Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВЗГЛЯД ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
Джона Дьюи по праву считают родоначальником парадигмы «прогрессивной школы», или «школы действия». Американскому ученому удалось пройти весь длинный путь от момента создания собственной концепции до реализации ее в условиях школы, а в результате сформировавшейся в доминирующую парадигму педагогической культуры США второй четверти XX века. При этом Дьюи сумел избежать свойственной многим новаторам ошибки – «зряшного» отрицания всех накопленных до них традиционных педагогических принципов и подходов. Напротив, американский ученый указывал на малую эффективность прибавления частицы «не» к уже существующему опыту, и в создании своей школы всегда использовал положительные черты прошлого. В этом смысле его школа отвечает параметрам комбинаторной, собравшей воедино лучшие черты «свободной школы» и «школы труда». В основе разработанной им концепции лежали следующие базисные идеи и установки: – организация свободной, активной деятельности детей с целью развития индивидуальности каждого ученика; – привлечение опыта самого ребенка в качестве базы его обучения и воспитания; – обучение «посредством делания»; – нацеленность на создание единой общины педагогов, учащихся и их родителей; – расширение среды школы за счет включения в нее «изменчивого окружающего мира». В самом общем виде «ценностное ядро» или «миссию» школы Дьюи можно выразить посредством таких категорий, как «опыт», «развитие», «демократия» и «свобода» в их преломлении к специфической школьной культуре. «Опыт» лежит в основании педагогики Дьюи. С одной стороны, это философская рефлексия на тему о содержательном наполнении данной категории. С другой, это убеждение в необходимости осуществления в педагогической деятельности двух моментов: а) признания ценности и изучение имеющегося у ребенка жизненного опыта; б) стремление планомерно формировать позитивный интеллектуальный, трудовой, нравственный и эмоциональный опыт в стенах школы. В связи с подобной трактовкой детского опыта возникает более широкий вопрос – об отношении школы ко всей детской жизни. Сам процесс воспитания Дьюи рассматривал в широком контексте социальной жизни, а главной его целью считал полноценное развитие детей, которое «означает выработку в них полезных привычек... Ошибки в оценке детского возраста, в оценке привычек и приспособляемости детей являются следствием того, что развитие считается средством, а не целью. Поэтому воспитание не использует природных способностей детей и подавляет их инициативу, злоупотребляя механическими упражнениями». Названная цель диктовала необходимость совершенно по-иному строить учебно-воспитательный процесс любого детского учреждения, обновлять его дух и содержание работы. А последнее, в свою очередь, требовало введения различных форм активной работы, усиления роли «естествознания, начал науки, искусств, истории», но главное, «перемены моральной атмосферы в отношениях между учениками и учителями – и самодеятельности». В этом смысле наилучшей и единственной формой организации школы Дьюи считал демократию, предоставляющую равные возможности для полноценного развития учеников и учителей. Однако демократическое устройство обеспечивает высокий воспитательный эффект лишь в условиях, когда дети и взрослые самостоятельно включаются в процесс управления и принятия решений. Вот почему каждая школа должна стремиться к созданию в своих стенах подлинной детско-взрослой общности (общины), где приоритетной формой отношений становится сотрудничество и партнерство, а проверкой ценности созданного – условия для самореализации каждого. В работе «Мое педагогическое кредо» Дьюи назвал несколько главных преимуществ его модели школы по сравнению с традиционной авторитарной, среди которых: – лучшее качество приобретаемого опыта; – уважение индивидуальной свободы; – предоставление возможностей, соответствующих возрастным потребностям детей; – большая доброта во взаимоотношениях с ними. Дьюи понимал, что создание подобной школы потребует иного типа учителей, разделяющих основные принципы его концепции, готовых к принятию нового, а главное, способных искренне поверить в уникальные возможности природы ребенка, а также в интеллект и мощь коллективного, совместно приобретаемого опыта. По правомерному определению Г. Б. Корнетова, Дьюи удалось разрешить два фундаментальных противоречия западной педагогической традиции прошлого: во-первых, «соединить естественный рост и развитие ребенка с педагогическим руководством ими, не препятствующим развертыванию этих процессов и в то же время их последовательно, целенаправленно и систематически направляющим; во-вторых, Дьюи разработал модель воспитания, в рамках которой индивидуальное развитие человека и его становление как социального существа, как гражданина, гармонизировались, органически дополняя друг друга». Итак, модель педагогической системы Дьюи получила свое теоретическое оформление и следующим шагом была ее реализация в конкретной образовательной практике – экспериментальной «лабораторной школе», созданной самим Дьюи при Чикагском университете в 1896 году с целью проверить теоретические положения и «добавить к сумме фактов нечто новое, особенное», а затем уже в начале двадцатого века в школах г. Гари, штат Индиана. Деятельность этих школ не только подтвердила обоснованность и жизнеспособность концепции, но и позволила разработать технологию переноса, а значит, открыла путь к реализации во многих других школах США. Особое место среди них по эффективности полученных результатов занимает Бруклайнская средняя школа, штат Массачусетс. Возвращаясь к истории деятельности первой авторской школы Дьюи, отметим, что она сразу задумывалась как «органическое целое – с детского сада и до университета» – и являла собой точное воплощение его концепции. Школа открылась в январе 1896 г. в составе 16 учащихся и 2-х педагогов. Но уже через 6 месяцев число школьников увеличилось вдвое, а соответственно увеличилось и число учителей; еще через год учащихся стало 45, с декабря 1897 года – 60, в тот период в школе трудилось уже 16 педагогов. Добавилось отделение для 4–5-летних ребят, а значит, потребовалось и новое здание. В последующие годы начала века максимальное число учащихся не превышало 140 человек, а число педагогов – 23. С самого начала школа формировалась как некое «кооперативное сообщество», содружество детей, их родителей и педагогов. В основе такого типа организации лежала мысль Дьюи о необходимости интегрировать в жизни каждого человека его социальное и индивидуальное пространство, строить все учебные и внеучебные занятия по принципу коллективной деятельности. Особый смысл заложен в названии школы – «лабораторная», ибо именно название дает ключ к пониманию деятельности столь необычного учреждения. Возглавив кафедру университета в 1894 году, Дьюи уже имел в сознании некую модель школы, но часть его идей нуждалась в более тщательной проработке и практической проверке, и в этом смысле лучше всего подходила лаборатория. С другой стороны, существо идей касалось последовательного развития индивидов, формирования их характера и понимания реальности, что, несомненно, выходило за рамки обычной лаборатории. Именно школа отвечала его запросам. Существенно, что с первого момента Дьюи работал не как ученый-одиночка, а сразу формируя научное сообщество, группу талантливых единомышленников, среди которых были и такие известные ученые, как психологи Джеймс Р. Энджелл, Джордж Г. Мид и педагог Учитывая, что развитие человечества в широком смысле слова происходило кооперативным способом, равно как и сама культура была и есть результат коллективного творения, Дьюи выбирал занятия для детей (именно занятия, а не уроки) по принципу реализации в них основных человеческих потребностей, в особенности, потребности в сотрудничестве и разделении функций. Вот почему основной формой организации школы стала «община» с демократической системой управления, которая превратилась постепенно в подлинное сообщество взрослых и детей. Дьюи всегда пропагандировал мысль о том, что только демократическая школа-община способна реализовать задачи демократического государства, способна обеспечить уникальные возможности для полноценного развития как ученика, так и учителя. А поскольку развитие не прекращается в течение всей жизни, то и школа не в состоянии выполнить свою миссию до конца, она лишь закладывает определенные основы, работая в тесном контакте со всеми другими социальными институтами. Подобные идеи были достаточно новыми для того времени и, естественно, порождали дополнительные сложности в деле организации школы. Что касается блока управления школой, то в первые три года деление на административную и педагогическую работу было весьма условным. Позже сама жизнь потребовала создания методических объединений учителей и более четкого определения должностных функций и выбора администраторов. Так, администратор, исполнявший обязанности директора, отвечал за контакты с родителями, работу со студентами-выпускниками и с посетителями, а его заместитель занимался организацией учебного процесса и разработкой учебного плана. Опять же формально сам Дьюи не был директором школы, хотя и инициировал все в ней происходящее. Не будет преувеличением сказать, что подлинным центром и «фокусом» педагогических усилий этой школы всегда оставался каждый конкретный ребенок, его физический и умственный рост. Начатый эксперимент подсказывал необходимость изменения и привычного типа взаимодействия администрации, учителей и учащихся. Понятно, что школа, работавшая по модели общины, не могла довольствоваться принятой в традиционных учебных заведениях системой отношений по принципу «начальник – подчиненный». С самого начала педагоги школы отошли и от традиционной схемы наставничества, распространенной в США, и заменили ее более демократичной и более гибкой системой обмена идеями и мнениями. Любая интересная методическая находка, любой новый способ общения или деятельности, предложенный педагогами школы, заинтересованно обсуждался и принимался или корректировался на еженедельных собраниях педагогического коллектива. Еще более неформальными были встречи учителей за чаем или после уроков. Отличительными признаками атмосферы школы стала общность дела, увлеченность поставленными задачами, открытость и эмоциональная комфортность взрослых и детей. В этой связи следует подчеркнуть одну чрезвычайно важную истину, на которую не раз указывал Дьюи. «Мы стремимся объединить детей в общей работе, стремимся укрепить в них чувство товарищества и взаимовыручки, – писал он, – но часто делаем это «руками педагогов», которые сами не обладают ни личным опытом, ни стремлением к сотрудничеству со своими коллегами». Вот почему так важно было способствовать объединению учителей школы, и эта задача была решена в полном объеме. Общинный характер взаимоотношений диктовал необходимость включения родителей во все сферы внутришкольной деятельности. Дьюи всегда отдавал себе отчет в том, что большинство родителей формирует свое мнение о школе на основе суждений собственных детей. Вот почему в Чикагской лабораторной школе родителей всячески поощряли к участию в жизни школьного сообщества. Эпизодические встречи с учителями и между собой уже на второй год существования школы вылились в общественное, объединение «Клуб начального образования». Заседания клуба проходили весьма регулярно, там ставились и решались многие актуальные для детей и родителей вопросы, среди которых проблемы раннего приобщения к чтению, стимулы роста и активизации детского развития, особенности групповой и коллективной работы, наконец, обзор новейших достижений в области обучения и воспитания. Едва ли не самым ценным достижением деятельности школы было постоянное оценивание жизнеспособности теоретических положений и принципов. Дьюи всегда утверждал, что любая авторская концепция, независимо от своих достоинств, формальна и статична, а жизнь школы находится в постоянном и изменчивом движении. Вот почему ему и его коллегам удалось избежать обычной ошибки экспериментаторов – «подгонки» практики под собственную теорию. Первоначально сформулированные принципы не воспринимались в качестве единственно верных, а служили лишь примерными ориентирами в выборе направления движения и форм деятельности. Таким образом, есть все основания утверждать, что при иных (благоприятных) внешних условиях эта школа могла бы стать одной из наиболее значительных школ двадцатого столетия. Однако уже в 1902 г. ситуация изменилась в худшую сторону, что было связано с включением в состав университета еще нескольких учебных заведений, особенно школы Фр. Паркера. Вопреки очевидным различиям между идеями Паркера и Дьюи руководство университета решило объединить их школы в единое целое и тем самым нанесло непоправимый ущерб успешному эксперименту. Правда, энтузиазм родителей и педагогов все же позволил им добиться разрешения сохранить статус автономной школы, однако уже без Дьюи, что не могло не сказаться на ее деятельности. Чикагская лабораторная школа с присущим ей демократическим стилем управления, гибкой системой администрирования и общинной формой организации, активными методами проведения занятий и акцентом на развитии личности ученика являет собой пример подлинно гуманистической школы, позволяющей за короткий срок резко поднять уровень и качество жизни детского учреждения. Следующим шагом, позволившим говорить о зарождении воспитательной модели Дьюи, было распространение его идей в начале века в школах г. Гари (штат Индиана, США). Возглавляющий школьный округ этого города Вирт оказался активным сторонником концепции Дж. Дьюи и начал ее широкое внедрение в подведомственных ему школах. В результате они приобрели ряд специфических черт, отражающих идеи Дьюи, поставивших их поначалу в один ряд с Чикагской лабораторной школой, а затем позволивших значительно опередить свою прародительницу. К названным чертам можно отнести следующие. 1. Главной ценностью этих школ стало здоровье детей, что выражалось в большой ознакомительной и санитарно-гигиенической работе медицинского и педагогического персонала, в преобразовании норм и правил школьного общежития, включении самих школьников в борьбу (на уровне города) против фальсификации ряда продуктов питания, например, молока, и т. п. 2. Отказ от классно-урочной системы и гибкое приспособление школьной программы к индивидуальным особенностям детей. Программа пересматривалась каждые два месяца, и характер занятий менялся в зависимости от темпа изучаемого материала. Дети разделялись по «уровню работоспособности», что не означало деления на «умных» и «глупых», а, напротив, давало возможность максимально учитывать их индивидуальные особенности. 3. Школы стали «местом жизни» детей, позволяющим им находиться там в течение полного дня, совмещая занятия в классах с работой в мастерских, играми на спортивных и детских площадках, со свободным общением. Важным достоинством этих школ было наличие прочных «вертикальных» связей, поощрение взаимовыручки, что укрепляло общинный дух и атмосферу сотрудничества. 4. Деятельность школ складывалась на основе полного самоуправления в форме общих собраний, совета учеников и ученического правительства. Собрания служили не только целям управления, но и развитию познавательных потребностей и эстетических чувств, а также чисто информационным задачам. Посредством собраний школа сплачивалась воедино, объединяясь в решении общих проблем, нередкими были приглашения интересных политических деятелей, знаменитостей, приехавших в город, и т. п. 5. Главной целью и главным итогом этих школ было практическое воспитание гражданина, практическое в том смысле, что учащиеся проникались гражданской ответственностью, становясь членами школьных Правительств, участвуя в социально значимых проектах, наконец, просто проявляя заботу о своих младших товарищах и о школе в целом. Таковы основные результаты и особенности работы в школах В западных странах расцвет парадигмы Дьюи приходится на конец 20-х – начало 30-х годов, а в США он продолжался до начала 50-х годов. Резкая критика и внезапный отказ от многих провозглашенных ученым идей связаны с «послеспутниковым шоком» в США и попыткой поворота к иной парадигме – «школе учебы». Однако 80-е годы привели к новому взлету интереса к Дьюи и к новой попытке реализации его концепции. Анализ современного состояния этой парадигмы и степени ее внедренности начнем с констатации того факта, что любые попытки демократизировать учебно-воспитательный процесс в школе в конечном итоге приводят к работам Джона Дьюи, и в этом смысле Брук-лайнская средняя школа, несомненно, представляет собой вариант реализации заложенной им парадигмы. Однако следует постоянно помнить утверждение Дьюи о том, что школьную демократию (а она является краеугольным камнем его концепции) надо всякий раз заново «открывать» в сознании людей и всякий раз заново создавать в каждом вновь образованном социальном учреждении. По определению американского педагога, школьная демократия – это набор идей, ценностей и социальных процессов, которые возникают в ходе серьезного обдумывания, анализа, практической деятельности и согласия большинства членов каждой конкретной социальной группы. Демократическая школа – это школа, всегда открытая новому, всегда готовая к переосмыслению содержания учебных занятий и пересмотру методов обучения, к изменениям в структуре управления и гуманизации отношений учителей и учащихся. В реальной же практике демократическая школа становится такой, какой ее представляют себе члены данного коллектива. Все сказанное позволяет анализировать деятельность Бруклайнской средней школы, не обращаясь постоянно к идеям Дьюи и не ссылаясь на его конкретные указания, ибо опыт Бруклайна – это опыт «открытия» педагогами и учащимися существа и смысла демократии в той форме и тех основных принципах, которые были сформулированы Дьюи. Поставленные исследовательские задачи потребовали использования ряда и традиционных, в том числе эмпирических, методов: посещения уроков и общешкольных собраний, а также собраний «школы внутри школы» и заседаний законодательного комитета, интервьюирования и опроса учащихся, педагогов, библиотекарей, школьных психологов и ученых, научная деятельность которых долгие годы связана с Бруклайном. Использовался также анализ архивных материалов и работа с литературой. В результате значительно яснее стала культура школы, определились главные элементы, составляющие ее атмосферу. В Бруклайнской средней школе царит культ знаний. Свидетельств тому множество. Например, 78 процентов выпускников поступают в высшие учебные заведения, среди которых и наиболее престижный в стране Гарвардский университет. С самых первых шагов (а здесь учатся 4 года – с IX по XII класс) школьников делят на потоки: базовый, стандартный, с отличием и поток наиболее «продвинутого обучения». Строгих границ между потоками нет, а возможность перехода на более высокий уровень обучения определяется лишь учебными успехами, желанием учащихся и их родителей. С одной стороны, здесь доминирует классно-урочная система и отсутствуют занятия в той форме, как их пропагандировал Дьюи; с другой, традиционный урок приобрел в Бруклайне совершенно иные очертания, и это приближает школу к концепции Дьюи, которая, по большому счету, реализуется здесь в полном объеме. Только один пример: Дьюи призывал всячески адаптировать школьную жизнь к интеллектуальным потребностям учащихся. Что, как не это демонстрирует более чем 500 учебных курсов по выбору? Только английское отделение предлагает желающим овладеть ораторским искусством, журналистикой, а также глубже изучить литературу Великобритании, США и некоторых других стран, равно как и индивидуально позаниматься родным языком. В этом смысле Бруклайнская средняя школа значительно опережает по уровню большинство школ своего штата. Сказанное позволяет утверждать, что избранное Дьюи «ценностное ядро» сохранено здесь в полном объеме, но заметно выросла вариативность его использования, повысился уровень технологичности применяемых методов и приемов. Последнее доказывается и тесным переплетением обучающей и воспитывающей функций в деятельности педагогов этой школы. Посещение и анализ уроков, особенно по гуманитарным предметам, позволили вычленить ряд характерных для них особенностей: – установка на диалог и дискуссию; – сотрудничество педагогов и учащихся при выборе и выполнении учебных заданий; – открытость обсуждения, выбор самых разнообразных идей и текстов; – ориентация на создание ситуации успеха для каждого ученика и педагога; – стимулирование творческой активности; – постоянные контакты с учеными-педагогами, корректировка педагогической деятельности школы в соответствии с идеями Дж. Дьюи, к которым позже добавились и отдельные черты авторской модели Л. Кольберга. В целом школа, конечно, ориентирована на выполнение конкретного учебного плана, но при этом главной является задача развития личности каждого ученика, создание в школе эмоционально-комфортного климата для каждого. Можно с полным основанием утверждать, что это одна из немногих современных государственных школ, где столь серьезное внимание уделяется непосредственно проблемам воспитания. Доказательств тому множество, сошлемся лишь на одно из них. «Если бы в вашей школе были только уроки, выглядела бы она такой же, как сегодня? » – этот вопрос был обращен к самым разным учащимся и педагогам, но ответ оказался удивительно единодушным: «Школа потеряла бы свое лицо». Такая весьма нехарактерная для американских школ высокая оценка воспитательной деятельности, определяющей культуру Бруклайна, требует специального рассмотрения. Несколько слов из истории. В 1970 году в школьной газете «Сагамора» появилась заметка с симптоматичным названием «Утверждение новой философии». В ней, в частности, говорилось: «Старая «философия школы» подчеркивала индивидуальное развитие, новая «философия» нацелена на развитие школы как сообщества, которое будет благоприятствовать всем типам обучения. Речь идет о сообществе, где сформируется атмосфера заботы друг о друге, где будет царить уважение разных национальностей, где учащиеся смогут получать знания не только от учителей, но и от своих сверстников, где в равной степени будут высоко цениться все типы преподавания и учения, где восторжествует разум, терпение и терпимость, которые в результате приведут к улучшению школы в целом». Процитированное выше утверждение позволяет говорить о смене ряда ценностных приоритетов, а значит, и о развитии самой школы. Идея создания школьного сообщества, идея построения подлинной системы школьного самоуправления и тем самым перехода на истинно демократические рельсы особенно остро встала на повестку дня школы в 1980 году в связи с приходом нового директора. Одной из наиболее эффективных из предложенных им новаций было так называемое городское собрание. Выборы членов этого постоянно действующего органа самоуправления проходили в октябре и предполагали наличие кандидатов от каждого из четырех структурных подразделений – «домов». Подобное деление школ на более мелкие административные единицы-дома (houses) введено впервые в Бруклайнской средней школе в 30-е годы нынешнего столетия. Во главе каждого «дома» стоит администратор, который координирует всю деятельность и несет ответственность за решение всех важнейших вопросов, а также педагог, функции которого напоминают функции нашего классного руководителя» но только распространенные на большую группу ребят (обычно 500 человек). В результате выборов сложился состав первого «городского собрания» Бруклайна, который насчитывал восемьдесят человек с преобладанием среди них учащихся. Уже первое заседание показало, что городское собрание было призвано сыграть важную роль в изменении жизни всей школы. Об этом недвусмысленно заявил сам директор в своей вступительной речи, в которой заявил: «Мы собираемся передать все вопросы управления «городскому собранию». Более того, оно будет обладать достаточной властью и авторитетом, чтобы давать рекомендации и школьному комитету, и отделу образования в правительстве штата». В заключение он еще раз подчеркнул, что демократическое управление вполне возможно даже в условиях большой средней школы. Среди проблем, волновавших членов первого «городского собрания», особенно выделяются вопросы, связанные с созданием такого школьного климата, который бы строился на основе взаимного уважения педагогов и учащихся, а также равного признания их прав и обязанностей. На повестку дня собраний выносились также и актуальные для всех американских школ вопросы дисциплины и вандализма. Школьные психологи распространили в Бруклайнской средней школе анкету, где был и вопрос о том, что дает ребятам участие в деятельности «городского собрания». Ответы показали, что «собрания» предоставляют школьникам реальное право голоса, возможность принимать решения и следовать им на практике, создают ощущение собственной значимости и авторитета, наконец, способствуют формированию чувства общности. «Городское собрание», как образно охарактеризовал его один из выпускников школы, – это «клей», который соединил всех нас вместе, который сделал нас неотъемлемой частью школы, а сердцем ее по-прежнему является «школа внутри школы» (ШВШ). История последней насчитывает вот уже более двадцати лет, и все эти годы она остается наиболее интересной альтернативной программой, в основании которой лежала идея ученической свободы. По Дьюи, «система свобод... всегда параллельна системе ограничений или контроля... Можно делать только то, что соотносится с тем, что могут или не могут делать другие». Это положение Дьюи было труднее всего осмыслить многим учащимся. Кроме всего прочего, ШВШ – это еще и зримый показатель развития парадигмального основания школы, обогащения ее за счет использования иной модели, в данном случае – модели Л Кольберга. ШВШ начиналась с выдвинутого родителями предложения о создании альтернативного объединения подростков и педагогов, которое позволило бы организовать более равноправные отношения между ними. Поначалу это была лишь учебная программа с более интересными и сложными курсами по выбору. При этом ШВШ оставалась частью Бруклайнской средней школы как в смысле здания, так и в плане учебного процесса. Она занимала три класса и кабинет, приспособленный под офис, и могла вместить до 100 учащихся. Ее персонал состоял из двух преподавателей английского языка (по полставки), одного штатного преподавателя математики и естествознания, учителя общественных наук (на полставки), штатного руководителя проекта и консультанта. Большинство учащихся занималось, по крайней мере, по двум предметам в ШВШ, а остальную часть учебной программы они изучали в обычной школе («внизу»). Содержание занятий было традиционным; основное различие состояло в раскрепощенной атмосфере класса, в менее формальных взаимоотношениях учеников и учителей». Что касается качественного и количественного состава ШВШ, то поначалу она объединяла только «белых» и весьма состоятельных учащихся, но постепенно стала популярна и среди ребят с темным цветом кожи и азиатским разрезом глаз. Сегодня их общее число приближается к ста. Нам довелось побывать на еженедельном собрании этой школы – ее главном законодательном органе. Преувеличением было бы сказать, что там присутствовала безупречная дисциплина: ребята свободно входили и выходили, сидели и даже лежали на полу, а кое-кто массажировал спину(! ) рядом сидящего. Самое удивительное, что при этом они внимательно слушали и очень активно реагировали на все происходящее. Так же свободно вели себя и педагоги. Показалось, что для них эти собрания – еще одна возможность продемонстрировать ребятам свою готовность следовать идеалам демократического воспитания. Опыт Бруклайнской средней школы на практике доказал жизнеспособность и технологичность концепции Джона Дьюи и ее ведущих принципиальных положений, касающихся прежде всего эффективности воспитания гражданина в условиях школы, а с этой целью необходимости создания демократического сообщества взрослых и детей и деятельности полноценных органов самоуправления. Будучи одной из многих школ, представляющих реальное воплощение парадигмы Дьюи, Бруклайнская средняя школа вносит ряд связанных с современной ситуацией и особенностями своей школы изменений. Например, подкрепление основного органа школьного самоуправления некоторыми другими структурными подразделениями типа законодательного комитета, возможность вовлечения в активную деятельность обычно присутствующего в каждой школе «молчаливого большинства». В результате самим фактом своего существования она доказывает возможность превратить даже большую, многоликую городскую школу в подлинное демократическое сообщество учителей и учащихся. Заключая, можно сделать несколько более общих выводов. Во-первых, анализ парадигмы Джона Дьюи позволяет проследить путь от зарождения концепции, вычленения и формулировки ее основного «ценностного ядра» и ценностных приоритетов, до реализации их в условиях Чикагской лабораторной школы, задуманной как проект, а ставшей подлинно первой школой Джона Дьюи, которая открыла путь для превращения ее в модель и направление. Во-вторых, использование концепции Дьюи в разных учебных заведениях г. Гари (штат Индиана, США) и в ряде других школ дало возможность вычленить ряд присущих им особенностей, стабильно поддерживающих концептуальное ядро и ценностные основания, но при этом гибко реагирующих на изменения социально-политических и культурных условий, что повышает уровень адаптивности концепции и делает ее подлинно национальной. К подобного рода особенностям можно отнести следующие: – ориентация на здоровье детей, как главную педагогическую ценность, что, с одной стороны, свидетельствует о педоцентристской направленности этой концепции, а с другой, говорит о ее высоком гуманистическом потенциале; – акцент на развитии личности ребенка как главной цели воспитания и создание для обеспечения этого развития всех необходимых психологических, нравственных и материальных условий; – организация самоуправления в форме общих собраний и школьных правительств, что обеспечивало демократическое основание всей деятельности школы и облегчало процесс формирования подлинного гражданина; – интенсификация усилий, направленных на создание детско-взрослого сообщества внутри школы, построенного на принципах сотрудничества и партнерства и приводящего к формированию общинного духа. В-третьих, способность школы-модели перейти в режим направления, а затем парадигмы связана с рядом важных обстоятельств. Наиболее существенными из них являются три: – отсутствие радикальных подходов, которые могли бы «сломать» педагогические традиции и принципы, сложившиеся до них; – высокая степень технологичности воспитательной системы школы и независимость ее как по содержанию, так и по формам осуществления от личности своего творца; – личностно ориентированный характер ценностного ядра, отвечающий потребностям педагогической общественности XX века, в течение которого идеи гуманизма получили несомненный импульс к развитию[27]. ДЕТСКИЕ ДОМА ЯНУША КОРЧАКА ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ: ВАЛЕЕВА Р. А. ДЕТСКИЕ ДОМА ЯНУША КОРЧАКА «Дом сирот» (1912) и «Наш дом» (1919) – воспитательные учреждения в Варшаве, директором которых был детский писатель, врач и педагог Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) (1878-1942). Содержание, формы и методы воспитательной работы в детских домах Корчака, нравственная атмосфера этих учреждений в значительной степени определялись педагогическим кредо их создателя. У Корчака сложилась своеобразная концепция, согласно которой общество делилось на класс взрослых и угнетаемый ими класс детей. К подобному представлению о детях как своеобразной социальной прослойке Я. Корчак пришел в поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе. Два разных мира – взрослых и детей – противостоят друг другу, хотя и не могут существовать раздельно. Я. Корчак был убежден в абсолютной ценности детства. На этом взгляде построена вся его воспитательная система. Он неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека. Именно поэтому в корчаковских детских домах стремились к тому, чтобы их воспитанники хотя бы в течение нескольких лет пребывания здесь познали радость детства. Я. Корчак упорно отстаивал свои позиции, доказывая, что создал не временный оазис и рай для бедных сирот, а воспитательное учреждение, где можно заложить основы правильного развития. Идея Я. Корчака об абсолютной ценности детства лежит в основе важнейшего принципа его системы – уважения личности и прав ребенка и доверия к нему. Взгляды многих педагогов-реформаторов Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы