Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Медитация над дыханием (1 и 2)
ОБОСНОВАНИЕ: Начальные этапы сосредоточения и медитации всегда имеют в своей исходной основе контроль дыхания. Об этом не один раз уже говорилось выше. Однако важно не только научиться контролировать дыхание, но и закрепить такого рода успех. Во-вторых, длительное размышление о дыхании имеет и свою особую ценность в самых разных аспектах. Дыхание — одно из отличительных свойств самой жизни как явления природы, и познание его значения и сущности применительно к своему организму является одним из самых простых, но в то же время очень важным актом самопознания для любого человека. Существует и оккулвтное значение постижения тайн дыхания — там, где кончается физиологическое дыхание, плоскость действия человеческой души приобретает иной характер, и человек выходит в тот мир, который иногда называют инобытием. Поэтому умение контролировать дыхание на разных уровнях сознания чрезвычайно важно для всего прогресса совершенствования тела и души. Об этом традиционно свидетельствуют древние тексты Индии и Китая, да и вообще — йога без контроля дыхания просто немыслима. В предыдущем упражнении в мантра-медитации мы уже сделали первый шаг в постановке дыхания под контроль воли, и помощь здесь оказала мантра СОХАМ. Теперь мы предлагаем еще два простых упражнения, которые призваны закрепить успех [184 ]. МЕТОДИКА: Условия выполнения упражнений одинаковы и сводятся к тому началу, что можно считать стандартным: сесть в медитативную позу или просто лечь на коврик; предельно расслабиться, проверив эффективность расслабления от кончиков пальцев ног до туловища, рук и шеи, закрыть глаза; прочитать мантру АУМ 3 или 6 раз (про себя или голосом). ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ Сосредоточить все мысли на контроле дыхания, подготовиться к счету. Вдох и выдох выровнять так, чтобы они были примерно равны по продолжительности. На счет 1, 2, 3, 4 — вдох, выдох — на счет 5, 6, 7, 8; снова вдох на счет 9, 10, 11, 12 и выдох на счет 13, 14, 15, 16. Так следует продолжать до 248. На счет 249 — открыть глаза и так продолжать упражнение дальше до счета 500. ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ Сущность упражнения здесь такая же, однако вместо счета занимающийся использует мантру. Мантра произносится мысленно 4 раза при вдохе и так же мысленно 4 раза—на выдохе. Затем снова при вдохе мысленно 4 раза произносится та же мантра, и 4 раза она повторяется на выдохе. Начинать следует с 3—5 минут, а прекратить упражнение лучше всего по какому-либо сигналу (например, будильника). Понятно, что произнесение даже в быстром темпе 4 раза мантры занимает время, большее чем 4 секунды, так что лучше всего в качестве исходной мантры использовать АУМ. Затем, если вы сочтете необходимым заменить мантру, можно использовать сочетание АУМ-ШАНТИ (в переводе с санскрита " Шанти" означает " мир, покой" ). Затем можно использовать ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ или любую другую формулу, которая вам нравится больше всего. По мере увеличения длительности мантры упражнение приобретает все большее значение в плане Хатха-йоги, как Кумбхака (т. е. задержка дыхания), т. е. оно начинает в себе совмещать одновременно преимущества Хатха-йоги и Дхьяна-йоги. ЭФФЕКТ: Эффект как первого, так и второго упражнения значителен, несмотря на кажущуюся их примитивность. Сознание получает мощный толчок, направленный к интравертному состоянию, в результате чего все внешние заботы и суета уносятся прочь просто и эффективно. В итоге создаются прекрасные возможности перейти к более сложным упражнениям, а также — получить пусть кратковременный, но реальный умственный отдых. Длительная мантра в случае практики второго варианта упражнения даст возможности оздоровить и укрепить легкие благодаря эффекту Кумбхаки, широко известному из опыта Хатха-йоги. 6.4. Медитация над " ментальным небом" ОБОСНОВАНИЕ: Никакой духовный и интеллектуальный прогресс не может быть достигнут без развития интровертивных способностей психики. Уведение мыслей внутрь сознания, предусматриваемое пятой стадией восьмичленной лестницы йоганг — Пратьяхарой, представляет собой только первую ступень в самопознании, и этот этап должен быть развит и закреплен. Человек должен не только понимать, но и иметь способность зрительно представлять свои внутренние свойства, рассматривая мир своих чувств, желаний и мыслей как реальный компонент своего " Я" в тот или иной момент времени. Далее, проявление интуитивных способностей и успех в распознавании внутренних свойств других объектов также связан со способностью к интровертивной деятельности сознания. Развитие таких способностей достигается чрезвычайно простым, на первый взгляд — примитивным, упражнением, которое рекомендует Йогашакти Сарасвати в своей книге [184 ]. Смысл упражнения связан с элементарным анализом так называемого " ментального неба", представляющего собой своего рода " экран", в котором отражается повседневно, ежесекундно внешний мир и одновременно проецируется мир внутренний. МЕТОДИКА: 1. Сядьте в медитативную позу, расслабьтесь, успокойте дыхание, 3 раза прочитайте АУМ. 2. Медленно закройте глаза и попытайтесь отбросить, " вытолкнуть" из себя все тревоги, мирские заботы, неприятные мысли. 3. Смотрите закрытыми глазами прямо " во тьму", спокойно созерцая тот мир, который вы можете увидеть с закрытыми глазами. Ни в коем случае не пытайтесь что-то увидеть, прилагая усилия, просто спокойно созерцайте то пространство, тот мир, который вы можете увидеть при закрытых глазах. Начинайте с 3-х минут, постепенно увеличивая длительность до 5, но выполнение упражнения больше 7 минут не имеет особого смысла. 4. Прочитайте 3 раза мантру АУМ и не спеша откройте глаза. ЭФФЕКТ: Упражнение несмотря на его простоту способствует целому комплексу положительных эффектов, полезных для любого человека, независимо от рода его деятельности: 1. Умственная релаксация возникает уже спустя несколько секунд после начала занятий. Снимается острота разного рода стрессов, появляется ощущение покоя и глубинного спокойствия, невозмутимости духа. Психика укрепляется при систематической практике, человек восстанавливает силы. ' 2. При систематическом упражнении начинает пробуждаться " третий глаз", соответствующий Трикуте (пространству между бровями), в результате чего появляются феноменальные способности видеть сквозь веки, в темноте, через стены и т. д. 3. Незаметно для вашего сознания, постепенно происходит интроверция психики. Крайние экстраверты, которые не раз становились жертвами своей открытости, приобретают способность " уходить в себя". Наоборот, интроверты, зачастую страдающие излишней самоуглубленностью и " копанием" в своих чувствах, более адекватно начинают оценивать действительность, более четко отделяя друг от друга внешние и внутренние эффекты. Так или иначе, укрепляется способность к спокойному созерцанию, что ценно во все периоды нашей жизни. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Очень важно научиться просто смотреть вперед при закрытых глазах, безо всяких попыток что-либо увидеть. Помните, что это — упражнение в пассивной медитации, а не в активном создании образов. Просто смотрите и все, ничего больше! 2. На первых порах вы, скорее всего, не увидите ничего, кроме черной тьмы. По мере духовного прогресса ваше " ментальное небо" будет постепенно очищаться, а цвета светлеть. Белый и синий цвета в индийском понимании воспринимаются как символы духовного. 3. Промежуточный этап - появление каких-то неясных образов, цветовых пятен, вспышек света из " ниоткуда". Иногда могут возникать даже целые серии цветных картинок — даршан (видений). Это — нормально, и все такого рода образы объясняются вхождением сознания (но не физиологического зрения! ) в астральные миры и их различные плоскости и проекции. Нет причин здесь чего-то бояться. 4. Наиболее четкий критерий развития духовных способностей состоит в приобретении способности видеть сквозь веки. Такого рода эффект может возникнуть независимо от желаний, спонтанно. Эти будет уже свидетельствовать о приобретении некоторых экстрасенсорных способностей. Тратака на свечу ОБОСНОВАНИЕ: Успех в делах, совершенство исполняемой работы определяются почти исключительно способностью концентрировать усилия, собранностью человека. Эта, казалось бы, природная способность на самом деле может и должна быть развита при помощи специального упражнения, называемого " Тратака". Этимология этого санскритского слова (" тра" — спасительное, " атака", — скитание) связана с предварительными условиями выполнения упражнения. Так, попробуйте дать мыслям свободу полета на 2—3 минуты: вы будете удивлены, замечая совершенную бессвязность некоторых их продолжений. Заметив такие бессвязности, вы тотчас же попытаетесь их прервать, регулировать. Так вот именно непрерывание мыслей, свободное и полное их завершение и является предварительной фазой упражнения Тратака. На эту предварительную стадию отводится 1—2 минуты. МЕТОДИКА: Установите свечу так, чтобы при сидении напротив нее пламя располагалось от вас на расстоянии 40—60 см и на уровне глаз. Зажгите свечу. Сев в позу и предельно расслабившись, направьте все " лучи разума" только на пламя свечи. Все остальные мысли отбрасываются, как назойливые мухи. Для вас в период упражнения существует только свеча, одна свеча и ничего более. Весь мир теперь заключается в пламени свечи. Вы и пламя — одно целое... Как только глаза устали, закройте их и сосредоточьтесь на световом пятне, оставшемся на сетчатке. Попробуйте, далее, увидеть свечу через веки. Изображение пламени, свечи и их цвета могут при этом изменяться или смещаться, но общая форма свечи и язычка пламени должны оставаться без изменений. Допускайте только мысли о свече или о ее пламени. Вас интересует только свеча и ее горящий фитиль. Когда глаза отдохнули, снова откройте их и продолжайте созерцать свечу. Длительность упражнения — 5 минут за одно занятие в течение первых двух недель. Затем время постепенно увеличивается до 10—15 минут. ЭФФЕКТ: Способность к собранности мыслей возрастает во много раз при регулярной практике этого элементарного упражнения. Следует особо отметить, что увеличивается способность не только к умственной концентрации, но и физической, что делает это упражнение крайне полезным для адептов каратэ, у-шу и других динамических направлений, связанных с восточными боевыми искусствами. Тратака — исходная основа для практики всех следующих упражнений, и успех в более сложных процедурах во многом связан именно со способностью к концентрации. Для начинающих это упражнение является незаменимым, и игнорировать его нельзя. Практика Тратаки одновременно усиливает успех предшествующей стадии — Пратьяхары. Достижение следующих ступеней — активной медитации и наступление Самадхи невозможно без успешной практики различного рода Тратак (см. ниже). ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Практика Тратаки на свечу более 15 минут, как считает Б. Сахаров [ 128 ], превращается в довольно бессмысленное занятие и потому не рекомендуется. 2. Не следует делать это упражнение при интенсивной занятости работой, так как сама работа уже может рассматриваться как медитация. 3. При концентрации с закрытыми глазами вокруг свечи или ее пламени могут вдруг " ниоткуда" появиться какие-то золотистые или голубоватые кольца, дымчатость и прочие " картинки". Не следует пугаться или удивляться — это или физические поля вокруг объекта концентрации или, возможно, ваше " внутреннее зрение" увидело какую-то часть астрального мира. 4. Будьте осторожны: не перетруждайте глаза. Тратака на предмет ОБОСНОВАНИЕ: Выполнение Тратаки на свечу во многом облегчается природной склонностью человека смотреть, не отрываясь, на огонь. Значительно сложнее долгое время сосредоточиваться на предмете, особенно если последний не очень интересен для занимающегося. Один из таких объектов — карандаш, на примере которого мы рассмотрим, как простая концентрация— собственно Тратака — может переходить в довольно длительную медитацию. Понятно, что важно не только уметь, отбрасывая посторонние мысли, сосредоточиваться на избранном объекте. Не менее важно обладать способностью к диалектическому мышлению, причем для мыслительного аппарата чрезвычайно полезно довести эту возможность до автоматизма. Диалектика (как метод рассмотрения предмета или явления в единстве и взаимопроникновении его противоположностей) была свойственна еще древним мыслителям Индии [160 ] и античного мира [9]. МЕТОДИКА: Для комплексного.разностороннего исследования предмета или явления можно предложить следующую общую схему упражнений, известных под общим названием " Тратака". Для этого необходимо создать все предварительные условия, принять любую сидячую позу, положить перед собой на уровне глаз карандаш (или любой другой предмет) и расслабиться. Отбросив все посторонние мысли и сосредоточившись только на объекте концентрации, ответить на следующие вопросы: · назначение и сущность предмета или процесса; · более общие классы объектов, гё которым можно отнести данный предмет или явление; · наиболее важная часть объекта, отличающая его от других; · другие отличительные свойства вещи или явления; · происхождение и развитие объекта: его начало, материал и вещества, из которого предмет состоит (составные части процесса); вероятный конец этой вещи или явления, вероятные причины такого конца; · совокупность отношений данной вещи или явления с другими; · противоречивые стороны, свойства объекта; · переходы количества в качество и наоборот; · стороны объекта, где наблюдается повторение в более высокой форме черт предшествующей фазы развития, возвраты якобы к старому, т. е. отрицание отрицания. Закончив рассуждения по заданной схеме, не спеша встать. Для того чтобы лучше подчеркнуть процесс окончания медитации в собственном сознании занимающегося, отметить, что это — всего лишь упражнение, желательно раза три прочитать АУМ перед тем, как встать и приступить к другим делам. Полезно также выполнить по окончании этой практики медитацию над дыханием с закрытыми глазами. ЭФФЕКТ: 1. Развивается диалектический стиль мышления. Сознание становится более ясным, а интеллект развитым. Количественные изменения в глубине анализа явлений переходят в качественные; в итоге происходит выход на новые, более высокие уровни развития мышления и его распознавательной способности. 2. Укрепляются способности к Пратьяхаре и Дхаране (концентрации), свойственные обычно научным сотрудникам с большим опытом деятельности в своей сфере. 3. Интеллект становится более гибким, дисциплинированным; его становится все легче и легче в повседневной жизни переключать с одной задачи на другую по мере практики упражнения. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Чем менее интересен предмет, тем больше эффект от упражнения. 2. Не следует делать упражнение в состоянии сильной усталости. Наилучшее время для него — праздники, выходные, отпуск. 3. Хотя в карандаше можно найти как воплощение всех трех общих законов диалектики, черты общею, единичного и особенного, так и отражение целого ряда других, принципов философии, следует помнить, что это — лишь упражнение, проводимое вами для лучшей самореализации вашего " Я". 4. Предложенная схема исследования не претендует на то, чтобы ее рассматривали как целую и законченную. Такую схему можно изменять и дополнять соответственно возможностям и пожеланиям самого занимающегося. 5. Если у вас не так легко получается это упражнение, как вам хотелось бы, в качестве предварительного упражнения следует использовать еще одну Тратаку — на пятно. Такое упражнение по методике своей ничем не отличается от Тратаки на свечу, причем возможно использование двоякого рода пятен: o черное пятно на белом фоне; o белое пятно на сплошном черном фоне. В любом случае диаметр пятна составляет 2—5 см, объект для концентрации, нанесенный на бумажный лист, устанавливается на расстоянии 30—100 см от созерцающего на уровне его глаз. Если и после такого упражнения выполнение медитации на предмет у вас вызывает чувство внутреннего неприятия, тогда следует ограничиться Тратакой на свечу и (или) на пятно. Тратта на цветок ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА: См. выше — разделы 6.5 и 6.6. Однако появляется дополнительный элемент: вместе с пристальным взглядом и концентрацией всех умственных сил на данном цветке вы вдыхаете его запах. Если цветок без запаха — представляете мысленно исходящий от него аромат. Этот аромат входит в вас, наполняет вас, пронизывает вас. Других запахов не существует, есть только один прекрасный, тонкий аромат цветка. Таким образом, в процесс концентрации включается еще и обоняние. После некоторой практики упражнение можно усложнить: вместо цветка взять несколько цветков (но неболее семи! ). Но в любом случае цветок и тем более — букет должен полностью соответствовать вашим эстетическим вкусам. В нем не должно быть ничего, что могло бы вам не понравиться или вызвать какие-либо обостренные, бурные эмоции, связанные с какими бы то ни было воспоминаниями. ЭФФЕКТ: Тот же, что и при практике других Тратак. Однако работа с цветком позволит в ненавязчивой форме развить ваши эстетические вкусы, а при использовании букета будет также развиваться возможность одновременного множественного восприятия объектов. ПРИМЕЧАНИЕ: Не следует за одно занятие делать несколько Тратак, например после Тратаки на свечу практиковать созерцание цветка. Это будет утомительным и может внести в ваше сознание элемент двойственности, что в целом будет нежелательно. Медитация над янтрой ОБОСНОВАНИЕ: Способность живописи и графики оказывать воздействие на душевное состояние человека была известна еще в глубокой древности и подтверждается новейшими научными исследованиями [51 ]. В Индии специальные графические изображения для вхождения в состояние транса получили название " литры", и о них мы неоднократно упоминали выше — в первой и второй главах. На рисунках 1—4 приводятся наиболее известные янтры, связанные по своему содержанию с основными аспектами восточных учений — единством Человека и Космоса, единством и взаимодействием мужского и женского начала, множественностью внутренних и внешних миров, идеей Бесконечности, закономерностью Вселенских процессов и т. д. Медитация над янтрами позволяет в наглядной образной форме внести в свое сознание эти аспекты, закрепить их, ^ также — через самадхи — перейти к более высокому уровню непосредственного, " прямого" восприятия объектов медитации, да и всего мира в целом. Кроме того, в янтрах в графической форме были зашифрованы многие эзотерические аспекты тайных учений, которые, в частности, ведут к тому, что с каждым новым занятием янтра может являть ученику все новые и новые стороны и грани своего внутреннего смысла. МЕТОДИКА: 1. Сядьте в медитативную позу и расслабьтесь. Успокойте дыхание, поставив его под контроль. Прочтите мантру " Ом", можно проделать также упражнение в джапе с мантрой " Сохам". 2. Сосредоточьтесь на изображении янтры. Янтра располагается на уровне глаз и удаленности 50—120 см от занимающегося (в зависимости от размеров изображения). Можно практиковаться и лежа на коврике, но тогда крупное изображение янтры надо будет расположить на потолке, что некоторым может показаться затруднительным. 3. Представьте, что, вдыхая, вы вносите сокровенные сущности, заключенные в янтрах, в себя, выдыхая — отбрасываете все посторонние мысли. Через 30 секунд — 1 минуту такого " образного" дыхания вы перестанете обращать внимание на дыхание, как будто оно или не существует, или является каким-то незначительным атрибутом вашей телесной оболочки. 4. Продолжайте анализировать внутренний смысл янтры. 5. Попробуйте, вычленив отдельные элементы янтры, понять значение и свойства каждой ее составной части. 6. Вернитесь к комплексному, обобщенному восприятию. Янтра — это не просто беспорядочный набор каких-либо символов, пусть даже сверхтайных. В этой совокупности и связи частей янтры заключен свой собственный особый смысл. Этот смысл вам и надо понять. 7. Почувствовав усталость, прекращайте упражнение, довольствуясь тем, что вам стало известно о янтре (" из янтры" ) сегодня, на данный момент, Переведите внимание на дыхание, прочтите 3 раза АУМ, медленно встаньте. ЭФФЕКТ: Значение медитации над янтрами очень велико, так как полезный эффект проявляется сразу в разных областях: 1. Психика становится более устойчивой, а ваше внутреннее " Я" преисполняется сознания сопричастности к великим тайнам Космоса. Тем самым вы приближаетесь к познанию своего предназначения, и янтра помогает также вам его раскрыть. 2. Увеличивается способность к образному мышлению, улучшается образное восприятие действительности. Практикующие лучше начинают воспринимать геометрические формы, объемно представлять себе разного рода структуры. 3. Усиливается способность делать нестандартные выводы, отбрасывать тривиальные мыслесхемы и мыслеобразы. Ваше мышление становится неклассическим, приближаясь в отдельных чертах к рациональным сторонам восточного стиля мышления. Если вы к тому же осваиваете основы буддийской логики или логики навья-ньяи (индийской школы рационалистов-логиков), такой эффект возрастает во много крат, и вам становится понятной вся прелесть и смысл восточного типа миросозерцания. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Следующая ступень сложности практики состоит в том, чтобы при медитации над янтрой попробовать представить ее себе объемной. Попробуйте также мысленно поместить себя в центр янтры; что вы при этом почувствуете? 2. В любом случае не следует в одном занятии совмещать это упражнение с разного рода Тратаками (кроме Тратаки на свечу до янтра-медитации, т. к. такое сочетание допустимо). 3. Если вы устали или вдруг почувствовали сонливость, то заканчивайте данное упражнение, постепенно выходя из него. Если это уже не первое занятие с янтрами, попробуйте тогда зарядиться энергией от янтры. Если ощущение сонливости прошло, значит, вы занимаетесь правильно и можете при желании продолжить упражнение. 4. Контроль правильности янтра-медитации: ощущение восторга от Беспредельности, бурная радость от познания новых истин, чувство наполнения энергией, иногда — ощущение полета. 5. В качестве янтры можно брать и другие геометрические знаки или тайные символы, которые следует расшифровать через медитацию. Психологами установлено [111], что наибольшее значение для приведения психики в равновесное состояние имеют симметричность формы отдельных компонентов и всего знака в целом. Наоборот, любая асимметрия зачастую воспринимается как диссонанс.' Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы