Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право и система социального нормативного регулирования
При анализе политической организации общества (международного сообщества) основное внимание уделялось рассмотрению системы органов, участвующих в социальном регулировании государственно организованного (политического) общества. Однако в социальном регулировании, наряду с органами, осуществляющими его, важную роль играют и нормы, в которых формулируются правила поведения отдельных индивидов и их объединений. Эти нормы представляют собой систему (система - в переводе с греческого «составленное из частей», «целое»). Ибо каждый вид норм имеет свои задачи, но действует во взаимодействии с иными правилами поведения, что предопределено системностью, тесным переплетением и взаимосвязью отношений, которые ими регулируются. Центральным элементом, ядром нормативной системы является право. Поэтому теперь необходимо рассмотреть систему нормативного регулирования общественных отношений и, прежде всего, место и роль в ней права, а также его взаимодействие с иными нормами. Все они в своем единстве обеспечивают социально-нормативное регулирование в рамках общества (и международного сообщества). Нормы, посредством которых осуществляется непосредственное социальное регулирование, именуются социальными нормами. Социальные нормы так же, как и политические организации, формируются под влиянием основных сфер общественной жизни: производственной, социальной, политической и духовной. Они также функционируют как во внутриобщественной, так и международной сферах. И в той, и в другой их роль заключается в том, чтобы быть ориентиром (мерилом) социально полезного либо допустимого поведения соответствующих субъектов.Социальные нормы следует отличать от иных норм, существующих в обществе, например, от т.н. технических норм - разработанных на основе знания канонов техники и технологии, правил работы с техническими и природными объектами. Право и мораль Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Главное в морали — это представления о добре и зле. Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: Единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления. ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что: Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа; Во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; В-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают; В-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; В-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации; В-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил» ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ данных явлений заключаются в следующем. 1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством. Нормы морали создаются не государством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. 2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. 3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. 4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т. д. 5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т. е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом — он носит процессуальный характер. Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т. п.). Это — ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми. 6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон. 7. Право и мораль различаются По сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т. д. 9. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ. Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины. Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражается это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а также личности правонарушителя. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ. Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т. д. Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние 16. Соотношение права и обычая Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности. Обычаи устанавливают целесообразные рамки совершения различных поступков. Поэтому в роли обычаев могут выступать и производственные навыки, и религиозные обряды, и гражданские праздники. В обычае закрепляется не только правило поведения, но и последовательность совершения определенных поступков. Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции. Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д. В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права. Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. Достаточно судам начать систематически применять ту или иную норму обычного права, чтобы она превратилась в санкционированный обычай. При определенных исторических условиях, сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, со временем сложившуюся, например, в систему английского права – common law. Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В современный период это самый распространенный вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая. 17. Право и корпоративные нормы Корпоративные нормы занимают важное место в системе социальных норм. Они разрабатываются и принимаются корпорациями: негосударственными объединениями граждан - политическими партиями, формулирующими как партийно-политические нормы, гак и нормы, регулирующие внутриорганизационные отношения; общественными организациями: религиозными, профессиональными, творческими, экономическими, социально-культурными, органами местного самоуправления, самодеятельными организациями. Корпоративные нормы содержатся в уставах, программах, резолюциях, учредительных договорах и др. При очевидности сходных черт права и корпоративных норм (нормативность, внешнее выражение в документах, обеспеченность), следует обращать внимание на особенности первых и вторых. Различными являются субъекты нормотворчества. В праве это субъекты правотворчества, наделенные властными полномочиями принимать общеобязательные правила поведения. Корпоративные нормы принимаются членами ассоциации, либо по их поручению. Различаются адресаты норм права и корпоративных норм. Нормы права адресуются всем и каждому, находящимся в пределах пространства их действия (территория в пределах границ, воздушный столб, территориальные воды и др.). Корпоративные нормы действуют в территориальных пределах и по отношению ко всем и каждому (акты органов местного самоуправления), но, прежде всего, по отношению к членам корпораций, независимо от места нахождения. Неодинаковы формы внешнего выражения правил поведения. В праве — формальная определенность, детализированность, в сочетании с нормативной обобщенностью, логической увязанностью. В корпоративных нормах не обнаруживается высокого уровня общеобязательной нормативности, системности, нет государственной обеспеченности. Специфическими средствами обеспечения норм права и корпоративных норм. В праве — это угроза применения мер государственного принуждения в случае правонарушения. В корпоративных нормах присутствуют только организационные средства обеспечения их соблюдения и исполнения» Право и корпоративные нормы активно взаимодействуют. Во-первых, выражая волю участников общественных объединений экономических, территориальных, религиозных и других корпораций в соответствии с их автономностью, корпоративные нормы должны соответствовать основам конституционного строя и законодательству. Регистрационные органы осуществляют нормоконтроль в соответствии с законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и др. Во-вторых, государство не вмешивается во внутриорганизационные дела общественных объединений, в отправление культа и др. В-третьих, корпоративные нормы в ряде случаев становятся правовыми, приобретают общеобязательность, гарантируются государством. Это имеет место при делегировании правотворческих полномочий (профсоюзы, органы местного самоуправления), либо при санкционировании корпоративных норм (уставы, учредительные договоры хозяйственных обществ). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы