Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Участие детей в какой-либо деятельности само по себе гарантирует определенный воспитательный эффект.



«Очень часто, включая детей в какую-нибудь деятельность, мы думаем, что уже само по себе такое участие гарантирует определенный воспитательный эффект. Например, учитель организовал субботник, дети сажали деревья. И вот уже считает, что дело сделано, элементы экологического сознания он детям привил. То же отношение со стороны администрации школы.

На самом деле совершенно неизвестно, произвело ли участие в субботнике предполагаемое воздействие на детей. Может быть, это был один из тех весенних, солнечных дней, когда хочется только гулять. А тут этот нудный учитель со своими саженцами, – пишет
A. M. Сидоркин. Воспитательный эффект гарантирует не всякая деятельность, а только та, которая имеет личностный смысл для учащегося, необходимость которой он самостоятельно осознал. Если же учитель не принимает во внимание личностный смысл деятельности для учащихся, то он сводит деятельность к поведению, а воспитание к дрессировке».

Методический фетишизм. В словаре иностранных слов приведены два значения слова фетиш:

1) неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения;

2) предмет слепого поклонения, идол, талисман, образец.

Соответственно фетишизм: 1) культ фетишей, общий и постоянный элемент многих религий; 2) слепое подражание чему-либо, возведение в фетиш. Заметим: слепое подражание. Так как один из основных сущностных признаков предрассудка – иррациональность (усваивается некритически, без рассуждений), то явление фетишизма связано с предрассудками.

Методический фетишизм – культ методики воспитательной работы, явление, когда вопросы методики заслоняют собственно педагогические проблемы. При этом средства воспитания подменяют собой его цель, и методика превращается в самоцель. Источники методического фетишизма частично кроются в образовательной политике советского государства, когда десятилетиями от учителей требовали отчетов о количестве проведенных воспитательных мероприятий, достижения совершенно нереальных, оторванных от жизни воспитательных целей. Обычно наибольшую трудность у учителей вызывает постановка педагогических целей и задач. Им трудно сформулировать для себя простые и ясные педагогические задачи. И тогда целью становится проведение мероприятия, а учащиеся выпадают из поля зрения педагога.

Причем обнаруживается такая закономерность: чем сильнее и эффективнее воспитательное средство, тем скорее оно превращается в самоцель, фетишизируется. Пример тому – бездумное применение коммунарской методики воспитания. «Взрослому коммунару очень трудно сохранить себя как педагога. Очарование коммунарского сбора настолько велико, что педагог легко растворяет в нем остатки своего профессионального сознания. Он начинает стремиться к тому, чтобы сборы проходили все лучше и лучше, чтобы уровень их все время рос. Перестает видеть оторванность сбора от обыденной жизни. Не замечает двойственности стандартов поведения у детей и у себя», – замечает A. M. Сидоркин.

Существует и другое проявление предрассудка «методический фетишизм». Зачастую воспитатели уходят в развлекательство, превращаясь в обыкновенных массовиков-затейников, разгоняющих скуку школьной жизни.

Данный предрассудок оказывает негативное влияние на деятельность учителя. Привычка не думать о реальном эффекте своей работы заставляет воспринимать детскую самодеятельность как самоцель. Отсюда логика действий: если вдруг по каким-то причинам дети не хотят в чем-то принимать участие, то активизируются различные формы принуждения и подавления личности.

Следует избегать и другой крайности – игнорирования методики воспитательной работы. Такая тенденция существует. Студенты педвузов нередко настроены скептически, а преподаватели часто не могут объяснить, как пользоваться воспитательными методиками.

Необходимо понять, что деятельность детей не исчерпывает всего содержания воспитания. Кроме мероприятий, существует еще общение, отношения как самостоятельный педагогический феномен, мир идей и образов, личностных смыслов, различные среды обитания детей, которые оказывают непосредственное влияние на их развитие.

Предрассудки о необходимости создавать для учащихся

Дополнительные трудности

Учитель должен создавать детям трудности, ограничения и проблемы, чтобы сохранить над ними власть.

А. M. Сидоркин приводит пример из собственного опыта: «Мне пришлось работать воспитателем в общежитии ПТУ. Однажды я с удивлением узнал, что штатным расписанием предусмотрена должность технички, убирающей тот же самый коридор, который моют дети и из-за которого у нас всегда возникали с ними трения. Почему бы просто не принять на работу техничку? На секунду задумавшись, комендант ответила: «Ну что вы, тогда они у нас совсем ничего делать не будут! » По мнению автора, данный предрассудок существует потому, что является поводом для давления, нравоучений, выговоров. Заметим, что у этого предрассудка есть рациональное подпорки: «Нужно приучить детей к труду, выработать навыки».

На самом же деле учитель, думая, что он прививает любовь к труду, подсознательно стремится муштровать. Данным предрассудком обусловлено требование полной тишины на уроке.

Для преодоления этого предрассудка, по мнению A. M. Сидоркина, необходимо перестать стремиться к власти, а значит навешивать на детей все новые требования, предоставив им возможность делать только то, что им действительно понятно и необходимо.

Чем труднее ребенку, тем лучше для него.

«Некоторые уверены, что лекарство обязательно должно быть горьким и чем оно противнее, тем лучше. Так и в воспитании – многие думают, что чем труднее ребенку, тем лучше. И это верное наблюдение, только с одной поправкой: лучше нам, а не ему», – пишет A. M. Сидоркин.

Предрассудки, связанные со стремлением учителя

«не потерять лицо»

Учитель практически всегда лидер, доминирующий в детском коллективе. Фактором возникновения этого предрассудка является мнение авторитетов. В учебниках по педагогике и научных книгах, в статьях и методических пособиях педагогу приписываются функции организатора и управленца. Педагог – тот, кто организует жизнедеятельность детей, управляет ими, выступает распорядителем и верховным судьей. Поэтому, придя к детям, он сразу пытается занять положение, которое позволяло бы эффективно управлять коллективом.

На самом деле, кроме позиции доминирования, существуют и другие приемлемые для учителя позиции: советчика, равноправного партнера, заинтересованного наблюдателя. Позиция управляющего – одна из многих возможных и приемлема при проведении урока; при проведении воспитательных мероприятий, в свободном общении с детьми позиция доминирования неприемлема. «Быть умереннее в претензиях – лучший способ сохранить лицо», – утверждает
A. M. Сидоркин.

Управление поведением воспитанников – это и есть воспитание, сама сущность его.

Чтобы воспитывать, достаточно принимать участие в деятельности детей.

Предрассудки дидактизма

Воспитание – легковесный довесок к учебному процессу. По мнению учителей, имеющих этот предрассудок, школа существует только для обучения, все остальное – ненужное и необязательное, дополнительная и почти не оплачиваемая нагрузка для учителя. Задача школы – учить, а воспитывать должны семья или общественные институты. Возникновение данного предрассудка обусловлено прежде всего психологическими факторами: наличием у учителя чувства собственной некомпетентности в осуществлении воспитания, элементарной боязнью детской активности, не ограниченной жесткими рамками учебного процесса.

Урок – основная форма педагогического процесса. О данном предрассудке писал В. А. Караковский. Он писал о том, что большинство учителей считают урок альфой и омегой педагогического процесса, а все остальное принимают за нечто второстепенное и необязательное. Формы внеурочной работы с детьми, которые господствуют в школе, в значительной мере воспроизводят отношения и деятельность, складывающиеся на уроке.

Особенности современной социокультурной ситуации и педагогические исследования позволяют предположить, что в ближайшем будущем урок не будет доминирующей формой осуществления учебно-воспитательного процесса. «Тенденция развития школы такова, что урок попадает во все большую зависимость от интегральных характеристик школы – от ее духа, господствующего стиля отношений, внеурочного общения и деятельности», – пишет A. M. Сидоркин. Не случайно обращение внимания педагогов на создание в учебных заведениях различных пространств: коммуникативного, творческого, учебного, игрового и других.

Урок – священная корова школьной жизни. Тратить время урока на какие-либо другие цели, кроме прохождения программного материала, недопустимо.

Приведем следующую ситуацию. Учащиеся пришли на урок математики после физкультуры и увлеченно обсуждают неудачу одной из команд. Учитель требует прекратить обсуждения и начинает урок. Ученики хотят поделиться впечатлениями с учителем и не могут настроиться на восприятие учебного материала. Цели урока учителем не достигнуты.

Или: у одной из учениц 5 класса умерла мама. Класс подавлен, все думают, как помочь девочке. Учитель литературы, не выясняя причин подавленности класса, требует выразительности чтения юмористического рассказа. Цели урока опять же не достигнуты, воспитательный эффект отрицательный. В приведенных примерах правильней было бы потратить урок или часть его на беседу с учащимися по волнующим их проблемам. И это время не было бы потеряно зря.

Главный результат образовательного процесса – знания. Многие учителя считают, что они работают для того, чтобы дать детям знания. Остальное, по их мнению, приложится. На самом деле не так уж важно, что именно человек знает. В современном мире знания достаточно быстро устаревают (время жизни технологии – 5 лет, потом она сменяется более современной). Интеллект и способность к творчеству не устаревают никогда. Они же развиваются в процессе глубокого влияния на личность. Как и триста лет назад, в школе оценивается в основном память ученика, а не интеллект или творческие способности.

Предрассудок соразмерной оценки. Если кто-то схватывает легко, до многого доходит сам, мы чувствуем здесь какую- то несправедливость – «не заслужил».

Этот предрассудок препятствует развитию одаренных детей. Вероятно, его влияние вы чувствовали и на себе. Какой будет ваша реакция, если вам снизят отметку на экзамене за банальность ответа? Скорее всего, вы не согласитесь с ней: «Я же все рассказал! »

Для преодоления данного предрассудка необходимо помнить, что все люди разные. То, что для одного пустяк, другому дается ценой огромных усилий, а для третьего вовсе недоступно. И не всегда большое количество затраченных усилий приводит к нужным результатам. Необходимо поощрять и наименьшую затрату усилий, нестандартность выполнения задания.

Предрассудки реформирования

Реформирование требует неординарных средств и уникальных способностей. В определенной степени этот предрассудок обусловлен таким фактором, как пример авторитетов, в частности, пример самоотверженных педагогов, жертвующих себя, все свое свободное время детям (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Я. Корчак и др.). Поскольку учитель не всегда помышляет до них дотянуться, возникает предрассудок, что не следует и вообще что-либо предпринимать.

Негативное влияние его на педагогическую деятельность проявляется в том, что учителя или не пытаются что-либо изменить в своей деятельности, или при реформировании тщатся «перепрыгнуть через две ступеньки».

«Простые средства действительно неэффективны, если пытаться решить с их помощью невыполнимые задачи», – пишет A. M. Сидоркин.

По мнению автора, для преодоления данного предрассудка необходимо составить для себя реально достижимую программу-минимум инновационных преобразований.

Жажда «большого скачка». Возникновение его в определенной степени обусловлено глубинным стремлением педагога к радикальным изменениям в образовательном процессе, которое, однако, не подтверждается соответствующими инновационными усилиями.

Проявление жажды «большого скачка» в деятельности педагогов описано A. M. Сидоркиным: «...маленькая удача служит материалом для больших обобщений: «Вы знаете, мы сейчас очень активно работаем над вертикальными связями между детьми разных возрастов. Вот, например, провели дискотеку 6 и 11 классов». Каждое дело, каждая новинка, возникающая, как правило, совершенно случайно, без анализа положения в конкретной школе, потом, задним числом, выдается за целое направление в работе. Случай принимается за тенденцию, единичное – за закономерное. Жажда «большого скачка» рано или поздно превращается в имитацию скачка – возникают образцовые ситуации, клубы, праздники, открытые уроки, которые никак или почти никак не связаны с общим положением дел».

Негативное влияние данного предрассудка проявляется в создании ложного образа школы не только в общественном мнении и у проверяющих, но и у самих педагогов школы. Организация успеха напоказ идет в ущерб действительному анализу положения дел.

Реформирование школы состоит в реформировании процесса обучения. Источником реформ являются разнообразные проявления отчуждения ребенка от школы: жалобы детей на скуку и однообразие школьной жизни, конфликты с учителями и внутри детской среды. То есть детей и родителей не удовлетворяет не качество подготовки выпускников, а качество жизни школьников. Однако реформирование школы сводится к изменениям только в процессе обучения. «... И в обучении есть проблемы: репродуктивность, убогость материальной базы, большие классы. Но эти проблемы не носят принципиального характера, во всяком случае, их решения, в общем-то, известны. Они «просто» требуют денег и времени», – пишет A. M. Сидоркин. Но, несмотря на очевидность сказанного, реформы школы сводятся к микроскопическим, но конкретным изменениям в процессе обучения (например, введение 12-летнего обучения), а не столь конкретные проблемы внутришкольных отношений в большинстве случаев остаются нерешенными.

Предрассудки родителей

Дети – продолжение родителей. Поэтому они должны быть такими же. Источник данного предрассудка – общечеловеческий архетип – исконно присущее человеку стремление преодолеть конечность своего индивидуального существования. Данный стереотип имеет рациональные подпорки: «Я же в детстве делал это (хорошо учился, занимался музыкой, спортом, не ходил / ходил в детский сад и т. д.) – и вырос вполне нормальным человеком».

Ссылка на собственное детство заведомо предполагает блестящий результат. Причем чем выше поднимается человек по социальной лестнице, тем более он стремится увидеть себя в собственных детях и тем более старается смоделировать для них условия собственного детства. Но ребенок стремится обособиться, осознать себя автономной личностью. Он начинает бунтовать, хочет отличаться от родителей из принципа. И чем больше сходства с родителем находит в себе выросший ребенок, тем больше ему хочется быть другим.

Дети должны строить свою судьбу самостоятельно, но с учетом опыта похожего на них человека – родителя. Поэтому главное для родителей – не смоделировать для ребенка ситуацию собственного детства, а больше рассказывать о себе, чтобы помочь детям избежать собственных ошибок.

Дети должны воплотить в жизнь несбывшиеся мечты родителей. Стремление продолжить себя в ребенке часто сочетается с мечтой вырастить из него выдающегося человека. Родители заранее пишут сценарий жизни ребенка, в то время как им следует больше думать о себе, о самореализации, что в конечном итоге принесет больше пользы ребенку. «На самом деле никогда неизвестно, какой именно опыт детства окажется полезен ребенку в будущем. Скажем, вы сокрушаетесь, что сын ничем не занят, целыми днями валяется на диване и почитывает книжку. Но, может быть, опыт одиночества, общение с самим собой окажется для него в сто крат нужнее, чем полдюжины кружков детского творчества», – пишет A. M. Сидоркин.

Ребенок должен усиленно заниматься разными видами деятельности, готовить себя к жизни. Имея такой предрассудок, родители отдают свое дитя в разные кружки и секции: музыкальную школу, спортивную секцию, хореографический кружок и т. д. При этом они перегружают его, не дают ему возможности четко определиться, развить определенный мотив.

Детей нужно вооружать способностью давать решительный отпор любой агрессии, нужно научить их «работать локтями». Многие родители считают, что альтруизм и нравственность привьют ребенку школа и общественные институты. А если и не привьют, то и так прожить можно. А вот если не научить ребенка постоять за себя, то пропадет, затопчут. В таких рассуждениях есть ошибка.

Если вы вспомните свой жизненный опыт, то согласитесь, что люди, которые не умеют и не любят вступать в склоки и интриги, известные своей порядочностью, гораздо меньше подвергаются агрессивным выпадам со стороны окружающих. Жертвами же целенаправленных, спланированных агрессивных действий становятся чаще всего люди, которые сами склонны к агрессии. Поэтому в реальности искренность, общительность, расположенность к людям являются гораздо более надежной защитой, чем острый язык и умение постоять за себя и внушать страх. Если ребенок растет не в меру добрым и мягким, не может дать отпора сверстникам, это не так уж плохо.

Нравственное воспитание должны давать образовательные учреждения и общество. Многие родители считают, что они должны прежде всего обеспечить ребенку материальное положение, дать образование. При этом считается, что нравственность – не самое главное, чем должен обладать современный человек. Однако родители не учитывают того, что от нравственности ребенка будет зависеть отношение к нему. И никакие общественные институты не смогут сформировать нравственность ребенка, если на это не направлено воспитание в семье.

Если родители при воспитании ребенка будут делать все правильно, то между ними и детьми никогда не возникнет никаких конфликтов. При наличии данного предрассудка родители чрезмерно переживают неудачи в воспитании, стремятся искусственно избежать конфликтов, и проблемы остаются нерешенными.


Поделиться:



Популярное:

  1. G дара 50-й Генный Ключ видит совершенно новую реальность социального взаимодействия людей, «в настоящее время находящуюся на самой ранней стадии проявления в мире.
  2. I BUILD ME A CASTLE (я строю себе замок)
  3. I KEEP MYSELF BUSY (я нахожу себе занятия)
  4. I MAKE ME A RAFT (я делаю себе плот)
  5. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  6. I. Алименты в пользу несовершеннолетних детей.
  7. I. Самооценка и уровень притязаний
  8. II. Имидж библиотек для детей и юношества Удмуртской Республики глазами читателей
  9. III. Воспитание самоанского ребенка
  10. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  11. VII. Определение затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства
  12. VIII. Организация деятельности территориальных органов МВД России


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь