Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные категории диалектики: сущность и характеристика. Аристотель «Категории».



Дальнейшее углубление и детализацию принципы и

законыдиалектики находят в системе категорий (греч. кategoria – высказывание, признак). Категориями называют наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания.

Все многообразие объективного мира (предметы, явления, процессы, связи, отношения) находятся в постоянном взаимодействии между собой, связанны друг с другом, зависимы друг от друга. Философские категории, отражая многообразие реальной действительности, также взаимозависимы, взаимодействуют, взаимосвязаны. Это находит свое выражение в частности, в их «парности». Фиксация парными категориями противоположных (полярных) сторон, моментов развития, подчеркивает процесс перехода предметов (понятий) в «свое иное», в инобытие. При таком понимании одна категория выступает необходимым моментом другой.

К важнейшим парным категориям (их называют также не основными законами диалектики) относятся: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность.

Кратко остановимся на их содержании и взаимодействии.

Единичное и общее. Единичное - это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее - то, что присуще всем предметам и явлениям действительности.

Единичное и общее находятся в диалектическом единстве. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.

Диалектику единичного и общего можно проследить на простом примере. Так, каждый индивидуальный организм связан с общим – видом (родом). В свою очередь, нет вида (рода) организмов без его отдельных представителей.

Пара категорий «единичное-общее» иногда усиливается категорией «особенное». Особенное фиксирует признак, сходный с признаками одних и не сходный с признаками других предметов фиксированного класса. Особенноесодержит в себе и единичное, и общее, а потому не тождественно ни тому, ни другому. Единичное – лишь часть особенного, все единичное есть особенное, но не все особенное является единичным. С другой стороны, особенным может быть и общее, если общее отличает одно явление от другого.

Причина и следствие. Причина - явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие - явление, которое вызвано действием причины.

Характерным для причинно-следственных связей является следующее:

- причина существует и раньше следствия, и одновременно с ним;

- взаимодействие явлений действительности, происходит таким

образом, что причину и следствие можно указать, лишь «вырвав» их из их естественной связи;

- одна и та же причина в зависимости от условий может породить

разные следствия;

- одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами.

Причинная зависимость имеет относительный характер. Причина и следствие не существуют безотносительно друг к другу и всем прочим явлениям окружающего мира: каждое из них, рассматриваемое в цепи универсальной мировой связи, может одновременно выступать и в качестве причины, и в качестве следствия.

Существует несколько вариантов причинно-следственных связей: 1) одна причина может служить основанием только для одного следствия; 2) одна причина приводит к нескольким следствиям; 3) одно следствие может быть вызвано различными причинами; 4) одна причина обусловливает действие, становящееся причиной для следующего действия (мультипликационный эффект или «эффект домино»).

Причину следует отличать от повода, выступающего внешним импульсом, толчком к появлению того или иного действия. Повод - это событие, которое само по себе не является причиной, но дает толчок к действию причины. Это своеобразный пусковой механизм «включающий» причину. Так, убийство эрцгерцога Фердинанда послужило поводом к первой мировой войне. Причиной были противоречия между мировыми державами.

Наряду с этим диалектика требует учитывать условия, в которых осуществляется причинно-следственная связь. Все это вместе взятое (причина, повод, условия) получило наименование причинных оснований, среди которых выделяются необходимые и достаточные.

Связь между причинами и действиями может носить не только необходимый, но и случайный характер, что отражается следующей парой категорий – «необходимость-случайность».

Необходимость - это явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность - это явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти, может произойти так, а может иначе.

Необходимость означает внутреннюю, устойчивую, повторяющуюся связь между объектами и явлениями, детерминированную всем предыдущим ходом их развития и всей совокупностью наличных условий их существования. Необходимым есть то, что при определенных условиях не может не быть. Случайность отражает внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Данная категория указывает на проблематичность или необязательность возникновения или существования событий. Случайным есть то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть.

В мире нет «чистой» необходимости и «чистой» случайности:

- любое явление всегда есть единство необходимости и случайности.

Случайное в одном отношении является необходимым в другом. Определяющей (ведущей) стороной является необходимостью. Что касается случайности, то она либо замедляет, либо ускоряет ход действия;

- случайность является формой проявления и дополнения

необходимости, т.е. необходимость «пробивает» себе дорогу через массу случайностей (например, радиоактивность, открытая Беккерелем);

- необходимость и случайность переходят друг в друга. Примером могут

служить случайные открытия учеными полезных ископаемых, которые, затем, положили начало возникновению новых видов производств, необходимых обществу. Так случайное переходит в необходимое. Сам процесс познания есть движение от случайности к необходимости, затем от необходимости к случайности. Не растворяясь в массе явлений, необходимость, одновременно, не существует вне их, отдельные случайные события лишь подтверждают необходимость, а необходимость, не проявляющая себя в случайности, есть условной необходимостью. Случайность выступает как дополнение необходимости. Необходимость складывается из случайностей, она прокладывает себе путь через бесконечную цепь случайностей, при этом случайность всегда остается «по ту сторону» необходимости, никогда не сливаясь с ней полностью.

В социальной философии категория необходимости рассматривается через свою другую противоположность – категорию «свободы». Свобода – это осознание необходимости, а главное – действие человека в соответствии с этим осознанием. Свобода предполагает выбор действия из нескольких вариантов. Категории «свобода» и «необходимость» отражают диалектическую противоречивость между объективными законами и субъективной деятельностью человека как разумного существа, способного к свободному выбору. Проблему свободы и необходимости традиционно рассматривали как антиномию: либо все подчинено необходимости, свободы не существует (детерминизм), либо свобода отрицает необходимость (индетерминизм). Попытки выявить диалектическую связь свободы и необходимости принадлежат Б.Спинозе, Г. Гегелю, К.Марксу, Н.А.Бердяеву. Диалектика учит, что свобода всегда конкретна и относительна. Абстрактная и абсолютная свобода есть фикция. Свобода не тождественна произволу. Человек в своих действиях свободен не потому, что они ничем не детерминированы, напротив, причинная детерминация человеческих действий не отменяет свободы. Независимо от мотивов и целей, человек в своих действиях свободен настолько, насколько осознает преимущества того или иного выбора. Больше того, подлинно свободный человек ограничивает свою свободу в пользу другого, признавая в нем права такого же свободного как сам существа.

Значительную роль в познании играют категории «содержание» и «форма». Содержание - это совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма - это структура содержания, внутренне присущая ему.

Содержание и форма находятся во взаимосвязи и взаимозависимости:

- содержание не существует без формы, а форма без содержания.

Содержание всегда оформлено, а форма - содержательна;

- содержание активно, форма - статична, она изменяется в зависимости

от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие;

- форма обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Ликвидация старой формы и утверждение новой требует, порой, значительных усилий (примером здесь могут быть любые стороны жизни нашего общества. Правда, здесь надо четко определиться, что собой представляет новое, а что - старое);

- единство содержания и формы не исключает, а предполагает наличие

противоречий между ними.

Категории «содержание-форма» конкретизируют процесс саморазвертывания сущности предметов. Содержание отражает совокупность элементов, сторон, связей, отношений, которые составляют предмет или процесс, а форма описывает упорядоченность и способ проявления содержания. В данной паре категорий определяющей стороной выступает содержание, в то время как форма есть продукт саморазвития содержания, его определенный аспект. Гегель в «Науке логике» акцентировал внимание на неразрывной связи содержания и формы: «форма содержательна, содержание – оформлено». Однако, рассматривая двойственную природу формы, он писал о противоречивом единстве внутренней и внешней форм. Внешняя форма предмета подчеркивает противоречие содержанию, в то время как внутренняя форма тяготеет к единству с ним. Абсолютизация внешней формы приводит к формализму, что носит такой же негативный характер как и отказ от требований оформления продуктов человеческой деятельности.

Содержание всегда выступает как целое, включающее в себя определенные части. Часть - это относительно самостоятельный элемент целого. Взаимодействие целого и части образует структуру, представляющую собой способ сочетания, принцип связи элементов целого. Элемент – это относительно неделимая часть целого.

Надо заметить, что часть выявляет свое содержание, как правило, в соотношении с целым, а элемент - в соотношении со структурой и системой. С истема – это совокупность тесно связанных между собою элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.

Категории «часть-целое», отражают отношения между совокупностью предметов или их сторон, которые приводят к появлению в этой совокупности новых качеств и закономерностей, не присущих единичным предметам и их сторонам по отдельности. Категории «часть» и «целое» характеризуют также общее движение познания, начинающееся с представления о неделимом целом, через аналитическое расчленение целого на части, и заканчивающееся мыслительным образом целого как единства его частей. При создании целого возникает новое качество, несводимое к сумме его составляющих. Однако это качество определяется именно частями, их количеством и типом взаимодействия. Из диалектической связи частей и целого вытекает методологическое требование единства мыслительных процедур анализа и синтеза, нарушение которого ведет к ошибочным выводам и, как следствие, – к заблуждению.

Особую актуальность для анализа процессов, протекающих в технике, приобретают категории «система-элемент». Первоначально их считали частным случаем категорий «часть-целое», но после появления общей теории систем Л. фон Берталанфи и возникновения кибернетики данные категории получили статус самостоятельности.

Элементом считается далее неразложимая при данном способе расчленения единица, входящая в состав сложного целого. Еще в І в. до н.э. Лукреций Кар, используя сравнение атомов с буквами в словах, впервые предложил использовать понятие элемент как перевод греческого «эл-эм-эн» (рус. «абевега»), а Цицерон применил новый термин к четырем стихиям Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь). В дальнейшем элементами стали называть составную часть, «клеточку» более сложных явлений и процессов.

Системой называется множество элементов, которые во взаимодействии обнаруживают свою общность и целостность. При этом под целостностью понимается свойство однокачественной системы как единства, которое выражают элементы в их реальном взаимодействии. Упорядоченность отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие со средой, называется структурой.

Анализ системы может быть осуществлен по трем основным направлениям: морфологическом (качественный состав элементов), структурном (отношения между ними) и функциональном (роль, которую выполняют элементы или вся система).

Понятия часть и целое, система, структура, элемент широко используются в различных областях знания, в том числе и в философских исследованиях. Системный анализ сегодня стал неотъемлемой составляющей всякого научного и философского исследования, а системный подход – одним из важнейших методологических требований диалектики.

Диалектические категории «сущность-явление» отражают всеобщие формы предметного мира и его освоения человеком. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Сущность совпадает с бытием вещи. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. По своему содержанию сущность объективна. Ее нельзя изменить или уничтожить (хотя сама она естественным образом может изменяться). Ее уничтожение означало бы уничтожение предмета, процесса. Явление - представляет собой более изменчивую, подвижную, внешнюю сторону предметов. Явление - это форма, в которой обнаруживается сущность.

Сущность и явление едины и взаимосвязаны, что находит свое отражение в следующем:

- сущность и явление находятся в органической связи между собой, нет сущности без явления, как и явления без сущности;

- сущность и явление непосредственно не совпадают, но между ними имеется некоторое соответствие;

- сущность первична, она определяет явление, явление вторично, производно;

- сущность более устойчива (явление более изменчиво,

подвижно), когда сущность изменяется, это сразу же отражается и в явлениях. Явление не исчерпывается сущностью, а сущность гораздо глубже явления. Сущность и явление выражают переход мышления от констатации наличных форм бытия предмета к его внутреннему содержанию и далее – к понятию.

В процессе мышления сущность проходит ряд стадий: видимость, явление, сущность первого порядка, сущность второго порядка и так до бесконечности, поскольку бесконечен сам процесс познания. Явление также отражает сущность предмета: «явление существенно, сущность является». Но это не означает тождественности данных противоположностей. От сущности необходимо отличать кажимость или видимость (особенно это важно для понимания общественной жизни). Кажется, что Солнце вращается вокруг Земли; ложка, опущенная в воду видется преломленной. На уровне явления отражение сущности неполно, поверхностно, граничит с видимостью (кажимостью) и требует дальнейшего углубления. «Если бы явление совпадало с сущностью, всякая наука была бы излишней». Познание сущности сопровождается переходом от чувственного восприятия, внешней констатации и описания явлений к абстрактному мышлению и созданию теоретической модели исследуемого объекта. Во взаимоотношении явления-сущности раскрывается диалектика внешнего и внутреннего, единичного и всеобщего, относительной и абсолютной истины.

Категории «возможность-действительность» называются модальными,

поскольку отражают характеристики бытия, которые еще только могут быть раскрыты. Возможность - это то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность - это то, что уже возникло, реально существует и действует. Иначе говоря, действительность представляет собой осуществленную (состоявшуюся) возможность.

Возможность указывает на объективно существующее и внутренне обусловленное состояние предмета в его незавершенном развитии. Возможность – это объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения, обусловленная природой и внутренней закономерностью развития.

Будучи реализованной, возможность превращается в действительность. Действительность характеризует реализованное, завершенное, наличное бытие. Иными словами, действительность есть объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле – совокупность всех реализованных возможностей.

Возможность и действительность – это две различных формы бытия. Они соотносятся как потенциальное и актуальное бытие. Различают возможности абстрактные (формальные) и реальные (конкретные).

Абстрактная возможность - это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может произойти. Абстрактную возможность составляет все то, что не противоречит законам природы и общества. Реальная возможность - это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность.

Возможность и действительность взаимосвязаны и переходят друг в друга. Но превращение их в природе существенно отмечается от их превращения в обществе, так как: а) в обществе всегда (в силу его сложности) есть много разных возможностей и надо выбирать наиболее реальную; б) возможность в обществе превращается в действительность при обязательном активном участии субъективных факторов (одних объективных предпосылок для такого превращения недостаточно); в) в общественной жизни для превращения желанной возможности в действительность необходимо создавать условия, отказываться от одних и поддерживать, укреплять другие возможности.

От возможности следует отличать невозможность как-то, что противоречит законам природы и общества и не осуществимо нигде и никогда.

Задействованные в диалектике парные категории используются для осмысления противоречивости постоянно становящегося бытия, которая выступает источником их самодвижения и саморазвития, углубления и обогащения их содержания, взаимоперетекания друг в друга. Система диалектических категорий обеспечивает целостное теоретическое отражение мира, выступая инструментом его познания и преобразования. Современная наука не может обходиться без категорий диалектики. Без них невозможно теоретическое воспроизведение действительности и творческое ее преобразование.

Итак, в философии диалектика рассматривается: 1) как теория развития, 2) как логика и 3) как теория познания. Однако в любой трактовке важнейшей функцией диалектики является методологическая, ориентирующая исследователя на рассмотрение предметов и явлений в их взаимосвязи, развитии, взаимообусловленности.

Диалектика как метод воплощает в себе культуру теоретического мышления, степень его самосознания, а также направленность, возможность и перспективы его дальнейшего развития.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1514; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь