, или иной степени выявлял себя как консервативный либерализм, в частности реальной общественно-политической деятельности.

Консервативный либерализм подразумевает приспособление к жизни, накопление опыта из истории, представление обстоятельств, в каковых функционирует власть, никак не представление умалишенных условий, а плодотворное пособничество.

Согласно взгляду Б.Н. Чичерина, западные либеральные учреждения никак не имели шансов освоиться в России, в случае если их мгновенно основать поступком высочайшей свободы. В первую очередь, нежели приниматься к изучению ценностей либерализма, следует воспитать народ в политическом и культурном плане, применяя общегосударственные институты. Только приобщив крестьян к культуре хозяйствования и воспитать в них навыки самостоятельности, можно было приступить к осуществлению выборов в представительные учреждения, с последующим внедрением гражданских и общественно-политических свобод, которые обеспечивают градационное исчезновение абсолютного самодержавия. По мнению Чичерина, именно последнее способно стать гарантом реформ, которые касаются глубоких образований народного бытия. [13]

Главной характерной чертой российского либерализма считалось то, что единичные компоненты идеологии западного либерализма применялись в Российской федерации носителями государственной власти в их поползновениях реформирования и «европеизации» государства. И в будущем, когда либерализм сложился равно как убежденно-политическое течение, его посланники устремлялись осуществить собственные проекты с поддержкой страны, зачастую пренебрегая слабые структуры гражданского сообщества.

Либерализм- это всего лишь одно из начал людского существования, однако оно не является одним-единственным. Как подмечал Н.А. Бердяев, «невозможно нормальное и здоровое существование и развитие общества без консервативных сил. Консерватизм поддерживает связь времен... соединяет будущее с прошлым...» [14, c. 321]

В работе «Либерализм, демократия, консерватизм и современные движения и течения», опубликованной 1 июня 1933 г. в газете «Россия и славянство», П.Б. Струве подмечал, что истинным составляющим консерватизма считается государственность, точно как и «утверждение всенародного единства, или соборной личности народа, и против классовых поползновений, и против безоглядных притязаний личности, т.е. против чрезмерностей коллективизма и против крайностей индивидуализма. Консерватизм в этом понимании получает — рядом с либерализмом — какое-то особое и весьма широкое значение и обоснование» [15, c.132-133]

История российского либерализма в примере одного из версий его национальных вариаций – либерального консерватизма П.Б. Струве, «охранительного» либерализма Б.Н. Чичерина и т.д.- доказывает закономерность: чем больше либерализм соединен с определением национальности, внутриполитическими трудностями «настигающего вида становления», с действиями усовершенствования, тем больше он впитывает в себя идеи и мысли консервативной идеологии.

Многие отечественные и иностранные политологи объединяют способности и перспективу либерализма в Российской федерации или с принятием главных мыслей либерального российского консерватизма, объединяющего достоинства либеральной демократии, духовных традиций и национальных государственных норм, или с овладением ценностей «новейшего» либерализма, сочетавшего в себе основы традиционного либерализма и социал-демократии.

Согласно их взгляду, в России отсутствуют либеральные устои и социальные условия, подходящих с целью формирования либеральной мысли. По этой причине необходимо сочетание духовно-культурного консерватизма и экономического либерализма.

Так, по мнению немецкого философа Г. Рормозера, «в России отсутствует автономная личность, сознательный индивид, который был бы способен договориться на разумных началах со всеми остальными и по поводу собственных интересов, и относительно того, что наилучшим образом отвечало бы общим интересам» [16, С. 60-61.] Поэтому перспективу либерализма в России Рормозер видит в объединении с просвещенным консерватизмом.

Консерватизм в России

Под консерватизмом подразумевается общественно-политическая идеология, которая выступает за сохранение морально-правовых связей, которые ложатся в основу брака, семьи, религии и собственности. Как утверждает А. Горохов в своей политологической статье: «Методологические аспекты анализа консерватизма: идеология, мировоззрение, политическая культура» консерватизм «приводит к возникновению способа мышления, который ставит перед всеми грандиозными предложениями и принципами вопрос: действительно хороша ли эта идея при данных конкретных условиях? »[17]

Характерной чертой многих консервативных направлений считается отрицание гражданского индивидуализма, которое ослабевает государство в национальном плане, и принятие индивидуализма в экономике.

Свобода у консерваторов, подразумевается, как самоизбранное повиновение вышестоящему режиму, поскольку эталоном для них является сильное государство, которое стоит над обществом и стабилизирует какие-либо его инциденты.

Современному консерватору присущи интегративные рассудки, для него интересы государства превыше собственных интересов и интересов различных социальных групп. Либералы же, в противовес, на первый план выдвигают соревнования разных социальных и общественных организаций и групп, и чьи интересы проявляются в собственных программах политических партий и движений, которые служат примером гаранта устойчивости и т.д.

Одним из наиболее влиятельных видов нынешнего консерватизма, является идеология неоконсерватизма, который пребывает в плоскости между либерализмом и классическим консерватизмом. Он явился результатом того, что основы традиционного либерализма и консерватизма прекратили быть результативными. На сегодняшний день, политика неоконсерватизма, отображающая главный сдвиг либерально-консервативных принципов, считается идеологией тех, кто занимает высокооплачиваемые места и крайне опасается за свое положение, поскольку «правительство общего благополучия» ликвидирует естественные препятствия с целью общественного продвижения.

В различных общественно-политических цивилизациях консервативность принимается по-разному. У российских и западных консерваторов общим, возможно, является лишь название направления «консерватизм». На Западе данная идеология явилась реакцией на многочисленные общественные перевороты, из-за краха феодализма, который потряс европейский порядок.

У России же, особенно современной, существует 2 прошлого – досоветское и, непосредственно, советское. По этой причине и трактовки данного течения разные. Потому российский консерватизм, установивший социалистический характер и слившийся воедино с национальным патриотизмом, является полной противоположностью западному.

Жизненно важными ценностями для русского консерватизма являются справедливость и равенство. Последнее подразумевается не в плане возможностей, а в плане результатов (т.е. частная собственность ассоциируется не с возможностью развития, а как эксплуатация).

Западные консерваторы огромное значение предают таким установкам, как почитание труда, кодекс чести, классовая и профессиональная гордость. Российский консерватизм традиционно воспринимает «солидарность» народов, что является неотъемлемым фактом условия выживания многих из них.

Также, еще одной отличительной чертой российского консерватизма является тысячелетняя традиция, которая связывает эталон православной державы и антизападничества, как реакцию на частые воссоздаваемые в истории призывы, со стороны Романо-германской культуры.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Основные функции и полномочия Управления
  2. PR – отношения с общественностью. Цели, задачи, функции, методы
  3. Абсолютные и относительные ссылки. Стандартные формулы и функции. Логические функции
  4. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга
  5. Алгоритм нахождения производной сложной функции
  6. Арифметические операции и стандартные функции
  7. Базовые функции выборки данных
  8. Банковская система и предложение денег. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки. Создание денег банковской системой. Банковский мультипликатор. Денежная база.
  9. БАРЬЕРНЫЕ ФУНКЦИИ ТКАНЕЙ И ФАКТОРЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА
  10. Белки-каналы, их строение и функции
  11. В стране существует официальная государственная идеология, и любое высказывание кого-либо, выходящее из русла данной идеологии, должно пресекаться и наказываться.
  12. Вегетативные органы. Корень. Функции корня. Виды корней. Типы корневых систем.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь