Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Композиционные основы дизайнерской деятельности



Дизайн можно рассматривать в качестве творческой деятельности, целью которой является образование гармоничной предметной среды, служащей удовлетворению материальных и духовных потребностей человека. Для достижения этой цели необходимо, чтобы предметное пространство было организовано в виде определенной системы, некой композиционной целостности.

Целостность является основным законом композиции в изобразительном искусстве, дизайне. Под композиционной целостностью следует понимать передачу, посредством композиционного построения, основного замысла, идеи произведения, единое образное решение.
«В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет… и многое другое»[7], – пишет Сокольникова Н.М. К вышесказанному мы хотим добавить, что неотъемлемым условием успешного композиционного решения является поиск и нахождение оптимального соотношения частей, элементов композиции и целого. При этом второстепенное обязательно должно быть подчинено главному.

Говоря о целом, следует упомянуть о стилевой целостности. Стиль – это объединение элементов, в которых прослеживается одна общая идея. «Устойчивые особенности элементов и их взаимосвязь составляют стилевое единство»[8].

Основной особенностью закона целостности является неделимость. То есть композицию нельзя рассматривать как сумму частей или элементов целого, из нее нельзя изъять и к ней нельзя добавить что-либо без ущерба для целого. Она наделяется художником, так называемой, общей конструктивной идеей, которая объединяет все компоненты будущего произведения в одно единое целое. В связи с этим Безмоздин Л.Н. пишет: «…обеспечение «композиционной целостности» – это уже решение определенной художественной задачи, ибо нет абстрактной композиции, она всегда решается на основе той или иной образной системы»[9]. То есть, образное решение является основой любого композиционного построения. Но композиционная идея в дизайне не возникает сама по себе, она зависит, прежде всего, от характера проектируемого объекта, от его предназначения и функциональности.

Основные законы и правила композиции являются общими для различных видов искусств, но, в зависимости от вида искусства, они могут проявляться в большей или меньшей степени. Так, например, закон целостности является основным законом композиции, как в изобразительном искусстве, так и в дизайне. Что касается закона типизации (закон жизненности), то он характерен и в большей степени применим для композиции произведения изобразительного искусства, хотя может распространяться и на объект работы художника-дизайнера.

Закон новизны, по нашему мнению, одинаково действует и в изобразительном искусстве, и в дизайне. Творение дизайнера должно быть неповторимым, новым, не в функциональном предназначении вещи, но по своей художественности. Наиболее полно этот закон может проявляться в работах частных дизайнеров, поскольку их произведения обычно наделяются качеством эксклюзивности. В меньшей степени проявление этого закона мы можем наблюдать в продуктах промышленного дизайна.

Закон контрастов также является одним из важных законов композиции и определяет ее выразительность. Контрасты обладают особой силой психологического и эмоционального воздействия на человека при восприятии им произведения искусства или продукта дизайнерской деятельности. Закон контрастов базируется на сочетании противоположностей в одной композиции. Так, можно назвать следующие виды контрастов: контраст величин (размеров), контраст зрительного веса предметов, тоновой и цветовой контрасты, контраст плоскости и объема, контраст фактур, материалов. Очень важно правильно использовать закон контрастов в дизайнерской деятельности.

Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу предполагает подчинение организации произведения идейному содержанию. Это, в свою очередь, требует от дизайнера не только практического мастерства, но и разностороннее развитие, активность мышления.

Все вышеназванные законы объективны, независимы, неизменны, они исходят из всеобщих законов природы, общества, мышления, истории и существуют в тесной взаимосвязи между собой.

Существуют также правила композиции. В отличие от законов они менее устойчивы, устанавливаются людьми, способны изменяться, зависят от специфики того или иного вида искусства. В дизайне правила служат для передачи характера того или иного продукта дизайнерской деятельности.

Так, для достижения целостности композиции важно выделить композиционный центр (доминанта, фокусная зона) – то главное, на что должно быть обращено внимание зрителя по замыслу художника. Выделение композиционного центра является одним из основных правил в дизайнерской деятельности. Композиционный центр не всегда может быть геометрическим центром, но он – есть смысловой центр, поэтому должен быть четко выраженным, ему должны быть подчинены все второстепенные элементы, усиливая общее воздействие композиции на зрителя. Фокусная зона может быть выделена за счет размеров, четкости очертаний, яркости цвета, тоновых контрастов и т.д.

Уравновешенность (баланс) – является не менее важным правилом композиции в дизайне. Существуют понятия физической и зрительной устойчивости. «Физическая устойчивость – это механическая устойчивость элементов, составляющих дизайн»[10]. Зрительный баланс – это равновесие в дизайне, достигаемое «путем правильного расположения предметов с различным визуальным весом». Уравновешенность в асимметричной композиции может быть достигнута путем правильного соотношения тоновых и цветовых пятен и их размеров.

Использование ритма – правило, которое так же имеет большое значение в дизайнерской деятельности. Ритм – это закономерное чередование элементов, их повторение, приводящее к гармонии, порядку и придающее объекту дизайна динамичный характер. Ритм может быть линейным, тоновым, цветовым. Чередование размеров элементов композиции так же является ритмом. Характер ритма обуславливается размерами и количеством повторяемых элементов, и в зависимости от этого он может придать композиции либо относительный покой, либо интенсивное движение.

Единство стиля – неотъемлемое условие успешной дизайнерской работы, важное композиционное правило. Присутствие стиля в произведении дизайнера подразумевает наличие целостности (идейной, конструктивной, структурной), благодаря которой все элементы дизайна воспринимаются не по отдельности, а в ансамбле. Стиль – это своего рода «красная нить», проходящая через все элементы композиции дизайна и объединяющая их, это общая идея произведения.

Таким образом, дизайнерская деятельность базируется на объективных законах композиции, которые, в свою очередь, вытекают из общих основополагающих законов природы, общества, мышления и истории. Художник-дизайнер воплощает свой замысел в материале, используя основные композиционные правила, приемы и средства, которые, преображая форму, позволяют вещи органично включиться в предметно-пространственную среду. Дизайн, как было сказано выше, является творческой деятельностью, поэтому каждый дизайнер, используя те или иные правила, приемы и средства в своем творчестве, варьирует их между собой и дополняет их собственным видением и своими средствами творчества, наделяя тем самым проектируемую вещь некой индивидуальностью и неповторимостью.

Композиция интерьера

Организующим началом в архитектурной композиции служит идея, определяемая социальным заказом. Содержание в архитектуре обусловлено как чисто утилитарными, так и идейно-художественными факторами.

Архитектурная композиция – это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную архитектурную форму, отвечающую назначению произведения природным и социальным условиям (возможностям строительной техники, требованиям экономики и идейно-художественным задачам своего времени).

Цель архитектурной композиции – достижение единства формы и содержания, то есть создание с помощью композиционных средств архитектурной формы, адекватной содержанию.

К основным задачам архитектурной композиции относятся:

1. Организация объемов и пространств в соответствии с функциональным процессом, соображениями экономии и местными условиями.

2. Выражение конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно-пространственном решении.

3. Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную архитектурную структуру.

Средства архитектурной композиции – это объективные свойства материальной объемно-пространственной формы, с помощью которых достигается наиболее полное и яркое выражение идеи и содержания архитектурного произведения. Эти свойства формы с их выразительностью человек воспринимает эмоционально (чувственно). Выразительность архитектурной формы – способность ее объективных свойств (содержания) обнаруживаться, проявляться во внешнем виде (в форме). Следовательно, средства архитектурной композиции – это объективные свойства формы (в том числе и объективные закономерности, используемые как средства организации элементов в единую, устойчивую для восприятия систему), обладающие эмоциональной выразительностью.

Итак, целями архитектурной композиции определяются ее задачи, а реализация этих задач осуществляется средствами, соответствующими цели.

На основе выше изложенных законов и правил композиции можно выделить положения общие и для дизайна интерьера. Проектирование интерьера начинается с выделения композиционного центра.

При формировании композиционного центра нужно учитывать следующие закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия:

· простота – более простые формы воспринимаются легче.

· близость – близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое.

· сходство – сходные элементы воспринимаются как единое целое.

· симметрия – симметричные элементы воспринимаются как целое.

· контраст – контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов.

· противоборство – элементы различной формы лучше воспринимаются отдельно, чем вместе.

· фигура-фон – элементы наиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона.

· инерция – если на замкнутом пространстве встречаются повторяющиеся изображения, то другие элементы не воспринимаются.

· замкнутость – геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься как завершенные.

· зависимость от осей – восприятие упрощается, если человек находится на оси симметрии обозреваемого объекта.

· узнаваемость – легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы.

· назначение – элементы, имеющие одинаковое назначение, воспринимаются как единое целое.

· польза – лучше воспринимаются элементы, функция которых более понятна.

Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных предметов мебели и оборудования и декоративного искусства в единое целое. Их объединение может проводиться по законам симметрии и асимметрии.

Абсолютная симметрия – это когда принимаются две взаимно перпендикулярные оси симметрии, т.е. для элементов обшивки стен и потолка в основу рисунка швов заложен квадрат и построение имеет четко выявленный точечный центр.

В композициях, построенных по законам относительной симметрии, имеется центральная ось, которая может выявляться по-разному. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы.

Асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Свобода и гибкость ассиметричного построения особенно хорошо различима при сопоставлении с включенными в его состав симметричными группами, если симметричная группа невелика по размеру и играет второстепенную роль. Часто оба приема сочетаются в композициях на равных.

 

1.3. Цвет и свет в формообразовании архитектурной среды


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь