Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представления о Боге, истории, мире, грехе и спасении в пророческих религиях откровения и мистических религиях спасения.



Чистых типов религиозных переживаний, по Хайлеру, не так уж и много. Прежде всего он выделял основные — мистическое и пророческое. Если для мистики центральными понятиями оказываются любовь и соединение, то главный феномен пророческого переживания — ― доверчивая вера‖. Во взаимодействии пророчества и мистики Хайлер видел будущее религии: ― Более высоких форм религии, чем эти две — мистика и религия Откровения, — история религии не знает. Будущее развитие религии должно принести дискуссию между ними. Когда наступит определенное спокойствие во внешнем культурном развитии, человечество вновь обратится к религиозным проблемам с таким страданием, примеры которому дали прошедшие столетия. Потом эти два религиозных типа сравняются и бросят друг другу вызов. Какой из них одержит победу? ‖. При ответе на этот вопрос Хайлер испытывал затруднения, но, по-видимому, отдавал предпочтение пророческому типу религиозности, как более миросоэидающей форме. Кто верит в мирские ценности, цели и задачи, считал он, тот больше сил для радостной работы почерпнет из религии Откровения, чем из мистики, так как первая дает ему мужество крепко стоять на ногах на этой сотворенной Богом земле.

 

Пророк‖ — слово греческого происхождения, этимологически связанное со словами ― про(пред)-реку‖, ― про(за)-рок‖, ― про-(через)-речь‖. Из этого следует, что пророк — тот, кто предрекает события — глашатай судьбы, через чью речь открывается будущее, кому дарована ― весть‖ и право сообщить ее людям. Святость пророков покоится на другой основе, нежели у жрецов, священников, монахов или мучеников. Она вытекает из непосредственной захваченности божественным духом. Пророк избран Господом говорить от Его имени и есть глас Бога в этом мире: ― Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его

святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым‖ (2 Пет, 1: 21). Из широко распространенного искусства предсказывать будущее, находясь в состоянии восторга, в Израиле возникает этическое пророчество, трактующее нравственные, социальные и политические требования Бога к людям, вместе с пророчеством несчастий, которое предсказывало непокорному народу гибель, древние евреи в вавилонском изгнании слышат пророчество процветания. Пророчество переживает свой расцвет в раннехристианской общине; однако и после укрепления института церкви пророки в христианстве появляются вновь и вновь. Две монотеистические религии, основанные на священных текстах и законах, — маздаизм и ислам — являются творением выдающихся пророков — Заратустры и Мухаммеда — последний из которых считается посланником Бога. В японском буддизме возникает пророческое движение, связанное с именем Нихирена — судьи-проповедника и реформатора. Мистики, как и пророки, часто обнаруживают необычные способности, переживают экстатические состояния. Цель мистического пути к святости — разрыв с внешним миром, преодоление страданий, медитация и созерцание — есть единение с трансцендентным. Однако большинство мистиков, прежде всего, Готама Будда, не уходили от реального мира, а старались воплотить высшее знание собственной жизни в активную форму духовной и материальной помощи людям. Среди носителей святости в образе человека мученик выделяется тем, что подвергается преследованиям, пыткам и даже идет на смерть за свою веру. Святой — это воплощение совершенной божественной и братской любви. Христианский идеал святости тесно соприкасается с идеалами других религий: иудейским.— хасидов и саддиков, исламским - суфиев, буддийским — бодхи-саттв. Святым считается не только тот, кто служит богу и помогает людям, но и человек, нуждающийся в поддержке. Греческий Зевс имеет прозвища Ксений и Гикесий, т. е. бог, являющийся как чужак и молящий о помощи. Будда желает воплотиться в своих больных собратьев, чтобы за ним ухаживали. Согласно пророчествам Иисуса о Страшном суде (см.; Мф. 25: 35-40), все голодающие, жаждущие, странники, неимущие, больные, сидящие в темницах - есть сам Господь. Каждый, кто служит любовью им, служит Ему самому. Гуманизм становится религиозной ценностью в соответствии со словами homo homini Deus (лат. — человек человеку бог).

Своеобразие феноменологии религии И.Ваха.

В Германии виднейшим представителем феноменологии религии был Йоахим Вах (1898 - 1955). Под влиянием Й. Ваха, эмигрировавшего в Америку в 1935 г., феноменология религии нашла своих последователей в США. Основанная Й. Вахом Чикагская школа, наиболее известными представителями которой считаются М. Элиаде, Дж. Китагава, Ч. Лонг, Ф. Эшби, отличалась феноменологической и исторической ориентацией.

— Вах способствовал становлению и развитию истории религий («Religionswissenshaft») как сравнительного феноменологического религиоведения и самостоятельной дисциплины, отличной от теологии, философии и истории религии в обычном смысле слова.

— История религии, согласно Ваху, - «подлинная наука о духе», своего рода « религиозная энциклопедия », представляющая собой исследование природы, характеристик и функций религий и проявлений религиозного опыта.

Вах считал, что религиозные феномены:

• Являются исходным пунктом истории религий

• История религий пытается понять смысл религиозных феноменов, а не решать философские и метафизические вопросы

И что Ученый-религиовед:

• не может выносить ценностных суждений и заниматься апологией каких бы то ни было религиозных доктрин.

• методы философии религии: использованию и углублению ее методов исследования, в частности, логики, или совершенствуя процедуры исследования.

Вах считал что истерия религии делится на Историческое измерение и систематическое измер

Исторр измер- предполагает, во-первых, общую историю религии, изучающую специфические формы проявления религий: мифы, символы, ритуалы и т.д.; во-вторых, историю конкретных религий, существовавших и существующих в человеческой истории, будь то первоначальные формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм - или ислам, буддизм и т. п

\Систем измер- классификация религиозных феноменов и создание социально-исторических и психологических типологий с целью выявления общего в частном.

— Различные культуры следует понимать типологически как различные способы упорядочения различных человеческих возможностей и различных человеческих реакций на высшую (предельную) реальность.

— Важно изучать цивилизации в связи с их религиозными установками и наоборот.

Религиозная коммуникация по Ваху

— выражение религиозного чувства в религиозной общине.

— Интенсивность религиозной коммуникации обратно пропорциональна индивидуальной религиозной инициативе

— Основа религиозной общины - связь с высшей реальностью, которая находит выражение в религиозном опыте.

— Категории религиозного мышления и действия развивались по мере столкновения с трансцендентальной силой и ее космическим порядком.

Области истории религии по Ваху

1.Герменевтика 2. Изучение религиозного опыта. 3. Социология религии

3 этапа творческой эволюции Ваха (Китагава)

1. Обоснование герменевтической основы для решения описательно-исторической задачи истории религий понять» религиозный феномен как свой собственный, дистанцироваться от него.

2. Разрабатывает систематическое измерение истории религий, следуя социологической модели. 1) Выявление взаимосвязи религии и общества, 2) Изучение религиозных групп и их интерпретаций самих себя, для чего используется типологический метод.

3. Переоценка взаимосвязи истории религий с социальными науками и ее взаимосвязи с нормативными науками (философия религии и теология)

Герменевтика Ваха

1 Стремился к «интегральному пониманию» самой религии на основе исчерпывающего описания фактов; исторического, социологического и психологического объяснений; типологии и классификации.

2 Задавался вопросом, можно ли исследовать религию извне, и понять сущность религии, не будучи ее приверженцем.

3 Понимание – это социальный факт, а язык - самое важное средство непосредственного взаимодействия между людьми и средство коммуникации, выходящее за пределы пространства и времени. Понять кого-то, значит понять его язык

«В любом понимании смешиваются два фактора: субъективная интерпретация, которая стремится определить психологический смысл выражения в связи с его с автором; и объективная интерпретация, которая рассматривает его как сущность саму по себе с целью раскрыть его смысл. Объективное толкование включает в себя процедуры технической интерпретации, анализа материала или элементов выражения, общей (родовой) интерпретации, исследующей жанр, тип или форму текста; исторической и социологической интерпретаций, проясняющих социально-историческое происхождение и развитие феномена».

При понимании религии

1) обладание наиболее исчерпывающей информацией;

2) адекватное эмоциональное состояние;

3)правильная волевая подготовка;

4)личный опыт священного

Следование принципам герменевтики по Ваху необходимо для:

1) действительный смысл любого слова или понятия, иногда затемняемых традицией и временем;

2) религиозный смысл терминов (типа грех, покаяние, благодать, спасение и т.д.);

3) теологическую интерпретацию, данную термину в данной религиозной общности.

Религиозный опыт использует феноменологическую методологию:

— 1. отсутствие заранее заданной схемы («религиозные данные должны говорить сами за себя»).

— 2. феноменологическое описание опыта священного, дающее возможность понять природу религиозного опыта.

— 3. использование «классического» типологического метода, позволяющего охватить все многообразие проявлений религиозного опыта.

— 4. соотнесение проблемы истины с природой религиозного опыта с целью разработки общей основы изучения религий

Критерии религиозного опыта

1. это «реакция на то, что воспринимается как Предельная Реальность». Предельной (Высшей) реальностью мы называем ту реальность, которая все определяет и лежит в основе всего. Отсюда следует, что опыт чего-то конечного не может быть религиозным, но только псевдорелигиозным.

2. «тотальная реакция тотального бытия на то, что воспринимается как Предельная Реальность». Это означает, что человек воспринимает религию всем своим существом, каждой частью своего бытия, и нет ничего в его жизни, к чему религия не имеет отношения. В религиозный опыт вовлечен весь (целостный) человек.

3. религиозный опыт – самый интенсивный из всех, доступных человеку. В сущности, это самый сильный, всесторонний, и глубокий опыт, на который способен человек.

4. религиозный опыт – это практический опыт, он содержит императив, заставляющий человека действовать.

Причем, действие следует понимать в очень широком смысле: как противопоставление не размышлению, но инертному бездействию или индифферентности.

каким является правильное, одобряемое Богом «действие», к которому призваны верующие.

ТЕЗИС ВАХА.

историк религий должен подходить к проблеме истины феноменологически, то есть, соотнося проблему истины с природой религиозного опыта без абсолютизации какой бы то ни было ее религиозной интерпретации.

Ни одна религия не является истинной в том смысле, что все другие ошибочны; неверно и то, что все религии истинны; но поскольку все они содержат некую истину (или часть истины), то отличаются друг от друга не только типом истины, но силой и значимостью этой истины

 

23. Феноменологическое описание понятий " Бог", " демон" у Г.Меншинга.

Одной из наиболее ярких тем мира представлений о святом следует признать описания в феноменологии религии понятий «демон», «бог», «небесные боги» и др. Например, для Отто «подлинно самостоятельное начало (религии. - М. П.) образует лишь возникновение идеи демона». Если быть более точными, демоническое у Отто лишь одна из ипостасей локального нумена, открытого в Sensus numinis. «Любовь» феноменологов религии к демонам вполне понятна. Демоны: асуры, рудры, тролли, джинны, духи - идентифицируются с нуминозной силой. По своему образу они зачастую несут оттенки личностного, но по своей природе выступают имперсональной силой. Особенно импонирует феноменологам религии спонтанность и не только иррациональность, но даже антирациональность демонического в качестве проявления нуминозного. Отто и Г. ван дер Леу подчеркивают, что демонический ужас есть проявление сущности нуминозного вообще, так как он не является страхом перед чем-то конкретным, а репрезентирует трепет перед самим непостижимым и ужасным. Меншинг констатирует, что употреблять по отношению к демоническому этические категории так же бесполезно, как и адресовать их природе электричества. Произвольность, абсурдность, мгновенность, бесконтрольность демонического наиболее полно выражает оттовский момент тремендумности нуминозного. Боги в концепции Меншинга, часто возникая из демонов, обладают в отличие от них твердым положением в космосе, константными функциями, одухотворенным образом, выступая тем самым нуминоз- ными личностями. Теогенез у немецкого феноменолога олицетворяют две параллельно действующие тенденции: «...объединение демонов или богов в высшем нуминозном единстве и расщепление этого единства...». Ссылаясь на исследования А. Вертолета, Меншинг утверждает, что конституирование понятия «бог» происходило в истории религий трояким путем: из демонов, через смешение уже существующих богов и с помощью «расщепления» представлений о великом боге. Хорошо известно демоническое происхождение греческих богов Пана, Аполлона, Афродиты, Силены. Более того, Меншинг подчеркивает, что разные группы демонов («бурные» и «кроткие» боги) в более поздний перицд религиозной истории тесно переплетаются в образе бога [в данном случае в таких эпитетах Зевса, как (бурный) и (сладкий, кроткий)]. Смешение богов известно в различных формах: включение чужих богов в свой пантеон при полном их отождествлении со своими (так римляне включили германских богов в свой пантеон), объединение доминирующего бога с более древним божеством (Амон-Ра в Египте, Нергал-Мардук в Древнем Вавилоне), смешение одного божества с другими (из сирийского божества Баала и греческого Зевса появился эллинистический. «Расщепление» представлений о великом боге приводит его к практическому растворению в местных культах. Здесь феноменолог ссылается на пример из второй книги Самуила (15: 7), якобы подтверждающий отождествление почитания единого Бога Яхве с культом местных богов Палестины.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Беседа 3 «Уверенность в спасении»
  2. В религиях Бога нет. Религии, это древние Конституции.
  3. Верховные иерархи Русской православной церкви (митрополиты, с 988 г. – в Киеве, с 1299 г. – во Владимире, с 1324 г. – в Москве, с 1589 г. – патриархи)
  4. Воинское приветствие. Порядок представления командирам (начальникам).
  5. Вопрос 7: Бытие и материя. Эволюция представления о материи. Современная наука о материи.
  6. Вторая мировая война (1939-1945 гг.): происхождение, основные проблемы истории, последствия
  7. Гармонические колебания. Источники грамонических колебаний. Способы представления гармонических колебаний. Векторные диаграммы.
  8. Геополитические представления в учениях Древнего Востока (Китай, Индия)
  9. Гипертекстовые технологии представления текста
  10. Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕДИТАЦИИ
  11. Глава 14 Проблемы богословия в представлениях Русской цивилизации
  12. Да Хуэй не самый древний; только тысяча лет прошло с его времени. Но в Ригведах, которые являются древнейшими писаниями в мире, вы найдете то же утверждение: «Нынешние люди не понимают».


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь