Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 1Стр 1 из 4Следующая ⇒
Зан 1.1.1 Предмет Зад 1 Самой древней формой мировоззрения была мифология. Она объясняла явления природы и жизни людей в основном действием вымышленных существ и сил. Почему, несмотря на вымысел, мифология играла положительную роль в обществе и что полезного она давала людям?
Ответ: Мифология, несмотря на вымысел, выполняла две важные функции: 1) Психологическая адаптация человека к миру, избавление от страха и чувства беспомощности: проявляется в объяснении процессов и явлений природы, личной и общественной жизни, верой в загробную жизнь, в тотемизме (вера а то, что данная группа людей имеет общего предка), анимизме (вера в существовании души и духов), фетишизме (вера в духовные силы материальных предметов). 2) Попытка воздействовать на мир, изменить его, заставить служить его себе – реализуется в магии (практическая часть мифологии, совокупность действий, обрядов, манипуляций с предметами и веществами; способ воздействия на природу и человека через использование не объективных свойств предметов и явлений, а их связи со скрытыми духовными силами). Зан 1.1.1 Предмет Зад 2 Мифология была доминирующей в обществе много тысяч лет. Но в 7-6-м веках до н.э. на её основе возникла философия. Какие потребности общества вызвали к жизни философию, как философия влияла на самоопределение человека в мире и почему она расширяла свободу человека? Ответ: По мере усложнения жизни объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией, перестали удовлетворять людей. Магические способы действия все больше выявляли свою неэффективность. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на объективных знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения. Философия предполагает необходимость доказательства, аргументированности всех положений, которые в мифологии не играют существенной роли (т.к. главное – это вера и следование авторитету). Философия предлагает новый тип самоопределения человеку – не через привычку и традицию, а через собственный разум. Мифологическая культура в лице вождя, шамана, жреца внушала человеку: «Слушай старших, поступай как все и как поступал раньше». Философы же говорят: «Не принимай все на веру, уважай старших, но думай сам, поступай по своему разумению». Тем самым философия повышала степень свободы человека.
Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 1 Какому философскому учению соответствует выражение Д.Беркли: «Существование чувственно воображаемой вещи (внешней – Н.Г.) не отличается от чувственного воображения или восприятия (perseption)… Вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные представления и никакое представление не может существовать иначе, как в уме»? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Выражение соответствует субъективному идеализму. Так как сущность субъективного идеализма заключается в том, что единственной реальностью в мире (единственной сущностью) признается сознание субъекта (человека), а внешние вещи есть элементы человеческого сознания. То, что называется внешним миром, объективно, т.е. самостоятельно, не существует, а представляет собой проекцию внутреннего мира вовне. Внешние предметы есть спроецированные вовне комплексы или комбинации ощущений. Все, что считается закономерностями и свойствами внешнего мира, принадлежит миру внутреннему, но приписывается якобы существующим внешним предметам. Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 2 О борьбе представителей каких философских направлений идёт речь в выражении Платона: «Одни смотрят на огонь, воду, землю и воздух как на первоначала всех вещей; другие утверждают, что первоначало есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична. Относительно этого между обеими сторонами происходит сильнейшая борьба»? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Речь идет о двух главных философских направлениях - материализме и идеализме (в решении основного вопроса философии: что служит основой мира – материя или дух? ). Их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Материализм исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Идеализм что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.
Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 3 Позитивистский и натурфилософский подходы неверно решают вопрос о значении философии для развития науки и практики. В чём вы видите ошибочность этих подходов и каково верное решение вопроса о роли философии в обществе? Ответ: Согласно позитивистскому подходу философия играет отрицательную роль для науки, поскольку она представляет собой совокупность псевдопроблем и потому засоряет ими культуру. Ценностью обладают лишь частные науки, именуемые позитивными Натурфилософский подход преувеличивает значение философии в познании, вплоть до признания возможности для философии решать конкретные проблемы частных наук и тем самым заменять эти науки. Мы не можем согласиться ни с позитивистским подходом, игнорирующим роль философии, ни с натурфилософским, гипертрофирующим ее роль. Философия не представляет совокупность псевдопроблем, но она же не есть королева наук, решающая за них их проблемы. Конкретные проблемы частных наук могут быть решены только самими науками. Однако философия, не решая специальных проблем науки, других сфер культуры, общественной практики, существенно помогает их решению и тем самым способствует прогрессу культуры и общества в целом. Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 4 Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 5 Проанализируйте выражение героя Л.Толстого, говорившего: «Граф-человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать»? Как этот герой понимал философию? Используйте свои знания натурфилософского и позитивистского подходов к вопросу о роли философии.
Ответ: Отношение героя к философии формируется на незнании предмета. Это есть позитивистский взгляд в обыденной жизни. (Согласно позитивистскому подходу философия играет отрицательную роль для науки, поскольку она представляет собой совокупность псевдопроблем и потому засоряет ими культуру.Ценностью обладают лишь частные науки, именуемые позитивными.) Для автора фразы, философия – это туманные, запутанные рассуждения. В процессе надлежащего изучения философии под руководством умелого наставника они быстро рассеиваются.
Зан 1.1.3 Восток Зад 1 Что индусы понимали под кармой и в чём нравственное значение этого принципа для их поведения?
Ответ: Карма, в философской системе древней Индии – это закон, определяющий направление переселения душ (сансары) – восходящее или нисходящее. Под законом кармы понималось влияние совершенных человеком действий на характер настоящего и последующего существования. Если человек вел добродетельную жизнь, то его душа переселяется в тела более совершенных людей, если он вел неправедную жизнь, то в тела менее совершенных людей. Таким образом воспитывается уважительное отношение к окружающему миру, к себе, к другим людям, так как от настоящих действий зависит будущее состояние.
Зан 1.1.3 Восток Зад 2 Зан 1.1.3 Восток Зад 3 Раскройте содержание понятий «цзюньцзы», «сяо», «жэнь», «ли» и покажите, какие качества они формировали у китайцев. Укажите также слабую сторону конфуцианства.
Ответ: Цзюньцзы – идеальный человек в конфуцианстве, обладающий тремя качествами:
Формирует стремление быть добрым, справедливым, почтительным; получать знания. Цзюнь-цзы – цель совершенствования. Сяо – принцип уважения и почтительности в конфуцианстве. Смысл: сын должен заботиться всю жизнь о родителях, чтить их, любить, даже если они воры или убийцы. Нормы сяо воспитали у китайцев уважение к семье. Жэнь – концепция человечности, основанная на принципе взаимности – «не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут испытывать вражды». Формирует взаимность и уважение к другим людям. Ли – совокупность обязанностей, которые должен выполнить китаец в зависимости от соц. Статуса в течении жизни. (аналогично индийской дхарме). Слабая сторона конфуцианства заключалась в чрезмерной консервативности учения, препятствующей становлению новых, более целесообразных форм жизни. В греческой культуре важное место занимала деятельность софистов. В чём заключалось положительное значение этой деятельности для древних греков и развития культуры? По каким трём пунктам нельзя согласиться с софистами (в чём они были неправы)? По этим пунктам правильные положения отстаивал Сократ. Ответ: Софисты - профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. 5 — 1-й пол. 4 вв. до н. э. (Протагор, Горгий и др.). Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»).
Софисты предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни. Они обучали грамматике, риторике, стилистике, умению вести дискуссию, именно они выработали нормы литературного греческого языка. Софисты поставили на обсуждение проблему человека, показали огромные возможности мышления, активно распространяли знания и просвещали людей. С учением нельзя согласиться в том, что: · Софисты смешивали истину с индивидуальным мышлением (Мнений действительно может быть много, но истина одна. И она вырабатывается на трудном пути в результате вычленения объективных моментов, которые могут содержаться в отдельных мнениях, и их объединения. · Софисты преувеличивали и абсолютизировали относительность знания, его зависимость от человека и конкретных условий, не учитывали в любом знании объективных (правильных, соответствующих объекту) моментов. · Софисты подчеркивали условность любых правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Что считать справедливым, добром или злом, хорошим или плохим – все это зависит только от интересов человека или государства и, соответственно, от их позиции. На самом же деле нравственные нормы общезначимы для данной социальной группы, в ее пределах добро является для всех ее членов, а есть нормы, общезначимые и для всего человечества. Зан 1.3.2 Материя Зад 5 Какое из трёх понятий - материя, газ, вещество - имеет наибольший объём, а какое - наименьший? Объём понятия – это тот класс предметов, который охватывается данным понятием. Например, объём понятия «стул» - все стулья на планете, а объём понятия «мебель» будет больше, туда войдут ещё столы, диваны, шкафы и др. Ответ обоснуйте .
Ответ: Материя – это часть бытия, представленная объективно существующей субстанцией. (это то, из чего состоят тела, действительная основа и среда всех ощутимых явлений.) Вещество есть материя не сама по себе, а уже оформленная, актуально определенная, многообразно дифференцированная, обнаруживающая известные свойства по известным физическим и химическим законам. Газ – это агрегатное состояние вещества, в котором его частицы не связаны или весьма слабо связаны силами взаимодействия и движутся свободно, заполняя весь предоставленный им объём. Таким образом, наибольший объем имеет понятие материя, а наименьший – газ.
Зан 1.3.3 ДвижПр Врем Зад 1 Какое из трёх понятий – «развитие», «движение», «регресс» - имеет наибольший объём, а какое – наименьший? Объём понятия – это тот класс предметов, который охватывается данным понятием. Например, объём понятия «стул» - все стулья на планете, а объём понятия «мебель» будет больше, туда войдут ещё столы, диваны, шкафы и др. Ответ обоснуйте. Ответ: Движение – любые изменения, т.е. всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое. Развитие – это особый вид движения, т.е. всякое развитие есть движение, но не всякое движение является развитием (развитие отличается от движения направленностью). Т.о развитие – направленные, необратимые, качественные изменения, обусловленные противоречивостью объекта. Регресс - (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Вывод: наибольший объем имеет понятие движение, а наименьший – регресс.
Зан 1.3.3 ДвижПр Врем Зад 4 Крупный учёный и философ Б.Рассел писал: «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьёзные основания думать, что всё в поведении живой материи может быть объяснено в терминах физики и химии». Какой философский подход здесь имеет место? Ответ обоснуйте. Используйте свои знания о формах движения материи и их соотношении.
Ответ: В данном высказывании Б. Рассел придерживается принципа редукционизма, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Он считал, что все свойства живого вещества можно будет предсказать однажды, ибо они однозначно определяются особенностями электронных оболочек атомов, в него входящих, т.е. непосредственно только физическими и химическими законами. Такую точку зрения нельзя назвать абсолютно правильной, несмотря на большое количество ее сторонников, т.к. она достаточно ограничена. Ведь в ней не учитывается, что биологическое представляет собой качественно иной уровень организации изучаемых систем. Безусловно, полезно привлечь данные из физики и химии к изучению биологических систем, но только в качестве вспомогательных. При этом мы должны ясно сознавать, что качественную специфику биосистем и присущие им закономерности принципиально невозможно вывести из законов, относящихся к более низкому уровню организации. Именно в этом и состоит ошибка редукционизма.
Зан 1.3.3 ДвижПр Врем Зад 5 Крупный физик А.Марков писал: «И нет ничего плохого в том, что всё – химия, биология, психология, социология – будет сводиться к физическим законам. Наоборот, это отвечает общему стремлению науки – отобразить единство природы, находя простые законы». Какой философский подход здесь имеет место? Ответ обоснуйте. Используйте свои знания о формах движения материи и их соотношении.
Ответ: В данном высказывании А. Марков придерживается принципа редукционизма, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Он считал, что все в природе можно свести к законам физики. Несомненно, такое мнение не является верным. Безусловно, все знают, что биология сводится к химии, а химия - к физике, но никто не утверждает, что изучив физику можно все понять и про химию, и про биологию. Поэтому, конечно, полезно привлечь данные из физики к изучению химии, биологии, психологии, но только в качестве вспомогательного элемента. Имеется 3 отношения человека к природе. Какое отношение противопоставляется какому в выражении Е.Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? А какое отношение Базаровым не учитывается? Как бы вы перефразировали это выражение, чтобы отразить все 3 отношения?
Ответ: В данном выражении Базарова практическое, преобразовательное отношение, которое реализуется в материальном производстве, противопоставляется эстетическому отношению, при котором природа оценивается с точки зрения красоты. При этом не учитывается познавательное или гносеологическое отношение к природе, которое реализуется в совокупности естественных наук. Такое отношение является неверным. Правильным должно быть гармоничное сочетание всех трех отношений, когда природа признавалась бы и мастерской, и храмом, и научной лабораторией.
Немецкий философ И.Дицген писал: «Дух (сознание) не больше отличается от стола, света, звука, чем эти вещи отличаются друг от друга»? Какое качество сознания не учитывается в этом высказывании, и в чём это качество заключается? Ответ: В этом высказывании не учитывается такое свойство сознания, как его бестелесность, бесплотность. Оно не обладает физическими и химическими свойствами, которыми обладают материальные объекты. Стол, свет, звук – это физические и химические предметы, явления, которые могут мыть измерены, ощутимы. Стол можно взвесить, свет разбить на лучи, звук создать с помощью музыкальных инструментов. Сознание же невозможно познать объективными методами, ведь оно дано человеку искусственно, в виде внутренних субъективных переживаний.
Какому принципу диалектики противоречит деление болезней на функциональные и органические? В чём отрицательное методологическое значение такого деления для медицины? Какое более правильное деление вы бы предложили?
Ответ: В медико–биологических и сельскохозяйственных науках большую роль играют понятия структуры и функции, которые выражают определенные аспекты категорий формы и содержания. Под структурой в этих науках понимают пространственные отношения между элементами, т.е. строение системы, а под функцией – процессы, протекающие в системе и ее частях. Аналогично форме и содержанию структура и функция существуют в неразрывном единстве. Поэтому нельзя изучать структуру, не обращаясь к исследованию функции и наоборот. Неравномерно делить болезни на функциональные и органические; то, что иногда называют функциональными болезнями, есть заболевания, морфологические изменения при которых имеют микроструктурный характер и еще не выявлены. Т.О. принцип единства структуры и функции ориентирует на глубокое познание патогенеза. Ведущая роль во взаимоотношениях структуры и функции принадлежит функции. В процессе эволюции отбираются организмы со структурами, которые обеспечивают более успешное выполнение нужных организму функций.( функция глаза определила его строение).
Зан 2.2.2 ИстЗабПрак Зад 1 В чём заключается принцип конкретности истины? Придумайте примеры высказываний, в которых этот принцип соблюдается, и примеры, где он не соблюдается. Из учебника примеры не брать.
Ответ: Принцип конкретности истины предполагает, что истинность любого суждения может быть поставлена под сомнение, если не установлены условия время и место исследуемого явления или объекта. При изменении этих параметров теряется истинность суждения. Этот принцип служит ориентиром для исследователя, а также подтверждает то обстоятельство, что никогда не бывает некоей абстрактной истины, а истина всегда конкретна. Это позволяет избегнуть соблазна переноса известного процесса на неизвестные условия. Примеры: суждение «вода кипит при 100 градусах по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет о нормальной, чистой воде и нормальном давлении. Это суждение теряет свою истинность, если изменить давление или взять т. н. тяжелую воду. Основные положения классической механики истинны применительно к макротелам. За пределами макромира они теряют свою истинность. Другой вариант ответа: Характеристика истины - конкретность. Она состоит в указании условий и пределов, в которых то или иное положение истинно. Например, положение " атом неделим" является не истинным и не ложным а неопределенным. Истинным будет положение " атом неделим при химических реакциях" и " атом делим при ядерных реакциях". Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Истина конкретизируется в отношении состояний объекта, условий времени, пространства, типов взаимодействия между элементами объекта и между объектом и средой. Например, где не соблюдается принцип конкретности - все, что создано Богом.
Зан 2.2.2 ИстЗабПрак Зад 3 В определённых случаях, например в математике, для установления истинности каких-либо положений достаточно логического доказательства без обращения к практике. Почему же тогда практика (эмпирическая проверяемость) считается ведущим критерием истины? Может быть, практика и логическая доказуемость два самостоятельных и независимых критерия? Ответ: Краткая характеристика функции практики как критерия истины: В практики происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке. Вместе с тем практика является объективным феноменом, принадлежащим материальному миру и функционирующим в соответствии с его законами. Эта двуединая (дуальная) природа практики обеспечивает ей роль критерия истины: знания о реальном мире, воплощенные в практике, контролируются законами этого мира.
Если же практические результаты находятся в резком противоречии с ожидаемыми, то гипотеза отвергается как ошибочная и впоследствии заменяется другой. Чаще же практическая проверка в чём-то подтверждает гипотезу, а в чём-то нет. Тогда гипотеза модифицируется и вновь подвергается проверке. При этом необходимо учитывать не отдельные, а все имеющиеся на данном историческом этапе результаты практики. Использование ограниченной или устаревшей практики может послужить причиной заблуждения. Если выдвигается несколько гипотез, то более достоверной считается та из них, которая предсказала больше фактов, обнаруженных в реальности. Практика корректирует гипотезу до тех пор, пока она не даст удовлетворительного объяснения всей совокупности имеющихся фактов. В целом доказательство истинности гипотезы протекает в форме логической цепи рассуждений, отдельные звенья которой проверяются на практике.
Некоторые авторы неоправданно отождествляют критерий практической полезности с критерием практики и на этом основании объединяют позиции прагматизма и диалектического материализма. На самом же деле это различные факторы, и критерием истинности является лишь практика. Совпадение результата, предсказанного гипотезой, с практическим результатом подтверждает гипотезу независимо от того, о полезных или вредных явлениях идёт речь в этой гипотезе. Например, клиническая практика подтвердила предсказанное медициной в начале 90-х годов ХХ века возрастание заболеваемости туберкулёзом в нашей стране, хотя такое возрастание вредно для общества. Некоторые авторы справедливо полагают, что практика – это ведущий критерий истины.
Зан 2.2.3 Наука Сци Зад 2 Чехов писал: «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь». А Гартман писал: «Наименее страдающими являются народы, состоящие из дикарей, а в цивилизованном обществе таковыми являются наименее образованные и наименее развитые люди». Обе эти позиции имеют основания, но как объяснить различие этих позиций? Ответ: В недемократических обществах удовлетворение многих потребностей (особенно высших) большинства людей является невозможным, на этом и основан вывод Э.Гартмана. Конечно, чем больше притязаний, тем труднее человеку удовлетворить свои потребности и тем выше вероятность несчастья. Если же он все-таки реализует свои цели, то достигнет и более полного счастья. Поэтому для большего счастья человеку надо иметь больший уровень притязаний и бороться за удовлетворение своих потребностей. Однако Гартман не сделал такого вывода, и заменил один вид несчастья (бессилие) другим (бесцельностью и пустотой существования. А такую позицию принять нельзя. Более же правильной является позиция Чехова о счастье. Ведь счастье, а именно его полнота, зависит в первую очередь от широты круга потребностей (интересов) человека и от их характера, качества, т.е. чем образованнее человек, тем счастливее он может себя ощущать в этой жизни.
Зан 2.4.4 Фил мед (МК 7) Зад 1 Диагностика включает в себя 2 основных этапа: обследования больного (фиксация симптомов) и постановка диагноза. Почему 2-й этап ещё делится на 2 подэтапа: предварительная и окончательная постановка диагноза? Почему со 2-го этапа снова возникает необходимость возвращаться к 1-му? Ответ: Второй этап – постановка диагноза. На этом этапе врач осмысливает симптомы и с помощью умозаключений делает вывод, какими заболеваниями может страдать пациент. Предварительная постановка диагноза обусловлена тем, что картина симптомов может отвечать нескольким болезням. Например, врач зафиксировал 4 симптома и установил, что эти симптомы могут быть при заболеваниях А, Б и В. Данных проведённого обследования недостаточно для точного установления болезни. Поэтому возникает необходимость дополнительного обследования. А это и будет 3-й этап – этап окончательной постановки диагноза. На этом этапе врач должен дифференцировать предполагаемые болезни и выявить истинную их них. Дифференцирование основано на признании того, что болезни могут иметь ряд совпадающих симптомов, но полностью симптоматическая картина одной болезни не может совпадать с картиной другой. Если явления полностью одинаковы, то одинаковы и сущности, т.е. при полном совпадении симптомов мы бы имели дело не с двумя, а с одной и той же болезнью.
Для дифференцирования вероятных болезней врач вспоминает, какие ещё симптомы, кромезафиксированных 4-х, должны быть при болезни А. Проводит дополнительное обследование – ищет эти симптомы, допустим, не обнаруживает их, и тогда делает вывод, что болезни А нет. Далее то же самое проделывает в отношении болезни Б и, допустим, тоже её не обнаруживает. Можно уже заключить, что у пациента болезнь В, но всё же надо проверить. Проводится поиск дополнительных симптомов для болезни В. Предположим, эти симптомы обнаруживаются, и тогда врач делает заключение, что у пациента болезнь В.
Задача: Между сенсуалистами и рационалистами шел спор о том, какое познание важнее - чувственное или рациональное. В чем суть умеренного и крайнего сенсуализма и умеренного и крайнего рационализма? Как правильно сформулировать вопрос о соотношении чувственного и рационального в познании и каково его решение? С диалектической точки зрения вопрос о том, какое сознание важнее - чувственное или рациональное - некорректен. Правомочен вопрос только о функциях этих двух способов познания. Совокупное знание имеет своим источником как чувственное, так и рациональное познание. Первичным из них служит чувственное познание - ощущения и восприятие. Это единственный непосредственный канал связи сознания с внешним миром. Без него познание вообще бы не началось. Однако чувственное отражение дает сведения лишь о внешних свойствах, макроструктурах и механическом движении предметов. Если бы у человека не было понятийного мышления, то по своим познавательным возможностям он бы находился на уровне животных. На основе чувственных данных мышление, посредством умозаключений, формирует новое, более глубокое знание - знание о микроструктурах, причинах, законах, не воспринимаемых в ощущениях объектах. Таким образом, чувственное и рациональное представляют собой два необходимых и дополняющих друг друга способа познания мира. Роль чувственного отражения в познании состоит не только в том, что оно - первичный источник данных для абстрактного мышления, но и втом, что результаты последнего часто выражаются в наглядно-образной форме, в виде различных моделей. Кроме того, слова устной и письменной речи, выражающие понятия и их связи, воспринимаются и существуют в сознании в виде чувственных образов. В итоге единство чувственного и рационального пронизывает все человеческое познание. Помимо чувственного и рационального у человека имеется третий способ постижения мира, представляющий собой особую комбинацию первых двух. Им является интуиция. Известно, что новые, наиболее глубокие идеи в науке, означающие ее революционное преобразование, возникают не в результате строгого логического выведения из предшествующего знания и не как простое обобщение опытных данных, а врезультате именно интуиции, проявляющейся в виде озарения, внезапной догадки, просветления ума. Иногда интуитивная догадка возникает в процессе сновидения, как это было у Д.И. Менделеева с открытием им периодического закона элементов или у Ф.Кекуле при установлении им структуры молекулы бензола. Задача: В чем заключаются закономерности дифференциации и интеграции наук? Укажите науки, выражающие эти 2 закономерности, из тех наук, что изучаются в медакадемии. Развитие науки характеризуется рядом закономерностей. Одна из них - единство дифференциации и интеграции в развитии научного знания. Дифференциация заключается в возникновении новых, все более узких отраслей науки, современная физика, химия, биология имеют в своем составе десятки относительно самостоятельных дисциплин. Интеграция состоит в объединении научного знания, возникновении смежных между классическими науками дисциплин, таких как биофизика, геофизика, психофизиология и т.д. В результате этих двух тенденций научное знание становится все более расчлененным, но вместе с тем и более единым. Зан 1.1.1 Предмет Зад 1 Самой древней формой мировоззрения была мифология. Она объясняла явления природы и жизни людей в основном действием вымышленных существ и сил. Почему, несмотря на вымысел, мифология играла положительную роль в обществе и что полезного она давала людям?
Ответ: Мифология, несмотря на вымысел, выполняла две важные функции: 1) Психологическая адаптация человека к миру, избавление от страха и чувства беспомощности: проявляется в объяснении процессов и явлений природы, личной и общественной жизни, верой в загробную жизнь, в тотемизме (вера а то, что данная группа людей имеет общего предка), анимизме (вера в существовании души и духов), фетишизме (вера в духовные силы материальных предметов). 2) Попытка воздействовать на мир, изменить его, заставить служить его себе – реализуется в магии (практическая часть мифологии, совокупность действий, обрядов, манипуляций с предметами и веществами; способ воздействия на природу и человека через использование не объективных свойств предметов и явлений, а их связи со скрытыми духовными силами). Зан 1.1.1 Предмет Зад 2 Мифология была доминирующей в обществе много тысяч лет. Но в 7-6-м веках до н.э. на её основе возникла философия. Какие потребности общества вызвали к жизни философию, как философия влияла на самоопределение человека в мире и почему она расширяла свободу человека? Ответ: По мере усложнения жизни объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией, перестали удовлетворять людей. Магические способы действия все больше выявляли свою неэффективность. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на объективных знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения. Философия предполагает необходимость доказательства, аргументированности всех положений, которые в мифологии не играют существенной роли (т.к. главное – это вера и следование авторитету). Философия предлагает новый тип самоопределения человеку – не через привычку и традицию, а через собственный разум. Мифологическая культура в лице вождя, шамана, жреца внушала человеку: «Слушай старших, поступай как все и как поступал раньше». Философы же говорят: «Не принимай все на веру, уважай старших, но думай сам, поступай по своему разумению». Тем самым философия повышала степень свободы человека.
Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 1 Какому философскому учению соответствует выражение Д.Беркли: «Существование чувственно воображаемой вещи (внешней – Н.Г.) не отличается от чувственного воображения или восприятия (perseption)… Вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные представления и никакое представление не может существовать иначе, как в уме»? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Выражение соответствует субъективному идеализму. Так как сущность субъективного идеализма заключается в том, что единственной реальностью в мире (единственной сущностью) признается сознание субъекта (человека), а внешние вещи есть элементы человеческого сознания. То, что называется внешним миром, объективно, т.е. самостоятельно, не существует, а представляет собой проекцию внутреннего мира вовне. Внешние предметы есть спроецированные вовне комплексы или комбинации ощущений. Все, что считается закономерностями и свойствами внешнего мира, принадлежит миру внутреннему, но приписывается якобы существующим внешним предметам. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2109; Нарушение авторского права страницы