Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Международное гуманитарное право и право прав человека.



Термин “права человека” появился в международной политической лек­сике после американской войны за независимость и Великой французской револю­ции. В Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина и других документах того времени говорилось о правах человека и гражданина. В современных международно-правовых актах, и в первую очередь, в Уставе ООН, о правах гражданина уже не говориться. В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества. Подавляющее количество прав человека носят универсальный международ­ный характер, однако существуют права человека. которые связаны с националь­ным гражданством (например, политические). Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. В общем понимании эти термины - однотипные явления. И право, и свобода - гаран­тированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница заключается в том, что порядок реализации права в той или иной степени регла­ментируется, а свободу иногда рассматривают как область человеческого поведе­ния, в которую государство обязуется не вмешивается. В международно-правовых документах традиционно сохраняется классифи­кация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют: 1. Гражданские права: - право на жизнь; - право на неприкосновенность личности; - свобода личности; - свобода передвижения; - равенство перед судом; - право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана; - право на безопасность личности; - право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; - право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмот­рение дела независимым и беспристрастным судом; - право на свободу о произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; - право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; - право на свободу совести, мысли и религии и другие. 2. Политические права: - право на участие в управлении своей страной; - право на равный доступ к государственной службе в своей стране; - право на свободу убеждений и свободное выражение их; - право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие. 3. Экономические права: - право на владение имуществом; - право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ре­сурсами и другие. 4. Социальные права: - право на труд и свободный выбор профессии; - право на равную оплату за равный труд; - право свободно создавать профессиональные союзы; - право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование; - право на вступление в брак и создание семьи; - право на защиту материнства и детства; - право на отдых и досуг; - право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход); - право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инва­лидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к су­ществованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие. 5. Культурные права: - право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора; - право на образование; - право на участие в культурной жизни; - право на пользование результатами научного прогресса и их практиче­ского применения и другие. Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, которая получила в междуна­родно-юридической литературе название “концепции трех поколений прав чело­века”. В соответствии с ней права человека делятся на три основные группы: 1. Первое поколение - гражданские и политические права, осознание и де­кларация которых начинается с периода Великой Французской революции. 2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, кото­рые нашли отражение в международно-правовых актах сразу после второй миро­вой войны (Всеобщая декларация прав человека) после разворачивания процессов демократизации, выхода на историческую сцену еще в первой половине XX в. ши­роких слоев народных масс и успехов социалистических движений, а также соци­альных преобразований в СССР. 3. Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду, право на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового осво­бождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской Америки, а также формирования новой мировой силы - совокупности разви­вающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано также с осо­знанием человечеством своих глобальных проблем, которые ставят под сомнение само выживание планетарной цивилизации. Еще одной общепринятой классификацией прав человека является деление их на коллективные права (права народов) - право на самоопределение, право на профсоюзы, право на развитие и т.д.; индивидуальные права (права личности). Исторически существовало большое количество концепций прав человека: религиозная, естественная, позитивная и т.д. В настоящее время постепенно на основе общего международного права формируется универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Ее костяк состав­ляют важнейшие уже признанные принципы международного гуманитарного права: * Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность проти­вопоставления какой-либо группы прав человека другой, понимание прав чело­века как единого комплекса, системы взаимосвязанных элементов, в которой су­ществует своя иерархия прав человека (например, важнейшим правом признается человеческое право на жизнь). * Дуалистическое понимание принципа уважения прав человека: с одной стороны как одного из основополагающих и главных в системе основных принци­пов международного права; с другой стороны - как один из элементов системы основных принципов международного права, теснейшим образом взаимосвязан­ных друг с другом, что не позволяет чрезмерно гипертрофировать роль одного из них. Так, например, никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение государствен­ного суверенитета, невмешательство во внутренние дела другого государства и т.д. * Несмотря на то, что вопрос о взаимоотношениях государства и граждан - проблема внутригосударственной компетенции и внутреннего права, междуна­родное право признает в качестве руководящего правила недопустимость такой модели регулирования отношений между любым государством и его населения, которое означает произвол и насилие. Именно поэтому существует три возмож­ные направления регулирования подобной ситуации: обсуждение международ­ными органами вопросов, касающихся индивидуальных нарушений прав человека в соответствии с доброй волей заинтересованных государств на основе междуна­родного договора; рассмотрение вопросов нарушений прав человека на междуна­родном уровне на внедоговорной основе, даже без согласия заинтересованного государства (правда здесь не существует четко разработанных механизмов и кри­териев); рассмотрение в международных органах частных жалоб на нарушение прав человека. Тенденция на рассмотрение прав человека как области, которая не является исключительно внутригосударственной сферой регулирования особенно заметно проявляется в рамках общеевропейского процесса. Так, в документе Мо­сковского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 г. подчер­кивалось, что “вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демокра­тии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюде­ние этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка”. В этом же документе государств-участники заявили, что “обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представ­ляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего госу­дарства”. * Область уважения прав человека в международном праве понимается как деидеологизированная и деполитизированная сфера, в которой недопустимо ис­пользовать полемику идеологий, руководствоваться политическими интересами, ради которых подчас допускается искажение действительной ситуации внутри от­дельных государств с уважением прав человека. Как видно из вышесказанного одним из основополагающих принципов концепции межгосударственного сотрудничества вообще и по гуманитарным во­просам в частности составляет принцип уважения прав человека. Его нормативное содержание составляет обязательство государств уважать и соблюдать эти права без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере их юрисдикции, то есть на которых распространяется их власть. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека частно называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, нахо­дящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой. националь­ной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Регио­нальные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широ­кими, конкретными (см. выше - стандарты в рамках общеевропейского процесса). В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Междуна­родного пакта о гражданских и политических правах (например, ст.4) предусмат­ривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравствен­ности населения, т.е. в таких случаях, когда речь идет о потенциально возможном наступлении такой ситуации, когда права человека будут нарушаться и ущем­ляться в несоизмеримо больших размерах. Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права (см. выше), так и носящих морально-политический характер.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь