Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературные течения и группы 20-х годов.
Происходит резкая поляризация идейно-эстетических устремлений, много течений и школ. Крайние позиции выражают Серапионовы братья и деятели Пролеткульта. Для всех поэтических групп и течений стержневым стал вопрос о соотношении искусства и действ-сти, как иск-во должно отображать действ-сть. Вопрос о свободе творч-ва. Определились две противоположные линии: –Утверждалось традиц-ое преображение действ-сти в формах искусства. Приверженцы - " правые" группы и объединения ПРАВЫЕ: " Перевал" (Катаев, Пришвин). Теоретики: Воронской (гл редактор ж-ла «Красная новь», Лежнев, Гарбов. Программа: 1 – полит идеология: воспринимали революцию как новый ренессанс. Революция должна была стать духовным движением, охватывающим всю общественность и весь внутренний мир чела. 2 – требование свободы художника. Выступали за искренность в л-ре, говорили о беспартийности художника. 3 – был предложен исторический принцип осмысления к-ры как целостного явл-я: замкнутых к-р нет (принцип преемственности). 4 – высокое кач-во худ произв-я, большое значение мастерству худ-ка, борьба с организованным упрощением к-ры. 5 – отстаивание специфики ис-ва. 6 – установка на реализм. 7 – большое значение интуиции худ-ка. 8 – постановка? ф-фии тв-ва, соотнош формы и содержания, о творческой инд-ти худ-ка. 9 – идея нового гуманизма. Важно общечел содержание в ис-ве. Гуманизм опирался на общечел ценности. 10 – не претендовали на лидерство, гегемонию.) " Серапионовы братья" (февраль, 1921 г Вс. Иванов, М. Слонимский, М.Зощенко, В. Каверин, Л.Лунц...) Близки к " Серапионам" были Евгений Замятин и Виктор Шкловский. " Серапионы" защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы.) Были также и так называемые писатели-попутчики, которых критиковали теоретики РАППа. Термин " попутчик" в 1920-е гг впервые был применен по отношению к лит-ре Львом Троцким. Рапповцами употреблялся как уничижительный: в попутчики попадали все советские писатели, не входившие в РАПП (Горький, Маяковский, Пришвин, Федин и др.). ЛЕВЫЕ: Пролеткульт (пролетарское искусство) – одна из самых многочисленных литературных организаций того времени − объединяла пролетарских поэтов и писателей. Пролеткульт был организован сразу после февральской революции 1917 года и просуществовал до 1932. Его цель – объединить поэтов, писателей, близких по социальному положению, по мировоззрению и своим взглядам на искусство. Пролеткульт возглавил Александр Александрович Богданов (наст. фамилия Малиновский). Идеология Пролеткульта основывалась на понятии классовой культуры, которое выдвинул Г.В.Плеханов, а обосновал и развил А.А.Богданов. Он рассматривал искусство в качестве «самого могущественного орудия организации классовых сил». Богданов считал, что пролетариату необходимо иметь свою культуру, выражающую его социальный опыт, его психологию, его чувства. Теоретики Пролеткульта призывали обособиться, во-первых, от классово не совместимых с ними групп, то есть от новокрестьянских поэтов, от футуристов, имажинистов и других непролетарских групп, во-вторых, освободиться от груза классических традиций. «Старое» искусство пролетариат если и принимал, то в своем критическом освещении, в своем истолковании. Поэт и теоретик Пролеткульта А.Гастев в статье «О тенденциях развития пролетарской культуры» (1919) писал: «Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающе открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического… Методическая, все растущая точность работы, воспитывающая мускулы и нервы пролетариата, придает психологии определенную остроту, (…) доверяющую только аппарату, машине, инструменту. Машинизирование не только жестов, не только рабоче-производственных методов, но машинизирование обыденно-бытового мышления, соединенное с крайним объективизмом, поразительно нормализует психологию пролетариата». Для Пролеткультов был характерен узкоклассовый подход к пониманию целей, предназначения искусства, лабораторное конструирование пролетарской культуры. Но теоретики Пролеткульта также выдвинули и продуктивные идеи, получившие в дальнейшем свое развитие и воплощение. Так, по их мнению, искусство должно использовать методы технической эстетики, дизайна, средства фотографии, кино, стенографии и т.д. Они искали новый язык искусства и в этом были близки футуристам, имажинистам. Ленин не хотел мириться с существованием независимой творческой организации писателей из рабочих и делал все, чтобы подчинить их НАРКОМПРОСу. Он опасался, что массовая пролетарская организация, возглавляемая авторитетным Богдановым, может перерасти в оппозиционную партию. В результате Пролеткульты постепенно утратили свое лидирующее положение, хотя и продолжали существовать до апреля 1932 года РАПП (рос ассоциация пролетарских писателей), декабрь, 1922. Предшественником рапповской классовой ортодоксии был Пролеткульт. Вся предшествующая лит-ра создана не пролетариатом. Следовательно, она попросту не нужна ему. Из этого делался вывод о немедленном создании исключительно новой пролетарской культуры.Наиболее активными в РАППе были лит.критики С. Родов, Г. Лелевич, Л. Авербах, а из известных писателей в ассоциацию входили А. Фадеев, Д. Фурманов, Ю. Лебединский, А. Веселый и некоторые другие. «Пролетарской является такая лит-ра, кот.организует психику и сознание раб-го класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического общества». На практике их деят-сть сводилась к попыткам обеспечить себе организационное лидерство в советской культуре. Основой лит.тактики Рапа была жестокая критическая борьба с оппонентами и стремление к администрированию в области творч-ва. РАПП много воевала и почти всегда побеждала своих оппонентов. Бесконечные баталии буквально со всеми участниками лит.процесса привели к глубочайшему кризису организации. О настоящем творч-ве речь почти не шла, тогда как подлинная лит-ра создавалась вне идеологических рамок ассоциации. Так, вопреки диктату Рапа творили Горький, Леонов, Шолохов, Каверин, Пильняк, Катаев, Пришвин и многие другие. Но в сер. 20х гг обозначается стремление партии руководить развитием лит-ры. В 1924г - совещание в ЦКП (центр-й ком-т партии)по поводу развития лит-ры. Основные доклады: Александра Воронского и Ильи Вардина. Вардин: " РАПП намерен преследовать инакомыслящие произведения" в этом выступлении Вардин высказал опасность РАПП, покритиковали А.Толстова " Аэлита" . Гонения на фантастические и условные формы(его неудовлетворяла форма) РАПП обозначил четкую позицию в отношении поисков эстетических (они не нужны, все уже найдено, нужно писать, как положено), должна быть ясная форма и сод-е.РАПП выступал агрессивно и уверенно. 1925г - постановление " О политике партии в области художественной лит-ры": " Могут" существовать разнонаправленные тенденции, но не принимается борьба между течениями. Постановление сыграло негативную роль в творчестве Ахматовой, т.к. не допустима камерность творчества, только интимная лирика. Показательно - Ахматову перестали печатать. Каждая группа имела свой печатный орган, на страницах которых шла активная полемика (до 27-28 гг) Футуризм (авангард) – одна из немногочисленных литературных групп, декларировавших свою приверженность октябрьской революции. Футуристы, в первую очередь кубофутуристы, хотели потрясений и призывали к ним. Их искусство, основанное на сломе традиций, на идее исчерпанности прежней культуры, было готово к любому слому в самой жизни. Маяковский в 1915 году в своей речи «Капля дегтя» заявил: «Первую часть нашей программы разрушения мы считаем завершенной. Вот почему (…) сегодня в наших руках увидите вместо погремушки шута, чертеж зодчего и голос футуризма, вчера еще мягкий от сентиментальной мечтательности, сегодня выльется в мощь проповеди» Они были убеждены, что именно футуристическое искусство максимально соответствует требованиям и целям революции. В первые послеоктябрьские годы художники-футуристы оформляли революционные праздники, активно заявил о себе театр Мейерхольда, основанный на принципах авангардистского искусства.Тогда же нашли конкретный выход и их жизнестроительные идеи. Сотворить новый мир – об этом не могли не мечтать те, кто воспринимали себя людьми будущего, создателями искусства будущего. Но футуристы стремились говорить от лица власти, требовали отделения искусства от государства и поэтому были подвергнуты резкой критике. Ленин определил их искусство как вредное фокусничество. Их претензия на власть в искусстве была пресечена. Революционный фронт искусства. В эту группу входили бывшие футуристы (Маяковский, Асеев). Ж-л «Новый век». Программа: 1 – задача: создание революционного ис-ва. 2 – основа: марксизм. 3 – центральной в теории была теория жизнестроения. 4 – ис-во в будущем должно исчезнуть как специальное занятие и как занятие отдельных лиц. Оно должно раствориться в жизни, став ис-вом произв-ва ценностей. Смысл ис-ва в пр-ве нужных классу и человеч-ву ценностей. 5 – пр-я классики нужны в практическом смысле, в процессе ликвидации безграмотности. 6 – теория л-ры факта. Главное для художника не чел, проходящий ч/з строй вещей, а вещь, проходящая ч/з строй людей. 7 – взгляд на жанровые особ-ти нов ис-ва: выступали п/в психологизма, эпических жанров. Нужны: очерк, фельетон, документальные и газетные жанры. 8 – отрицание психологизма и вымысла.)
ВНЕ ПОЛИТИКИ: Имажинизм (авангард) был непосредственно связан с футуризмом и вообще литературным авангардом. Это литературное направление сложилось в 1918 году, когда был основан « Орден имажинистов ». В состав группы вошли С.Есенин, Р.Ивнев (М.Ковалев), А.Кусиков (Кусикян), И.Грузинов, А.Мариенгоф, В.Шершневич, Н.Эрдман и Б.Эрдман, Г.Якулов, А.Таиров. Имажинисты декларировали разрыв с якобы умирающим футуризмом. Но на самом деле испытывали его сильное влияние. Будущие имажинисты собирались в Москве в кафе «Домино», а с 1919 года − в «Стойле Пегаса». Так же, как и футуристы, они начали с отрицания опыта предшественников, но фактически опирались на опыт английских имажистов, теоретиком которых был Хьюм, поэт и критик, на мировоззрение которого, в свою очередь, повлияла интуитивистская философия Бергсона. Работы зарубежных теоретиков перевел В.Шершневич. «Декларация» русских имажинистов появилась в 1919 году и утверждала аполитичность искусства. В ноябре 1922 г. вышел первый номер имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Название группы образовано от анг. и франц. слова «образ». Имажинисты, как и представители других направлений, искали новый язык искусства. Ключ к нему они видели в оригинальном и неожиданном образе. «Всякое содержание также глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины. (…) Передай, что хочешь, но современной ритмикой образов», − говорилось в декларации. В отличие от футуристов, которые выдвинули понятие «самовитого слова», имажинисты обращают внимание не на звуковую сторону слова, а на его корень. Мариенгоф утверждал, что нужно раскрутить цепочку назад к девственному состоянию слова: рука-ручей-река-речь; крыло-крыль-цо. В разных по смыслу словах вычленяются одинаковые корни, потому что образ таится в корне слова. Имажинисты сознательно нарушали правила грамматики, считая, что это позволяет освободить слово из «тюрьмы» содержания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы