Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семинар 8 - Аристотель, средневековье



 

Люди стали мыслить кардинально иначе. Можно ли эту эпоху считать потерянной. Нельзя назвать потерянным временем, т.к. сознание сильно изменилось. тЁМНЫЕ ВЕКА СЛУЧАЛИСЬ НЕСКОЛЬКО РАЗ. После крушения Микенской культуры, 4 века полного безвременья, потом полисная революция. Микенская культура - родовой строй на пути цивилизации, цивилизации по питу восточной деспотии, а полис - нечто с зачатками демократии. Эти тёмные века закончились изменением типа мышления и зачатками демократии.

 

Этен Тампье, Иоан Грамаатик, Филапон, Джон Даблтон, Вильям Хайсберри, Вильям Аккам, Жан Брюдан. Мы слышали о Галилее, но не в курсе, что львиную часть работы сделали Оксфордские калькуляторы (Дожн Дамблтон в том числе, который доказал теорему о среднем, которое говорит, что при равноускоренном движении расстояние пройденное телом получается точно таким же, как если бы мы рассмотрели движение со средней скоростью, 14ое столетие, равноускоренное движение было не знакомо древним грекам). При равноускоренном движении за половину времени тело проходит четверть расстояния. При её доказательстве было использовано понятие мгновенной скорости и зачатки интегрального исчисления. Мгновенная скорость - не свойственное понятие для античности. мГНОВЕННАЯ СКОРОСТЬ - АБСОЛЮТНО Малое расстояние, пройденное за абсолютно малое время. В античности не было абсолюнто малого времени или пространства. И нельзя было брать их отношения, т.к. у них разная размерность, это была бессмыслица- делить время на пространство. И оксфордские калькуляторы - показатель того что они мыслят иначе, чем в античности. В античности было понятие быстроты - этот корабль в 10 раз быстрее того, брали по времени. Не было понятия мгновенной скорости. Не было понятия, что тело движется 10 км в час. Не было понятия инерции тела.

 

Поток, два берега - античность и новое вермя. Они подводная часть айсберга, а надводная - Галилей. Они сделали 9/10 части работы. Люди делали, что-то неторопливо, но основательно. Люди мыслили иначе. Для того, чтобы изменилось мышление кардинально - нужны страдания.

 

Отношение к явлению: Начиная с Парменида, который различал мир реальный истинный и мир мнения явлений. Мир явлений очень не ясный, в нём полом мороков, явлений. Весло опущенное в воду, кажется изломанным. Чувствам нельзя доверять, доверять можно разуму. Разум является основой. Мир явлений - так мимоходом. В явлениях много неясного. Вспоминаем школу Парменида - Ахилес и черепаха, этот мир явлений ведёт нас к противоречиям, пориям, он ведёт к неправильному мышлению. Разум дан, чтобы это неправильно мышление выделить и запретить. Проблема измеримости - запретили алгебры. После анализа Зенновских парадоксов запретили понятия актуальной бесконечности, у Евдокса и Демокрита стали появляться интегральное и дифференциальное мышление - их запретили. Сейчас разум как всеомогательное, мы серъёзнее относимся к здравому смыслу. В те времена - если здравый смысл противоречит разуму, тем хуже для здравого смысла. Разум важнее. Сейчас наоборот.

 

В античные времена Явление - низкий жанр, источник неясеого. Материя всё портит. Лучше бы Бог создавал мир и чего-то более прочного или основательного. Уже в античности отношение к явлению начинает трансформироваться. В тот момент, когда начинает гибнуть Римская империя, когда начались социальные катаклизмы, появилась некоторая новая философия под названием Неоплатонизм. Им уже нужно было нечто, нужен был абсолют. Мир рушился, нужно, что-то твёрдое, прочное и основательно, нужен новый Бог. Этот бог соответствует христианскому богу, очень похожи. Всеблагость и всемогущество. Он не мог сознательно и целенаправленно желать зла. Когда он создавал мир и человека (существо способное познать мир). Бог добр, не мог создать человека с недостаточной для познания мира способностью. Познать мир сложно. Нам надо отчистить наше восприятие и чуство от этих кажущихся явлений. достаточно привнесение в наше сознаине абсолюто и всё миняется. Мир становится не источником проблем, а источником знания. Примерно об этом говорит и Фрэнсис Бэкон в 17 столетии. Мир - явлений источник знаний, надо отичстить сознаине от идолов, от предрассудков, от ошибок восприятия (по Бэкону).

 

Явление - источник знаний. В античности когда сталкивались с проблемой - запрещали это. Это как черепаха - столкнулась с опасностью и втянула лапки в панцирь, в панцирь из георметрической алгебры. Разум превыше всего. В новом сремеи и средневековье было принято обращаться з апомощью, он начинал молиться, просить помощь у бога. Молитва - обращеине к своему подсознанию. Святой Августин - если получается нечно неразумное, надо призвать на помощь веру - интуицую, можно решить проблему путём сверъестественного, бог поможет, святой дух должен снезойти. В наше время - это озарение. Чувство эйфории при открытыии - тебя коснулась божья рука. К откровению очень серъёзно относились. Кузанский середина 15ого века. Констатнинополь взять турками, сплошное безобразие. Николай кузанский создаёт тарктат об учёном незнаии - как у Сократа (я знаю то что, ничего не знаю, первый шаг ко знанию). Просьба к богу - дать зания. изменение сознаия. В античности просто забивали. Кузанский начинает раличать разум и рассудок (рассудок использьует наработки разума). Если рассудок наткнулсян а пробелму, просим разум помочь, расширим сознаине, увеличим рассудочное сонание. В средневековье позднем - расширяли сознание.

 

Арстотель в отличае от Платона запреитл использовать математику для мира явлений. У Платона на ворота - не геометру вход воспрешён. Геометрия важна для Аристотеля, но это полностью область уморзрения, а вреальном мире математику принять нельзя. Каждый раз когда пытаешься мир измерить сталкиваешься с погрешностью. У Аристотеля качественное описание, а не количесвтенное. У Платона - книга бога написана на математике. Кузанский 1400-1460 гдето. Процесс о взвешивании книга, трактата. Описана процедура работа с погрешностью. Было указано понятие плотности - это совсем новое, новый шаг в науке.

 

Инжинирия была ремеслом. В античнсоть искусство. Док-во правило рычага Архмиеда - яшкается с механиками, эти мезаники и без ко-ква прекрасно правилом пользуются им док-во не нужно, это люди не выского полёта и занния. Наука умозрительное постижение сущности мира в античнсоти. В средневековье и новое время - наука - источник пользы. Бэкон - знание есть сила. Легенда о Птолемее - один из студентов спросил - какую пользу принесёт геометрия, Птолемей попросил монету у лаборатна и сказал- - тот челвоек от вчего хочет получать пользу. Наука была бескорыстным постижением мира, бескорыстнтым.

 

В 9ом веке европа сильно просела. Эпоха завоеваний и многие знания сохранились в ирландии где было нечего брать, сохранили зания. Отношения к учёнм античности - очень высокое. Эпоха когла стали выползать - Папа Сильвестр 2ой. В начале средневековья изучил отцов основателей, патристику. Всокая культура. Папа Сильвестр второй - граница тысячилетия примерно, момент выползаниз кризиса,. Отправился в марокко в город фес, в универ алькаруин, чтобы учиться мудрости арабов. В те времена была норма, в медерсе принимали всех, к схристианам и иудеям относились толерантно. Когда вернулся в европу - европейцы узнали, что такое восточная мудрость, но быстро позабыли. Как первоую ласточку тем не менее папу Сильсестра 2ого можно отметить. Философы с большой буквы - Аристотель, перевод с арабского, потом с арабского на латинский (такой кульбит). В 10-11 век европа стала знакомиться с Аристотелем и европейские мыслитили пришли в вострорг!

 

Основа метафизики Аристотеля - вешь - оформленная материя. Это форма и это матреия. НЕраздедллимое, материя без формы не может существовать. Форма может быть либо материализована в телах и вещах, либо как мысли в разуме. Какова форма автомоблия (Аристотелевская), не геометрическая форма. В форму автомобился включены ещё и те процессы, которые включены в работу автомобиля. Посутпательное движение поршней, к примеру. Даже химические проуцесс происходящие в процессе сжигания. Всё часть формы. Форма она функциональная. Человек - тоже вещь. Набор процессов - это слепок. А процесс длительный. Весь жизненный процесс - это форма Аристотеля, это сложный четырёхмерный объект. Всю форму можем обозреть только увидев процесс целиком. Причинность аристотеля - чтобы включить вещь в многообразие других вещей, в цельный мир. Есть пушка и стреляет. Почему снаряд попкадает в эту точку. Причина - набор параметров. Ответ на вопрос почему? Для аристотелянца - это всё важно и вторично, у пашкарей - была цель - неприятель, которого нужно было уничтожеить. Вот для чего эта задача. Как возникает понятие вещи сразу возникает вопрос зачем. Они отвечают краткой формулой определением - сущностью - выжимка, эссенция формы. Берём всю форму ипревращаем в функцию. Для чего нужен стол - удобная рабочая поверхность.

 

Действие, которое реализует некоторую цель, а цель уже определяет форму и материю - это 4 Аристотелевский формы причинности. Этот мир вазимосвязанный, это нужно чтобы включить вещь в цельный мир. Мы естествоиспытатели, а в то время были естествонаблюдатели, описывать мир качественно и сикать сущность вещей - это у Аристотеля. Количественно нельзя описывать.

 

Физика и космология. Физика - наука о движении. Все трактаты де мото - о движении. Расширении и взаимопревращеине. Движение может быть насильственным и естественным. Если стол как рабочая поверхность - это естетсвенное использование стола. В природе есть выделенная точка (после Галилея и кузанского нет выделенных точек) у Аристотеля эта точка центр мира. Вся материя из 4ёх элементов. Взаимное превращение двух пар качеств - влажные или сужие, тяжёлыми или лёгкими. Лёгкий влажный - воздух, сухой лёгкий - огонь, земля и вода. У всех элементов разные типы движения. Лёгкие элементы вверх - равномерно и линейно. Во всех вещах разное соотношение элементов. Над всем этим небесная сфера изд другого элемента - эфир. Концепция умерла в 19-20ом веке. Эфир - равномерное вращение, орбита луны - граница. Надлунный и подлунный мир. В надлуном мире существует единсвтенный эфир - который формирует небесные сферы и светила. В подлунном мире всё упадёт к центру земли. Управляется взаимопревращение под действием эфирных тел. Их вращение вызвает взаимопревращение элементов - именно по этому случается дождь, камни (метеоры). Моря = это земля вырабатывает. Всё из движения небесных сфер. Средневековая алхимия была основана на это. Надо скомпоновать вещества и перенести в определённую точку пространства, которую укажут звёзды (эфирные небесные тела). Рациональная подоплёка для алхимии и астрологии. Боги двигают внешние сферы. Аристотеляни видели ксе события сразу как связанные.

 

Эйнштейн искал теорию всего - священный граль, все ищут и пытаются открыть. Аристотелянская физика такая и была. Это натурфилософия. Проблема с неествественным движением. Двигатель. Аномалия - если тело действует неествественно после того как отпустили. тело движется - раздвигает воздух, потом схлопывается и обеспечивает ему дальнейшее движение. Контрпример - вращательное движение тела.

 

Филапон (кличка) Иоан Граматик пытался модифицировать аристотелевскую механику - когда тело двигаем - сообщаем ему запас движение, который потом расходуется. Потом Жан Буредан дал название импедус. У Аристотеля нет понятия инерции тела. Если переместить силу к телу, то тело переместиться мнгновенно. Природа этого не любит, по этому есть среда, которая препятствует. Среда нужна Аристотелю - предотвращает моментальные перемещения и поддерживает движения. Природа боится пустоты. Это болевая точка. Галилей сделал себе имя не только на открытие гор на луне и спутников Юпитера но и решение проблемы насильственного движения тела. Филатон открыл импетус и разрабатывал Жан Буредан - началао выковываться инертность и импульс и абсолютно новые идеи. Жан Буредна в начале 14 века, если телму сообщён импетус и движется в пустоте, то будет двигаться бесконечно и прямолинейно.

 

 

Семинар 9 средневековье 2

 

Перепальтетики - гуляющие. Аристотель вёл занятия прогуливаясь по саду. Программа Демокрита была разгромлена ещё в 2 веке до нэ, в риме прослеживаются, но этические программы. Остались программы Аристотеля и Платона. Александрийкий мусеён. После распада и смерти александра македонского при дворах стало модно держать философов, стали развиваться академии при дворах - среднее между храмом и вузом.

 

Первый век до нашей эры, парфяне размотали римлян - тяжёлая кавалерия, в броне. Парфянские катафракты. Сдавшиеся легионы отправили на восточные границы. Философы уже не могли сами зарабататывать как раньше (когда они брали плату за посещение своего кружка).

 

Мусеён ещё не универ или медреле аль каруин тоже не универ. Универ - особоая корпорация между студентами и препами. Мусеён - в отличие от платоновской сисетмы - было мощное иссследовательское заведение. Была огромная баблиотека. 400-700 тысяч книг

 

В средние века (8 век) - 100 книг библиотека, 200 болшая, 300 - не было ни у кого.

 

В мусеёне была медицина (нужна Птолемею). Была мед школа и разрешалось вскрывать трупы. Птолемей отправлял и живых зеков на вскрытие. Анатомический цабинет, зоологический кабинет, обсерватория. Возможно была химическая лаборатория, перегонны аппарат, дистилятор. Мозная и техническая традиция. Хорошая гидравлика и пневматика.

 

Евклид один из ранних учёных мусеёна. Евклид - в геометрии нет царских путей, чтобы выучить геометрию быстрее. Эратосфен измерял длину меридина и очень точно - 252 тысячи египетский стадий - 39600 км, ошибся км на 200. По длине меридиана. Спорили шар земля или эллипсоид вращения. 2-3 век до нэ - период рассвета мусеёна. Эратосфен был более молодым, Эристарх - предложил не что иное как гелиоцентрическую систему за 18 веков до Каперника. Эристарх не плохой астроном и отец тригонометрии. Катангенсы, синусы. Вся тригонометрия вышла из стен обсерваторий. Астрономичсекие размеры на порядок меньше реальных, тем не менее уже не плохо. Солнце раз в 400 больше земли. Странно что вокруг такого ммассивного тела не вращается всё, точнее вокруг земли. Эристарха не приняли, т.к. разрушалась Аристотелевская метафизика с выделенными точками. Не наблюдал звёздного параллакса. Значит не хватает точности инструментов, либо они движутся. В античности прикинули межзвёзные расстояния, поняли что огромные слишком расстояния и вернулись с идее, что земля не движется.

 

Систему Эристарха не забыли. Ставили в вину Галилео, если земля движется по орбите и вращается, в античной динамике не было энерции, почему нет противотока атмосферы. У Эристарха было порядка 10ка проблем. Каперника ждало тоже самое - он опубликовал труды после смерти. А Галилео пришлось расхлёбывать. Динамика Галилея - это решене пробелм и критики Эристарха и Каперника. Мусеён через 7 веков - разхные вещи, уже были похоже на магов и звездочётов, юбими напустить туман. Мусеён разгромили христианские фанатики. Магиия на их усмотрение была не правильной. Создавали устройства и технологии для развлечения. Римляне не смогли воспроизвести пневматическую артилерию. Паровая турбина Герона. Но были дешёвые рабы, но не было ни лесов ни угля в районе алесандрии.

 

Римляне были практичные, не было теорийного мышления. Было у семмитов - н они использовали для метафизики. Арабы тоже семмиты. Передавали знания дальше. Торговцы. Синтез индийской найуки и античное знание. Трактаты аристотеля, диалоги платона - благодаря арабам. Ничего не сохранилось. Византийцы и арабы, для западных европейцев была хорошо сохранена.

 

В центре арабского трактата - индийский источник, вокрг комментариц 7ого века, потом комментарий 10 вокруг комментраия и вокруг всего ещё всего этого комментарий 13ого века. Европейцы так эти знания и вопсринимали. В универах учились у арабов - чистые города и парки. У европейцев поселение зажатое и множество многоэтажных домов.

 

Универы были санкционированы сверху. Халив давал клич - мы строим дом мудрости. Арабы перегонный куб из античности переняли. Из вина моджно выделить спирт - это алкоголь. Алгоритм тоже арабское слово. Научные центры были организованы свверху и это определяло их стабильность. Если мудрый халиф хотел мудрое окружение. От учёных просили выхлоп. Арабская алхимия и арабская космогония. От аристотелевской метафизики. Астрономический инструмен птолимея поместился бы в конмату, эмилярная сфера, инструмент александрийцев, у арабов же обсерватории, в индийском городе джамхурт 17 век, такие же ыбли в 8-10 веках на территория халифата - огромные. Бесекда на уровне 5ого этажа на угломерном инструменте. Параллакс стали в 19ом веке изучать, нужен был фотоаппарат, из-за него и начали изучать и определяли расстояния между звёздами. Алхимическая лаборатория - перегонный куб, банки, склянки, пробирки и лабораторный журнал, точные аптекарские весы. Точные измерения и может эксперимент. Астрологичсекие прогнозы не пытались познать сущность природы6 они занимались практичными делами, могли дать совет, посоветовавшись со звёздами. Лекарства, яды и противоядия. Легко было умозреть богатому платону, тут надо было былть практичным, механика. Механика была ремеслом, для араа - это средство зарабатывания денег.

 

Византийцы тоже передавали знания, без трансформация, Арабы были творческие в скоих комментариях. дом мудрости в Багдаде (820ые годы), медерсе алькаруин мароканский город фес (859 год) - основали две женщины и были профессорами там. Роль женщин в разных местах по разному. Алькаруин бы вуз но универ с натяжкой. Примерно после столетия его оснвания учился папа Сильвестр 2ой, это было в порядке вещей.

 

Арабы приняли систему сичисления за 50 лет - индисйскую. В европе ещё в 17ом столетии в законах флоренции было запрещено использовать арабские цифры - только римские. Отказ от римского исчисления лишались работы огромная коропарация счётчиков, люди которы обслуживали торговые сделки. Платили откаты, 7веко шла борьба систем исчесления. Папа сильвесть второй привёз счёт на абаке, арабские цифры. До чего упала культура в европе.

 

У европейцев стали складываться договорные отношения. Многополюсный мир, феодализм. В отличае от арабов. Была королевская власть и духовная6 со всеми надо договариваться. При каролингах мощная уже власть епископа и римской католической церкви. Королям уже рпиходится говорить с позиции слабого. КОроль среди вассалов - первый среди равных. Нужны образованые люди и юристы. Балонский универ открылся в 1088. Юридический факультет изначально. И чиновники нужны были.

 

Структура среднивекого университета. 4 факультета - подготовительный (свободных искусств, их было 7, в два цикла уложены). Первый цикл - тривиум (латинская грамматика, грамотность, риторика, диалектика (что-то типа логики)). Второй цикл - квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка(теория гармонических последовательностей, гармоника на совеременный лад)) оразование длилось примерно два года и ещё два года на следующей стадии. Те кто проходил - уже диплом магистра свободных искусств (уже готовый чиновник). Чтобы дальше - уже три факультета либо богослофский (философия), либо медицинский либо юридический.

 

1150 год париж. Оксфорд 1167. Потом стали появляться как грибы после дождя. Мадену, Саламанку, к концу 12 века стали появлсят несколько штук в год. Универ - автономный, независимый (не от королевста, ни от духовной власти), бьольшая часть 70% препов и студентов были монахи. Автономная корпорация студентов и преподователей. В те времена главными были студенты. Студенты раз в год выбирали ректора, и давали возможность набирать лекторов и преподавателей. В парижском универе и потом приняли повсеместно. На территорию универа запрещён вход воинским и полицейским, до сих пор. Только в случае эксцесса. Такие нормы в 12-13ом столетии. Доктор философии или юриспруденции или богословнии надо было пройти испытание. Учёный мастер словестности. Надо было пройти диспут. Спор с определёнными правилами. Тут же заканчивается автократическая и начинается свободная. Схолостическая традиция была в 12-13 веке была новая и свежая, не та, с которой пришлось столкнуться Галилею.

 

Бумага была дорогой, писали на пергаменте - на выдубленой телячей коже. Нормальная книжка стоила как стадо телят. Производство бумаги в египте было монополизировано государством. Птолемей понял, что это выгодный товар, и с помощью бумаги управлял международными отношениями. Если эллинистическая страна была не угодно - прекращали поставлять бумагу. В пергаме изобрели пергамент - не было бумаги. Традиции дело серъёзные, арабы тоже когда пришли в регион и ввели нонополию на бумагу и потеряли технологию папируса. Пергамент значительно лучше сохраняется.

 

Семинар 10 - Ренессанс

 

Трансформация мысли в средневековье. Схоластическая натурфилософия. Появляется неоплатоническая традиция. Расхождения мира духовного и материального. матрия - это плохо, материя сопротивляется любому благому намерению. Материя сопротивляется. Мера этого сопротивления масса - эта цепочка рождает инертность.

 

Евхаристия - обряд у христиан, хлеб и вино, хлеб в тело христово, вино в кровь христову, вкушают и преобщаются. Фома Аквинский - придумал что у вещей две сущности, чтобы уйти от противоречий. По аристотелю только одна сущность, которую мы должны познать. По Фоме - есть тайное и есть явно. Сверхестественно. Христианский догмат. 1225-1274 Фома Аквинский - век рассвета университетов. Эвхористика.

 

Николай Орем, делает стройные. Колличественная метафизика. У ньютоновцев появляется аппрата для измерения.

 

Идеи Николая Кузанского (1401-1464). В соответсвтии с идеями Фомы Аквинсокго, два качества, форма (геометрическая форма и форма Аристотеля, пространственные размеры) и второе кол-во вещества или материя которая в нём есть. Если тело двухкомпонетно, то двухкомпонента и его сущность. Т.к. и то и то есть сущность одного тела, значит в некотором смысле обе характеристики имеют одну природу их можно соотнести (в античности можно соотносить только соотносимое). Есть трактат - простец о взешивании тел. Первая книга в которой содержится Галилеевскоая структуа. Есть некий теоретический блок, куда вводится теоретический объект и потом это теоретический объект материализуется. Оксфордские калькуляторы. Математизировали метафизику. У Аквинского - вторичное качество, может быть просто колличественное. У Орема широта формы.

 

Томас Бродвардин 1290-1349, Уильям Хейтсберри 1313-1372, Ричард Свайнсхед смерть 1349, Джон Дамблтон 1349 смерть. Люди которые меняли в сущности метафизику и мышление европейцев. Они анализируют эллийские парадокс. Брадвардин пишет трактат о континууме, вещь которая рационально совсем не постижима. В континууме, где в каждом отрезке содержится бесконечное кол-во точек, он предлагает ввести координатную сетку. Рассматривают разнообразное движение, равномерным и неравномерным.

 

У Хейтсбери теорема, если тело движется равноускоренно, то оно преодолевает такое же расстояние, как тело с некой средней скоростью.

Свайнсхед - теорема о том, что при равноускоренном движении за половину времени, тело прохордит четверть расстояния. Этой теоремой пользовался Галилей, чтобы описывать своё равноускоренное движение. Эта школа дала многое, чем пользовался Галлилей и он читал Суэсэта.

 

Николай Орем, парижский учёный 1330-1382. Трактат о измерении форм, где вводит окончательно понятие вторичного качества тела, а именно его колличества. логика - в чём сущность зерна, чтобы нас напитать, одним зёрнышком сыт не будешь. Не меньше значение чем сущность и его кол-во.

 

Дамблтон говорит, что площадь трапечии при равноускоренном движении аналогична пути пройденному телом. Ещё немного и переходи к интегралам. И Орем сделал систему более стройной. Обсуждает физику, Ористархову систему и Птолимея. Странно что вокруг земли вращается большая сфера звёзд, если бы я смотрел со звёзд - я бы видел, что вращается Земля. Потом он стал рассматривать противоречия двревних. Противоток атмосферы, или что тело должно падать под углом. и ОПРОВЕРГАЕТ ВСЁ. За стри столетия до Галилея. И есть утверждение - мы внутри быстро движущегося корабля, тела пропадут, атмосфера противотока не наблюдается, движущийся корабль даёт всем телам внтури некий импетус. Можно выпустить внутри корабля птицу, птица не будет замечать движения, будет летать по воздуху, который двжиется внутри корабля. Земля будет сообщать импетус частитам возуха, если камень бросим вертикально вниз, т.к. ему уже сообщён импетус вращением земли. Тоже самое слово в слово сказал Галилей, только про бабочку. Что будет если в земле просверлить канал и бросить тело, оно будет ускорятся. Оно долетит до противоположного края земли и будет падать опять вниз. В середине 14ого столетия. Они знали что земля крулгое.

 

Пришлось ждать аналитическую геометрию до 16ого столетия, пришлось ждать декарта, два столетия потеряли. В 18ом веке французский журналист, относился к кружку энциклопедистов, и чтобы оппоинровать церкви придумал байку про плоскую землю. Естествознание и церковность шли параллельными курсами, но были некоторые трения.

 

Теологи говорили и о физике. Кузанский гооврит не просто о том, что земля не находится в центре солнечной системе, что земля вращается вокруг солнца, что солнц бесконечное множество и что они распространяюстя на бесконечности. в 1600 за выражение тех же самых идей (по совокупности)на площади цветов в риме сжигают джиорджано бруно. Его сожгли за идеи всего треть от идей Кузанского. Кузанйский стал кардиналом. У Бруно был скверный характер. Само главное обвинение, что с дьяволом было сношение. Мнемоническая система всех удивляла, Он был одним из создателем мнемоинки - техника запоминания большого кол-ва инфомарции, он продал душу дьяволу за эту способность.

 

Взялся негатив к новым идеям. Учёное незнание. В античности запрещали идеи, которые приводили к проблеме. Христианский теолог просил и молилс у бога, акт божественного озарениея. Интуиция. Божественное откровение. Можем найти некоторые новые способы решения проблем. Рассудок и разум. Рассудок - это что-о простое, столкнулись с проблемой обратитесь к разуму и он поставит рассудку новые инстурменты. Понятия бесконечно большого6 бесконечно малого, выделенные точки, центр мира и его переферии - равносильны. Универстиет однако уже замшевел.

 

Схоластика - школьный, к 17ому столетию стало ругательным. С точки зрения учёного 17ого столетия - чтото затхлое, теологические нагромождения. В 13ом веке поддталкивало мысль. Как так вышло, что возник кризис средневекового универа. Почему наука не стартовала в 14-15 столетии?

 

Чёрная смерть, треть европы скосила. Хороший 13 век закончился. Жило больше 100 миллионов челвоек, в 70ых годах 14ого столетия, не жило и 50 миллионов. Дело не только в чуме, в 1420ых годах - великий голод, не урожай, локальное похолодание. Три не урожая подряд. Папа Инокентий 3ий (1212) крестовый поход детей. Можно было нажиться и снизить демографическое давление. Крестовый поход детей, очень хорошо заработали и продали в рабство. 1207 поход против альбигойцев или катаров, еретики. Не слишком далеко уходят от христианской традиции, пава ведёт себя не культурно не хорошо, надо вернуться к церкви первоапостольной, нам не нужен иерарх в духе папы, папа - самозванец, узурпировал трон христа. Крестовый поход по логике 12ого столетия мог направляться против мусульман или язычников, но не против христиан. Крестоносцы - носители особой духовнсоти. 1204 крестоностцы берут Константинополь грабят и громят (христианский город), дон данджело, правил рукой папы. Предательство, т.к. все войска на восточной границе, и сдерживают мусульман. Большая часть в венецию, в соборе святого павла до сих пор лошади из эподрома константинополя. Всё награбленное. Альбигольцев громят и погибает миллион челвоек. Крестоносцы спрашивают у папского легата, кто катар, а кто ревностный католик, покажи нам папский легат, кого убивать, на что отвечает - убивайте всех, там сверху разберуться.

 

В 13ом столетии папская власть ещё более или менее неприрекаемая папская власть, в 14ом столетии другое - великий голод, серия войн, великая чума, крестьянские восстания, война франции и англии столетняя, но там многие учавствовали. Чума из генуэйских кораблей из крыма в европу. В южных портах европы в марселе, генуе начинается эпидемия. 1926 год константинополь, половина населения гибнет. Даже в мусульманских странах, где чисто и не так много народу, в мекке гибнет порядка 60% поломников - что вызывает сметение. Во флоренции 70% населения. Во франции во многих местах половина. Смертность неравномерна. В сельской местноси в меньшей мере. Аристократы не сильно пострадали, которые спрятались у себя. Городской пролетариат пострадал очень сильно. Церковники сильно пострадали - он дожен становиться врачём или санитаром. Европейцы поянли, что мольби бесполезны, пологаться надо на себя. Надо вводиться карантин, пирглашать медиков. Появились бродячие медики, были свои методики, многие из них переболели.

 

Ремеслеников стало меньше и стал больше получать аз труд, болгатый дом, сознание бюргера, человек не бедствующий не будет просить милостыни, знают себе цену и требуют определённые права. Напоминают просфоюзы, отношения с работодателем становятся как договор. Приходится считаться с рабочими. Вводят мащинный труд. Зерно мололи вручную, теперь большая часть зерна вымалывается мельницами. Машинерия получает серъёзное развитие. Флоренция начинает строить флорентийский собор, достроить не смогли. Заложили купол 44м, благодаря тому чт ов конце 14ого столетия начинает развиваться инженерия и архитекрутная техника, но могут достроить купол (лет 20), под руководство инженера бруно резки. Лет 5 подготовительные работы, машины, лифты.

 

Машинерия не развивалась бы, еслибы работника не ценили. Войны в италии где куча государств, красивые рыцари, жертв челвоек 10, боле из-за неосторожности, больше как турниры.

 

Папа авеньон - заперся в замке, подняли мосты, в покоях жгли благовонья, чтобы не слышать запах разлагающихся тел. Жакерия - Восстание крестьян - убивали всех кто чуть выше их. Стали верить не в бога, а в человека. Строились новые стены, аквидуки, канализация. Свободные художники. Италия - компактные государства, города, дворы. Меценаты поддерживали этот слой. Юристов, инженеров. И желательно чтобы умения были сконцентрированы в одном челвоеке.

 

Ариктократические роды, чтобы доиться призания среди демоса, обсутраивали города, строили инженерные системы, строили храмы.

 

Университеты становтся затхлыми, всё живое перемещается к меценатам, патронам. 1501 - 1576 Джеронима Кардана (формула кардана), цель к которой он стремился - в увековечение своего имени. Страстные люди. Он украл у Танталия и сам кардан украл. Был алхимиком, предсказал дату смерти и чтобы дата сбылась - заморил себя голодом. Новые люди. Каждое княжество конкурировали.

 

Был поединок, столкновение баранов. Так начиналась эпоха возрождения.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Август 2015 – семинар по исламским финансам для ППС ВУЗов РК и представителей НБРК
  2. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия)
  3. В электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и проведению заседаний рабочих групп ЧЭС и семинаров ЧЭС для нужд Минэкономразвития России в 2016 году
  4. Введение в Библию для семинаристов
  5. Выездного обучающего семинара для кандидатов в волонтеры
  6. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
  7. ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ)
  8. Использование открытых семинаров как основной формы организации обучения
  9. Квалифицирующие признаки (здесь выдержки из ППВС, ничего сложного, просто прочитайте, мы на семинаре не разбирали их, поэтому ей большего не надо).
  10. Культура западной Европы в раннее классическое средневековье.
  11. М.Калинин СОЗДАЛ 1-й МАРКСИСТКИЙ СЕМИНАР.
  12. Методическая разработка к семинарскому занятию № 3


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь