Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поэзия и проза как две художественные системы
Поэзия и проза как системы художественной речи. Проблема границ между поэзией и прозой: возможность наблюдения степени организованности плана выражения (ритмическая организация текста, рифмы, особенности сюжетно-композиционной организации, вертикальные и горизонтальные контексты и др.). Пограничные формы поэзии и прозы. Образ в художественной речи. Образ-индикатор (прямое значение слова), образ-троп (переносное значение), образ-символ (обобщенное значение на базе частных переносных) (Н. С. Валгина). «Перевернутый» образ (Ю. М. Лотман). Типология художественных текстов. Текстовая парадигма. Функции текста. Признаки художественного текста (полисемантичность, полифункциональность, антропоцентричность, образность, диалогичность, риторичность, отрицательная энтропия, наличие стилевой доминанты и др.). Структура художественного текста: системная организация (параллелизм, сцепление, изоморфизм) и нарушение системы (эффект обманутого ожидания, отстранение, актуализация, выдвижение). Нарушения системности как смысловые доминанты. Основные категории (образ автора, точка зрения, хронотоп и др.) художественного текста. Художественный текст как система субкодов. Уровни кодирования (графический, фонетический, метроритмический, лексический, морфологический, синтаксический, код образов, стилистических приемов и т.д.). Стилистика орнаментальной прозы. ДЛЯ СПРАВОК: Термины и понятия Образ автора – идейно-композиционный стержень художественного произведения, вокруг которого организуются его языковые и композиционные элементы, благодаря которому они приобретают целесообразность и своё идейно-эстетическое назначение (В. В. Виноградов). Орнаментальная проза – основана на ассоциативно-метафорическом типе связи; проза «украшенная», с «системой насыщенных образов», с метафорическими красивостями (Н. Лесков, А. Ремизов, Е. Замятин, А. Белый); гипертрофированное ощущение формы, когда слово становится предметом лингвистического эксперимента (Н. Валгина). Приемы создания орнаментальной прозы (Л. А. Новиков[8]): обращение к простонародной стихии языка (Н. Лесков); чрезмерная метафоричность, образность (ранний М. Горький); повышенная эмоциональность, доходящая до восторженности (фрагменты текстов Н. Гоголя); тяготение к словотворчеству (А. Белый). Сюжет – события в их последовательности, движении, развитии, как они изложены в произведении. Точка зрения – 1) мнение, определенный взгляд на вещи, особые оценки и интонации, то или иное отношение к чему-л. (М. Бахтин); 2) некая условная точка в пространстве и времени, с которой автор или рассказчик видят всё изображаемое (А. Горшков). Фабула – совокупность изображаемых в произведении событий. Хронотоп – времяпространство, неразрывная связь времени и пространства в художественном тексте и концептуальной картине мира. Список литературы 1. Автор и текст. – СПб., 1996. 2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994. 3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. 4. Валгина Н. С. Теория текста. – М., 2003. 5. Васильева В. В. Интерпретация как форма существования текста // Проблемы межкультурной коммуникации. – Пермь, 1999. 6. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М., 1971. 7. Виноградов В. В. Язык и стиль русских писателей: от Карамзина до Гоголя. – М., 1990. 8. Галеева Н. Л. Параметры художественного текста и перевод. – Тверь, 2001. 9. Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. – М., 1983. 10. Долинин К. А. Интерпретация текста. – М., 1985. 11. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977 12. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. – Л., 1979. 13. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970. 14. Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. – Свердловск, 1991. 15. Пищальникова В. А., Сорокин Ю. А. Введение в психопоэтику. – Барнаул, 1993. 16. Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. – М., 1996. 17. Рикер П. Конфликт интерпретаций. – М., 1995. 18. Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. – М., 1985. 19. Сорокин Ю. А., Марковина И. Ю. Национально-культурная специфика художественного текста. – М., 1989. 20. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. – М., 1985. 21. Тодоров Цв. Теории символа. – М., 1999. 22. Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и художественное. – М., 1979. 23. Успенский Б. А. Поэтика композиции. – М., 1970. 24. Шаховский В. И. Языковые стили и их конвергенция в художественном произведении // НДВШ. ФН. 1994. №2. 25. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. – М., 1987. Задания для самостоятельной работы Задание 1. В предложенном художественном тексте (тема 15 задание 1, 10; тема 18 задание 10, 13; тема 20 задание 2, 5, 7; тема 20 задание 7; тема 21 задание 2; тема 22 задание 3; тема 23 задание 10) на разных языковых уровнях определите системную организацию единиц и нарушения системы; определите смысловые доминанты текста; соотнесите их с сильными позициями и ключевыми словами текста. Задание 2. Охарактеризуйте предложенные тексты как художественные. Проанализируйте их, используя различные виды анализа. Определите языковые средства, выявляющие образ автора. Озаглавьте тексты, учитывая то, что оба текста имеют одинаковое название.
Шепнуть заклятие при блеске [1] Два пальца вверх – это победа Звезды падучей я успел, И это два пальца в глаза. Да что изменит наш удел? Мы бьемся насмерть за вторник, за Все те же топи, перелески, среду, Все та же полночь, дичь и глушь, Но не понимаем уже четверга. А если б даже божья сила [2] Но, революция, ты научила нас И помогла, осуществила Верить в несправедливость добра, Надежды наших темных душ, Сколько миров мы сжигаем в час То что с того? Уж нет возврата Во имя твоего святого костра! К тому, чем жили мы когда-то. [3] Человечье мясо сладко на вкус, Потерь не счесть, не позабыть, Это знают иуды плакатных зим, Пощечин от солдат Пилата Что вам на завтрак – опять Иисус? Ничем не смыть и не простить. Ешьте! Но знайте, мы вам Как не простить ни мук, ни крови, не простим. Ни содроганий на кресте [4] Так что же нам делать, о чем же Всех убиенных во Христе, нам петь? Как не принять грядущей нови Над чьими плечами твоя голова? В ее отвратной наготе. Сколько афгани стоит смерть, 1925 И. Бунин. Если чья-то жизнь не права? 80-е гг. ХХ в. Ю. Шевчук Задание 3. А. И. Горшков предлагает следующую схему структурирования текста [9]. Проанализируйте разные виды и жанры научных, публицистических, фольклорных текстов, используя данную схему. Сделайте выводы о специфике структурирования текстов различных жанров. Структура текста План содержания План выражения Тема Материал Языковой Словесный действительности материал ряд Идея Архитектоника Композиция
«Лики» образа автора Сюжет Образ автора ДЛЯ СПРАВОК: Термины и понятия Архитектоника – внешняя форма строения произведения словесности, расположения его частей: пролог, эпилог, глава, часть, книга, том; в стихотворных произведениях – строфа и так называемые «твердые формы» стиха (сонет, венок сонетов, французская баллада и др.). Архитектонику напоминает предлагаемое в «лингвистике текста» «объемно-прагматическое членение текста» (А. И. Горшков). Задание 4. Приведите примеры «перевернутых» образов в текстах художественной литературы, рекламы, живописи. ДЛЯ СПРАВОК: «Перевернутый» образ «Перевернутый» образ (термин Ю. М. Лотмана) – троп, в котором два противопоставленных объекта меняются доминирующими признаками; своеобразное разрушение стереотипа, что особенно характерно для текстов сатиры и абсурда. Ю. М. Лотман в качестве «перевернутых» образов называет: противостояние М. Цветаевой и Б. Пастернака (цветаевское мужество и пастернаковская «женственность»); моду как воплощение «немотивированной новизны». Н. С. Валгина рассматривает «перевернутый» образ в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова: «фантастичность» московского быта и «реальность» эпизодов с Иешуа и Понтием Пилатом; образ Воланда (Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст). Задание 5. Приведите примеры орнаментальной прозы, аргументируйте свой выбор текстовым материалом. Задание 6. Охарактеризуйте один из рекламных текстов печатных и электронных СМК как художественный; определите специфику «художественности» рекламного текста. Как, на ваш взгляд, реализуется образ автора в рекламном тексте? О каком авторе следует говорить в данном случае? Определите художественные жанры, на которые чаще всего ориентированы рекламные тексты. Объясните причину доминирования именно этих художественных жанров. Какая точка зрения доминирует в рекламном тексте? Почему? Задание 5. На основе анализа статьи В. Жирмунского «О поэзии классической и романтической»[10] выделите особенности классической и неклассической поэзии в предложенных текстах. 1) [1] Медлительной чредой нисходит день осенний, Медлительно крутится желтый лист, И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист – Душа не избежит невидимого тленья. [2] Так, каждый день стареется она, И каждый год, как желтый лист кружится, Все кажется, и помнится, и мнится, Что осень прошлых лет была не так грустна (А. Блок). 2) [1] Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. [2] Вся комната напоена Истомой – сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна. [3] Немного красного вина, Немного солнечного мая – И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна (О. Мандельштам). Задание 6. Рассмотрите проблему отсутствия четких границ между поэзией и прозой на основе анализа текстов. 1) Сад то сиял жарким солнцем и гудел пчелами, то стоял в какой-то тончайшей голубой тени: в бесконечно высокой, еще молодой, весенней и вместе с тем яркой и густой синеве порой круглилось, закрывало солнце бесконечно высокое облако, и воздух медленно темнел, синел, небо казалось еще больше, еще выше, и в этой вышине, в счастливой весенней пустоте мира начинало вдруг как-то благостно и величественно, с постепенно возрастающей и катящейся звучностью и гулкостью погромыхивать… Я взял карандаш и, все думая о смерти, стал писать на учебнике: И вновь, и вновь над вашей головой, Меж облаков и синей тьмы древесной, Нальется высь эдемской синевой, Блаженной, чистою, небесной, И вновь, круглясь, заблещут облака Из-за деревьев горними снегами, И шмель замрет на венчике цветка, И загремит державными громами Весенний бог, а я – где буду я? (И. Бунин «Жизнь Арсеньева»). 2) Волнение прошлого… Несчастен тот, кто недоступен этому изысканному чувству – в нем расстилается свет сна и звучит грустное удивление. Никогда, никогда больше не повторится оно! По мере ухода лет уходит его осязаемость, меняется форма, пропадают подробности. Кажется так, хотя его суть та, та самая, в которой мы жили, окруженные заботами и страстями. Однако что-то изменилось и в существе. Как человек, выросший лишь умом – не сердцем, может признать себя в портрете десятилетнего, так и события, бывшие несколько лет назад, изменяются вместе с нами. И, заглянув в дневник, многое хочется переписать так, как ощущаешь теперь. Поэтому я осуждаю привычку вести дневник. Напрасная трата времени! (А. Грин «Золотая цепь»). Задание 7. Сделайте сопоставительный стилистический анализ текстов, имеющих одинаковое название.
Парус Парус [1] Белеет парус одинокой [1] Звездами вышит парус мой, В тумане моря голубом!.. Высокий, белый и тугой! Что ищет он в стране далекой? Лик богоматери меж них Что кинул он в краю родном?.. Сияет, благостен и тих. [2] Играют волны – ветер свищет, [2] И что мне в том, что берега И мачта гнется и скрыпит… Уже уходят от меня! Увы, - он счастия не ищет Душа полна, душа строга - И не от счастия бежит! И тонко светятся рога [3] Под ним струя светлей лазури, Младой луны в закате дня. Над ним луч солнца золотой… И. Бунин А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! М. Ю. Лермонтов ТЕМА 21 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы