Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Типология небесных Богов у Г.Виденгрена. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Во Вселенной существуют два начала и две силы, изначально чужеродные, противоположные, никак не связанные и не имеющие ничего общего — Свет и Мрак. Свет представляет собой нерасторжимое единство, его персонификация и активное начало — верховное божество. Его имя Отец Величия или Бог Истины, он же — Бог-отец. С ним неразрывно связаны четыре качества: собственно Божественность (или Чистота), Свет, Сила и Мудрость. Поэтому Бога называют ещё и «четырехликим Отцом Величия». Сущность Отца Величия выражается пятью абстрактными понятиями: Ум, Мысль, Разумение, Помышление, Размышление, которые являются его ипостасями и атрибутами. Мир Света разделён на многочисленные эоны — обители светлых богов, делящихся на три категории. Боги есть эманации Отца Величия первого уровня, богатые — эманации второго уровня, произведённые богами, Ангелы — эманация третьего уровня, произведённая богатыми. Страна Света есть обитель покоя, характеризуемого как единство, гармония и согласие. Свет полностью благ — он не знает никакого зла, полностью духовен, нематериален. Все творения Света — бессмертны и совершенны по красоте. Свет разделён на двенадцать эонов — это персонифицированные и в то же время пространственно-временные единства, обители светлых божеств, которые в то же самое время — часть Отца Величия, являющиеся им самим, а не его эманациями. Противоположная Свету сила — Мрак. Его активное начало и персонификация — Материя, она же Грех и помысел смерти. Порождения Мрака распределены по пяти жилищам, порождающим пять тёмных стихий и миры Сухого (жар и огонь) и Влажного (холод и наслаждение). Мрак полностью бездуховен, лишён блага и гармонии, его творения безобразны. Мрак беспокоен и агрессивен, его силы извечно заняты борьбой друг с другом. Пространственно Свет и Мрак расположены вертикально один относительно другого. Свет пребывает «в высоте», мрак — в самой нижней части вселенной — «бездне». 25.Лингвистическо-этимологические исследования " святого." Об этимологии слова «святой». В славянских, балтийских и иранских языках слово «святой» (праслав. svent) происходит от индоевропейского «k'uen-to-» — возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле, плодоносить. (см. Топоров 1995: 441-443). Примечательно, что в переводах с греческого в самых ранних старославянских текстах употребляется не калька, а свое слово; в целом же, калек в переводах богослужебных текстов с греческого на старославянский, а позже на древнерусский очень много. Это значит, как замечает там же В. Н. Топоров, что корень слова еще в дохристианскую эпоху был сакрально отмечен. «Язык сохранил слово и даже его общую семантическую идею, но существенно углубил и «спиритуализовал» по идее его содержание» (Топоров 1995: 489). Данное слово в язычестве понималось в прямом смысле: оно означало любое возрастание, цветение, плодоношение, в Христианстве же образуется понятие «святости» как возрастания, цветения духовного.Возможно, земля свята уже потому, что она цветет и плодоносит. Люди, жители земли, становятся носителями этой святости, благодаря уже тому, что они на ней живут. Как и когда произошло переключение с языческого на христианское, с материального на духовное — неясно. Святость переносится с природы на человека, с материально-физического на идеально-духовное, с конкретного и зримого на отвлеченное и незримое, как пишет В. Н. Топоров (см. Топоров 1995: 490). Связь со «светом» все же, судя по всему, прослеживается: 1. Индоевропейское – kuei(t) (свет). 2. Общеславянское – svetь (свет) 3. Древнерусское – св(ять)ть
Святой: 1. Индоевропейское – k'uen-to- (святой, священный, праздничный). 2. Общеславянское – sve, tъjь (святой). 3. Старославянское – св(юс малый)тый. 4. Древнерусское – святый. Слово «святой» известно с древнерусской эпохи (с XI в.) вместе с однокоренными «свять», «святый», «святыни», «святити», с XV в. – «святость» и др. В древнерусском слово «святой» – из старославянского, где «св(юс малый)тый» восходит к общеславянскому svetъjь – «святой». Первоисточник – индоевропейский корень k'uen > основа k'uen-to-, что значило «праздновать, святить, святой, священный». В современном значении «святой» – «религиозно почитаемый, божественный», а также «глубокочтимый, дорогой. Греческий Прилагательным «святой» могут переводиться три греческих слова: 1. 'agios, агиос 2. ier'os, иер\'ос3. 'osios, \'осиос Данные слова, однако, несколько различаются по смыслу, но в зависимости от контекста они могут совпадать полностью. «Агиос» наиболее часто употребляется в Новом Завете. Оно означает «предназначенный Богу» или «освященный, очищенный специально для того, чтобы служить Богу». Когда оно употребляется по отношению к Самому Богу, оно означает «единственный». То, что предназначено для служения Богу должно обладать соответствующими присущими Богу качествами: поскольку Бог совершен морально и абсолютно чист, то все посвященное Ему должно отражать эти черты своей физической безупречности и подражать Его чистоте. Иер'ос встречается в Новом Завете дважды. Оно означает «священный, принадлежащий Богу». В новозаветной терминологии есть еще два слова, имеющих тот же корень, что и слово иер'ос. Это греческие эквиваленты слова «храм» - «ier'on (священный предмет, место) и слова «священник» - «iere'us» (священная особа). Стоит также отметить, что существует слово «иерофания», введенное М. Элиаде, совершенно очевидно, что именно иер’ос является одним из корней данного слова, которое можно понимать как «проявление святого в мире». Слово 'Осиос встречается в Новом Завете восемь раз в значении «святой», т.е. «морально чистый», «преданный». Оно употребляется исключительно как характеристика того или иного человека Божия, а также чистоты Самого Бога, т.е. абсолютную божественность всех Его деяний. В целом эта группа слов употребляется в Новом Завете в четырех разбираемых ниже значениях. Все они переводятся как «святой»: 1.Обладающий чертами Божества, единственного, недостижимого и непостижимого; 2.Исходящий от Бога, священный, посланный Богом; 3.Отличающийся от обычных вещей или людей, предназначенный для служения Богу; 4.Обладающий той же моральной чистотой, что и Бог. Но также есть и другие определения: 1.Предназначать что-либо или кого-либо на служение Богу; отделить что-то от других вещей, чтобы использовать для служения; посвящать 2.Признавать кого-либо святым; почитать кого-то; считать единственным в своем роде
В латинском языке для описания святого используется слово «санктус» (лат. Sanctus). Ниже приводятся переводы этого слова: 1. освящённый, священный 2. святой; нерушимый, незыблемый 3. неприкосновенный 4. секретный, особый 5. высокий, глубоко почитаемый; торжественный 6. безупречный, чистый, добродетельный; целомудренный, непорочный 7. месса В большинстве индоевропейских языков различают святое-положительное и святое-отрицательное, связанное с запретом входить с ним в контакт. Здесь можно заметить сходства с табу, каким оно описывалось у Фрейда. Например, sacer – sanctus в лат., в готск. Hails – weihs; в авест. Spanta – yaozdata. У древних евреев слово кедеш означало и «святое» и «нечистое»; у французов sacre – и «святой» и «проклятый». Однако подобное не прослеживается в славянских и балтийских языках. Предназначение человека понимается как жизнь в святом мире, без табуирования. Вместе с тем, в русской культуре есть два взаимосвязанных, но не тождественных типа святости – языческий и христианский. « В основе слова святой лежит праславянский элемент svet (=svent), родственный обозначениям этого же понятия в балт., иранских и ряде иных языков. В конечном счете этот элемент образует звено, которое соединяет русское слово святой с индоевроп. основой, обозначающей возрастание, набухание, вспухание, т.е. увеличение объема или иных физических характеристик. В язычестве это «увеличение» рассматривалось как результат действия особой жизненной плодоносящей силы – как ее образ, символ. Не случайно эпитет «святой» в русской/славянской традиции опрделял прежде всего символы вегетативного плодородия (святое дерево, роща, колос), сакрально отмеченные точки пространства и времени (святая гора, поле, место, камень, река; святой день, ночь, неделя, праздник), «порождающие» стихии (святой огонь, вода), рамки вселенной как предел ее потенций (святая земля, небо), выступающие и в ипостасном, как бы персонифицированном виде «родителей». Святость же святого человека, храма, литургии покоится на иных основаниях и принципиально вне сферы феноменального (хотя приметы святости в христианстве – как бы вторичные и вспомогательные – могут выступать и на уровне явлений) и вне сферы природы. Только в последнем случае (святой человек в отличие от «святых» вод) феноменальное оказывется непосредственным и органическим знаком ноуменального, подлинным и безошибочным его свидетелем» (Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси). В древнерусской традиции святости, как отмечает В. Топоров, сакральность (или даже гиперсакральность) проявлялась, прежде всего в том, что: 1) все должно быть сакрализовано, вырвано из-под власти злого начала; 2) есть единая универсальная цель, сокровенная мечта – святое царство на Земле и для человека; 3) актуальности упования на то, что святое состояние может быть предельно приближено в пространстве и времени к здесь и сейчас (литургия есть образ этого состояния; отсюда и стремление продлить литургическое время и невнимание к профаническому). Христианство проникнув на Русь предложило новое понимание святости – духовное, интерпретировав ее как некое «сверхчеловеческое» благодатное состояние, когда происходит возрастание в духе, творчество духа. Материальное составляющая святости ушла на второй план, как святая уже не сама по себе, а согласно воле Божьей. Церковь, характеризуя что-либо как святое, своей многовековой практикой воздействовала на язык (это «святое дело»), литературу (жития), память и опыт народа (примеры святости, ее чувствование). Христианское понимание святости, наложившись на пансакральную установку славян, быстро привело к возникновению соборного образа святости – Святой Руси. Подпитываемый множественными примерами святой жизни этот образ повлиял на всю русскую философию, определив такие ее особенности, как напряженность духовных исканий и устремление к некоему нравственному идеалу. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы