Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление экспериментальной психологии.
В последней четверти 19 века ассоцианизм получает модное «экспериментальное» подкрепление. Рождением своим экспериментальная психология во многом обязана мощному развитию в 19 веке физиологических экспериментальных исследований. Огромное значение для психологии имело и становление смежных с ней областей – психофизики и психометрии. Основателем психофизики является известный немецкий физик и психолог Густав Теодор Фехнер (1801-1887). В своих работах он опирался на труды анатома и физиолога Вебера, исследовавшего физиологию органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Наибольшее значение имели проведенные Вебером в 30-х года 19 века исследования по изучению соотношения ощущений и внешних воздействий, которые их вызывают. Эти работы показали, что для восприятия разницы в двух ощущениях новый раздражитель должен отличаться на определенную величину от исходного. Эта величина представляет собой постоянную долю исходного раздражителя: DJ/J=K, где J – исходный раздражитель, DJ – отличие нового раздражителя от исходного, К – константа, зависящая от типа рецептора. Именно эти работы и привлекли внимание Фехнера. Первые эксперименты Фехнера показали различия между ощущениями в зависимости от первоначальной величины вызывающих их раздражителей. Фехнер ввел в психологию представление о пороге ощущения, т.е. о величине раздражителя, вызывающей либо изменяющей ощущение. Была установлена закономерность: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула (закон Вебера-Фехнера). Данное направление исследований назвали психофизикой, поскольку в этой науке экспериментальными методами изучалась зависимость психических состояний от физических воздействий. Книга Фехнера «основы психофизики» (1860) стала настольной во многих лабораториях, которые занимались определением порогов и проверкой закона Вебера-Фехнера. В 60-х годах голландский физиолог Дондерс (1818-1889) провел эксперименты по изучению скорости протекания психических процессов и начал измерять скорость реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Так были заложены основы психометрии. Эти эксперименты наряду с экспериментами по измерению порогов стали главными в зарождающейся экспериментальной психологии. Ее появление по праву связывают с именем немецкого ученого Вильгельма Вундта. (1832-1920). Вундт пришел в психологию из физиологии. Организовав в Лейпциге первый специальный психологический институт (1875), он занялся в нем темами, заимствованными у физиологов – изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики. К Вундту стала стекаться молодежь из разных стран. Возвращаясь домой, они создавали там лаборатории, сходные с лейпцигской. Историки подсчитали, что школу Вундта прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. В числе русских были Владимир Михайлович англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. В числе русских были Владимир Михайлович Бехтерев, Николай Николаевич Ланге и В.Ф.Чиж. Психология, по Вундту, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Все остальные науки изучают результаты переработки этого опыта (тем самым выдвигался тезис о том, что психология лежит в основании всех других наук). Задачи психологии: 1) выделить путем анализа исходные элементы; 2) установить характер связи между ними; 3) найти законы этой связи. В этой программе отчетливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны.
Он считал, что сознание (бессознательные процессы отрицал) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную реальность. Простейшими элементами сознания являются ощущения и чувства (эмоциональные состояния). До Вундта универсальным механизмом соединения отдельных элементов в комплексы считались ассоциации. Он ввел еще одну связь – апперцептивную. Понятие апперцепция он заимствовал у Канта, который определял ее как спонтанную активность души. Ассоциацией объясняются восприятие и память, создание целостных образов, т.е. простейшие процессы. В то же время мышление невозможно объяснить только законами ассоциаций. Ведь его течение не всегда зависит от внешней ситуации, но побуждается внутренней мотивацией, направленностью на задачу. Осознание этой цели позволяет сосредоточиться на решении проблемы, игнорируя мешающие воздействия среды. Т.о., Вундт пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей. Первичной силой человеческого бытия является воля, которая помогает ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики. Изучение волевого поведения сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии – волюнтаризма (Блаженный Августин). Главной заслугой Вундта является разработка экспериментального метода исследования психики. Интроспекционизм – древняя концепция и, как говорил исторический опыт, совершенно бесперспективная для научного исследования психологических факторов. Но Вундт вносил в нее коррективы, с помощью которых, как он считал, преодолевались слабости старого интроспеционизма. Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично. Контроль и порядок в исследование сознания способны, по Вундту, внести экспериментальные процедуры физиологии. Интроспекция понималась как особая процедура, требующая специальной длительной тренировки. В дальнейшем Вундт занялся разработкой направления, посвященного психическому аспекту создания культуры. Он написал 10-томную «Психологию народов» (1900-1920). В этой работе Вундт высказал важную мысль о том, что методом исследования психологии народа может стать анализ продуктов его творческой деятельности (сказок, мифов, религии). К началу ХХ века психологические лаборатории были созданы во многих городах Европы и США. Наиболее интересные экспериментальные исследования связаны с Германией, в частности с Германом Эббингаузом (1850-1909). Его капитальный труд «О памяти» (1885) посвящен экспериментальному изучению запоминания и забывания на материале бессмысленных слогов. Каждый слог состоял из трех букв – двух согласных и одной гласной между ними (бов, гис, лоч и т.п.). По оценке Титченера, это стало самым выдающимся изобретением психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка обусловлена возможностью изучать процессы памяти независимо от смыслового содержания. Составив из слогов ряды определенной длины, Эббингауз под метроном прочитывал их. Опыты он ставил на себе. В этих исследованиях был найден ряд эффектов. Например, был обнаружен «фактор края»: из слогов, составленных в ряд, лучше запоминаются слоги, стоящие по краям. Наибольшая популярность приобрела «кривая забывания». Процесс забывания носит нелинейный характер. Большая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Замедлить падение кривой могут некоторые факторы, например, сон. Хотя Эббингауз не разработал своей психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии. Он на деле показал, что не только элементарные процессы, но и память можно изучать объективно. Была также показана важность статистической обработки данных с целью установления закономерностей психических явлений. Появление первой экспериментальной психологической лаборатории, открытой Вундтом, стало кульминационной точкой в развитии ассоцианизма. Система ассоцианизма обнаруживает свою несостоятельность при объяснении фактов психической жизни. Сначала ее пытаются спасти путем ввода каких-то новых положений, но эти новые положения несовместимы с прежними – и таким образом, в конечном итоге методология данного направления терпит крах, и ассоцианизм перестает существовать как направление. Но это происходит уже в 20 веке. Идеи ассоциативной психологии до сих пор работают в педагогике (мнемические приемы), психотерапии (метод свободных ассоциаций при изучении бессознательного), в юридической практике (детектор лжи). В каждой психологической концепции есть своя правда – есть она и в ассоциативной концепции, несмотря на ее механистичность. Ведь явление ассоциации, безусловно, существует и оказывает значительное влияние на ход психической деятельности. Только не нужно ставить ассоциацию во главу угла, признавая ее единственным механизмом функционирования сознания. Как писал С.Л.Рубинштейн, ассоциация – это вообще не столько «механизм», сколько явление, - конечно, фундаментальное, - которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов
72. Предмет психологии и методы психологического исследования в бихевиоризме Бихевиоризм (от англ.behaviour – поведение) – направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. (5) Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества». (9) Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, как их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании». (9) Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R), в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям. «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана». (9) Таковы две проблемы бихевиоризма. Уотсон про- изводит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакция желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «...если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся ктелу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание». (8) Наблюдение за новорожденным привело к выводу, что число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Бихевиорист не находит данных, подтверждающих существование наследственных форм поведения, таких как ползание, лазание, драчливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.). Практически поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образования. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта» юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков». Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые — удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования — на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивидууму. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически, и в силу этого имеют тенденцию закрепляться. Удержание навыков составляет память. В противоречие с установкой на отказ от изучения ненаблюдаемых механизмов поведения, Уотсон выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные — условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, что связь является результатом переключения возбуждения в центральной инстанции на пути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однако бихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничиваясь наблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.
В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный. (8). Несмотря на указанную ограниченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом. К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке, что позволило Э. Борингу написать: «...не будет преувеличением сказать, что в настоящее время бихевиоризм является типичной американской психологией, несмотря на то что, может быть большинство американских психологов и откажется от того, чтобы называть себя бихевиористами». В то же время для исследователей становилось все яснее, что исключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. (6). Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа «человек строит дом», плавает, пишет письмо и т. п. Утверждение Дж. Уотсона о том, что бихевиорист интересуется поведением целого человека, никак не обеспечивается его механистически атомистической позицией и даже вступает в противоречие с ней, что он сам признавал. «Бихевиорист в своей научной деятельности употребляет орудия, существование которых он отрицает и в своем объекте, и в самом себе». Вследствие механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. «Окружающие условия так влияют на нас, что в данный момент при данных условиях всякий предмет может вызвать только строго соответствующий и обусловленный образ действия». (8). При этом не учитываются качественные изменения, наступающие в поведении с переходом к человеку: данные, полученные в исследованиях на животных, переносятся на человека. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человека как животный организм. Отсюда натурализм в трактовке человека. Человек «...представляет собой животное, отличающееся словесным поведением». (8) Скрытую основу бихевиоризма составляет отождествление психики с интроспективным ее пониманием в психологии сознания. По оценке Выготского и Рубинштейна, игнорирование сознания, психики, вместо того чтобы перестроить интроспекционистскую концепцию сознания, составляет суть радикального бихевиоризма Уотсона. Очевидно, нельзя положить в основу психологии отрицание психики. В то же время исторической заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку как реагирующему организму реализация этой задачи получает в бихевиоризме направление, дегуманизирующее человека: управление начинает отождествляться с манипулированием личностью. (9) Методы психологии по своим подробностям очень разнообразны. II. Методы условных рефлексов. а) Методы, применяемые для получения условных секреторных рефлексов. б) Методы, применяемые для получения условных двигательных рефлексов.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы