Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос.Младшая Хань :реформы Ван Мана ,восстание Красных Бровей



Династия Хань разделяется на 2 периода – Старшей (или Ранней) Хань (202 г.до н.э. – 8 г.н.э.) и Младшей (или Поздней) Хань (25-220). Столицей империи Лю Бан объявил г.Чанъань.

 

Реформы Ван Мана и крушение Старшей Хань

Реформы были Китаю жизненно необходимы, вопрос был лишь в том, кому и как проводить эти реформы. Первая попытка реформ была предпринята в годы императора Ай-ди (6-1 гг. до н.э.), но вызвала резкий протест крупных землевладельцев. После неудачи реформ в стране вспыхнули восстания.

 

В такой обстановке выдвинулся Ван Ман – регент при малолетнем наследнике престола. Человек исключительного честолюбия, Ван Ман, как ловкий демагог, сумел в короткий срок приобрести популярность в народе и вместе с тем поддержку придворных кругов. Воспользовавшись благоприятным моментом, он совершил дворцовый переворот и в 9 г. н.э. провозгласил себя императором-основателем «Обновленной династии» и сразу заявил, что намерен проводить реформы самым решительным образом. Ван Ман говорил, что целью его реформ является возвращение к древним справедливым порядкам, записанным в конфуцианских книгах. Если Цинь Шихуанди был первым в китайской истории императором-деспотом, строителем централизованного государства, а Лю Бэй явил тип первого императора-простолюдина, пришедшего к власти на волне народного восстания, то Ван Ман стал первым в истории Китая политиком-реформатором, пытавшимся возродить «древние порядки». Его конкретные действия включали в себя:

- запрет купли-продажи земли и рабов;

- провозглашение всех частновладельческих земель государственными, а частных рабов – «частнозависимыми», т.е. подведомственными государству, но остающимися в распоряжении своих хозяев; [3]

- восстановление древних знатных титулов и наследственных должностей;

- объявление о восстановлении идеализированной конфуцианцами древней системы общинного землевладения – принципа цзинтянь ; [4]

- регулирование рыночных цен и регламентацию ссудного процента (для сосредоточения ссудных операций в руках государства);

- возобновление монополии на вино, железо, соль, отливку монеты;

- неоднократное проведение денежных реформ, ввод в оборот новых монет и изменение достоинства старых.

-

В целом, конечно, Ван Ман стремился к тому, чтобы сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Бюрократия была заинтересована в осуществлении эк. мероприятий Ван Мана, так как чиновники получали от этого колоссальные выгоды. Зато землевладельцы и рабовладельцы противились подобным мероприятиям. В целом все постановления Ван Мана не смягчили, а скорее обострили социальные противоречия.

 

Реформы по своей направленности были вполне разумными и при умелом проведении их в жизнь могли спасти страну, вывести ее из состояния кризиса. Но слишком резкое и энергичное проведение их в жизнь, да еще в столь необычно утопических формах, вызвало сопротивление в стране, породило экономический хаос и расстройство. Возможно, Ван Ман со временем сумел бы все преодолеть и жесткой рукой навести порядок. Однако судьба решила иначе. В 11 г. н.э. своенравная Хуанхэ изменила русло, причем это привело к гибели многих сотен людей, разрушению поселков и городов, затоплению возделываемых полей. Для Ван Мана, который был воспитан в определенных культурно-религиозных традициях, это означало, что Великое Небо недовольно реформами и предупреждает об этом. Ван Ман открыто покаялся и отменил часть изданных указов. Но кризис в стране продолжал углубляться, по всей стране стали вспыхивать стихийные волнения и голодные бунты. Отряды разорившихся общинников, рабов, батраков действовали по всей стране, принимая разные названия – «Зеленого леса», «Медных коней», «Больших пик», «Железных голеней», «Черных телят» и др.

 

Особый размах имело движение «Красных бровей », развернувшееся с 18 г. в Шаньдуне (именно этот район больше всего пострадал от последствий наводнения). Непосредственными причинами восстания “Красных бровей”, которое вспыхнуло в 18 г. н. э., были произвол и вымогательства чиновников и страшный голод, разразившийся в Северном Китае в связи с неоднократными прорывами плотин и дамб на Хуанхэ в первые годы I в. н. э.

Разрушенные ирригационные сооружения не были восстановлены, и в 11 г. н. э. новый мощный прорыв Хуанхэ изменил русло в нижнем течении. Река разделилась в районе современного города Чжэнчжоу (на северо-востоке Хэнани) на два широких рукава, которые впадали в Желтое море к северу и к югу от Шаньдунского полуострова, отрезая его, таким образом, от остальной территории Китая.

После изменения русла Хуанхэ началось наводнение, от которого, естественно, больше всего пострадало население Шаньдуна. На протяжении целого ряда лет здесь свирепствовал сильнейший голод. Спасаясь от периодических страшных наводнений и голодной смерти, многие бросали на произвол судьбы свои жилища и уходили из родных мест. Не имея ни пристанища, ни средств к существованию, изголодавшиеся люди толпами бродили по области в поисках пропитания. В этих условиях восстание вспыхнуло стихийно и сразу охватило значительную территорию. Во главе повстанцев встал бедный земледелец Фань Чун. Для того чтобы отличать своих приверженцев, Фань Чун приказал повстанцам красить брови в красный цвет, поэтому движение и получило название восстания “Красных бровей”.

Повстанческие отряды отовсюду двигались к столице. В 23 г. н. э. Ван Ман был убит, а в 25 г. „краснобровые" подступили к стенам столицы Чаньань и овладели ею.
Несмотря на эти успехи, восставшие бедняки и рабы не могли использовать сложившуюся ситуацию. При всем своем огромном размахе восстание „Красных бровей" было стихийным и не имело ясной и четкой программы. Примкнувшие к народному движению представители свергнутого императорского дома Хань выдвинули из своей среды некоего Лю Сю, (императорское имя – Гуан У-ди) – 25-57 гг. объявившего себя императором и укрепившегося в старинном городе Ло-и. Так пришла к власти младшая династия Хань (25—220 гг. н.э.).

 

 

Младшая династия Хань

Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев, что удалось ему сделать к 29 г. Но все же мощнейшее в истории Китая движение «Краснобровых» привело к некоторому облегчению положения простого люда. Это выразилось и в конкретных действиях Гуан У-ди, который:

- освободил всех государственных рабов и часть частных;

- принял меры по смягчению положения оставшихся рабов (отменил клеймение, право хозяина на убийство раба и др.);

- активно восстанавливал систему дамб и ирригационных сооружений;

- упорядочил денежное обращение, пытаясь ликвидировать последствия предыдущих денежных реформ;

- уменьшил налоги;

- поощрял земледелие и шелководство;

- бедноте выделял на льготных условиях государственные поля, в том числе и земли опальных «сильных домов».

Все эти меры дали результаты и экономика страны стала постепенно восстанавливаться. Вслед за ней стабилизировалась внутренняя и внешняя политика, что проявилось, в частности, в отражении набегов сюнну и открытии вновь в 73 г. Великого шелкового пути.[5] Столицей империи стал Лоян.[6]

Проведенная перепись населения показала прирост – с 21 млн.человек в начале правления Младшей Хань до 53 млн. человек через 80 лет. Однако эта стабилизация продолжалась недолго и с начала II в. положение в стране стало заметно ухудшаться. В руках немногих крупнейших землевладельцев вновь стали скапливаться несметные богатства, а масса мелких и средних собственников нищала. В политическом отношении упадок династии, как и в эпоху Ранней Хань, выразился в возвышении императорских фаворитов из числа родственников императриц и дворцовых евнухов, что привело к обострению борьбы между этими «временщиками» и регулярным чиновничеством. Социальная база власти неуклонно снижалась, а вместе с тем сокращались и налоговые поступления в казну. Создавшееся положение многие политические деятели рассматривали как катастрофу для государства и связывали ее с распространением товарно-денежных отношений. В докладах на высочайшее имя появились советы запретить деньги и изъять металлическую монету из обращения.

Число налогоплательщиков сокращалось, казна теряла доходы, на оставшихся выпадали более тяжелые налоги и повинности. Сокращение налогоплательщиков не означало их физической гибели, это была гибель «гражданская», так как они отдавали себя под покровительство покровительство «сильных домов», то есть частных лиц. Из подданных государства, его свободных граждан, попавшие в зависимость (из-за долгов) люди превращались в лично- и поземельно-зависимых, выпавших из налогообложения. Поместья «сильных домов» все в большей мере становились экономически замкнутыми, товарно-денежные отношения пришли в упадок, городская жизнь замирала. В начале 20-х гг. III в. во многих местах монета была отменена, и средством обмена стал шелк или зерно. Из-за дезорганизации центрального аппарата прекратились регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Бюрократический аппарат, выросший до колоссальных размеров разъедался коррупцией и стал самодовлеющей силой, поглощающей все доходы государства.

 

В этой обстановке затяжного политического и глубокого социально-экономического кризиса в стране разразилось мощное общественное движение, известное как восстание «желтых повязок». Это движение готовилось планомерно в течение 10 лет религиозной сектой даосского толка «Путь Великого благоденствия». Руководил сектой, а затем восстанием Чжан Цзюэ. В своих проповедях он назвал точную дату – 4 апреля 184 г., когда на земле наступит эра благоденствия. В этот день, по его предсказанию, погибнет «Синее Небо», то есть династия Хань, и воцарится «Желтое Небо» (то есть царство справедливости). В качестве символа восставшие носили желтые повязки. Проповедники Чжан Цзюэ действовали по всей территории страны, создали 36 религиозных центров. Проповеди-воззвания обещали всем избавление от страданий и счастье в самом ближайшем будущем. Это, конечно, привлекало толпы восставших. Велась организованная военная подготовка и количество бойцов доходило до 360 тысяч. Есть данные, что 2/3 страны находились под влиянием учения Чжан Цзюэ, поэтому власти опасались арестовывать проповедника, хотя и знали о его роли. Это движение было отлично подготовлено и организовано, в отличие от предыдущих, а также имело свою идеологию. Действия восставших были типичными – они громили правительственные учреждения, уничтожали представителей власти как представителей вселенского зла. Это восстание является своеобразным рубежом в истории Китая, так как уже к 192 г. можно говорить о фактическом исчезновении единства империи. В течение последующих 30 лет ханьский император находился в ставке полководца Цао Цао, который ловко воспользовался воспользовался авторитетом ханьского дома, чтобы укрепиться в центральных областях бывшей империи. Формальным завершением Ханьской династии принято считать 220 г., когда Цао Пи, старший сын Цао Цао, заставил ханьского императора отречься от своего титула и провозгласил воцарение династии Вэй.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1448; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь