Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аллаху же было ведомо, что они творили.



 

И  они 1 продали его за бесце-нок  — за [несколько] дирхе-мов, [ибо желали] избавиться

От него.


 

1 То есть братья Юсуфа.


z Рассказ о  Юсуфе  y409


 

Египтянин, который купил [Юсуфа], сказал своей жене:

«Отведи ему достойное жилище  — может быть, он принесёт нам пользу, или мы усыновим его». Так же упро-чили Мы [положение] Юсуфа

 

на земле, чтобы научить его толкованию рассказов [о снахи  иных знаках]. Аллах властен

 

вершить, что пожелает, но в  большинстве своём люди не знают [об этом].

 

Когда же [Юсуф] достиг пол-

ной зрелости, Мы даровали ему мудрость и  знание. Так вознаграждаем Мы творящих добро (12: 19–22).

 

В рассказе, который приводится в  Коране, сообщается, что оставленный­ в  колодце Юсуф сидел там и  ждал, пока Аллах не  облегчит его положение и  не окажет ему милость. Через не-которое время к  колодцу «подошёл караван», и  караванщики послали­ человека набрать воды из этого колодца. Когда он  опу-стил туда своё ведро, Юсуф схватился за него. Увидев Юсу-фа, этот человек воскликнул: «Радостная весть! Это  — маль-чик! »   — после чего «они спрятали его, [чтобы продать] ». Этозначит, что им была внушена ложная мысль, что этого мальчи-ка можно продать вместе с  прочими товарами, которые они вез-ли. Аллах Всевышний сказал: «Аллаху же было ведомо, что они творили». Это значит: Аллах знал, о  чём сговорились­ его


z410 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

братья, как знал и  о  том, что караванщики спрятали Юсуфа, чтобы продать, но ничего не изменил в  его положении, ибо это было предопределено Им и  соответствовало Его мудрому за-мыслу. Аллах пожелал оказать милость египтянам через этого мальчика, которому по воле Его предстояло оказаться в  Египте в  качестве раба, а  потом получить власть и  принести жителям этой страны огромную пользу в  обоих мирах.

 

Аллах Всевышний сказал: «Египтянин, который купил [Юсуфа], сказал своей жене: “Отведи ему достойное жи-лище…”», то есть обращайся с  ним хорошо. Этот человек так-же сказал: «…может быть, он принесёт нам пользу, или мы усыновим его», что было проявлением милости Аллаха, Кото-рый хотел даровать Юсуфу благо в  обоих мирах.

 

Слова Аллаха «Так же упрочили Мы [положение] Юсу-фа на земле» означают: Мы упрочили положение Юсуфа наземле Египта так же, как предопределили, что этот вельможа и  его жена будут хорошо обходиться с  ним и  заботиться о  нём. Слова «чтобы научить его толкованию рассказов» озна-чают: чтобы научить его пониманию рассказов и  толкованию снов. Смысл слов «Аллах властен вершить, что пожелает»

 

заключается в  следующем: если Аллах желает чего-либо, то по Его воле для этого возникают все необходимые предпосылки, что непостижимо для Его рабов. Вот почему в  этом ­аяте сказа-но: «…но в  большинстве своём люди не знают [об этом] ».

Аллах Всевышний сказал: «Когда же [Юсуф] достиг

 

полной зрелости, Мы даровали ему мудрость и  знание. Так вознаграждаем Мы творящих добро». Из этого следует, чтовсё, о  чём говорилось выше, происходило до достижения Юсу-фом полной зрелости, то есть до того, как ему исполнилось со-рок лет, ибо обычно Аллах начинал ниспосылать откровения Своим рабам из числа пророков, мир им, когда они достигали именно такого возраста.


z Рассказ о  Юсуфе  y411


 

Мнения улемов относительно того, в  каком возрасте че-ловек достигает полной зрелости, разделились, однако пра-вильным следует считать, что это случается именно в  сорок лет, ибо на это указывают слова Аллаха, Который сказал:

 

«Когда же он достигает полной зрелости, [дожив] до соро-ка лет…» (46: 15).

 

 

Жена вельможи пытается соблазнить Юсуфа 

 

Аллах Всевышний сказал:

 

[Женщина], в  доме которой [жил Юсуф], стала соблазнять

его. Она заперла двери и  ска-зала: «Иди [ко мне] ». Он ска-зал: «Да упасёт [меня от этого] Аллах! Ведь [твой муж]   —

 

мой господин, который дал мне прекрасный приют! Поистине, не преуспеют несправедливые! »

 

Она возжелала его, и  он воз-желал бы её, если бы не  уви-дел [некое знамение] своего Господа, [которое Мы далиувидеть ему], чтобы отвра-тить от него зло и  [совершениегреха] прелюбодеяния, [ибо], поистине, он  — из [числа]

Наших избранных рабов.


z412 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

[После этого] оба они поспе-

шили к  двери, и  она порвала его рубаху сзади. У  двери они встретили господина [этойженщины], и  она сказала:

 

«Возмездием тому, кто хотел [причинить] зло твоей жене,

[может послужить] только

 

заключение в  темницу или мучительное наказание! »

 

[Юсуф] сказал: «Это она соблазняла­ меня! » [Тогда]

свидетель из её семьи засви-детельствовал: «Если его рубаха порвана спереди, то она сказала правду, а  он  — [один] из лжецов.

 

Если же его рубаха порвана сзади, то она солгала, а  он  — [один] из тех, кто говорит

Правду».

 

Увидев, что рубаха [Юсуфа] порвана сзади, [муж] сказал: «Поистине, это  — ваши [жен-ские] козни! Поистине, ваши

козни велики!

 

Юсуф, [забудь] об этом. Ты же, [о жена], проси прощения


 

y


z Рассказ о  Юсуфе  y413


 

за свой грех, ибо, поистине, ты  — из [числа] согрешив-ших! » (12: 23–29).

Аллах Всевышний упоминает о  том, как жена вельможи, молодая, богатая, красивая и  знатная женщина, соблазняла Юсуфа  , добиваясь от него того, что не приличествова-ло его положению, и  как она закрыла двери, приготовив се-бя для него и  надев свои лучшие одежды, хотя и  была же-ной вельможи.

 

Причиной послужило то, что Юсуф  был молод и  отличался необыкновенной красотой. Однако, поскольку он являлся пророком и  потомком пророка, Аллах уберёг его от совершения прелюбодеяния и  защитил от женских коз-ней. Юсуф был одним из достойнейших людей и  относил-ся к  числу благочестивых, о  которых упоминается в  приво-димом ниже хадисе. Передают со слов Абу Хурайры  , что Пророк  сказал:

 

Семерых укроет Аллах в  тени Своей в  тот День, ког-да не будет иной тени, кроме тени Его: справедливо-го правителя; того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в  одиночестве поминает Аллаха; человека, сердце которого остаётся подвешенным в  мечети, по-ка он туда не вернётся, если ему приходится покидать её1; тех двоих, которые любят друг друга ради Алла-ха, встречаясь и  расставаясь [только] ради Него; того, кто подаёт милостыню [столь] тайно, что его левая ру-ка не ведает, сколько тратит правая; юношу, который рос, поклоняясь Аллаху, а  [также] мужчину, которого


 

1 Имеется в виду человек, который любит совершать молитвы в мечети.


z414 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

пожелала знатная и  красивая женщина и  который ска-зал: «Поистине, я  боюсь Аллаха! » [Бухари, №  660;

 

Муслим, №  1031].

 

Таким образом, жена вельможи, которая была охвачена страс-тью, позвала его к  себе, но он сказал: «Да упасёт [меня от это-го] Аллах! Ведь [твой муж]   — мой господин, который дал мне прекрасный приют! » Это значит: мой господин, мужэтой женщины, оказал мне благодеяние и  отвёл мне почётное место при себе. Юсуф также сказал: «Поистине, не преуспе-

 

ют несправедливые! »

 

В нашем «Тафсире» мы достаточно подробно истолковали смысл слов Аллаха «Она возжелала его, и  он возжелал бы её, если бы не увидел [некое знамение] своего Господа, [ко-торое Мы дали увидеть ему] ». Что же касается других толко-вателей, то в  большинстве своём они ссылаются на Писания иудеев и  христиан, от чего нам лучше отказаться. Мы долж-ны верить в  то, что Аллах Всевышний защитил Юсуфа и  уда-лил его от прелюбодеяния. Именно поэтому Аллах Всевышний сказал: «…чтобы отвратить от него зло и  [совершение греха] прелюбодеяния, [ибо], поистине, он  — из [числа] Наших

 

Избранных рабов».

 

Слова «оба они поспешили к  двери» указывают на то, что Юсуф бросился к  двери, чтобы выйти и  убежать от этой женщины, которая побежала вслед за ним, и  у  «двери они встретили господина [этой женщины] », то есть её му-жа. Она опередила Юсуфа и  принялась подстрекать мужа против него, говоря: «Возмездием тому, кто хотел [причи-нить] зло твоей жене, [может послужить] только заключе-ние в  темницу или мучительное наказание! » Иначе говоря, она принялась обвинять Юсуфа и  оправдывать себя, и  поэто­ му Юсуф  сказал: «Это она соблазняла меня! »   — ибо


z Рассказ о  Юсуфе  y415


 

в  подобных обстоятельствах­ ему оставалось только говорить правду. Аллах Всевышний сказал: « [Тогда] свидетель из её

 

семьи засвидетельствовал: “Если его рубаха порвана спе-реди, то она сказала правду, а  он  — [один] из лжецов”».

Этот человек имел в  виду, что, если рубаха порвана спере-ди, значит, Юсуф пытался соблазнить женщину, а  она пор-вала его рубаху на этом месте, защищаясь от него. Он также сказал: «Если же его рубаха порвана сзади, то она солга-ла, а  он  — [один] из тех, кто говорит правду», имея в  ви-ду, что, если рубаха порвана сзади, это означает, что женщи-на соблазняла Юсуфа, который бросился бежать от неё, она же бросилась за ним, схватила его за рубаху со спины и  порва­ ла её. Именно так всё и  было, и  поэтому Аллах Всевыш-ний сказал: «Увидев, что рубаха [Юсуфа] порвана сзади, [муж] сказал: “Поистине, это  — ваши [женские] козни! Поистине, ваши козни велики! ”» Смысл Его слов был та-ков: случившееся явилось следствием ваших козней, и  это ты пыталась соблазнить Юсуфа, а  потом возвела на него лож-ное обвинение. После этого муж, который решил скрыть то, что произошло, сказал: «Юсуф, [забудь] об этом», то есть никому не рассказывай о  случившемся, поскольку о  подоб-ных вещах лучше не упоминать. Что же касается жены, то он велел ей просить прощения за свой грех и  принести пока-яние своему Господу, ибо, если раб приносит покаяние Алла-ху, Аллах принимает его.

 

Хотя египтяне поклонялись идолам, они знали, что про-щает грехи и  наказывает за них только Аллах, в  силу чего муж и  велел ей покаяться. Кроме того, в  известном смысле он оправ­ дал её, ибо она увидела нечто такое, что лишило её терпения, однако Юсуф был добродетельным и  честным человеком, а  вельможа сказал: «…проси прощения за свой грех, ибо, поистине, ты  — из [числа] согрешивших! »


z416 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Встреча женщин у  жены вельможи

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Женщины, [жившие] в  го-

роде, стали говорить: «Жена могущественного [человекапытается] соблазнить своего слугу! Ею [всецело] овладела

 

любовь, и, поистине, мы думаем, что она впала в  явное заблуждение».

 

Услышав об их кознях, она послала за ними, приготовила для [каждой из] них ложе

[с  подушками] и  дала каждой нож [для фруктов]. [Потом]

она сказала [Юсуфу]: «Выйди к  ним», и,   увидев [Юсуфа],

они стали превозносить его, порезали себе руки и  сказали: «Упаси Аллах! Это не чело-век! Поистине, это  — не кто иной, как благородный ангел! »

 

Она сказала: « [Перед] вами

тот, из-за кого вы меня пори-цали. Я [действительно]

соблазняла­ его, однако он воз-держался. Но если он не сде-лает того, что я ему велю, то


z Рассказ о  Юсуфе  y417


 

непременно будет заключён в  темницу и  окажется [среди]

униженных».

 

[Юсуф] сказал: «Господь мой!

Темница для меня милее того, к  чему они меня призывают, [но] если Ты не отвратишь от меня их козни, то я [возжелаюеё] и  окажусь [одним] из

 

Невежественных»,

 

и  его Господь внял ему и  от-вратил от него их козни. Поистине, Он  — Слыша-щий, Знающий (12: 30–34).

Здесь Аллах Всевышний упоминает о  том, что женщины, жив-шие в  этом городе, то есть жёны и  дочери знатных людей, при-нялись осуждать и  порочить жену вельможи за то, что, воспы-лав любовью к  своему слуге, она попыталась соблазнить его, хотя он был недостоин этого, поскольку являлся вольноотпу-щенником. Вот почему они сказали: «…поистине, мы дума-ем, что она впала в  явное заблуждение», подразумевая, чтоона поступила неподобающим образом.

 

Аллах Всевышний сказал: «Услышав про их козни, она послала за ними…» Здесь подразумевается, что жен-щины чернили и  порицали её за то, что она влюбилась в  свое-го вольноотпущенника и  слугу. Однако у  жены вельможи всё же было какое-то оправдание, и  поэтому она захотела дока-зать это женщинам и  разъяснить им, что этот слуга не та-ков, каким они его считают. Она послала за ними, собрала


z418 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

их у  себя дома, приготовив в  качестве угощения то, что на-до было резать, например сладкие лимоны и  другие фрукты, и  каждой вручила нож. Потом она велела выйти к  ним одето-му в  лучшие одежды Юсуфу  , который находился в  рас-цвете молодости и  был прекраснее полной луны, и,   «увидев

 

[Юсуфа], они стали превозносить его». Имеется в  виду, что при виде Юсуфа их охватило благоговение, ибо они ре-шили, что среди людей подобных ему быть не может. Его красота настолько поразила женщин, что, забыв обо всём и  не ощущая боли, они принялись резать себе руки ножами, которые у  них были. При этом они восклицали: «Упаси Ал-

 

лах! Это не человек! Поистине, это  — не кто иной, как благородный ангел! »

 

В той версии хадиса о  ночном путешествии, которую при-водит Муслим, сообщается, что Пророк  сказал:

 

Я прошёл мимо Юсуфа, и  оказалось, что ему была да-рована половина красоты [Муслим, №  162].

 

По мнению ас-Сухайли и  других имамов, здесь имеется в  ви-ду, что Юсуфу была дарована половина красоты Адама  , ко-торого Аллах Всевышний создал Своей рукой, а  это значит, что Адам был в  высшей степени красивым. Вот почему каж-дый из тех, кто войдёт в  Рай, будет столь же высоким и  кра-сивым, как Адам, а  Юсуф был наделён половиной красоты Адама, и  не было никого красивее их. Что же касается Хав-вы, то больше всех женщин на неё походила Сара, жена Иб-рахима  . Именно поэтому, когда женщины, поражённые красотой Юсуфа, порезали себе руки, что послужило оправ-данием для жены вельможи, она сказала: « [Перед] вами тот, из-за кого вы меня порицали». Затем она воздала ему хва-лу за его совершенное целомудрие, сказав: «Я [действительно]


z Рассказ о  Юсуфе  y419


 

соблазняла­ его, однако он воздержался. Но если он не сде-лает того, что я  ему велю, то непременно будет заключён в  темницу и  окажется [среди] униженных».

Похоже на то, что остальные женщины стали побуждать его покориться госпоже, однако он категорически отказался от этого и  удалился, ибо принадлежал к  роду пророков. Затем он обратился с  мольбой к  Господу миров и  сказал: «Господь мой!

Темница для меня милее того, к  чему они меня призыва-ют, [но] если Ты не отвратишь от меня их козни, я [возже-лаю её] и  окажусь [одним] из невежественных». Это значит: если Ты доверишь меня моей душе, это приведёт лишь к  то-му, что я проявлю слабость, ибо я могу принести себе пользу или причинить вред только при том условии, что этого поже-лает Аллах, и  если Он не укрепит и  не защитит меня, я оста-нусь слабым. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «…и его

 

Господь внял ему и  отвратил от него их козни. Поистине, Он  — Слышащий, Знающий».

 

 

Пребывание Юсуфа  в  темнице

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Они увидели [доказательства­невиновности Юсуфа], но

потом им пришло на ум, что его непременно [нужно] на

некоторое время заключить в  темницу.

 

Вместе с  ним в  темницу попали два юноши. Один из


z420 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

них сказал: «Поистине, я  ви-дел во [сне], что давлю [виног-рад, чтобы сделать] вино».

Другой сказал: «Поистине, я  видел, что несу на голове хлеб, который клюют птицы. Растолкуй же нам [эти сны],

 

ибо мы видим, что ты  — [один] из творящих благо».

 

[Юсуф] сказал: «Не [успеют ещё принести] еду, которой

вас кормят, как благодаря тому, чему научил меня мой Господь, я растолкую вам это, прежде чем вам [подадутеё]. Этому [среди прочего]

 

научил меня Господь мой. Поистине, отрёкся я от рели-гии людей, которые не веруют в  Аллаха и  не верят в  жизнь вечную.

 

Я следую религии моих отцов  — Ибрахима, Исхака и  Я‘куба. Не должно нам ничему поклоняться наряду с  Аллахом. Это  — [проявле-ние] милости Аллаха по отно-шению к  нам и  [ко всем]

людям, но в  большинстве своём люди неблагодарны.


 

y


z Рассказ о  Юсуфе  y421


 

О  товарищи мои по [заключе-нию в] темнице! Кто лучше  ­— разные [божества] или Аллах

Единый, Всеподчиняющий?

 

То, чему вы поклоняетесь помимо Него,   — всего лишь имена, которые дали им 1 вы

и  ваши отцы, Аллах же не ниспосылал никакого довода относительно [этих имён]. Поистине, [право приниматьлюбое] решение принадлежит

 

лишь Аллаху, Который пове-лел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и  есть правильная религия, но  в  большинстве своём люди не  знают.

 

О  товарищи мои по [заключе-нию в] темнице! Что касается одного из вас, то он [снова]

станет виночерпием своего господина, что же касается другого, то его распнут, и  птицы будут клевать [плоть]

 

его головы. Уже решено то, о  чём вы спрашиваете»

 

(12: 35–41).


 

1 Имеются в виду идолы, которых язычники считают божествами.


z422 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Как упоминает Аллах Всевышний, вельможе и  его жене бы-ло ясно, что Юсуф ни в  чём не виновен, «но потом им при-шло на  ум» на время заключить его в  темницу, чтобы людикак можно меньше говорили о  случившемся. Кроме того, они хотели показать, что это Юсуф пытался соблазнить женщи-ну, результатом чего и  стала подобная несправедливость. Это было предопределено Юсуфу Аллахом и  послужило одним из  средств его защиты, ибо в  темнице он был надёжнее всего защищён от необходимости общения с  ними.

 

Аллах Всевышний сказал: «Вместе с  ним в  темницу по-пали два юноши». Как сообщается, один из них был вино-черпием царя, а  другой  — хлебодаром. Обвинив в  чём-то этих людей, царь бросил их в  темницу, где они встретились с  Юсу-фом. Им понравились его благообразие, мягкость, слова и  дела, а  также то, что он много поклонялся своему Господу и  оказывал благодеяния людям, и  каждый из них увидел свой вещий сон.

 

Толкователи указывают, что эти сны приснились им в  од-ну ночь. Виночерпий увидел виноградную лозу с  тремя ветвями, покрытыми листьями и  спелыми гроздьями винограда, которые он взял и, выжав из них сок в  чашу царя, напоил его. Хлебодар же увидел, что у  него на голове находятся три корзины с  хлебом, и  хищные птицы клюют хлеб из верхней корзины. Они расска-зали Юсуфу  свои сны и  попросили его растолковать их, ска-зав: «…ибо мы видим, что ты  — [один] из творящих бла-го». Юсуф сообщил им, что умеет толковать сны, и  сказал: «Не

 

[успеют­ ещё принести] еду, которой вас кормят, как благода-

 

ря тому, чему научил меня мой Господь, я растолкую вам это, прежде чем вам [её подадут] ». Говорят, что он имел в  виду сле-дующее: какие бы сны вы ни увидели, я  растолкую вам их смысл, прежде чем это осуществится, и  всё будет так, как я скажу. Го-ворят также, что смысл его слов таков: ещё до того как принесут вашу еду, я скажу вам, сладкой или кислой она будет. Эти слова


z Рассказ о  Юсуфе  y423


 

подобны словам ‘Исы  , который сказал: «И я поведаю вам о  том, что вы едите и  что храните в  своих домах» (3: 49).

 

Кроме того, он сказал им, что этому научил его Аллах, ибо он верует в  Него, поклоняется лишь Ему и  следует религии своих предков  — Ибрахима, Исхака и  Я‘куба. Юсуф также сказал: «Не должно нам ничему поклоняться наряду с  Ал-лахом. Это  — [проявление] милости Аллаха по отношению к  нам и  [ко всем] людям». Это значит: милостью Аллаха по  от-ношению к  нам явилось то, что Он привёл нас к  этой религии, а  по отношению к  людям  — то, что Он велел нам призывать их следовать ей и  указывать им правильный путь, ибо люди рож-даются в  состоянии естественной предрасположенности к  еди-нобожию, «но в  большинстве своём люди неблагодарны».

 

Затем Юсуф призвал их к  единобожию, осудил поклоне-ние чему бы то ни было, кроме Всемогущего и  Великого Аллаха, и  пренебрежительно отозвался об идолах. Он сказал: «О  това-рищи мои по [заключению в] темнице! Кто лучше  — раз-ные [божества] или Аллах Единый, Всеподчиняющий?  

 

То, чему вы поклоняетесь помимо Него,   — всего лишь име-на, которые дали им вы и  ваши отцы, Аллах же не ниспо-сылал никакого довода относительно [этих имён]. Поистине, [право принимать любое] решение принадлежит лишь Алла-ху…» Это значит: Он полностью распоряжается всем, что бы-ло Им создано, делает, что пожелает, и  указывает правильный путь или сбивает с  пути, кого хочет. Он также сказал, что Ал-лах «повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Не-го». И  он сказал: «Это и  есть правильная религия», то естьправильный путь, «но в  большинстве своём люди не знают», то есть не находят верный путь, несмотря на его ясность.

 

Обращение Юсуфа с  призывом к  этим людям в  подоб-ных обстоятельствах можно назвать совершенным, посколь-ку они прониклись к  нему глубоким уважением и  были готовы


z424 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

принять всё, что он скажет, и  поэтому их было целесообразно призвать к  следованию тому, что принесло бы им больше поль-зы, чем ответы на их вопросы.

 

Выполнив свой долг и  направив этих людей на путь истин-ный, Юсуф сказал: «О товарищи мои по [заключению в] темни-це! Что касается одного из вас, то он [снова] станет виночерпи-

 

ем своего господина, что же касается другого, то его распнут, и  птицы будут клевать [плоть] его головы. Уже решено то, о  чём вы спрашиваете». Последние слова означали, что то, о  чёмон говорил, неизбежно осуществится в  любом случае. Вот почему, как сообщается в  одном из хадисов, Пророк  сказал:

 

Пока сон не истолкован, он [будто привязан к] ноге птицы1, если же его истолкуют, он сбудется [Абу Давуд,

№  5020, Тирмизи, №  2279; и др. Хадис со слабым иснадом2].

 

Аллах Всевышний сказал:

 

[Потом] он сказал тому из  них, кто, [как ему былоизвестно, ­ должен был] спа-

Стись: «Упомяни обо мне

 

[в  присутствии] твоего госпо-

 

дина». Однако шайтан заста-вил его забыть [о том, чтоон  должен был сделать], и  [Юсуф] пробыл в  темнице несколько лет (12: 42).

1 То есть пока сон не истолкован, он остаётся неустойчивым.

 

2 Однако в пользу его достоверности свидетельствует сходный по содержанию ха-дис Анаса  с достоверным иснадом [аль-Хаким, т.  4, с.  390].


z Рассказ о  Юсуфе  y425


 

Таким образом, Юсуф сказал тому из них, кто должен был спастись, то есть виночерпию: «Упомяни обо мне [в присутст­ вии] твоего господина». Это значит: расскажи ему о  моём за-ключении в  темнице, хотя я не совершил никакого преступ-ления и  ни в  чём не провинился перед царём. Это указывает на  допустимость поиска средств достижения цели, что не про-тиворечит упованию на Аллаха.

 

Слова «Однако шайтан заставил его забыть [о том, что он должен был сделать] » означают, что шайтан заставил забыть о  просьбе Юсуфа  того из них, кто спасся. Так считают Муд-жахид, Мухаммад ибн Исхак и  многие другие улемы. Их мнение является правильным, и  об этом же говорится в  Писании иудеев.

 

Аллах Всевышний сказал: «…и [Юсуф] пробыл в  тем-нице несколько лет». Как указывает ас-Са‘ляби, которыйприводит мнения разных учёных, слово бид‘ун  — ع ض ب, ис-пользованное в  этом аяте, ­ обозначает некоторое количество от трёх до девяти, или семи, или пяти, или же для обозначения любого количества, которое меньше десяти.

 

Аль-Фарра считал, что слово ع ض ب нельзя употреблять, ес-ли речь идёт о  количестве, которое меньше десяти, и  утверждал, что в  таких случаях следует использовать слово наййифун  — ف ي ن. Однако его утверждение опровергают слова Аллаха, Ко-торый сказал: «…и [Юсуф] пробыл в  темнице несколько лет» 1. Аллах Всевышний также сказал: «…через несколько лет» (30: 4). Кроме того, аль-Фарра утверждал, что, если речьидёт о  десятках от двадцати до девяноста, следует использовать слово бид‘атун  — ة ع ض ب: например, «двадцать с  лишним»  — ن و ر ش ع و ة ع ض ب. Однако в  хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры  , сообщается, что Посланник Аллаха  сказал:


 

1 Поскольку здесь использовано слово ع ض ب, притом что Юсуф  пробыл в  темни-це меньше десяти лет.


z426 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

 

Вера [включает в  себя] более шестидесяти (ع ض ب ن و ت س و ) ответвлений1, наилучшим из которых являет-ся произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха», а  на-именьшим  — устранение с  пути того, что может повре-дить людям…2 [Бухари, №  9, Муслим, №  35].

 

По мнению некоторых толкователей, слова Аллаха «Од-нако шайтан заставил его забыть» означают, что шай-тан заставил Юсуфа забыть о  поминании Господа. Од-нако подобные утверждения не имеют под собой никаких оснований, даже если те, кто говорит об этом, ссылаются на Ибн ‘Аббаса и  ‘Икриму, что же касается хадиса, кото-рый имеет к  этому отношение и  приводится Ибн Джари-ром [Тафсир Табари, т. 12, с. 132], то он является слабым во всех отношениях.

Касаясь вопроса о  причине долгого пребывания Юсуфа в  темнице, Ибн Хиббан приводит в  своём «Сахихе» следую-щий хадис. Передают со слов Абу Хурайры  , что Послан-ник Аллаха  сказал:

 

Да помилует Аллах Юсуфа! Если бы он не сказал:

 

«Упомяни обо мне [в присутствии] твоего господина», то не пробыл бы в  темнице столько, сколько пробыл. И  да помилует Аллах Лута! Он опирался на прочную основу3, ибо сказал своему народу: «Если бы обладал я  силой, [чтобы одолеть] вас, или [мог опереться на]

 

1 Здесь под ответвлениями подразумеваются определённые качества или поступ­­ ки, совершение которых свидетельствует о том, что человек обладает верой.

 

2 Например, камней, колючек, глины, золы и тому подобных вещей. 3 То есть на Аллаха.


z Рассказ о  Юсуфе  y427


 

прочную основу! » (11: 80). И  за любым пророком, ко-торого Аллах посылал после него, следовало множест-во людей [Ибн Хиббан, №  1867. Шейх аль-Албани считает

 

этот хадис слабым].

 

В подобном виде этот хадис является отвергаемым, на что ука-зывает та его версия, которую приводят аль-Бухари и  Мус-лим*, а  Аллах знает об этом лучше.

 

Сон царя

 

Аллах Всевышний сказал:

 

[Прошли годы, и  однажды]

царь [Египта] сказал: «Поис-тине, я видел [во сне] семь

 

тучных коров, которых пожи-рали семь тощих; семь зелё-ных колосьев и  [семь] других, сухих. О  знатные [люди]! Объясните мне [смысл] моего сна, если вы [умеете] толко-

 

Вать сны».

 

Они сказали: « [Это  — всеголишь] бессвязные сны, и  мы

не знаем, как толковать [подобные] сновидения».

 

Тогда после [долгого] вре-мени тот из двоих [юношей,


z428 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

находившихся в  темнице],

Который спасся, вспомнил,

 

[о  чём его просил Юсуф],

 

и  сказал: «Я  растолкую вам

 

[этот сон  — только] пошлите меня [в  темницу] ».

[После этого он явился туда и  сказал]: «Юсуф, о  правди-вейший, растолкуй нам [сон]

 

о  семи тучных коровах, кото-рых пожирали семь тощих, а  также о  семи зелёных коло-сьях и  [семи] других, сухих, чтобы я вернулся [с этим]

 

к  людям. Может быть, они поймут, [сколь велики твоидостоинства и  познания] ».

 

[Юсуф] сказал: «В течение семи лет [подряд] вы будете усердно сеять, [как делали этовсегда], но оставляйте в  коло-

сьях всё, что пожнёте, за исключением малого [количе­ства, и] ешьте [только] это.

 

После этого [придёт] черёд

семи тяжких лет, которые съе-дят всё, что вы для них приго-товите, кроме малого [количе­ства], которое вы сбережёте.


 

y


z Рассказ о  Юсуфе  y429


 

Потом наступит год, когда людям будет дарован дождь, и  они ста-нут выжимать [из разных плодовмасло и  сок] » (12: 43–49).


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  2. C. Библейское обоснование позиции Претрибулационизма
  3. I - Что относится к внешним проявлениям дружбы с неверными.
  4. I LEARN THAT I AM ON AN ISLAND (я узнаю, что я на острове)
  5. I SEE SOMETHING IN THE SAND (я вижу кое-что в песке)
  6. I. Проникновение в империю. Битва при Адрианополе. Поселение вестготов на Балканах. Аларих. Первое нападение на Италию. Второе нападение. Захват Рима. Атаульф. Мирный договор с Римом. Валия.
  7. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  8. XVII. ЧТО РАЗРУШАЕТ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ?
  9. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.
  10. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
  11. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  12. А один раз собравшись, они вознесутся вверх, к месту покоя, вовеки веков».


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.252 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь