Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА: Семейно-бытовая обрядовая поэзия
I. Понятие «семейно-бытовая поэзия» (когда и кем исполнялись произведения, чем сопровождались, на что ориентированы). Общественный характер и функции русских семейных обрядов. II. Свадебный обряд и народная поэзия. · Происхождение свадебных обрядов. Архаические формы славянских браков (домоногамный, «умыкание», «свадьбы-самокрутки», «купля-продажа») и их отражение в классическом обряде русской свадьбы. · Структура свадебного действа (основные моменты свадебного ритуала, участники, произведения, исполняющиеся в ходе свадьбы). Свадебные " чины": князь, княгиня, сваты, дружка, подруги невесты, тысяцкий и др. и их роль в свадебном действе. · Жанры свадебной поэзии. Ритуальные, заклинательные, величальные, корильные и лирические песни. Устойчивые образы и мотивы, композиционные приемы. Поэтический язык свадебного фольклора. III. Похоронные обряды и причитания. Система образов в причитании, символика причети (растительная, зооморфная, астральная и др.). IV. Рекрутские обряды и фольклор. Рекрутский плач как форма социальной критики. Основные мотивы и эпизоды рекрутских причитаний, стилистические особенности.
Задание 1. Отработать и записать в «Словарик литературоведческих терминов» опорные понятия: величания, корильные песни, приговор свадебный, причитание. 2. Законспектировать статью Чистова К.В. «Русская причеть» (Чистов К.В. Русская причеть // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – С. 111-117) 3. Выписать в цитатник по одному примеру на каждый жанр семейно-бытовой обрядовой поэзии. 4. Проанализировать две свадебные песни (письменно). 5. На занятие принести хрестоматию (Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглов. – СПб., 1993 или Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006)
Литература Основная Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003. – С. 86-112. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. – СПб., 2003. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. – СПб., 2004. Свадебный фольклор // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 178-263. Обрядовые и необрядовые причитания // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 264-320. Чистов К.В. Русская причеть // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – С. 111-117. Дополнительная Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2001. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1990. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1999. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. – М., 1970. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. – М., 1978 (М., 1982).
Практическое занятие № 3 по дисциплине " Фольклор" ТЕМА: Русская народная сказка I. Сказки, их определение, жанровый состав. Отношение вымысла и реальности, социальная и идейно-художественная характеристика вымысла. II. Классификации сказок (В.П. Аникин, В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева). Выделить и обосновать принципы классификаций: композиция, тип героя, сюжет. III. Сказки о животных · Проблема происхождения. Своеобразие вымысла. · Персонажи сказок о животных (типологические блоки). · Особенности сюжетов сказок о животных. · Композиция и стиль сказок о животных. · Анализ сказки " Кот и лиса" (тема, конфликт, сюжет сказки; соотношение реальных черт и элементов вымысла в изображении и поведении персонажей; Собственные имена как художественный прием; аллегорический, юмористический или сатирический смысл сказки; композиция сказки; роль повторов, диалогов; язык и стиль сказки). IV. К какому типу относятся сказки «Звери в яме», «Волк и семеро козлят», «Колобок»? Найти переходные, синтетические элементы разных сказочных типов в этих произведениях. V. Кумулятивные сказки: композиция, сюжеты, поэтика. · Принцип кумуляции и поэтика финала. · Проанализировать на примере 1 сказки (" Петушок да курочка", " Коза Тарата", " Коза луплена" ) особенность развития сюжетной цепи, систему образов, их сказочные функции. VI. Композиция и поэтика докучных сказок. VII. Бытовые (новеллистические) сказки. · Проблема происхождения. Своеобразие вымысла. · Тематика, проблематика. Персонажи. · Разновидности бытовых сказок. · Подобрать и проанализировать 2-3 сказки на разные сюжеты. Задание 1. Отработать и записать в «Словарик литературоведческих терминов» опорные понятия: сказитель, сказка, сказка авантюрная, сказка бытовая, сказка волшебная, сказка докучная, сказка кумулятивная, сказка новеллистическая, сказка о животных, сказковедение. 2. Принести на занятие сборники сказок или хрестоматию (Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглов. – СПб., 1993 или Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006). Прочитать указанные в плане сказки. 3. Письменно проанализировать сказку " Кот и лиса", кумулятивную сказку (по выбору студента), бытовые сказки (по выбору студента). Литература Основная Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003. – С. 142-168. Пропп В.Я. Собрание трудов: Русская сказка. – М., 2000. Адоньева С.Б. Сказочный текст и традиционная культура. – СПб., 1997. Юдин Ю.И. Русская бытовая сказка. – М., 1998. Сказки // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 637-666; 718-732. Дополнительная Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984 Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М., 1975 (Серия " Из истории мировой культуры" ) Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989 Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. – М., 1965
Практическое занятие № 4 по дисциплине " Фольклор" ТЕМА: Волшебная сказка I. Происхождение волшебных сказок, своеобразие вымысла. · Древнейшие представления, сохранившиеся в виде фантастических мотивов в сказке: анимистические и тотемистические представления, магия, жертвоприношения, оборотничество, система табу и т.д. II. Сюжетный состав волшебных сказок. Наиболее популярные сюжеты (добывание невесты и др.) III. Сказочный хронотоп (рассмотреть на конкретных примерах): – «Свой» и «чужой» мир; путь-дорога как организующий стержень сказочного пространства. – Поэтика сказочного времени (длительность путешествия и мгновенность преодоления сказочных пространств). IV. Персонажи восточнославянской волшебной сказки. · Классификация персонажей · Персонажи «первого ряда» – «Высокий» герой. Происхождение образа, функции. Круг сюжетов с «высоким героем». – «Низкий» герой. Идеализация «низкого» героя, его эволюция. · Персонажи «второго ряда» – «Помощники» главных героев, их функции, происхождение образов. – «Противники»/ антагонисты, функции, происхождение образов. Баба Яга и Кощей Бессмертный: гипотезы о происхождении образов, сказочная функция. V. Композиция волшебной сказки. VI. Язык и стиль волшебных сказок. Задание 1. Самостоятельно проанализировать сказки «Перышко Финиста ясна сокола», «Царевна-лягушка» (тема, идея, сюжет, композиция, система персонажей, художественно-изобразительные средства и приемы, особенности стиля). 2. Принести на занятия сборники сказок.
Литература Основная Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003. – С. 147-156. Аникин В.П. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – С. 235-246. Мелетинский Е.М. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М., 2003. – 223-228. Пропп В.Я. Собрание трудов: Русская сказка. – М., 2000. Пропп В.Я. Собрание трудов: Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1998. Волшебные сказки // Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006. С. 666-718. Дополнительня Адоньева С.Б. Сказочный текст и традиционная культура. – СПб., 1997. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М., 1975 (Серия " Из истории мировой культуры" ). Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки.– М., 1965. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. – М., 1958 («Низкий» герой волшебной сказки»). Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы («Замкнутое время сказки», «Художественное пространство сказки») // Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение. – СПб, 1997.–С. 20-23, 129-134. Эта же работа: Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3-х тт. – Л., 1987. –Т. 1.– С. 507 – 511, 530-634.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы