Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Причины, побуждающие разрабатывать учение о творении



1. Учение о творении следует детально разрабатывать по нескольким причинам. Первая из них - тот факт, что Библия придает ему большое значение. Самые первые слова Библии - " В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1: 1). Порядок изложения нельзя рассматривать как непогрешимый указатель степени важности, тем не менее в данном случае совершенно очевидно, что Бог считал факт творения достаточно важным, чтобы поставить его на первое место. В Евангелии от Иоанна, наиболее богословски ориентированном в Новом Завете, это тоже одно из первых заявлений: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1: 1-3). Учение о творении упоминается в главе Послания к евреям, посвященной вере: " Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр. 11: 3). А в великом видении будущего в книге Откровения двадцать четыре старца прославляют всемогущего Господа Бога в том числе и как Творца: " Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" (Отк. 4: 11). Божья творческая работа занимает важное место в библейском образе Бога.

2. Учение о творении было и остается существенной стороной веры церкви, крайне важной частью ее учения и проповеди. Первый параграф Апостольского символа веры гласит: " Верую во Всемогущего Бога Отца, Творца неба и земли". Хотя эти конкретные слова (относящиеся к творению) в первоначальном варианте символа веры отсутствовали и были добавлены позднее, тем не менее показательно, что вопрос о творении был включен даже в такую краткую формулировку, как Апостольский символ веры, - то есть уже на ранних этапах он считался достаточно важным.

3. Понимание учения о творении важно потому, что оно оказывает влияние на понимание других доктрин. Человек сотворен Богом, как самостоятельное существо, он - не эманация Бога. Человек вышел из рук благого Бога, он не результат работы какого-то злого существа. Поскольку вся природа сотворена Богом и признана Им хорошей, в материальном существовании нет ничего внутренне порочного. Эти различные аспекты учения о творении раскрывают нам многое в положении человека. Кроме того, коль скоро вселенная сотворена Богом, а не появилась случайно, из изучения творения мы можем получить кое-какие знания о природе и воле Бога. Изменяя учение о творении в любом его пункте, мы тем самым изменяем другие стороны христианского учения.

4. Учение о творении помогает провести различие между христианством и другими религиями или мировоззрениями. Например, существует представление, что между христианством и индуизмом очень много сходств, но внимательное изучение вопроса показывает, что христианское учение о Боге и творении в корне отличается от индуистского учения о Брахме и атмане. Учение о творении - одна из важнейших составных частей христианства, делающих его таким, какое оно есть.

5. Учение о творении может быть темой диалога с естественными науками. Диалог этот порой выливается в яростные споры. Широкая дискуссия об эволюционной теории, развернувшаяся в начале XX века, ясно показала, что хотя богословие и наука большей частью следуют собственными параллельными путями, не пересекаясь сферами своего внимания, они тем не менее соприкасаются в вопросе о происхождении мира. Важно понять, какова точно библейская и христианская позиция на этот счет и что именно здесь вызывает споры. В этом вопросе христианство может вести диалог не только с биологической наукой (дарвиновской эволюционной теорией). Могут также быть точки соприкосновения между христианским учением о творении и теорией Анри Бергсона о творческой эволюции или философией процесса Альфреда Норта Уайтхеда.

б. Учение о творении требует тщательного рассмотрения, поскольку в самих христианских кругах существуют резкие разногласия. В начале XX века между модернистами и фундаменталистами развернулся широкомасштабный спор о приоритете эволюции или творения. Сегодня уже среди евангельских христиан ведется дискуссия, в которой идея прогрессивного креационизма противопоставляется представлению о возрасте земли в несколько тысяч лет. Поэтому следует внимательно рассмотреть, что же именно говорит Библия по данному вопросу.

Библейское учение о творении

Творение из ничего

Рассмотрение учения о творении начнем с замечания, что речь идет о творении из ничего, без использования каких-то ранее существовавших материалов. Это не означает, что Божья созидательная работа была единовременной и немедленной, совершившейся в самом начале времени. (Разумеется, было немедленное и прямое творение, вызвавшее к жизни все сущее, но было также промежуточное или производное творение, Божья последующая работа по развитию и совершенствованию изначального творения.) Тем самым мы утверждаем, что все ныне существующее вызвано к жизни Божьим актом творения, а не приспособлением или переделкой чего-то, что было раньше и не зависело от Него.

Истину о том, что творение было совершено без использования ранее имевшихся материалов, пытаются вывести из еврейского слова (bara'). В Ветхом Завете в начальной форме (qal) это слово встречается тридцать восемь раз, а в форме niphal - десять раз. Именная форма (beri'ah - творение) встречается только один раз (Чис. 16: 30). Формы qal и niphal относятся Только к Богу, но не к человеку. Совершенно ясно, что. в богословском смысле глагол выражает уникальность Божьей работы в.отличие от человеческих дел по переработке материалов и изготовлению из них разных вещей. Однако в поэтических текстах он используется наряду с другими словами, означающими изготовление или переработку: ('asah) - сделать или изготовить (Ис. 41: 20; 43: 7; 45: 7, 12, 18; Ам. 4: 13); (yatsar) - придать форму или образовать (Ис. 43: 1, 7; 45: 7, 18; Ам. 4: 13); (kun) - установить (Ис. 45: 18); (yasad) - основать (Пс. 88: 11-12); (chadash) - обновить (Пс. 50: 12). Карл-Хайнц Бернхардт считает, что " в определенной степени это приводит к уравниванию их значения" 507.

Но следует отметить, что ни разу не употребляется в сочетании с существительным в винительном падеже, которое означало бы предмет, над которым Творец работает по созданию чего-то нового. Следовательно, из значения этого слова нельзя исключить идею о создании из ничего, хотя и для такого вывода тоже нет достаточных оснований.

Тем не менее творение ex nihilo утверждается во многих местах Нового Завета, причем даже там, где речь не идет прежде всего о природе творения. В частности, есть многочисленные ссылки на начало мира или на начало творения:

" от [прежде] создания мира" (Мф. 13: 35; 26: 34; Лк. 11: 50; Ин. 17: 24; Еф. 1: 4; Евр. 4: 3; 9: 26; 1 Пет. 1: 20; Отк. 13: 8; 17: 8);

" в начале" (Мф. 19: 4, 8; Ин. 8: 44; 2 Фес. 2: 13; 1 Ин. 1: 1; 2: 13-14; 3: 8)

" от начала мира" (Мф. 24: 21);

" в начале создания" (Мк. 10: 6; 2 Пет. 3: 4);

" от начала творения, которое сотворил Бог" (Мк. 13: 19);

" от создания мира" (Рим. 1: 20);

" в начале Ты, Господи, основал землю" (Евр. 1: 10);

" начало создания Божия" (Отк. 3: 14).

По поводу всех этих выражений Вернер Ферстер пишет: " Эти слова показывают, что творение подразумевает начало существования мира, то есть что изначально материи не было" 508. Хотя глагол ktizw, как и , сам по себе не устанавливает творение ex nihilo, тем не менее такое его употребление свидетельствует о более специфическом значении, чем просто изготовление или переработка.

На возможность понимания слова ktizw в смысле творения из ничего указывают и другие случаи его употребления. В частности, оно используется при описании основания городов, домов и движений. Оно обозначает " интеллектуальное и волевое действие по созданию чего-либо" 509. Таким образом, хотя у него есть и другие значения помимо творения ex nihilo, это конкретное значение не исключается.

При решении поставленной нами задачи не следует сбрасывать со счетов и еврейское слово .

Хотя первоначально в семантике этого глагола присутствовали значения " резать" или " колоть", он ни разу не встречается в сочетании с конкретным предметом, указывающим на материал, из которого Бог делал что-то новое. Далее, в формах gal и niphal он ни разу не употребляется в предложениях, где в качестве подлежащего выступает человек510. Кроме того, выражение " в начале" в Быт. 1: 1, приведенное без каких-либо дополнительных указаний, выглядит во многих отношениях аналогичным отмеченным выше случаям употребления ktizw.

В Новом Завете мы видим и более очевидные выражения мысли о творении из ничего. Бог вызывает к жизни Своим словом. Павел пишет, что Бог " называет несуществующее, как существующее" (Рим. 4: 17). Бог " повелевает из тьмы воссиять свету" (2 Кор. 4: 6). Это явно означает достижение цели без использования изначального материального источника. Бог Своим словом сотворил мир " так что из невидимого произошло видимое" (Евр. 11: 3). Можяо, конечно, утверждать, что Бог использовал невидимую или духовную реальность как сырье для изготовления видимой материи, но такая идея выглядит крайне искусственной и надуманной.

Может показаться, что мы уделяем слишком много внимания такому очевидному вопросу, как творение ex nihilo, но следует отметить, что с точки зрения богословия процесса этот вопрос далеко не очевиден. Джон Б.Кобб-мл. И Дэвид Гриффин совершенно недвусмысленно утверждают, что Бог творил не из абсолютной пустоты: " Богословие процесса провозглашает учение о творении из хаоса" 511. По их мнению, в Ветхом Завете больше свидетельств в пользу такого взгляда, чем в пользу учения о творении из ничего. В состоянии абсолютного хаоса существуют только крайне низкие формы, проявляющиеся случайно и не имеющие прочного порядка и связей. Но Бог творит постоянно. В результате мало-помалу появляется бесконечное разнообразие форм. Бог способствует появлению каждой конкретной формы.

Выражение ex nihilo, или из ничего, дает иногда повод для недоразумений или различных толкований. Некоторые мыслители рассматривают " Ничто" практически как " нечто", из которого появилось все, - то есть как своего рода субстанцию. Такие экзистенциалисты, как Мартин Хайдеггер, полагают, что небытие обладает собственной метафизической реальностью со способностью сопротивляться бытию512. Эта концепция отражает некоторые элементы греческой философии. Но когда мы говорим о творении из ничего, мы не рассматриваем " ничто" как некую субстанцию, из которой все было создано. Ничто - отсутствие всякой реальности. Поэтому предпочтительнее выражение " без использования ранее существовавших материалов". Когда Бог создавал все сущее, не было никаких материалов.

В ходе творения Бог создал все только Своим словом. В Быт. 1, в частности, читаем, что. Бог говорил и Его слова немедленно становились реальностью (Быт. 1: 3, 6, 9). Простых слов " да будет свет" было достаточно для появления света. Из всего этого мы можем сделать некоторые выводы. Во-первых, Богу достаточно пожелать чего-то, и Его желание в точности претворяется в жизнь. Во-вторых, творение - акт Его воли, а не действие, к которому Его принудили какие-то внешние обстоятельства. Наконец, само существо Бога в процессе творения непосредственно задействовано не было. Творение не есть нечто, созданное из Него. Это не часть Его и не эманация Его существа.

Всеобъемлющий характер творения

Дело обстоит не так, что Бог сотворил какую-то часть реальности, а все остальное имеет иное происхождение. Актом Его воли была создана вся реальность целиком. В первых словах Бытия (" В начале сотворил Бог небо и землю" ) Выражение " небо и землю" относится не только к этим конкретным понятиям. Это идиома, обозначающая все сущее. Это утверждение, что актом Божьей воли создана вся вселенная.

Всеобщий размах созидательной работы Бога подтверждается также использованием термина ta panta (Еф. 3: 9; Кол. 1: 16; Отк. 4: 11), Кроме того, всеобъемлющий характер творения явствует из перечислений и детализаций различных его частей: " небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем" (Отк. 10: 6); " небо и землю и море и все, кто в них" (Деян. 4: 24; 14: 15); " мир и все, что в нем" (Деян. 17,: 24). (Ср. Отк. 5: 13, где Бога прославляет " всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них" ).

Во всех этих местах размах Божьей творческой работы просто утверждается. Иоанн же выражает эту мысль более подчеркнуто и ясно с использованием как утвердительной, так и отрицательной формулировок: " Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1: 3). Здесь мы видим заявление о творении всего сущего и отвержение представления о возможности совершения созидательной работы кем-то или чем-то помимо Бога.

Отвержение дуализма

Библейское учение о творении не допускает никакого дуализма. Творец только один: только Он создал всю реальность. Поэтому идею о существовании внутренне порочной части творения, произведенной на свет каким-то могущественным злым существом, например дьяволом, следует решительно отвергать. Дьявол способен изменять или извращать созданный материал, но он не может ничего создавать. Далее, поскольку все обязано своим происхождением Богу, в творении нет нейтрального элемента, лишенного духовного значения. Поэтому реальность не делится на части, одной из которых внутренне присуще добро, а другой зло, или на религиозную, имеющую духовное значение, и на мирскую, не имеющую духовного смысла.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь