Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пошли мне, Боже, тяжелую жизнь,



Но красивую, богатую, высокую.

Молитва Януша Корчака

Наступил день, когда воспитанникам Дома сирот велено было собраться на привокзальной площади, откуда их отправляли в Треблинку.

Что сказал Корчак детям, ведь он никогда не обманывал их? Как объяснил, что они едут умирать?

Они шли по улицам Варшавы вслед за своим Старым доктором, шли без слез, и над ними развевалось зеленое знамя короля Матиуша. Знамя надежды.

«Появление колонны Дома сирот на привокзальной площади вызвало среди карателей легкую панику. Так, стройными рядами, с песней, сюда не приходила ещё ни одна партия обреченных на смерть людей.

– Кто это? – закричал немецкий офицер.

Переводчик, поляк, с исхудалым, осунувшимся лицом, объяснил ему, что это пан Корчак со своими детьми, известный на всю Польшу врач и педагог.

А детей, одного за другим, уже начали загонять в вагоны, пахнущие хлоркой и землей, сквозь ровный строй автоматчиков с собаками. Януш одиноко стоял на перроне и со слезами на глазах провожал своих воспитанников взглядом. Не смог, не удержался и теперь, размазывая по щекам слезы, скрывал от детей свои красные воспаленные глаза...

– Пан Корчак! Доктор! – воскликнул чей-то хриплый голос, и костлявая рука робко коснулась плеча Януша. Тот обернулся.

– Вам разрешено остаться! – перед ним был переводчик. – Господин офицер разрешил! – радостно заверил его поляк и указал в сторону немецкого офицера.

– А дети? – спросил доктор.

– Нет, дети должны ехать... – тихо сказал поляк и опустил глаза.

– Нет! – в сердцах воскликнул Корчак. – Передайте вашему офицеру, что дети прежде всего!

И, бросив презрительный взгляд в сторону офицера, задвинул за собой двери вагона».

На месте их гибели в Треблинке стоит большой камень, на нем надпись: «Януш Корчак и дети»[29].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 14

 

1. На основе анализа текстов, характеризующих различные воспитательные системы, предлагаем выполнить следующие задания:

1.1. Подготовить доклад одному – двум студентам по каждой воспитательной системе, привлекая дополнительный материал.

1.2. Подготовить краткую характеристику каждой из воспитательных систем, опираясь на теоретический материал, представленный в § 1 главы 12. Форму характеристики предлагаем разработать и утвердить на практическом занятии в группе. При анализе воспитательной системы строго придерживаться совместно принятой формы.

1.3. Выявить положительные, сомнительные и негативные (по вашему мнению) стороны каждой концепции воспитательной системы. В дискуссии оценить предложенные характеристики.

1.4. Выявить в каждой характеристике воспитательной системы те положительные или просто интересные идеи и формы работы, которые:

а) реализовались в практике воспитательной деятельности в вашей школе;

б) игнорировались или были запрещались в вашей школе (почему? )

в) вы хотели бы непременно применить в вашей будущей воспитательной деятельности.

2. Подготовьте яркий и шутливый рассказ на тему: « В академии полностью введена система свободного воспитания Саммерхилльского сообщества: целый день пожинаем плоды…»

3. На заключительном практическом занятии по разделу «Воспитательные системы» обсудить заранее подготовленные в мини-группах ваши авторские модели воспитательных систем, вобравшие в себя все интересное, положительное, что отражено в материале, характеризующем известные (в т. ч. отечественные дореволюционные и зарубежные) воспитательные системы. Обсудив, сопоставив проекты, оценив отдельные аспекты проектов и проекты в целом, разработайте интегрированный проект воспитательной системы, предлагаемой вашей группой.

4. Обратите внимание на то, как будет разворачиваться дискуссия, насколько корректны и объективны ее участники, в какой мере они (все вы) овладели умением осуществлять такую форму делового общения…

Успеха!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Богуславский, М. В. Гуманистическая педагогика М. Монтессори / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // Монтессори М. Помоги мне сделать это самому; Сост., вступ. статья М. В. Богуславский,
Г. Б. Корнетов. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2000. – С. 5–26.

Валеева, Р. А. Детские дома Януша Корчака / Р. А. Валеева // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – С. 75–100.

Валеева Р. А. Школа Саммерхилл – система свободного воспитания / Р. В. Валеева // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова; Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – С. 40–61.

Вульфсон, Б. Л. Френе / Б. Л. Вульфсон // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт.; Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – С. 530–531.

Цырлина, Т. В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее / Т. В. Цырлина. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Педагогика С. Френе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //ps.1september.ru /2000/ 53/3-1.htm/ – Дата обращения: 16.08.2012.

Хорзеева, В. Дети прежде всего [Электронный ресурс] / В. Хорзеева. – Режим доступа: http: //www.newacropolis.ru/magazines/5_2005/
Deti_pregde_vsego/. – Дата обращения: 21.08. 2012.

 

ГЛАВА 15.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ПРЕДРАССУДКИ, УСТАНОВКИ, ОШИБКИ, БАРЬЕРЫ:

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

§ 1. Педагогические стереотипы.

§ 2. Педагогические предрассудки.

§ 3. Педагогические установки.

§ 4. Педагогические ошибки.

§ 5. Профессиональные педагогические барьеры.

Завершающая глава нашего пособия дает представление о малоизученной области педагогического знания – о педагогической мифологии, которая выступает, с одной стороны, как учение о природе и путях преодоления профессиональных заблуждений (стереотипов, предрассудков, ошибок и т.п.) педагогов, с другой стороны, как важный фактор, определяющий рациональное поведение и ролевые позиции участников образовательного процесса.

В главе использованы материалы одной из глав очень интересного, но, к сожалению, изданного небольшим тиражом (3000 экз.) учебного пособия Ю. С. Тюнникова и М. А. Мазниченко «Педагогическая мифология», раскрывающего истоки педагогического мифотворчества, предлагающего способы решения актуальных педагогических проблем, порожденных иногда незнанием, нередко заблуждениями, часто неадекватными представлениями о природе, сути, системе зависимостей явлений и фактов воспитательной реальности.

Мы надеемся на то, что знакомство с материалами «Педагогической мифологии» о наиболее распространенных профессиональных заблуждениях педагогов (стереотипах, предрассудках, установках, ошибках и профессиональных педагогических барьерах) вызовет у будущих учителей желание включиться в поиск ответов на великое множество вопросов, которые каждодневно задает нам такая знакомая и такая загадочная воспитательная практика. Впрочем, многие ответы вы найдете в этой умной книге.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Все мы живем во власти стереотипов. Система стереотипов – это реальность, которую мы сначала придумываем, потом получаем. Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, т. к. он накладывает отпечаток на фактические данные в момент их восприятия. Стереотип может видоизменяться в зависимости от меняющихся условий, а помогает ему в этом наше восприятие, оценка, реагирование и мышление. Для педагога знание этой особенности стереотипа является очень ценным[30].

Современным определением стереотипа можно считать следующее: «стереотип – это устойчиво сохраняющиеся в сознание образы или представления, которые эмоционально окрашены предубеждением или пристрастием, т. е. устойчивой оценкой[31].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ТЮННИКОВ Ю. С., МАЗНИЧЕНКО М. А.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

 

Впервые в социальные науки термин «стереотип» был введен в 1922 г. У. Липпманом, который отмечал, что «стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценностные позиции и права». Отличительные черты стереотипов как элементов восприятия мира человеком, по У. Липпману, «устойчивость, ригидность, консерватизм ».

Процесс создания упрощенной картинки мира – стереотипа – называют стереотипизацией. «Стереотипизация – это реальный психологический процесс восприятия, результатом которого становится «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ чего-либо».

Содержание стереотипа может быть как позитивным, так и негативным. Негативные стереотипы отражают действительность примитивно, упрощенно, неполно, т. е. неадекватно. Они вступают в противоречие с глубиной осознания действительности, с диалектикой непрерывного процесса изменений, с творческим стилем деятельности.

В поле стереотипов довольно большую часть занимают профессиональные стереотипы, к числу которых следует отнести и педагогические.

Педагогические стереотипы определяются как поведенческие, мыслительные или аффективные (эмоциональные) эталоны, на которые ориентируется педагог в своей профессионально-педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогических стереотипов позволяет сделать вывод о том, что в деятельности учителя они могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.

Позитивные функции:

· помогают педагогу быстро сориентироваться и построить свою деятельность в реальной учебно-воспитательной ситуации;

· создают возможность хранить в памяти обобщенные характеристики объектов педагогической действительности и актуализировать их в соответствующих обстоятельствах.

Негативные функции:

· приводят к снижению качества образовательного процесса;

· ограничивают творческую активность;

· сдерживают процесс перехода к новой парадигме образования, служат тормозом обновления;

· обусловливают трафаретность, упрощенность взглядов на возникающие проблемы;

· снижают гибкость мышления, умение взглянуть на вещи с иной позиции;

· препятствуют развитию надситуативного уровня педагогического мышления;

· при определенных условиях приводят к профессиональным и личностным деформациям.

Как видим, набор негативных функций несколько шире. Действительно, педагогические стереотипы чаще всего негативно влияют на профессиональную деятельность учителя. А поскольку педагогическая деятельность динамична, зачастую носит эвристический характер, простой перенос приемов, методов педагогического воздействия из одной ситуации в другую не всегда дает ожидаемый эффект.

Практически каждый акт взаимодействия учителя с учащимся сам по себе уникален, а педагогическая деятельность в силу влияния многочисленных детерминаций фактически носит характер перманентного эксперимента, стереотипы препятствуют адекватному восприятию уникальных педагогических ситуаций и в конечном счете педагогическому творчеству.

А что же хорошего в педагогических стереотипах? Задумаемся, какой смысл мы вкладываем в понятие «опытный учитель». Одним из главных его качеств считается способность уже при первой встрече с учащимися определить их основные особенности, наметить распределение ролей в коллективе. Опытный педагог, впервые войдя в новую группу, отмечает: «Вот этот, скорее всего, доставит мне много хлопот, крепкий орешек, а этот...» что это такое, как не опора на педагогические стереотипы, в основе которых лежит опыт педагогической работы, постоянного взаимодействия с детьми?

В данном случае стереотипы выполняют ориентационную (точнее – распознавательную) функцию. «В познании личности учащегося стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко следует им, и их влияние приобретает абсолютный характер. А положительное значение стереотипы приобретают в том случае, если педагог, опираясь на них, дает вероятную приблизительную оценку личности учащегося («скорее всего, он доставит мне много хлопот»), если педагог отдает себе отчет в существовании субъективных оценочных стереотипов»[32].

Стереотипы определяют основные черты педагогического мышления и деятельности учителя. Рассмотрим негативные педагогические стереотипы мышления и поведения.

Негативные педагогические стереотипы мышления

Учебоцентризм как стереотип восприятия учащихся. Учителя, для которых характерно наличие данного стереотипа, озабочены прежде всего успеваемостью и не видят за отметками индивидуальности учащегося. Негативное влияние данного стереотипа заключается в том, что в классе возникает негативное отношение к отличникам, осуждается их стремление выслужиться перед учителем. У учащихся может возникнуть ошибочное представление о том, что успех в учебе зависит от отношения учителя, которое снижает мотивацию к обучению у слабых учащихся. Мало внимания уделяется воспитанию нравственных качеств.

Стереотип восприятия личностных качеств учащихся. Среди педагогов распространен стереотип о связи хорошей успеваемости учащегося с его личностными качествами: успешно учится – значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо – значит ленивый, несобранный и т. д. «Неблагополучные» дети – это, как правило, ершистые, беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, молча (пассивно, подчиненно) реагировать на замечания, вступают в пререкания. Учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний учителя, обычно оцениваются как благополучные и не попадают в список «трудных».

Стереотип восприятия «идеального» и «плохого» учащегося.
В мышлении большинства учителей имеет место стереотип восприятия «идеального» учащегося. Идеальным, согласно данному стереотипу, является учащийся, который всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину. Существует также стереотип во с приятия «плохого» учащегося как ленивого, пассивного или непослушного школьника, враждебно настроенного к школе и учителю. Учителя считают таких детей безразличными, агрессивными, неадаптивными и даже видят в них потенциальных преступников. Хотя это далеко не всегда так.

Уместно вспомнить, что великий Эйнштейн был медлительным и поэтому не пользовался особой любовью учителей. Психологические эксперименты показывают, что «трудные» дети психологически здоровее тех, которые являют собой пример послушания. Наличие данного педагогического стереотипа в мышлении учителя обусловлено тем, что «идеальный учащийся» утверждает учителя в его роли, делает его работу приятной и соответственно оказывает позитивное воздействие на его Я-концепцию. «Плохой учащийся», напротив, служит источником отрицательных эмоций учителя.

Стереотип восприятия девочек и мальчиков. В исследовании Гюнтера – Клауса восприятие мальчиков оказалось на 80% негативно-критическим и лишь на 20 % – поощряющим. Психолог выявил, что девочки оцениваются учителем в целом менее строго по сравнению с мальчиками, поэтому учителя легче подчиняют их поведение установленным нормам.

Стереотип восприятия поступков учащихся. Данный стереотип характеризуется ошибочным представлением «Все проступки детей злонамеренны, они стремятся досадить учителю».

На самом же деле дети зачастую просто живут своей жизнью, а не ведут диалог с учителем. Во многих случаях, совершая проступки, они никоим образом не связывают их с учителем, с желанием досадить ему. Не всякий коллективный побег с урока в кино есть вызов учителю. Может, действительно, кино было необыкновенно интересным.

Стереотип восприятия педагогических успехов и неудач. Зачастую педагоги приписывают причины педагогических неудач внешним обстоятельствам («дети не хотят учиться», «родители не следят за учебой детей», «средств не хватает»), а причины успехов – себе. Даже когда налицо прогресс в развитии детского коллектива и отдельных личностей, это не всегда заслуга отдельного учителя. Может быть, просто дети подросли, ученики и учитель «притерлись друг к другу».

Человеческие сообщества интуитивно стремятся к успокоению, к большему взаимодействию, к психологическому комфорту. Эти естественные процессы учитель зачастую принимает за непосредственные результаты своей педагогической деятельности. Кроме того, прогресс в развитии учащегося чаще всего результат коллективной работы всех учителей, работающих в классе, и родителей.

Стереотип восприятия профессии. Многие учителя считают, что профессия учителя не дает возможности получать удовольствие от работы, самореализовываться, что профессия учителя – это сплошная нервотрепка и каторга. В действительности школа может давать редкостное, ни с чем не сравнимое удовольствие от общения с миром детства. Если учитель, получает удовольствие от своей работы, то и дети также получают удовольствие от обучения, не воспринимают его как скучную обязанность. Если же учитель не получает удовольствия, это прежде всего передается детям и снижает положительную мотивацию к обучению.

Стереотип восприятия школы. В обществе имеет место стереотип восприятия школы: «казарма», «обязаловка и принудиловка», «учителя не понимают детей, живут в отрыве от реальной жизни» и др. Возникновение такого стереотипа обусловлено тем, что большинство людей при восприятии школы ориентируются на собственный опыт пребывания там в качестве ученика. Но такой образ школы не является адекватным. За прошедшие десятилетия школа изменилась. Кроме того, одна школа не дает представления обо всех.

Стереотип восприятия родителей. Многие учителя считают, что родители обязаны заботиться об успеваемости и поведении детей. И если у учителя трудности с детьми, то в этом виноваты родители, и они обязаны что-то предпринимать.

Стереотип восприятия педагогических инноваций. Причиной возникновения этого стереотипа является установка «нельзя экспериментировать над детьми», реализующая известную заповедь «не навреди». Отсюда негативное восприятие и оценка инноваций, боязнь их, особенно комплексных и радикальных, имеющих повышенную долю риска. Боязнь риска часто становится непреодолимым препятствием на пути введения в практику новых педагогических идей. Любое педагогическое нововведение, действительно, содержит риск, связанный с непредвиденными трудностями, ибо неизвестно, даст ли вводимое новшество ожидаемый результат, приживется ли оно в традиционных условиях, как отнесутся к нему учащиеся и их родители. Но «кто не рискует, тот не пьет шампанского! ». Инноваторы всегда рискуют, и степень их риска тем выше, чем сложнее и масштабнее нововведение и чем больше самостоятельности они проявляют при этом.

Джон Холт выделяет три метафоры, которые служат источником всех педагогических стереотипов:

Метафора 1. «Конвейер» – представление о школе как конвейере по наполнению детей знаниями.

Метафора 2. «Подопытные животные» – представление об учениках как объектах дрессировки и о воспитании по принципу «задача – награда – наказание».

Метафора 3. «Больница» – взгляд на школу как на особое место, где исправляют, лечат мозги.

В. А. Сластенин выделяет следующие стереотипы обыденного педагогического сознания: функционализм, отождествление логики воспитания с логикой обучения, отношение к ребенку как к «учебному человеку», подмена целостного педагогического процесса суммой изолированных друг от друга мероприятий и др. Автор подчеркивает необходимость «расшатывания» (переструктурирования) негативных педагогических стереотипов. Собственно расшатывание стереотипов «есть не уничтожение их, так как они легко заменяются новыми, а использование конструктивной части для их переструктурирования, переосмысления».


Поделиться:



Популярное:

  1. F) Таможенные пошлины на импорт
  2. X. Не должно быть ревности. Половая любовная жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенстве, на глубокой идейной близости, на взаимном доверии, не допускает лжи, подозрения, ревности.
  3. Алекс подошла ко мне, обняла, а после поцеловала.
  4. Бейб Рут делал то же самое. Он очень ясно понимал, кем является и каково его отношение ко Мне, и свою жизнь он посвятил, чтобы отразить это, чтобы познать себя в своем собственном жизненном опыте.
  5. Благодарю тебя за возможность очиститься от того, что происходит во мне, и от того опыта, который я получил в результате твоего вопроса.
  6. В одиночестве ты исчезнешь как эго и личность и найдешь себя как саму жизнь, бессмертную и вечную. Пока ты не способен быть один, весь твой поиск истины останется поражением.
  7. Взыскание и возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
  8. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
  9. Глава 7. Жизнь, этикет, нравы
  10. До самых сумерек на фестивале кипела жизнь, и царило веселье.
  11. Забудет этот день, -- пусть ее жизнь, все, что ей еще предстоит
  12. И жизнь, и смерть – в руках Божиих (По поводу известий о холере)


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь