Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные положения зрительных иллюзий



Содержание

Введение. 3

Глава 1. Основы художественного проектирования и оформления интерьера. 7

1.1. Особенности восприятия интерьера. 9

1.2. Основы архитектурной композиции. 14

1.3. Цвет и свет в формообразовании архитектурной среды.. 21

Глава 2. Разработка и выполнение практической части дипломной работы.. 31

2.1. Проектирование кабинета-мастерской. 31

2.2. Анализ учебных программ по теме «Интерьер» в системе художественного образования общеобразовательных школ. 38

Заключение. 53

Словарь терминов. 55

Список литературы.. 60

Приложение. 63

 




Введение

На сегодняшний день понятие «дизайн» прочно вошло в наш обиход. Оно используется как при создании рекламы, печатной продукции, одежды, оформлении продуктов питания (упаковка), так и создании и оформлении архитектурных сред. Объекты дизайна, так же как и все произведения искусства, отражают время, уровень технического прогресса и социально-политическое устройство общества.

Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Смысл дизайна в комплексном системном подходе к проектированию каждой вещи или объекта. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьеру, дизайнер формирует или «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде.

В современной дизайнерской деятельности все большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который разделяют на интерьеры и дизайн внешней архитектурной среды (экстерьер)[1].

Архитектурная среда содержит различные характеристики, свидетельствующие об отношении к находящемуся в ней человеку. В архитектуре сопереживание эмоциям человека происходит через образы интерьера, – уютного, теплого или официального, холодного, отчужденного. Символы в интерьере, несущие информацию о человеке, – это вещи, предметы оборудования, мягкие или жесткие формы архитектурных деталей, их размеры, материалы, изобразительные рельефы или живописные картины.

Утилитарная направленность объектов дизайна еще один важный его признак[2]. В отличие от внешней среды обитания для полноценной психофизической оценки внутреннего пространства здания или комнаты к зрительным впечатлениям добавляются ощущения физического комфорта и безопасности, предметной наполненности, осознание принципов функционального соподчинения пространств.

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается, с одной стороны, на интуиции и спонтанности (сфера искусства), и, информации и методологии (область науки и техники), с другой. Дизайнер как бы балансирует между искусством и фактами. К основополагающим составляющим, определяющим характер среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами».

Проектируя среду, в которой человек живет, работает или отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффективность», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр.

На сегодняшний день такой вид дизайна, как дизайн интерьера, широко востребован. Это и обусловило актуальность проблемы.

В соответствии с актуальностью были определены объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает дизайн интерьера.

Предметом исследования является разработка проекта дизайна интерьера учебной аудитории (мастерской) для занятий по живописи.

Цель исследования – выполнить проект оформления учебной мастерской для занятий по живописи.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «дизайн среды», «дизайн интерьера» на основе анализа литературы по дизайну среды, эргономики в дизайне среды, по цветоведению и композиции; а также рассмотреть особенности интерьера образовательного учреждения.

2. Разработать проект интерьера учебной мастерской для занятий по живописи.

Методы исследования:

1. теоретические: анализ литературы по дизайну среды, эргономики в дизайне среды, по цветоведению и композиции в рамках исследуемой проблемы;

2. эмпирические: проект интерьера.

Процесс выполнения дипломного проекта включает следующие направления:

· Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме дипломной работы.

· Сбор и обобщение материалов, проведение исследований, создание эскиза будущего интерьера (поиск варианта цветового решения и зрительного ряда интерьера). Обработка иллюстративного материала.

· Подбор материалов и технологии выполнения, отвечающих специфике темы дипломного проекта.

· Написание пояснительной записки, формулировка выводов и практических рекомендаций.

· Выполнение прикладной части работы.

· Защита дипломного проекта.

При проектировании и оформлении интерьера образовательного учреждения, в дипломной работе учитывались и использовались теоретические сведения и положения по теории дизайна, цветоведения и композиции, эргономики. Теория дизайна имеет название «Техническая эстетика», она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.

Дипломная работа включает в себя пояснительную записку, состоящую из введения, двух глав, заключения, словаря терминов, списка литературы, приложения. Представляет собой 62 страницы машинописного текста.

В первой главе «Основы художественного проектирования и оформления интерьера» излагаются сведения, необходимые для создания проекта интерьера, такие как: особенности восприятия интерьера, композиционные основы, учет влияния цвета и света при проектировании архитектурной среды.

Во второй главе «Разработка и выполнение практической части дипломной работы» описываются эстетические особенности учебной мастерской, ход и объем проделанной работы, а также анализ учебных программ по предмету «Изобразительное искусство» по теме «Дизайн» с приложением разработанного конспекта урока.

Список литературы содержит перечень использованной литературы при раскрытии темы. Приложение представляет собой серию изображений допроектного исследования, эскизы цветового решения мастерской и фотографии готового проекта. Также приложение включает в себя смету строительных работ и электронную версию ВКР.

Материал дипломной работы можно использовать на уроках изобразительного искусства по изучению темы «Интерьер».


Глава 1. Основы художественного проектирования и оформления интерьера

Понятие «интерьер» неразрывно связано с понятием «архитектура», как область человеческой деятельности, направленная на создание зданий и сооружений, и их комплексов для удовлетворения социально-бытовых и духовно-эстетических потребностей общества.

Назначение здания и связанная с ним функциональная организация объемно-пространственной структуры во многом определяет художественный образ сооружения и его внутреннего наполнения. Содержание в архитектуре заключается в единстве эстетических и утилитарных ценностей. Функциональная организация объемов и пространства выступает как одно из средств выражения содержания[3].

Характерные качества, которым должны отвечать современные сооружения архитектуры: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ).

Самое поверхностное толкование понятия «интерьер» связано с обстановкой и отделкой того или иного помещения. Архитекторы рассматривают интерьер в связи с экстерьером – внешним видом постройки в целом. Концепция архитектурного интерьера не может до конца реализоваться в виде отдельно взятого помещения, но проектируется как система пространств с выявлением акцентов, направлений физического и эмоционального движения.

Интерьер (фр. interieur – внутренний) – архитектурное внутреннее пространство здания (общественного, жилого, промышленного); помещение в здании – комната, зал, вестибюль и т.д.

Дизайн интерьера – проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью.

Задачей архитектуры на всём протяжении её развития было создать внутри здания в каждом помещении художественно-архитектурную среду, которая соответствовала бы его практическому назначению.

Компоненты архитектурной среды:

· пространственная форма-оболочка (помещение, группа помещений, двор, улица, площадь и др.) – своеобразное обрамление среды и ее главное архитектурно-выразительное средство.

· ограждение –может быть представлено как условное разложение цельной формы-оболочки на ряд основных плоскостей и опор. Ограждающие элементы конструктивно и функционально определены: стены, колонны, перегородки, потолки, полы, галереи, балконы, лестницы и др.

· предметное наполнение (оборудование и мебель) – характеризует функционально-типологическое содержание среды. Предметное наполнение определяет зональное членение пространства, создает условия комфортной деятельности.

Связь человека с окружающим миром, в том числе и с архитектурной средой, отражается с помощью ощущения и восприятия, выступающих в единстве. Человек выражает свое отношение к воспринимаемому событию или объекту эмоциями. Архитектура и интерьер должны вызывать интерес и положительные эмоции.

По смыслу архитектурная организация пространства жизнедеятельности должна особенно учитывать те эмоции, которые стимулируют адаптацию к деятельности. При этом мера эмоционального удовлетворения будет зависеть от того, насколько архитектурная среда отвечает потребностям человека (коллектива), связанным с конкретным деятельным процессом.


1.1. Особенности восприятия интерьера

Общая характеристика

Человек оценивает мир визуально, сопоставляя его свойства: плоскостность, объемность, глубину и свое положение по отношению к части этого мира: внутреннее или внешнее. Визуальные впечатления формируют представления о различных видах пространства как объектах проектирования[4].

Эстетическое воздействие архитектуры тесно связано с особенностями эмоционального восприятия человеком двух видов форм – объемных в пространстве и пространственных.

«Пространственная форма» – геометрически определенный объем пространства, воспринимаемый внутри заключающей его формы (какое либо помещение, комната). Пространственная форма воспринимается как целостная масса в отличие от отдельных форм самих элементов ограждения (потолок, пол и т. д.). Условия единовременного обозрения пространственной формы определяют особенности «интерьерного» восприятия[5].

Пространственные планы

Человек, воспринимая пространство, делит его на три плана: передний (ближний), промежуточный (средний), задний (дальний).

Пространственные планы всегда реальны, и их относительная глубина определяется расстояниями конкретного пространства, изменяющегося от нескольких до сотен метров. Чем глубже пространство, тем более четко разделяются планы. Порядок расположения планов можно соотнести с характеристиками их визуальных картин и обозначить передний план как восприятие детали, средний – фрагмента и дальний – общей пространственной формы. Когда зрение фокусируется на одном из планов, рассматривая интересующий объект (фигуру), остальные планы становятся фоновыми.

При зрительном освоении среды все планы оказываются в постоянном обозрении. Взор неоднократно возвращается к ним, и проявление повышенного внимания (интерес) выражается как раз в количестве возвратов. Отмечают две особенности визуального освоения формы:

1. выявление зрением «узловых точек» объекта (точки перелома линий, точки соединения плоскостей т. д.), характерных для данной формы;

Выделяют также этапы отображения объекта по сложности восприятия – первоначально фиксируются контурные и силуэтные (плоскостные) изображения, затем величины предметов и расстояния до них. При восприятии формы объема или плоскости максимумы внимания приходятся на смысловые центры изображения, способствующие быстрейшему раскрытию информации об объекте. При выявлении характеристики формы чрезвычайно важны «информативные фрагменты» – участки с местами резкого изменения контура, смены направлений линии, места пересечений плоскостей.

2. избирательность зрения в зависимости от поставленной задачи поиска («движение глаз отражает работу мысли») т. е. человеческий глаз подсознательно останавливается на каких либо предметах, либо приятных для человека, либо заинтересовавших его, либо раздражителях (форма, цвет). Может быть подсознательным, может быть сознательным. В аспекте цветовой среды на этом основании выявляются роль и значение пространственных планов в формировании разных типов интерьеров.

Величина помещения

Архитектурная форма, в том числе и пространственная, в отличие от просто геометрической формы наделяется специфическим фактором абсолютной величины, связанной с ее отношением к человеку, как к мере, и определяемой отчасти понятием масштабности. Величина пространственной формы в натуре мгновенно оценивается и особенно остро ощущается человеком. Она в первую очередь влияет на эмоциональность восприятия, рождая чувство простора, нормальной соизмеримости или гнетущей тесноты.

Архитектурное пространство постоянно сравнивается человеком
с природным по физическим, психическим ощущениям и возможностям взаимного человеческого общения. Переживая, осваивая пространственные параметры через расстояния, визуальную различимость, человек осознает возможный уровень общения, у него возникает соответствующее ассоциативное эмоциональное представление о конкретном пространстве как интимном, камерном, обширном, огромном или беспредельном. Градация ощущений от простора до тесноты в значительной мере определяет эмоциональность восприятия и используется в композиции интерьера.

Символика формы

Степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностей ассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтения ее геометрических параметров и композиционной структуры. Пересечение ограждающих поверхностей образует линейные контуры и силуэты, читаемые при восприятии в первую очередь. Более того, при отсутствии массы заполнения достоверность очертания пространственной формы сохраняется, если закреплены основные, узлы формы (угловые опоры, балки, перила, навес и др.). Расшифровка формы происходит через восприятие контурных линий (разное впечатление производят геометрические фигуры: треугольник – острый и колючий; круг – ровный, гладкий, замкнутый в себе; квадрат – четкий, прямой, статичный)

Движение формы вверх, вглубь, вширь или ее статичность вызывают и вполне определенные ассоциации, связанные с врожденными психофизиологическими особенностями человека.

Расчлененные плоскость или пространство воспринимаются в некоторой степени большими, чем нерасчлененные; в основе этого лежат зрительные иллюзии и психологический момент: на обозрение расчлененного пространства или плоскости требуется больше времени, чем на обозрение плоскости нерасчлененной.

Оптические иллюзии – изменения в зрительном восприятии размеров помещения, которые возникают под воздействием психологических явлений сравнения, контраста, зрительной памяти. Помещение зрительно можно углубить, сузить, расширить, повысить или понизить. Для достижения названных эффектов необходимо знать некоторые основные положения, изложенные в таблице 1.

Таблица 1

Композиция интерьера

Организующим началом в архитектурной композиции служит идея, определяемая социальным заказом. Содержание в архитектуре обусловлено как чисто утилитарными, так и идейно-художественными факторами.

Архитектурная композиция – это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную архитектурную форму, отвечающую назначению произведения природным и социальным условиям (возможностям строительной техники, требованиям экономики и идейно-художественным задачам своего времени).

Цель архитектурной композиции – достижение единства формы и содержания, то есть создание с помощью композиционных средств архитектурной формы, адекватной содержанию.

К основным задачам архитектурной композиции относятся:

1. Организация объемов и пространств в соответствии с функциональным процессом, соображениями экономии и местными условиями.

2. Выражение конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно-пространственном решении.

3. Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную архитектурную структуру.

Средства архитектурной композиции – это объективные свойства материальной объемно-пространственной формы, с помощью которых достигается наиболее полное и яркое выражение идеи и содержания архитектурного произведения. Эти свойства формы с их выразительностью человек воспринимает эмоционально (чувственно). Выразительность архитектурной формы – способность ее объективных свойств (содержания) обнаруживаться, проявляться во внешнем виде (в форме). Следовательно, средства архитектурной композиции – это объективные свойства формы (в том числе и объективные закономерности, используемые как средства организации элементов в единую, устойчивую для восприятия систему), обладающие эмоциональной выразительностью.

Итак, целями архитектурной композиции определяются ее задачи, а реализация этих задач осуществляется средствами, соответствующими цели.

На основе выше изложенных законов и правил композиции можно выделить положения общие и для дизайна интерьера. Проектирование интерьера начинается с выделения композиционного центра.

При формировании композиционного центра нужно учитывать следующие закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия:

· простота – более простые формы воспринимаются легче.

· близость – близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое.

· сходство – сходные элементы воспринимаются как единое целое.

· симметрия – симметричные элементы воспринимаются как целое.

· контраст – контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов.

· противоборство – элементы различной формы лучше воспринимаются отдельно, чем вместе.

· фигура-фон – элементы наиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона.

· инерция – если на замкнутом пространстве встречаются повторяющиеся изображения, то другие элементы не воспринимаются.

· замкнутость – геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься как завершенные.

· зависимость от осей – восприятие упрощается, если человек находится на оси симметрии обозреваемого объекта.

· узнаваемость – легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы.

· назначение – элементы, имеющие одинаковое назначение, воспринимаются как единое целое.

· польза – лучше воспринимаются элементы, функция которых более понятна.

Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных предметов мебели и оборудования и декоративного искусства в единое целое. Их объединение может проводиться по законам симметрии и асимметрии.

Абсолютная симметрия – это когда принимаются две взаимно перпендикулярные оси симметрии, т.е. для элементов обшивки стен и потолка в основу рисунка швов заложен квадрат и построение имеет четко выявленный точечный центр.

В композициях, построенных по законам относительной симметрии, имеется центральная ось, которая может выявляться по-разному. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы.

Асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Свобода и гибкость ассиметричного построения особенно хорошо различима при сопоставлении с включенными в его состав симметричными группами, если симметричная группа невелика по размеру и играет второстепенную роль. Часто оба приема сочетаются в композициях на равных.

 

1.3. Цвет и свет в формообразовании архитектурной среды

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Основы художественного проектирования и оформления интерьера. 7

1.1. Особенности восприятия интерьера. 9

1.2. Основы архитектурной композиции. 14

1.3. Цвет и свет в формообразовании архитектурной среды.. 21

Глава 2. Разработка и выполнение практической части дипломной работы.. 31

2.1. Проектирование кабинета-мастерской. 31

2.2. Анализ учебных программ по теме «Интерьер» в системе художественного образования общеобразовательных школ. 38

Заключение. 53

Словарь терминов. 55

Список литературы.. 60

Приложение. 63

 




Введение

На сегодняшний день понятие «дизайн» прочно вошло в наш обиход. Оно используется как при создании рекламы, печатной продукции, одежды, оформлении продуктов питания (упаковка), так и создании и оформлении архитектурных сред. Объекты дизайна, так же как и все произведения искусства, отражают время, уровень технического прогресса и социально-политическое устройство общества.

Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Смысл дизайна в комплексном системном подходе к проектированию каждой вещи или объекта. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьеру, дизайнер формирует или «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде.

В современной дизайнерской деятельности все большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который разделяют на интерьеры и дизайн внешней архитектурной среды (экстерьер)[1].

Архитектурная среда содержит различные характеристики, свидетельствующие об отношении к находящемуся в ней человеку. В архитектуре сопереживание эмоциям человека происходит через образы интерьера, – уютного, теплого или официального, холодного, отчужденного. Символы в интерьере, несущие информацию о человеке, – это вещи, предметы оборудования, мягкие или жесткие формы архитектурных деталей, их размеры, материалы, изобразительные рельефы или живописные картины.

Утилитарная направленность объектов дизайна еще один важный его признак[2]. В отличие от внешней среды обитания для полноценной психофизической оценки внутреннего пространства здания или комнаты к зрительным впечатлениям добавляются ощущения физического комфорта и безопасности, предметной наполненности, осознание принципов функционального соподчинения пространств.

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается, с одной стороны, на интуиции и спонтанности (сфера искусства), и, информации и методологии (область науки и техники), с другой. Дизайнер как бы балансирует между искусством и фактами. К основополагающим составляющим, определяющим характер среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами».

Проектируя среду, в которой человек живет, работает или отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффективность», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр.

На сегодняшний день такой вид дизайна, как дизайн интерьера, широко востребован. Это и обусловило актуальность проблемы.

В соответствии с актуальностью были определены объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает дизайн интерьера.

Предметом исследования является разработка проекта дизайна интерьера учебной аудитории (мастерской) для занятий по живописи.

Цель исследования – выполнить проект оформления учебной мастерской для занятий по живописи.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «дизайн среды», «дизайн интерьера» на основе анализа литературы по дизайну среды, эргономики в дизайне среды, по цветоведению и композиции; а также рассмотреть особенности интерьера образовательного учреждения.

2. Разработать проект интерьера учебной мастерской для занятий по живописи.

Методы исследования:

1. теоретические: анализ литературы по дизайну среды, эргономики в дизайне среды, по цветоведению и композиции в рамках исследуемой проблемы;

2. эмпирические: проект интерьера.

Процесс выполнения дипломного проекта включает следующие направления:

· Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме дипломной работы.

· Сбор и обобщение материалов, проведение исследований, создание эскиза будущего интерьера (поиск варианта цветового решения и зрительного ряда интерьера). Обработка иллюстративного материала.

· Подбор материалов и технологии выполнения, отвечающих специфике темы дипломного проекта.

· Написание пояснительной записки, формулировка выводов и практических рекомендаций.

· Выполнение прикладной части работы.

· Защита дипломного проекта.

При проектировании и оформлении интерьера образовательного учреждения, в дипломной работе учитывались и использовались теоретические сведения и положения по теории дизайна, цветоведения и композиции, эргономики. Теория дизайна имеет название «Техническая эстетика», она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.

Дипломная работа включает в себя пояснительную записку, состоящую из введения, двух глав, заключения, словаря терминов, списка литературы, приложения. Представляет собой 62 страницы машинописного текста.

В первой главе «Основы художественного проектирования и оформления интерьера» излагаются сведения, необходимые для создания проекта интерьера, такие как: особенности восприятия интерьера, композиционные основы, учет влияния цвета и света при проектировании архитектурной среды.

Во второй главе «Разработка и выполнение практической части дипломной работы» описываются эстетические особенности учебной мастерской, ход и объем проделанной работы, а также анализ учебных программ по предмету «Изобразительное искусство» по теме «Дизайн» с приложением разработанного конспекта урока.

Список литературы содержит перечень использованной литературы при раскрытии темы. Приложение представляет собой серию изображений допроектного исследования, эскизы цветового решения мастерской и фотографии готового проекта. Также приложение включает в себя смету строительных работ и электронную версию ВКР.

Материал дипломной работы можно использовать на уроках изобразительного искусства по изучению темы «Интерьер».


Глава 1. Основы художественного проектирования и оформления интерьера

Понятие «интерьер» неразрывно связано с понятием «архитектура», как область человеческой деятельности, направленная на создание зданий и сооружений, и их комплексов для удовлетворения социально-бытовых и духовно-эстетических потребностей общества.

Назначение здания и связанная с ним функциональная организация объемно-пространственной структуры во многом определяет художественный образ сооружения и его внутреннего наполнения. Содержание в архитектуре заключается в единстве эстетических и утилитарных ценностей. Функциональная организация объемов и пространства выступает как одно из средств выражения содержания[3].

Характерные качества, которым должны отвечать современные сооружения архитектуры: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ).

Самое поверхностное толкование понятия «интерьер» связано с обстановкой и отделкой того или иного помещения. Архитекторы рассматривают интерьер в связи с экстерьером – внешним видом постройки в целом. Концепция архитектурного интерьера не может до конца реализоваться в виде отдельно взятого помещения, но проектируется как система пространств с выявлением акцентов, направлений физического и эмоционального движения.

Интерьер (фр. interieur – внутренний) – архитектурное внутреннее пространство здания (общественного, жилого, промышленного); помещение в здании – комната, зал, вестибюль и т.д.

Дизайн интерьера – проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью.

Задачей архитектуры на всём протяжении её развития было создать внутри здания в каждом помещении художественно-архитектурную среду, которая соответствовала бы его практическому назначению.

Компоненты архитектурной среды:

· пространственная форма-оболочка (помещение, группа помещений, двор, улица, площадь и др.) – своеобразное обрамление среды и ее главное архитектурно-выразительное средство.

· ограждение –может быть представлено как условное разложение цельной формы-оболочки на ряд основных плоскостей и опор. Ограждающие элементы конструктивно и функционально определены: стены, колонны, перегородки, потолки, полы, галереи, балконы, лестницы и др.

· предметное наполнение (оборудование и мебель) – характеризует функционально-типологическое содержание среды. Предметное наполнение определяет зональное членение пространства, создает условия комфортной деятельности.

Связь человека с окружающим миром, в том числе и с архитектурной средой, отражается с помощью ощущения и восприятия, выступающих в единстве. Человек выражает свое отношение к воспринимаемому событию или объекту эмоциями. Архитектура и интерьер должны вызывать интерес и положительные эмоции.

По смыслу архитектурная организация пространства жизнедеятельности должна особенно учитывать те эмоции, которые стимулируют адаптацию к деятельности. При этом мера эмоционального удовлетворения будет зависеть от того, насколько архитектурная среда отвечает потребностям человека (коллектива), связанным с конкретным деятельным процессом.


1.1. Особенности восприятия интерьера

Общая характеристика

Человек оценивает мир визуально, сопоставляя его свойства: плоскостность, объемность, глубину и свое положение по отношению к части этого мира: внутреннее или внешнее. Визуальные впечатления формируют представления о различных видах пространства как объектах проектирования[4].

Эстетическое воздействие архитектуры тесно связано с особенностями эмоционального восприятия человеком двух видов форм – объемных в пространстве и пространственных.

«Пространственная форма» – геометрически определенный объем пространства, воспринимаемый внутри заключающей его формы (какое либо помещение, комната). Пространственная форма воспринимается как целостная масса в отличие от отдельных форм самих элементов ограждения (потолок, пол и т. д.). Условия единовременного обозрения пространственной формы определяют особенности «интерьерного» восприятия[5].

Пространственные планы

Человек, воспринимая пространство, делит его на три плана: передний (ближний), промежуточный (средний), задний (дальний).

Пространственные планы всегда реальны, и их относительная глубина определяется расстояниями конкретного пространства, изменяющегося от нескольких до сотен метров. Чем глубже пространство, тем более четко разделяются планы. Порядок расположения планов можно соотнести с характеристиками их визуальных картин и обозначить передний план как восприятие детали, средний – фрагмента и дальний – общей пространственной формы. Когда зрение фокусируется на одном из планов, рассматривая интересующий объект (фигуру), остальные планы становятся фоновыми.

При зрительном освоении среды все планы оказываются в постоянном обозрении. Взор неоднократно возвращается к ним, и проявление повышенного внимания (интерес) выражается как раз в количестве возвратов. Отмечают две особенности визуального освоения формы:

1. выявление зрением «узловых точек» объекта (точки перелома линий, точки соединения плоскостей т. д.), характерных для данной формы;

Выделяют также этапы отображения объекта по сложности восприятия – первоначально фиксируются контурные и силуэтные (плоскостные) изображения, затем величины предметов и расстояния до них. При восприятии формы объема или плоскости максимумы внимания приходятся на смысловые центры изображения, способствующие быстрейшему раскрытию информации об объекте. При выявлении характеристики формы чрезвычайно важны «информативные фрагменты» – участки с местами резкого изменения контура, смены направлений линии, места пересечений плоскостей.

2. избирательность зрения в зависимости от поставленной задачи поиска («движение глаз отражает работу мысли») т. е. человеческий глаз подсознательно останавливается на каких либо предметах, либо приятных для человека, либо заинтересовавших его, либо раздражителях (форма, цвет). Может быть подсознательным, может быть сознательным. В аспекте цветовой среды на этом основании выявляются роль и значение пространственных планов в формировании разных типов интерьеров.

Величина помещения

Архитектурная форма, в том числе и пространственная, в отличие от просто геометрической формы наделяется специфическим фактором абсолютной величины, связанной с ее отношением к человеку, как к мере, и определяемой отчасти понятием масштабности. Величина пространственной формы в натуре мгновенно оценивается и особенно остро ощущается человеком. Она в первую очередь влияет на эмоциональность восприятия, рождая чувство простора, нормальной соизмеримости или гнетущей тесноты.

Архитектурное пространство постоянно сравнивается человеком
с природным по физическим, психическим ощущениям и возможностям взаимного человеческого общения. Переживая, осваивая пространственные параметры через расстояния, визуальную различимость, человек осознает возможный уровень общения, у него возникает соответствующее ассоциативное эмоциональное представление о конкретном пространстве как интимном, камерном, обширном, огромном или беспредельном. Градация ощущений от простора до тесноты в значительной мере определяет эмоциональность восприятия и используется в композиции интерьера.

Символика формы


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь