Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Деятельность триединого Бога



Творение - дело триединого Бога. Во многих местах Ветхого Завета творение связывается просто с Богом, а не с Отцом, Сыном и Духом, поскольку понятие о Троице еще не было полностью раскрыто (например, Быт. 1: 1; Пс. 95: 5; Ис. 37: 16; 44: 24; 45: 12; Иер. 10: 11-12). А вот в Новом Завете мы уже видим дифференциацию. Особенно показателен стих 1 Кор. 8: 6 в отрывке, где Павел обсуждает вопрос о возможности есть идоложертвенное мясо. Противопоставляя Бога идолам, Павел повторяет аргументацию нескольких мест Ветхого Завета - Пс. 95: 5; Ис. 37: 16; Иер. 10; 11-12. Суть этих ветхозаветных заявлений заключается в том, что истинный Бог сотворил все сущее, а идолы не способны сотворить ничего. Обсуждая вопрос об идоложертвенной пище, Павел отмечает, что есть много так называемых богов, а затем выдвигает аргумент Исайи, Иеремии и псалмопевца. Павел пишет: " Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им". Акт творения Павел связывает с Отцом и Сыном, в то же время проводя между ними различие Отец явно играет более важную роль, Он - источник всего. Сын - средство или проводник существования всего. Хотя изначально творение было делом Отца, оно в то же время совершалось через Сына. Подобное утверждение мы видим и в Ин. 1: 3 - все начало быть через Сына. В Евр. 1: 10 Сын называется Господом, основавшим землю в начале. Кроме того, есть места, как будто бы указывающие и на активную роль в творении Божьего Духа, - Быт. 1: 2; Иов 26: 13; 33: 4; Пе. 103: 30; Ис. 40: 12-18. Однако в некоторых из этих случаев трудно установить, идет речь о Святом Духе или о работе Бога через Его дыхание, поскольку слово (ruach) употребляется и в том" и в другом смысле.

В утверждениях о творении Отцом, Сыном и Святым Духом и об особой роли каждого члена Троицы можно усмотреть противоречие. Но это не проблема, если мы не считаем, что существует только одна форма причинной связи. Кто принимает участие в строительстве здания? С одной стороны, замысливает его и составляет чертежи для строительства архитектор. С другой стороны, исполняет план подрядчик. Но ведь не подрядчик реально занимается строительством. Строят здание рабочие. Далее, здание невозможно построить без строительных материалов. Значит, в его строительстве принимают участие и поставщики. А также кредитная фирма, ссужающая деньги для строительства. Наконец, самого владельца, хотя он, быть может, и не забил ни одного гвоздя, в определенном смысле можно считать строителем, ибо он подписывает юридические документы, разрешающие строительство, и ежемесячно выплачивает определенные суммы. В строительстве здания свою роль играет каждое из этих лиц. То же самое можно сказать о творении. Из Писания явствует, что Отец произвел мир на свет. Но сформировали его и придали ему вид Дух и Сын. Творение исходит от Отца, но осуществляется оно через Сына с помощью Святого Духа.

Цель: Божья слова

У Бога не было принуждения к творению, но Он сделал это по вполне веским и определенным причинам. Вызывая реальность к жизни, Он преследовал определенную цель. И творение исполняет эту Божью цель. В частности, творение прославляет Бога, выполняя Его волю. Его прославляет неодушевленное творение (Пс. 18: 1), живые существа повинуются Его плану. Это ярко демонстрирует история Ионы. Все и вся (за исключением Ионы) подчинялись Божьей воле и Божьему плану: буря, жребий, моряки, кит, ниневитяне, крепкий ветер, червь. Любая часть творения может исполнять предназначенную для нее Богом цель, но каждая делает это по-своему. Неживое творение делает это механически, подчиняясь естественным законам, управляющим физическим миром. Живое творение делает это инстинктивно, следуя заложенным в Него рефлексам. И только человек сознательно и по своей воле повинуется Богу, тем самым выражая прославление в наиболее полной форме.

Последующая созидательная деятельность Бога

В строгом смысле слова творение означает создание всей материальной или физической реальности, а также всех духовных существ помимо Самого Бога, во оно подразумевает также дальнейшее производство на основе созданного материала. Указание на это мы видим уже в рассказе книги Бытия: " Да произведет вода..." (Быт, 1: 20) или: " Да произведет земля..." (Быт. 1: 24). Описание создания человека показывает, что использовался определенный материал - " прах земной" (Быт. 2: 7). Ева была создана из ребра Адама (Быт. 2: 21). Всех животных полевых и всех птиц небесных Бог тоже образовал из земли (Быт. 2: 19). Вполне возможно, что сначала Бог из ничего создал просто материю, а затем уже придал форму всему из созданных Им атомов. Различные виды, произведенные позднее, были таким же Божьим делом, как и создание изначальной материи. Следовательно, если Бог действует постоянно, к Его творческим делам относится и создание генетических видов, возникших позднее, даже таких как современные сорта роз, гибридные виды зерна, скота, собак. В этих последних случаях человек выступает как партнер Бога. Учтите, однако, что человек работает с тем, что уже сотворил Бог. Следовательно, даже созданные в наши дни виды - тоже Божья работа, ибо все делается на основе созданного Им материала и генетических законов, установленных Им.

Богословский смысл учения

Обратимся теперь к рассмотрению богословского смысла учения о творении. Что же по сути утверждается им? И, для нас это не менее важно, что им отвергается?

1. Прежде всего учение о творении со всей очевидностью означает, что все, что не есть Бог, берет начало от Него. Иными словами, отвергается идея, что есть иная конечная реальность помимо Бога. Для дуализма нет места. В дуализме по определению два конечных принципа. Есть Господь, Творец, Созидатель. И есть то, что Творец использует, над чем Он работает, материал, с помощью которого Он творит. Греческие представления были в том или ином смысле дуалистическими. Типичный пример - дуализм материи и формы. Есть порядок, структура или схема всего - Формы или Идеи. И есть то, что надо привести в порядок, структурировать или организовать - материя. Процесс творения, следовательно, состоит из того, что кто-то или что-то соединяет эти две категории воедино или запечатлевает форму на материи513. Но христианское учение отстаивает иной подход. Бог работал не над тем, что уже существовало. Он создал сырье, которое затем использовал. Если бы это было не так, Бог не был бы бесконечным. Это означало бы существование чего-то, что было всегда. А работа Бога зависела бы от внутренних свойств материала, который Он использовал. Согласно же христианскому учению, Бог Сам создал этот материал и с самого начала наделил его теми свойствами, которыми хотел.

2. Изначальный акт божественного творения уникален. Он не похож на человеческие " творческие" дела по переработке и моделированию подручных материалов. Создавая произведение искусства, художник зависит от свойств используемого материала, будь то ковкость металла, характеристики красок, используемый им язык или скорость и четкость кадров в фильме. Более того, выражаемые художником мысли зависят от его предшествующего опыта. Его работа может быть либо прямым отражением личного опыта, либо выражением ранее пережитого в какой-то иной форме; подлинно новые и свежие идеи встречаются крайне редко. Даже если писатель для передачи своих идей пытается создать новый язык, его все равно связывают языковые ограничения как таковые. Бога же не связывают никакие внешние обстоятельства. Единственные Его ограничения относятся к Его собственной природе и сделанному Им выбору. Богу не нужны никакие материалы. Поэтому, в отличие от человеческих " творений", Его дела не могут расстраиваться из-за внутренних свойств используемого материала.

3. Учение о творении означает также, что не создано ничего внутренне порочного. Все исходит от Бога, и в рассказе о творении пять раз повторяется: Бог увидел, что это хорошо (Быт. 1: 10, 12, 18, 21, 25). Затем, завершив творение человека, Бог увидел все, что Он создал, и нашел, что это хорошо весьма (Быт. 1: 31). В Божьем изначальном творении не было ничего порочного.

В любой разновидности дуализма проводится внутреннее различие между высокими и низкими принципами или элементами514. Поскольку высшая сфера божественна, а низшая нет, первая мыслится как более реальная по сравнению со второй. В конечном счете это метафизическое различие начинает рассматриваться и как нравственное - высшее относится к сфере добра, а низшее к сфере зла. Такое различие проводится в позднем платонизме. Платон учил, что Идеи и Формы, невидимые понятия, более реальны. Со своей стороны, осязаемые или эмпирические предметы - лишь тени, отбрасываемые Формами. В неоплатонизме стало проводиться и нравственное различие. Материальная или видимая сфера считается порочной, а духовная или невидимая нравственной. Под влиянием неоплатонизма и других разновидностей дуализма, таких как манихейство, некоторые христиане тоже начали рассматривать материальный мир как внутренне порочный.

Если, однако, вся реальность обязана своим происхождением Богу и если все сделанное Богом было " хорошим", мы не можем считать материю внутренне и органически порочной515. Здесь встает проблема: христианство, как и всякая другая мировоззренческая система, должно считаться с присутствием зла в мире. Дуалистические теории решают этот вопрос очень просто. Коль скоро Бог благ, Он не может быть источником зла. Следовательно, все, что не есть Бог, например материя, с которой Ему пришлось работать, представляет собой прибежище зла. Но последовательный креа-ционизм не может прибегнуть к такой уловке, ибо он исходит из предпосылки, что природа не обладает таким независимым статусом. В то же время, согласно библейскому рассказу, Бог, сотворивший все, не может нести ответственность за наличие зла и греха в мире. Причем не потому, что не Он создал мир, а потому, что Он сотворил его хорошим, и даже хорошим весьма. Следовательно, зло - не результат несовершенного творения, брака в работе516. Откуда же берется зло? К этому вопросу мы вернемся в главе 19.

4. Учение о творении возлагает ответственность на человека. Он не может оправдывать свое поведение, ссылаясь на присутствие зла в материальной сфере. В материальном мире нет органического зла. Грех человека - проявление его собственной свободы. Он не может избежать ответственности за свои дела. Не может он переложить ее и на общество. Грехи конкретной личности нередко объясняются влиянием общества. Дело представляется таким образом, что человек - нравственное существо, а безнравственное общество толкает его к греху. Но человеческое общество - тоже часть Божьего творения, а оно было весьма хорошим. Поэтому представление об обществе как об источнике греха неправильно и ошибочно. Если же общество изначально было хорошим, нам следует задаться вопросом: почему оно стало таким сегодня?

5. Учение о творении удерживает от недооценки воплощения Христа. Если бы материальному миру было органически присуще зло, трудно было бы объяснить факт, что второе Лицо Троицы привяло человеческую форму, в том числе физическое тело. И действительно, были люди, исходившие из представления о порочности материи и на этом основании отрицавшие реальность физического тела Иисуса. Он просто " казался" в человеческой плоти. Их называли " докетиками" от греческого слова dokew (" казаться" ). С другой стороны, правильное понимание учения о творении - все сотворенное Богом было хорошим - позволяет нам утверждать полноту воплощения Иисуса Христа - с принятием на Себя человеческой плоти.

Учение о творении удерживает нас от аскетизма. Вера в порочность материальной природы побуждает многих, в том числе христиан, подавлять физическое тело и отказываться от любых удовольствий. Духовная сфера, будучи более божественной, представляется единственным носителем добра и праведности. Такие люди занимаются медитацией, а условиями духовности считают строгую диету и воздержание от половой, жизни. Но учение сотворении утверждает, что Бог сотворил все, и сотворил все хорошим. Все поддается искуплению. Спасение и духовность достигаются не бегством от материального мира, а освящением его.

6. Если все творение совершено Богом, между различными его частями есть сходство и связь. Я брат всем другим людям, ибо всех нас сотворил и о всех заботится Бог. Поскольку неодушевленная материя тоже исходит от Бога, я по сути един с природой, ибо мы члены одной семьи. Между нами могут; возникать конфликты, но это, скорее, семейные ссоры, а не борьба с внэшним врагом. Все творение принадлежит Богу и имеет для Него значение. Мы, люди, склонны считать себя единственными Божьими чадами, а следовательно, единственными объектами Его отеческой любви. Но Иисус ясно показал, что Бог любит все Свое творение и заботится о нем (Мф. 6: 26-30; 10: 29). Все принадлежит Ему, и все имеет для Него такое же значение, как и мы.

7. Учение о творении исключает не только любую форму дуализма, но и такой тип монизма, который рассматривает мир как эманацию Бога. Согласно учению о творении, Бог просто создает из ничего. Различные объекты и существа, составляющие творение, не исходят из Бога. По мнению же сторонников теории эманации, мы имеем дело с излиянием Божьей природы, с отделением от Него части Его сущности. При этом подразумевается, что эманация сохраняет Божественность, поэтому такие взгляды обычно ведут к пантеизму. Согласно таким представлениям, речь идет об изменении положения, а не о начале нового бытия.

Можно было бы предположить, что такой взгляд на мир как на эманацию Бога должен в значительной степени повышать представление о статусе составных его частей, коль скоро все они исходят из божественной природы. На практике же чаще всего происходит противоположное. Результатом становится принижение независимого статуса отдельных объектов или даже тезис об иллюзорности самостоятельного существования. Поскольку все объекты и существа - часть Бога, важно как можно больше сократить расстояние между ними и Богом. Индивидуальность надо свести к минимуму. Цель - соединение в одно целое. Из имен существительных с собственным статусом составные части мира превращаются в прилагательные к конечной реальности, Богу.

Христианским учением о творении из ничего все это отвергается. Составные части мира - подлинные творения, зависящие от Бога Творца. Они четко отделены от Него (они не эманация Его природы) и представляют собой конечные, зависимые творения. Грех исходит не из ограниченности и конечности, это не зло, которое надо просто отделить и ограничить. Грех исходит из неправильного использования человеком своей ограниченной свободы, из стремления быть независимым от Бога (и, следовательно, равным Ему). Далее, ограниченность не исчезает в процессе спасения. Спасение заключается не в отрицании сотворенной человечности, оно есть по сути исполнение, восстановление сотворенной человечности.

Далее, учение о творении указывает на ограничения, внутренне присущие творению. Ни одно существо или группа существ не могут быть равными Богу. Он всегда возвышается над ними как Создатель, они никогда не были и не будут Богом. Поэтому нет никакого основания для идолопоклонства - поклонения природе или человеку. Природа и человек ниже Бога, никогда не надо забывать о расстоянии между Ним и Бго творениями. Бог занимает уникальное положение, и поклоняться следует только Ему (Исх. 20: 2-3).

Громадный метафизический разрыв во вселенной мы порой представляем себе как количественный разрыв между человеком и остальным творением. На самом же деле существует громадный метафизический количественный и качественный разрыв между Богом и всем остальным517. Только Ему надо поклоняться, возносить хвалу и повиноваться. Все же остальные существа должны лишь, демонстрировать Ему эти акты повиновения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь