Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правила обучения, касающиеся учителя



1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привле­кает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас интересует, потому что чувство удовольствия связано у чело­века с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием собравшейся толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать ее своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть инте­ресной.

Интересное возбуждает не буднишний, но высший, свободный или чистый интерес, который знаком только образованному человеку и сам в свою очередь способствует образованию. Для учителя же способность делать обучение интересным представляет еще особенный интерес, так как ученик приобретает благодаря этому свободное влечение к истине, к добру и красоте и охотно занимается этими высокими предметами. Потому мы спрашиваем, как сделать обучение интересным, и отвечаем: 1) посредством разнообразия, 2) живости учителя, 3) всей его личности вообще. «Разнообразие — услада жизни», — говорит известная пословица. Как же может юношество не чувствовать потребности видеть в разно­образных положениях и формах один и тот же учебный предмет? (Сам по себе обыкновенно сухой и мертвый, значение которого для жизни юношество не понимает.) Учитель, как общее правило, должен искать разнообразия не в различных предметах, но в форме, манере изложения. Прежде чем ребенок научится писать самую простую букву, он должен ее написать тысячу раз. Подумайте, учителя, что для этого требуется! Поэтому заботьтесь о разнообразии, изменении и перемене!

Но разнообразие составляет не все и даже не самое главное. Гораздо важнее живость, подвижность, бодрость учителя, его естественная любовь к преподаванию и занятиям с детьми, его радость при успешности даже слабых попыток и т. д. Мы видели, что искусство обучения заключается не в умении сообщить, но в умении возбуждать, будить, оживлять. А как же можно возбуждать без возбуждения, пробуждать дремлющее без само­деятельности, оживлять без жизни? Только жизнь порождает жизнь; от смерти исходит лишь смерть. Поэтому усвой как можно больше бодрой живости! Последняя заключается не в суетливости, не в беспокойном раз­махивании руками, не в гримасах и мимике. Это духовная жизнь, которая, разумеется, также отражается на лице, на всем внешнем облике и в жестах. Некоторые люди в этом отношении необыкновенно щедро одарены при­родой. Но много этому содействует и воспитание, что можно наблюдать на детях умственно развитых родителей и учениках ревностных учителей. Поэтому каждый учитель, сохранивший способность к дальнейшему обра­зованию, может успешно совершенствоваться в приобретении подлинной живости. Она достигается путем наблюдения людей и учителей, отли­чающихся полнотой духовной жизни, и общения с ними, благодаря пра­вильному и регулярному образу жизни (потому что многое зависит при этом от тела), не лишенному, однако, оживляющего разнообразия. Эта живость приобретается также благодаря представлению о ценности и зна­чении жизни, проведенной нами в деятельности, так как мы живем лишь тогда, когда бываем деятельны; путем наблюдения за бесконечной дея­тельностью, совершающейся в природе, особенно когда наступает весна.

Она вырабатывается посредством общения с детским миром и проникно­вения в его мысли и суждения и, наконец, через высшее религиозное уразумение цели бытия и мысль о провидении, призвавшем человека быть деятельным, пока существует мир. Короче говоря, старайся придать интерес обучению благодаря всей своей личности! Если не принадлежишь в этом отношении к числу людей, щедро одаренных природой, то старайся совершенствоваться в этом насколько можешь! При помощи доброй воли и желания можно достигнуть не всего, но очень многого. Кто способен приковать к себе внимание слушателей, тот их властелин. Где начинается скука, прекращается внимание, а следовательно, и образование.

Зададим еще раз вопрос: чем можно приохотить ученика к учению, чем внушать ему чувство радости при изучении предмета? Во-первых, любовным отношением к последнему: любовь учителя к предмету пере­дается ученику; во-вторых, тем, что предполагаешь охоту к учению в уче­нике во время учения; в-третьих, что само собой разумеется, — дидакти­ческим изложением предмета; в-четвертых, и главным образом, — возбуж­дением у ученика чувства и сознания, что он кое-что знает и умеет, что он продвинулся вперед. Радостное сознание знания и умения! Значит ли это сделать ученика высокомерным? Эх, вы, горе-учителя! Великие знатоки человечества и юношества! Вы, взрослые люди, никогда не можете радост­но действовать, успешно продвигаться вперед и с удовольствием наслаж­даться жизнью и бытием без признания и уверенности в успехе, — а от этого должен отказаться ребенок, мальчик, юноша? Он еще не зрелый, не сознаю­щий пользы вещей, которые он должен учить, охваченный беспредельным желанием свободного движения, должен отказаться от самого сильного своего стремления и провести прекраснейшие, невозвратимые часы своей молодости на жесткой школьной скамье, запертым в пустой школьной комнате, не испытывая вознаграждающего чувства, вызванного продвиже­нием вперед, приобретением знаний и умений? Кто этого требует, не знает человеческой природы, является варваром. Знаток человечества и друг юношества вызывает у ученика желание учиться. Он постоянно возвращает­ся к выученному, снова заставляет над ним упражняться, применяет на последующих ступенях то, что выучено на предыдущих, дает ученику на каждой остановке обзор уже пройденного, так как для него это важнее изучения нового. Так пробуждает он в ученике живительное чувство приобретенной силы. Кто приобрел это чувство, не нуждается ни в каком другом побуждении к прилежанию. Он любит учителя, школу, предмет, а когда покидает школу, у него сохраняются полученные им там стимулы. Углубиться в предмет, быть им поглощенным — значит вновь обрести самого себя.

2. О б у ч а й энергично!

Мне много раз случалось задумываться над тем, в чем собственно может заключаться дисциплинирующая дидактическая сила некоторых учителей, обладающих этими свойствами, и почему во многих школах ее недостает. Я нашел источник этой силы в энергии и решительности воли, одним словом, в силе характера учителя. При нерешительности, нечеткости, отсутствии мужественности нельзя создать в какой бы то ни было области что-либо достойное внимания современников. Следовательно, было бы величайшим заблуждением полагать, что при шаткости убеждений, неяс­ности чувств и отсутствии воли можно превратить глупость юношества в рассудительность, неловкость в искусство, рассеянность во внимание, невежество в образование.

Силу характера нельзя ничем заменить: ни молитвами, ни пением, ни терпением, ни смирением, ни даже расцветом нравственных сил. Это могло бы иметь место, если бы молодежь сама по себе достигала остроты мышления, нравственной силы, энергии, воли! Но эти свойства не приходят сами собой, их нельзя от кого-нибудь получить или вымолить; они должны приобретаться путем напряжения всех сил. Поэтому здесь речь идет не о пассивном или отрицательном, но о решительном, положительном действии.

Только человек решительный, энергичный, с твердым характером, знающий, чего он хочет, почему он хочет и какие средства ведут к выпол­нению его воли, — только такой человек может воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей.

Имеются люди, которые не решаются пожелать, чтобы указанные качества были присущи воспитателям юношества. Они воображают, что эти качества могут привести к дерзости, отсутствию скромности и даже неве­рию. Кто способен высказать такие взгляды, только обнаруживает недоста­ток нравственной силы, поверхностность мышления и неумение видеть все великое и благородное в человеческой природе и окружающем мире.

К сожалению, много людей наших дней (1850) до того прониклись пессимизмом по отношению к духу нашего времени и с таким недоверием относятся к добрым нерушимым и крепким началам, заложенным в чело­веческую природу, что они стали проповедовать педагогические взгляды, которые превратили бы весь мир в монастырь, если бы они проводились в жизнь. Мы же, напротив, почитаем вместе со всеми стремящимися вперед людьми только решительность, храбрость, мужественность, само­деятельность, поставленную на службу истине и добру.

Сходите в школу, где учитель дышит энергией, и посмотрите, что он творит! Результатом его деятельности является устойчивое напряженное внимание, которое проявляется во взгляде учеников, в их внешней выправ­ке, хорошо развитой речи—одним словом, во всем. А ведь эти качества особенно необходимы человеку в водовороте жизни, от которого никто не в силах уберечься, даже если бы он обладал богатствами Креза. Эти качества учителя являются истинными, единственно эффективными, делаю­щими излишними сотни всяких фокусов и ухищрений, дисциплинарными средствами. Они воплощаются в дисциплинарной дидактической силе учи­теля, которая является плодом сильного характера.

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учеб­ный материал!

Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

Здесь речь идет об учениках: надо следить за тем, чтобы они выпол­няли вышеуказанные требования. Ввиду того что излагаемые нами в этом разделе дидактические принципы относятся к деятельности учителя, то этому правилу тут как будто не место. Но так как оно чрезвычайно важно и его выполнение должно быть обеспечено учителем, мы помещаем его здесь же.

Оно распространяется на все обучение, т. е. на все, что должно быть выучено, усвоено головой. Ученик должен излагать все усвоенное без вся­кого исключения, устно собственными словами. Необходимо в достаточной мере подчеркнуть важность этого принципа, так как он особенно часто нарушается. Почему?

Говорить самому (т. е. учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого: приучать его к правильной, беглой речи. Это требует неистощи­мого терпения, постоянного внимания к ученику: не только к содержанию его речи, но также к форме и способу изложения. Вредная привычка - заставлять ученика больше слушать, чем говорить. Мы требуем от учителя добровольного участия в трудном деле, неизбежного при этом самоотре­чения и самопожертвования. Это не пустяки; это нелегко - мы хорошо эго знаем. В особенности это трудно для подвижных, живых, темпераментных учителей. Последние мотивируют свой неправильный образ действий тем, что иначе дело подвигалось бы вперед слишком медленно; они ссылаются на то, что ученики слышат хорошую речь, когда говорит учитель. Но дей­ствительно ли ученики подвигаются вперед только слушая? И учатся ли ученики для школы или для жизни? Впрочем, подобные оговорки не заслу­живают даже опровержения. Следующие положения являются для нас непоколебимыми истинами:

1. Ученик знает хорошо только то, что умеет правильно выразить.

2. Он усваивает правильно только то, что его заставляют изложить.

3. Как лучшие воспитатели лаконичны там, где речь идет о правильной деятельности самого ученика, так и лучшие учителя если не лаконичны, то во всяком случае неразговорчивы и несловоохотливы. Страдающие словоохотливостью — самые худшие из всех.

У ученика должно войти в привычку все, что он слышит и учит, вы­ражать мысленно про себя в правильных предложениях, хотя бы от него и не требовалось передачи их вслух. Я знал одного учителя, который за не­сколько часов преподавания не говорил и десяти предложений, ученики же наоборот — сотни их. То был настоящий учитель. Вредная привычка — заговаривать учеников до одури, обрекать их на вечное слушание.

Они должны, конечно, научиться внимательно слушать, и они учатся этому во многих наших школах при живом увлекательном преподавании. Но пра­вильная речь самих учеников важнее этого; она также бесконечно важнее, чем правильное писание. И последнему они должны учиться, но мы сотни раз слышим, как человек говорит, прежде чем прочтем, что он написал. Следовательно, и т. д....Кто решится утверждать обратное?

Итак, хорошее произношение, т. е. такое, какое мы встречаем у обра­зованных людей. Провинциализм служит признаком недостаточного обра­зования, по крайней мере в тех случаях, где он проявляется редко. Нужна также отчетливая дикция, присущая сильным людям и обязательная в школе, где должна развиваться сила и где каждый должен слышать всякое сказанное слово. Наши ученики не посетители гостиных, умеющие только щебетать; мы не воспитываем будущих дипломатов, а если наши ученицы со временем и сделаются посланницами, то это нам безразлично.

Произношение и ударение (акцент) относятся друг к другу, как внешнее к внутреннему (первое связано со звуком, второе с понятием), но все-таки и то, и другое принадлежит к внешнему. К внутреннему содержанию речи относится ее ясное изложение и логическое построение. Оба эти момента опять-таки относятся друг к другу, как внешнее к внут­реннему. Ясность изложения заключается в устранении всего двусмыслен­ного и неопределенного, как и всего не относящегося к делу; логическое построение речи — в такой последовательности мыслей, в какой они естест­венно следуют друг за другом в нашем сознании.

В том, что представляет собой неопределенность, легко убедиться на примере тех женщин, которые не умеют отчетливо думать и так строят свое изложение, что человек, привыкший к ясности и определенности, обыкновенно не в состоянии понять, к чему относятся употребляемые ими местоимения (он, она и т. д.).

Еще важнее, особенно в обучении, правильное построение речи. Нали­чие его тотчас же выдает хорошую голову, отсутствие — дурную. Облада­тель последней, как правило, назовет сначала результат размышления, выводы заключительного ряда, совершенно пропуская при этом пред­посылки или плохо их излагая. Но этого нельзя допускать.

Ученика обязательно следует заставить изложить ход мыслей в связном и последовательном порядке, и ни в каком другом. С обратным ни в коем случае нельзя мириться! Иначе никогда не появятся ясность и прочность знаний, отчетливость суждений и последовательность вывода. Итак, как птицу по пению, так ученика можно узнать по речи.

Приложение 6

Э. Д. Днепров

ФЕНОМЕН УШИНСКОГО

Начало педагогической деятельности К. Д. Ушинского со­впало с подъемом освободительного движения в России в сере­дине 50-х годов XIX столетия. Но не только совпало. Деятель­ность Ушинского была вызвана и всецело обусловлена этим движением.

Ушинский вошел в педагогику, когда школа и педагогиче­ская наука (о науке в ту пору можно говорить лишь условно) стояли перед необходимостью радикальных преобразований < …>.

Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле 19 фев­раля 1824 г. (по другим данным — 1823 г.). Детство провел в небольшом живописном городке Новгород-Северске Черни­говской губернии, навсегда сохранив теплые воспоминания об окружавшей его природе. После окончания Новгород-Северской гимназии в 1840 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который в то время, по словам известного историка К-Н. Бестужева-Рюмина (учившегося в кон­це 1840-х годов на том же юридическом факультете), «давал тон всей умственной жизни русского общества». В универси­тете Ушинский, как отмечал его биограф М. Л. Песковский, «выделялся в студенческой среде самостоятельностью, незави­симостью своих воззрений, смелостью открыто высказывать мнения, идущие вразрез с господствующими взглядами» < …>.

Университет Ушинский окончил с отличием. Два года, кото­рые он после университета пробыл в Москве, готовясь к магис­терскому экзамену, были периодом напряженных социальных и научных исканий. Ушинский стремился найти свое действи­тельное призвание. В 1845 г. его увлекла идея написать исто­рию России, но последовавшее в августе 1846 г. назначение в Ярославский Демидовский лицей изменило его планы. Ушин­ский занял должность профессора по кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и финансов, что побу­дило его к глубоким занятиям юриспруденцией и политиче­ской экономией.

В Демидовском лицее Ушинский преподавал всего три го­да. Уже с первых шагов деятельность молодого профессора, пытавшегося реформировать устаревший курс лицейского пре­подавания, вызвала резкое недовольство реакционной профес­суры. Ушинского преследуют не только за «самовольное» из­менение учебных программ, но главное, как отмечал «началь­ник Ярославской губернии», генерал-майор Бутурлин, «за дух своеволия и непокорности начальству», «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея». Отказавшись выпол­нить распоряжение директора лицея о представлении подробнейших программ каждой лекции и заявив, что эта регламен­тация убивает «живое преподавание», и «решиться на такое убийство честный преподаватель никогда не отважится», Ушинский в итоге в сентябре 1849 г. уходит из Демидовского лицея.

Покинув лицей и оказавшись без средств к существованию, Ушинский разослал в различные учебные заведения России почти тридцать заявлений с просьбой предоставить ему место учителя и ни на одно из них не получил ответа. Двери школ, не говоря уже о высших учебных заведениях, оказались для него закрытыми. Ушинский вынужден был поступить на службу мелким чиновником в один из департаментов Министерства внутренних дел.

Карьера чиновника не привлекала Ушинского. Он не остав­лял мысли об активной просветительской деятельности. Все пять лет чиновнической службы Ушинский в свободное время энергично занимался философскими проблемами, усиленно изучал психологию, социологию и естествознание. Эта углубленная работа позволила ему впоследствии при решении конк­ретных педагогических проблем исходить из широкого понима­ния общих перспектив развития науки, из философских исто­ков этих проблем.

В ноябре 1854 г. Ушинский по предложению директора Гат­чинского сиротского института П. В. Голохвастова (который ранее был его начальником в Демидовском лицее) получил на­значение в этот институт старшим учителем русской словес­ности и юридических предметов. Через полгода он стал в инс­титуте инспектором классов. Гатчинский институт представлял собой большое закрытое среднее профессионально-юриди­ческое учебное заведение, готовившее своих воспитанников (свыше 600 человек) к занятию различных должностей в мно­гочисленных департаментах и министерствах. Это была целая система школ — от начальных, где обучали элементарной гра­моте, до высших классов с курсами законоведения, финансо­вой науки и даже педагогики. Ушинский столкнулся в этом ог­ромном и своеобразном заведении со многими сложнейшими педагогическими проблемами, решение которых увлекло его. Свойственное ему стремление к теоретическому осмыслению практических вопросов побудило его к тщательному изучению теории и истории педагогики, к собиранию и анализу материалов о народном образовании в различных странах Европы и в Соединенных Штатах Америки. Гатчинский институт открыл Ушинскому его настоящее призвание, определил весь дальней­ший жизненный путь педагога. В период работы в Гатчинском институте Ушинский написал свои первые педагогические статьи — «О пользе педагогической литературы», «Три элемен­та школы», «О народности в общественном воспитании» и др.

Однако служебная карьера Ушинского в Гатчинском сирот­ском институте развивалась так же, как и в Ярославском ли­цее. Его попытки радикально преобразовать институт встрети­ли яростное сопротивление большей части консервативно на­строенных педагогов. И только последовавшее в январе 1859 г. назначение Ушинского инспектором классов в Смольный ин­ститут (Воспитательное общество благородных девиц и Алек­сандровское училище) избавило его от открытого конфликта в Гатчине. Однако «ярославская история» повторилась и в Смольном институте, который Ушинский за три года успел сделать лучшим женским учебным заведением в России. В марте 1862 г. в Смольном институте разыгралась так назы­ваемая «смольнинская история», вызвавшая много толков в Петербурге. Начальство института резко выступило против реформ и нововведений инспектора классов, не преминув об­винить его в том, что он «распространяет в заведении безбо­жие и безнравственность». Ушинский, в то время уже широко известный в России педагог, был отстранен от педагогической работы.

Несколькими месяцами ранее из-за столкновения с вновь назначенным министром народного просвещения реакционе­ром графом Е. В. Путятиным он вынужден был уйти из «Жур­нала Министерства народного просвещения», который редак­тировал в течение полутора лет. Страстность, прямота и бес­компромиссность, преданность своему делу и верность демо­кратическим идеалам были постоянной причиной конфликтов великого педагога с рутинной и реакционной официальной педагогикой. Покидая журнал, возвращенный им к активной жизни после длительного прозябания, Ушинский с горечью писал в одном из писем: «Все русское просвещение отдали в руки идиоту и изуверу, который... думает дать новое направле­ние русскому воспитанию и просвещению, а, следовательно, и русской истории... Взгляд у этого господина на воспитание такой, что он выразил следующую мысль: " Всякая педагогика - вздор; дитё надобно учить так, чтоб его рвало, тошнило от ученья" ».

В июле 1862 г. руководство Ведомства императрицы Марии (куда входил, в частности, и Смольный институт) командиро­вало Ушинского за границу для изучения состояния и органи­зации женского образования в Европе, а также для подготов­ки учебника по педагогике. Вынужденная командировка, став­шая по существу почетной ссылкой, продолжалась пять лет. За границей Ушинский создал свою замечательную учебную книгу «Родное слово» — классический учебник русской на­чальной школы и окончил первые два тома фундаментальной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогиче­ской антропологии».

Не занимая с 1862 г. никакого официального положения в педагогическом мире, оставаясь свободным, независимым, Ушинский, по словам М. Л. Песковского, так высоко поднялся в общественном мнении, как никто и никогда из русских педа­гогов. Ушинский дорожил этой свободой и независимостью, в частности и от академических, университетских чинов и зва­ний и связанных с ними мало приемлемых для него чиновных обязанностей. Он, по его словам, «плохо верил в возможность " артельной" педагогики» и был глубоко убежден, что «дви­гатели науки являются свободно, на всех поприщах, и всего реже в стенах академии», что отдельные личности проклады­вают науке «дорогу вперед, независимо от академий и универ­ситетов». «В животворных и образовательных силах личностей, — писал он, — я нахожу единственное ручательство за истин­ный прогресс».

Пожалуй, единственный словесный портрет Ушинского ос­тавила его воспитанница по Смольному институту, впо­следствии известная писательница и педагог Е. Н. Водовозова. В своих воспоминаниях она писала: «Вся внешность Ушинско­го сильно содействовала тому, чтобы его слова глубоко запали в душу. Худощавый, крайне нервный, он был выше среднего роста. Из-под его черных густых бровей дугою лихорадочно сверкали темно-карие глаза. Его выразительное, с тонкими чертами лицо, его прекрасно очерченный высокий лоб, говоривший о недюжинном уме, резко выделялся своею бледно­стью в рамке черных, как смоль, волос и черных бакенов кру­гом щек и подбородка, напоминавших короткую густую боро­ду. Его тонкие, бескровные губы, его суровый вид и проница­тельный взор, который, казалось, видит человека насквозь, красноречиво говорили о присутствии сильного характера и упорной воли... Тот, кто видал Ушинского хотя бы раз, навсегда запоминал лицо этого человека, резко выделявшегося из толпы даже своею внешностью».

Последние два с половиной года жизни тяжелобольной Ушинский провел в России, работая над третьим томом «Пе­дагогической антропологии». Он умер в Одессе 22 декабря 1870 г. Похороны состоялись в Киеве, в Выдубицком монасты­ре. На его надгробном памятнике была сделана надпись: Константин Дмитриевич Ушинский — автор «Детского ми­ра», «Родного слова», «Педагогической антропологии» < …>.

Активная педагогическая деятельность Ушинского продол­жалась всего пятнадцать лет. Но он пришел в педагогику как сложившийся социальный мыслитель, ученый-энциклопедист и общественный деятель. И именно это позволило ему преоб­разовать до основания и педагогику, и саму педагогическую среду.

Эта среда в силу своей корпоративности и профессиональ­ной узости обычно не способна выдвинуть изнутри фигуру та­кого масштаба, как Ушинский. Данное обстоятельство отра­жает не только ситуативную особенность рассматриваемой эпохи, с ее крайне неразвитой педагогикой, но и глубокую об­щую закономерность. Ибо педагогика, образование принадле­жат к тем сферам социальной жизни, которые по своей приро­де не перестраиваемы, не реформируемы изнутри. Их рефор­мирование, как и их развитие, требует широкого вовлечения общественного фермента.

Не случайно «три кита» русской педагогики 1860-х годов — К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой — не являлись педагогами ех officio. Они были, прежде всего, социальными мыслителями и общественными деятелями, пришедшими в пе­дагогику по зову души, по общественному призванию. И имен­но они дали мощный импульс развитию отечественной педаго­гики — и как сферы деятельности, и как сферы знаний.

К. Д. Ушинский несомненно занимал ведущее место в этом ряду. Он был первым и наиболее крупным социальным мыслителем, первым и наиболее крупным ученым в истории отечественного образования и педагогической мысли. Он сделал русскую пе­дагогику наукой, русское образование — общественным де­лом, педагогическую деятельность в России — гражданским поприщем < …>.

Приложение 7

Л. Н. Толстой


Поделиться:



Популярное:

  1. I ФИГУРА ЕЕ ОСОБЫЕ ПРАВИЛА И МОДУСЫ
  2. I.I. Первичные учетные документы и правила документооборота
  3. IFBB Правила. Раздел 7: Фитнес Бикини.
  4. III. Общие правила работы с клиентами
  5. Аускультация легких, основные правила. Основные дыхательные шумы. Изменения везикулярного дыхания, (ослабление и усиление, саккадированное, жесткое дыхание).
  6. Более сложные правила предписания драгоценных камней
  7. В ночь на 8 сентября 1514 г. литовская конница переправилась вплавь через Днепр и прикрыла наводку мостов для пехоты. Утром все литовское войско было уже на левом берегу реки.
  8. Во-вторых, роса создает своеобразную смазку. Эта смазка уменьшает силу трения при обратном двиПРАВИЛА ИГРЫ
  9. Война, бой и основные правила их ведения. Макиавелли теоретически не различал вопросов стратегии и тактики, но писал о ведении войны и способах ведения боя.
  10. ВОПРОС 10. Правила хранения и методы стерилизационной обработки различных инструментов.
  11. ВОПРОС 2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КАЗАРМЕ, В СТОЛОВОЙ, В КЛУБЕ И ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В ВОЕННОМ ГОРОДКЕ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СОЛДАТА ПРИ НАХОЖДЕНИИ ВНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ.
  12. Встреча с гуру моего учителя в священном Тибете


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь