Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление человеческого общества



Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемейству гоминид (т. е. людей)—длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают археологические исследования, на рубеже третичного и четвертичного периодов

В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:

1) прямохождением, или бипедией;

2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;

3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.

Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.

Согласно современным палеоантропологическим данным первый признак гоминидной триады — прямохождение — сложился. уже у ближайших предков человека — австралопитеков (более 2 млн лет тому назад, в конце третичного периода). Прямохождение создало предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, явилось решающим признаком гоминид. Иными словами, в процессе эволюции прямохождение опережало становление трудовой деятельности: вначале австралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды (т. е. люди) начали создавать первые орудия труда (в отличие от точки зрения Л. Моргана: человек встал на ноги для того, чтобы освободить руки для орудийной деятельности).

Второй признак гоминидной триады — развитая кисть — сформировался на рубеже нижнего и среднего палеолита, ко времени возникновения рода Homo (300/200 тыс. лет тому назад).

Становление третьего признака — высокоразвитого мозга — по времени было еще более продолжительным: масса мозга приблизилась к современной на стадии поздних палеоантропов (ок. 50/40 тыс. лет тому назад), в то время как совершенствование его структуры продолжалось на протяжении всей истории рода Homo. Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и человека современного вида — неоантропа (Homo sapiens), окончательно завершилось около 50/40 тыс. лет тому назад (см. табл. 2 и 3).

В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

В процессе эволюции социогенез и антропогенез осуществлялись в диалектическом взаимодействии социального и биологического — труда и направляемого трудом естественного отбора.

Одной из важнейших проблем антропогенеза является вопрос о месте формирования человека — прародине человечества.

Ч. Дарвин (Darwin Ch., 1809— 1882) выдвинул предположение о том, что прародиной человечества является Африканский континент, где обитают наиболее близкие к человеку антропоиды— шимпанзе, и горилла. Археологические исследования последних десятилетий подтверждают идею об Африканской прародине человечества. Тем не менее в современной исторической науке существуют две гипотезы: моногенизма и полигенизма.

Согласно гипотезе моногенизма (которой придерживается большинство исследователей) человечество произошло из одного ограниченного очага земного шара — высокогорных районов Восточной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом).

Гипотеза полигенизма допускает существование нескольких центров формирования человека — в Африке и Азии.

Около 1 млн лет назад в период раннего (нижнего) палеолита (см. табл. 2) общая численность людей на Земле по приблизительным подсчетам специалистов не превышала 125 тысяч.

В эпоху среднего палеолита (неандертальская фаза эволюции человека) первоначальная ойкумена (место обитания человека) значительно расширилась: люди неандертальского вида освоили обширные территории Европы (за исключением северных), степные и лесостепные районы Сибири, а возможно, и Японские острова. ". Около 300 тыс. лет тому назад общая численность людей на Земле достигла примерно 1 млн.

В эпоху верхнего палеолита (40/12 тыс. лет тому назад) человек современного вида освоил новые, - менее благоприятные земли в Европе и Азии, проник в Австралию (35/30 тыс. лет тому назад) и Новую Гвинею (ок. 26—12 тыс. лет от современно-7 сти), заселил Северную и Южную Америку (ок. 20/12 тыс. лет тому назад). Основным путем заселения Америки считается Берингийская суша (Берингия), которая в те времена закрывала Берингов пролив. Около 25 тыс. лет тому назад численность человечества превысила 3 млн, а на

заре классообразования (ок. 8 тыс. лет до н. э.) все население земного шара составляло, как полагают специалисты, около 5 млн человек.

 

Зачатки врачевания

 

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две • основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (ок. 2 млн лет тому назад — 300/200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200 тыс. лет тому назад — 40/35 " тыс. лет тому назад).

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и охотой, создавали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением, стали поддерживать его в очаге. Орудийная деятельность способствовала формированию у архантропов примитивной членораздельной речи, зачатков языка, развитию мышления и первобытного сознания.

Представление о том, что древнейшие люди употребляли в пищу (и для, лечения недугов) только растения, I весьма устарело. Археологические исследования последних лет показали, что уже ближайшие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных, т. е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Находка Э. Дюбуа на о. Ява (см. рис. 2) подтверждает этот вывод: без поддержки коллектива сородичей тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с.ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Следовательно, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества.

Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня. Однако на этом этапе истории еще не было погребений и связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий. Это объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ. Благодаря этому человек неандертальского вида не только пережил резкое ухудшение климата (в Европе) и последующий ледниковый период, но и расселился в обширных районах Евразии.

Люди неандертальского вида стали производить первые захоронения умерших. Древнейшие из них (сделанные 70/50 тыс. лет тому назад) обнаружены в. пещерах Ле Мустье и Ла Фер-расси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму (ныне территория СНГ), в пещере Шанидар (на тер-риторииИрака) и других районах расширявшейся ойкумены (см. табл. 3). Появление захоронений свидетельствует'о развитии у древних людей (периода перехода от первобытного человеческого стада к раннепервобытной родовой общине) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов — т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека, из животного царства как существа социального.. Это

подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжело больных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами они не добывали. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой " (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещере.Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, захороненных в период, от 70 до 44 тыс. лет тому назад.

Кости скелета мужчины Шанидар-1 (рис. 3), жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была в результате травмы или намеренно ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы использовал зубы вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил среди сородичей, которые оказывали ему помощь, и умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).

Археологические и палеопатологические исследования в пещере Шанидар, проводимые под руководством американского археолога Р. С. Солец-ки (Solecki R. S.), представили также первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины Ша-нидар-IV показал, что он был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник (Achil-lea), золототысячник (Centaurium), крестовник (Senecio), эфедра (Ephed-ra), алтей (Althaea). из семейства мальвовых (Malvaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (Liliaceae) и др. Все они были связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. Растения перечисленных видов и по сей день произрастают в Северном Ираке. Причем некоторые из них обнаружены в горах Загроса, на достаточно большом расстоянии от пещеры Шанидар. По-видимому, сородичи специально посещали склоны далеких гор, намеренно собирая эти целебные растения.

Открытие «цветочных людей» (как назвал их Р. С. Солецки) было сделано в I960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т. е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида — Homo sapiens

 

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (ок. 40 тыс. лет тому назад — X тысячелетие до н. а.)

 

Расцвет первобытного общества начался в эпоху верхнего палеолита (см. табл. 2). К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза, значительно расширилась ойкумена. Если на ранних этапах становления человечества она занимала только зону тропического пояса Африки и Евразии, то к началу верхнего палеолита человек освоил значительные территории Северной Европы и Сибири, Австралии и Америки. Приспособление к разнообразным условиям окружающей среды в этот период шло параллельно с формированием современных рас (негроидной, европеоидной, монголоидной и австрало-идной), а также многочисленных расовых типов.

Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение лука и стрелы (XIV—VII тысячелетия до н. э.) обусловили дальнейший подъем производительных сил и совершенствование организации человеческого общества, т. е. социальных отношений. В период расцвета первобытного общества это выразилось в возникновении общинно-родового строя сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

 

Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов (эпоха верхнего палеолита и частично мезолита) была вполне сформировавшимся человеческим обществом. При крайне низкой производительности труда в условиях простого присваивающего хозяйства родовая община была коллективом равных: мужчины и женщины специализировались в разных, одинаково общественно полезных сферах трудовой деятельности; их коллективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере потребления, т. е. распределения продукта.

Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства. Исторически представления о родстве по материнской линии сложились раньше, чем представления о родстве отцовском; этим объясняется тот факт, что на ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, т. е. матри-линейно (матрилинейная организация рода) *.

В ранних человеческих коллективах женщины играли важную роль в заботе о детях, поддержании огня, ведении хозяйства. Все это явилось, основой высокого общественного положения женщин и вместе с матрилиней-ным счетом родства обусловило формирование материнско-родового культа — культа матерей-прародительниц, охранительниц очага. Отсюда, однако, не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода — главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь-мужчина, рожденный от женщины данного рода.

Первобытное искусство, первые памятники которого относятся к верхнему палеолиту (абсолютный возраст— 30—20 тыс. лет), запечатлело в равной степени и мужчин, и женщин.

Изображения мужчин более древние (абсолютный возраст — около 30 тыс. лет). Как правило, это полихромная живопись на стенах пещер, изделия из камня или кости. Мужчин изображали во время охоты на животных или в процессе магических обрядов..

Изображения женщин относятся к более позднему периоду (абсолютный возраст — около 24 тыс. лет). Чаще всего это небольшие стилизованные статуэтки, выполненные в реалистической манере из камня или кости. В археологической и исторической литературе верхнепалеолитические статуэтки женщин не связываются с врачеванием (как это часто делается в историко-медицинской литературе). В эпоху верхнего палеолита врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины

оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

Развитая (поздняя) родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит?, неолит) характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию (с IX—III тысячелетий до н. э.) и разведению домашних животных (с VIII—III тысячелетий до н. э.). По мнению большинства исследователей, земледелие зародилось в регионе Восточного Средиземноморья и на территории современных государств Ирак и Иран. Это подтверждают археологические исследования и фотоснимки, сделанные из космоса.

В период поздней родовой общины были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь; изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоено строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. К концу периода (IV тысячелетие до н. э.) из живописи начала развиваться рисуночная письменность — пиктография.

Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с иррациональными представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки (см. с. 208), Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке. Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину.

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи. В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели синполитейных племен вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.

Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий, понимать явления окружавшей его природы. Его бессилие перед природой порождало фантастические и р-рациональные представления об. окружающем мире.. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм (алгонкинск. от-отем — его род) —вера человека в существование тесной родственной связи между' его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. То-темизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей его естественной средой. Ранней родовой общине был свойствен главным образом зооморфный тотемизм, т. е. почитание животных.

Фетишизм (португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода,, т. е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться.специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.).

Анимизм (лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, духов и всеобщее

одухотворение природы. Полагают, что эти. представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.

 

Магия (грея, mageia — колдовство) —вена в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магических действий) вызвать желаемый результат (изменения погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни).

Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем развитие верований и усложнение ритуалов потребовали определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее.умелыми общинниками.

В конце позднего палеолита в глубинах пещер стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались и «служители культа». Наибольшей известностью среди них пользуется небольшое полиромное изображение «колдуна» (так назвали его ученые) в пещере Трех братьев во Франции — полусогнутая фигура с длинным хвостом, ногами человека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами (рис. 4).

Окончательно первобытная культовая практика оформилась в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков-людей — покровителей рода (предков-мужчин — при переходе к патриархату и предков-женщин — при переходе к матриархату).

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного. В ряде случаев это «изгнание» осуществлялось вполне естественными средствами. Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа» (в ее состав входили и лекарственные средства). Однако в целом стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens.

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий. Отсутствие крстной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции (рис. 5).

Причина трепанации —вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она производилась в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни легко сможет- покинуть тело больного.

В -то же время существует другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в

первобытную эру чаще проводились после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории: медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

 

В целом врачевание периода расцвета первобытного общества характеризуют: целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания в социальной практике и совершенствование приемов рационального врачевания; дальнейшее развитие гигиенических навыков (одежда из шкур, устройство жилищ); в области оперативного врачевания — лечение ран средствами растительного, животного и минерального происхождения, шинирование, кровопускания, ритуальное обрезание, использование в качестве инструментов врачевания изделий из камня, кости, рыбьей чешуи и т. п., эмпирическое применение природных опьяняющих и наркотических средств в качестве обезболивающих; в области социальных отношений — дальнейшее развитие коллективного врачевания и зарождение лечебной магии на основе фантастических верований и превратного миросозерцания (табл. 4).

Экономическое и социальное развитие человечества в период поздней родовой общины подготовило предпосылки для зарождения частной собственности и разложения первобытнообщинного строя, начавшегося ранее всего в плодородных долинах крупнейших рек планеты.

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (с 10 тысячелетия до н. э.)

 

Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно

Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата' долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии, (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).

В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III—II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее -у критян, китайцев, майя и других народов.

В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.

К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.

В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно произведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки: .

Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый; банановый лист. И все это укреплено при помощи своего рода бандажа.

...Выздоровление наступило на одиннадцатый день.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.

Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 6). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных1 знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т. и-. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.

Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до.возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным — практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели—знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — куран-дёро, в некоторых районах Бразилии— паже, на западном побережье Африки — нгдмбо, в Центральной Африке— нганга, на севере Африки и в странах Востока — хакйм, в Индии — вёдья и хаким, в Бангладеш — коби-рйз и т. д.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.

Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Америки, Африки, Азии и Океании середины нашего века дан в книге американского стоматолога Г. Райта «Свидетель колдовства», переведенной на русский язык в 1971 г. Г. Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, «все были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки... Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться» (с. 72—73).

Знахарь не пытается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной «науки», он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и... мудростью. Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина» (с. 66).

«Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны... Пользуясь ловкостью рук, он может «материализовать» паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, он не останавливается перед убийством» (с. 73).

«Мне пришлось быть свидетелем, как он, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей... Знахарь простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы» (с. 65, 64).

В целом Г. Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а техника представляет собой «странную комбинацию естественных « сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла» (с. 199).

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.

В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный' эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) ЯВИЛИСЬ одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов — современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачезнания в целом.

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и поэтому не может называться примитивной медициной».

«...Седая древность, — писал Ф. Энгельс, — при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям».


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Установление перечня и программ вступительных испытаний,
  2. V. Ревизия психоанализа и видение нового общества: 40 лет в США и Мексике
  3. V1: Потребности и их роль в экономической организации общества
  4. Активизация человеческого фактора и гармоническое развитие личности
  5. Археологические исследования материальной культуры первобытного общества в XIX веке. Неолитическая революция
  6. Б — Материальное право Сообщества
  7. Влияние налогов на установление рыночной цены товара
  8. Возникновение экономической мысли на ранних стадиях развития человеческого общества.
  9. Вопрос 1. Древние общества на территории современной РБ
  10. Вопрос 174. Процессуальные сроки в гражданском судопроизводстве. Понятие, значение, виды, последствия пропуска, исчисление, продление, восстановление.
  11. Вопрос 36 октябрьская революция 1917 г установление советской власти. Законодательные акты 2-го всерооссийского съезда рабочих и солдатских депутатов.
  12. Вопрос 44. Установление Советской власти в Беларуси


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь