Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика развития психологических воззрений в СредневековьеСтр 1 из 4Следующая ⇒
Общая характеристика развития психологических воззрений в Средневековье Психологические воззрения в Средние века
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Развитие европейской психологии в 4 – 11 веках. Теория римского ученого Августина Аврелия (Августина Блаженного ), ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. – воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Значит, мера истины – в нашем самосознании. Однако он предполагал, что истинность даруется Богом, Богом даруется и воля – источник активности человека. Он сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний, остановив внимание на проблеме самосознания. Ввел понятие о врожденной активности души как основе развития души, именно она является основой его воли. Он утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем это управление производится при помощи самосознания, т. е. осознания человеком своих возможностей и стремлений. Исследование вопроса о взаимоотношении веры и разума в душе человека было продолжено в работах Иоанна Скота Эриугены. Он доказывал, что знание, добытое человеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение. На этом основании и построены его доказательства свободы, обретаемой человеком в процессе научной деятельности. Доказывая тот факт, что общее предшествует единичному, он заложил основы дискуссии о происхождении универсалий. Его позиция считается одной из первых концепций реализма в науке. Большое значение, которое придавал Эриуген разуму, нашло отражение и в его концепции развития человека. Человек как особый мир в своем становлении проходит те же стадии, что и мир большой. Он связывает три ступени в развитии человека с этапами развития познания, называя их разум, рассудок, внутреннее чувство. Значительное влияние на развитие науки того времени оказал и известный французский ученый Пьер Абеляр. В своей работе «Да и нет», он развертывал картину диалектического суждения, логически обосновывая и опровергая различные суждения. Он возвратился к забытой в то время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраняется в мыслях людей. Это значение – концепт слова – есть сущность предмета, и существовало до него в божественном уме как образец для реальности. Интерес представляет и концепция развития нравственности и самопознания человека , в которой Абеляр доказывал, что критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Он считал совесть божественным даром, а ее содержание несущественно отличающимся от библейских заповедей. С 8 по 12 в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке. Арабские учение настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины. Арабская психология. Известный ученый того времени Ибн аль – Хайсам сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно – научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. За основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами. Он экспериментально изучил такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др. Доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей. Арабский мыслитель Ибн Сины (Авиценн ), врач, разработал теорию двух истин , которая помогла вывести предмет изучения психологии из общего предмета богословия. Он доказывал, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание . Изучая процесс познания , он подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно это вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах. Его положение о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний . Используя факты практического изучения простейших реакций организма, он учил, что можно объяснить такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию. Особое место отводил чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Т. о., за всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение. В ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, который погибал от истощения из – за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. Ибн Рушд (Аверроэс ) считал, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. Он доказывал необходимость изучения неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Он изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы . Его главный вывод заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Т.о., бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделение разума и души было одним из важнейших положений теории Рушда. Он также подчеркивал, что способность к мышлению является потенциальной. Всеобщий разум , воздействуя на потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя. Т. о., знания о психике и путях ее изучения обогатились в Средние века многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. Необходимо отметить первые труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. Обращают внимание и работы, которые позднее были названы психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, напряжение, невроз. Общие сведения Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу. По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их. На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого. В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон. Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне. Основные события в создании
Основные понятия
Общая характеристика развития психологических воззрений в Средневековье Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы