Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С 1611 г. королем Швеции был Густав Адольф (1594–1632 гг.), внук Густава Вазы. Укрепляя абсолютную монархию, он возобновил и расширил привилегии дворян.
В начале XVII в. усилилась наступательная политика шведской абсолютной монархии на востоке и юге, что привело к ряду захватнических войн. В 1617 г. между Швецией и Русским государством был заключен Столбовский мир, по которому шведы обеспечили себе право торговли на Балтийском море. Русские купцы были вытеснены из всей Лифляндии, а русские товары должны были свозиться из Пскова в шведскую Нарву, а из Новгорода в Або, Выборг и Ревель. Присоединением к Швеции Ингерманландии и Кексгольма Русское государство окончательно было отрезано от берегов Балтийского моря. В результате борьбы с Польшей шведы захватили всю Лифляндию с городом Ригой, Курляндию, часть Польской Пруссии и часть Литвы. Рост экономического и, политического могущества шведской абсолютной монархии послужил основой укрепления и развития вооруженных сил Шведского государства. Страна, насчитывавшая всего около миллиона жителей, создала большую по тому времени постоянную регулярную армию, численность которой Густав Адольф довел до 70 тыс. человек. Дания в начале XVII в. Дания в XVI в. была самым сильным государством Скандинавского полуострова. Она представляла собой аграрную страну с развитым скотоводством. Значительный удельный вес в ней занимало также рыболовство. В стране крупную роль играли портовые города и богатое купечество. [383] Противоречия между крупными землевладельцами и богатой торговой буржуазией создавали предпосылки для утверждения королевской власти. Король Кристиан II (1513–1523 гг.) стремился установить неограниченную власть, опираясь на незнатных дворян и купцов. Он пытался вытеснить с Балтики ганзейские города и расширить поле деятельности датско-шведской торговли. Такая политика способствовала обострению борьбы за господство на Балтике. Однако оппозиция феодальной знати, борьба ганзейских городов и восстание шведов против датского гнета сорвали осуществление замыслов датского короля. С 20-х годов XVI в. в Дании начали распространяться идеи реформации, особенно среди бюргерства и мелкопоместного дворянства. В 1536 г. реформация была узаконена. Лютеранская церковь теперь подчинялась королю. Во второй половине XVI в. преобладание на Балтике перешло к Дании, короли которой пользовались оживлением торговой деятельности западноевропейских государств и брали высокие пошлины с судов, проходивших через Зундский пролив. Эти средства в значительной части шли на усиление военной мощи Дании и финансирование мануфактур, производивших медь, порох, оружие, обмундирование для армии И бумагу для книгопечатания. К началу XVII в. Дания достигла высокого экономического, политического, военного и культурного уровня. Этот успех объяснялся не только тем, что росли доходы от торговли, но и тем, что возрастала эксплуатация крестьян, способствовавшая обострению классовых противоречий в стране. Политика датских королей, направленная на утверждение господства на Балтике, имела своим следствием борьбу с Голландией, Польшей и особенно со Швецией. Внешние противоречия обострялись попытками датского правительства захватить заокеанские рынки и утвердиться в колониях. Германия в начале XVII в. Экономический упадок Германии к концу XVI в. окончательно подорвал значение городов как опорных пунктов нарождавшегося капитализма. На основе этого упадка начал развиваться княжеский мелкодержавный абсолютизм. Князья содержали наемные армии и вели со своими «чинами» (ландтагами) успешную борьбу, которая часто приводила к полному упразднению политических привилегий дворян и городов. Германия XVII в. была экономически и политически раздробленной страной, где фактическая власть была в руках светских и церковных князей, т. е. крупных феодалов. Власть германского императора была номинальной. Это противоречие между феодалами и германским императором в Тридцатилетней войне имело большое значение. [384] К началу XVII в. положение крестьян в Германии резко ухудшилось. Помещики получили возможность выгодно сбывать свой хлеб по рекам, впадающим в Балтийское и Северное моря. Увеличилась запашка, но увеличилась и барщина. Крестьян заставляли работать и в праздники. Саксонский курфюрст напоминал своим дворянам, что «даже скоту дают отдых по праздникам». Крестьяне северо-востока Германии приняли лютеранство, но из свободных людей они стали крепостными. Борьба закрепощенного крестьянства с помещиками и особенно с крупными феодалами-католиками являлась основным противоречием. Мелкопоместные германские дворяне продолжали борьбу со светскими и духовными князьями. В их руках лютеранство было удобным орудием борьбы. В то же время протестантизм был формой борьбы бюргерской оппозиции с феодализмом. Он вылился в борьбу сословий за свои вольности и привилегии. Дворянско-бюргерская оппозиция вела упорную борьбу с абсолютизмом и католицизмом; последний являлся оплотом феодализма. Чем сильнее становилась дворянская оппозиция, тем скорее германский император и крупные князья шли на союз с католической церковью. Наибольшее влияние католики имели в южных частях Германии, в Баварии, поддерживавших торговые связи с католической Италией, и при дворе Габсбургов. Север Германии был преимущественно протестантским. В юго-восточных германских государствах (Богемия, Моравия, Австрия, Венгрия) значительная часть дворян и горожан приняла реформацию. Частые войны, особенно войны с Турцией, привели к усилению зависимости германского императора от сословного представительства, которое отпускало деньги. Дворяне и горожане, имевшие большое значение в собраниях «чинов» (ландтагов), все более и более склонялись к протестантизму. Чехия к началу Тридцатилетней войны. Многонациональное Австрийское государство создавалось с начала XVI в., включая в свой состав народности, которые к тому времени еще не сложились в нации. Угроза турецкого нашествия ускорила присоединение Чехии к централизованному государству Габсбургов, вследствие чего чехи подпали под иго австрийских феодалов, утратив свою независимость. В XVI в. в Чехии развивались горная промышленность, ремесла и торговля. Возникло мануфактурное производство, на основе которого, в частности, было организовано книгопечатание, занявшее одно из первых мест в Европе. Однако старая цеховая система все еще тормозила развитие новой формы организации промышленности. [385] Развивалось в Чехии и сельское хозяйство, особенно крупные помещичьи хозяйства, за счет усиления крепостничества. Обострялись противоречия между крестьянами и помещиками. К феодальным повинностям добавились государственные налоги. Крестьянские восстания были ответом на усиление крепостничества и национального гнета. Паны, рыцари и горожане составляли сословия Чехии. Вне сословного деления общества находились крестьяне и плебейская часть горожан. Австрийские Габсбурги для упрочения своей власти в Чехии пользовались противоречиями между чешскими дворянами и горожанами. Дворяне сохранили за собой все крепостнические права в отношении крестьянства и руководящее положение в стране. Свое руководство они осуществляли через сейм — сословный представительный орган. Облагать налогами население, заключать союзы, собирать войско и объявлять войну король мог только с согласия сейма, что, конечно, не устраивало Габсбургов. Религиозная политика Габсбургов, сторонников католической реакции, была направлена на борьбу с распространением лютеранства, деятельностью анабаптистов и гуситских организаций. Таким образом, социальный гнет дополнялся национальным угнетением и религиозными преследованиями. Основные противоречия находились в сфере отношений населения Чехии с австрийскими угнетателями. В 1547 г. чешский народ поднялся против Габсбургов на борьбу за восстановление своей независимости. Однако чешский сейм не возглавил восстания народа, не создал централизованной армии, а осуществлял политику сговора с королем. Подавление народного восстания способствовало укреплению власти Габсбургов. Феодальная реакция в форме религиозной борьбы перешла в открытое наступление против чехов, которые были лишены религиозных прав. Религиозные преследования фактически представляли собой проявление социального и национального угнетения, так как протестантами являлись чехи, а католиками преимущественно австрийцы. Политика ограбления способствовала экономическому упадку страны. Все это вызвало новое восстание чехов против Габсбургов в 1609 г., в результате которого объединенные протестантские силы добились некоторых положительных результатов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы